Вечер черные брови насопил есенин о чем

Вечер черные брови насопил есенин о чем thumbnail
  • Анализ стихотворений
  • Есенин
  • Вечер черные брови насопил

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»

Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.

В последние годы жизни поэт часто обращался в мыслях к своей возлюбленной и посвящал ей стихи. Так, в 1923 году было опубликовано произведение «Вечер черные брови насопил…». в котором сам себе задает вопрос: «Не вчера ли я молодость пропил? Не вчера ли тебя разлюбил?». Автор понимает, что вернуть прошлое уже невозможно, и испытывает чувство безысходности, так как не в состоянии ничего исправить ни в собственной, ни в чужой жизни. Лишенный каких-либо стремлений и духовных ценностей, поэт предчувствует собственную смерть, так как понимает всю бессмысленность дальнейшего существования. «Наша жизнь пронеслась без следа», — отмечает поэт, словно бы подводя итоги. Для себя он дальше видит два пути – внезапную смерть, благодаря которой он уйдет «исцеленный навек, слушать песни дождей и черемух». Другой вариант его откровенно пугает, так как поэту чудится «больничная койка», которая станет для него последним пристанищем. Такого поворота судьбы Есенин и врагу не пожелает, так как не понаслышке знает, что такое советская больница. Ему неоднократно приходилось лечиться от запоев в одной из московских клиник, поэтому меньше всего на свете он желает закончить свою жизнь на казенных простынях. Тем не менее, автор готов покориться судьбе и принять любой ее дар. Обращаясь к вершителям человеческих судеб, он просит лишь о том, чтобы его не лишили воспоминаний о возлюбленной, образ которой он до сих пор хранит в своем сердце.

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
1923

«Вечер черные брови насопил…» С.Есенин

«Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»

Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.

В последние годы жизни поэт часто обращался в мыслях к своей возлюбленной и посвящал ей стихи. Так, в 1923 году было опубликовано произведение «Вечер черные брови насопил…», в котором сам себе задает вопрос: «Не вчера ли я молодость пропил? Не вчера ли тебя разлюбил?». Автор понимает, что вернуть прошлое уже невозможно, и испытывает чувство безысходности, так как не в состоянии ничего исправить ни в собственной, ни в чужой жизни. Лишенный каких-либо стремлений и духовных ценностей, поэт предчувствует собственную смерть, так как понимает всю бессмысленность дальнейшего существования. «Наша жизнь пронеслась без следа», — отмечает поэт, словно бы подводя итоги. Для себя он дальше видит два пути – внезапную смерть, благодаря которой он уйдет «исцеленный навек, слушать песни дождей и черемух». Другой вариант его откровенно пугает, так как поэту чудится «больничная койка», которая станет для него последним пристанищем. Такого поворота судьбы Есенин и врагу не пожелает, так как не понаслышке знает, что такое советская больница. Ему неоднократно приходилось лечиться от запоев в одной из московских клиник, поэтому меньше всего на свете он желает закончить свою жизнь на казенных простынях. Тем не менее, автор готов покориться судьбе и принять любой ее дар. Обращаясь к вершителям человеческих судеб, он просит лишь о том, чтобы его не лишили воспоминаний о возлюбленной, образ которой он до сих пор хранит в своем сердце.

Вечер черные брови насопил.
Стихотворение Сергея Есенина

Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра больничная койка Упокоит меня навсегда. Может, завтра совсем по-другому Я уйду, исцеленный навек, Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет человек. Позабуду я мрачные силы, Что терзали меня, губя. Облик ласковый! Облик милый! Лишь одну не забуду тебя. Пусть я буду любить другую, Но и с нею, с любимой, с другой, Расскажу про тебя, дорогую, Что когда-то я звал дорогой. Расскажу, как текла былая Наша жизнь, что былой не была. Голова ль ты моя удалая, До чего ж ты меня довела?

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, “Детская литература”, 1969.

Другие стихи Сергея Есенина

Есенин С – Вечер черные брови насупил (чит. В. Аксенов)

Сергей Есенин
Вечер чёрные брови насопил.

Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцелённый навек,
Слушать песни дождей и черёмух,
Чем здоровый живёт человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Читайте также:  Как сделать маску для роста бровей

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима – аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Послушайте стихотворение Есенина Вечер черные брови насопил

Темы соседних сочинений

Источник

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Анализ стихотворения «Вечер черные брови насопил» Есенина

Произведение Сергея Александровича Есенина «Вечер черные брови насопил» посвящено Августе Леонидовне Миклашевской.

Стихотворение написано в 1923 году. Его автору исполнилось 28 лет, он признанный поэт, женился на американской танцовщице А. Дункан и отправился с ней в путешествие по Европе и Америке. По возвращении поэт от жены отдалился, а спустя какое-то время вновь влюбился, в артистку театра А. Миклашевскую. У нее самой была запутанная личная жизнь, подрастал сын. Как говорил сам поэт, свою историю он прожил с ней в стихах, а не в жизни. По жанру – элегия, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Лирический герой – сам автор. Уже с первой строки – метафора с олицетворением. Во второй появляется образ тройки. «Чьи-то кони»: уж не сам он куда отправляется, мчатся другие. Или ждут его, но ехать совсем не хочется. Два простых вопроса на композиционном стыке строки: молодость пропил, тебя разлюбил. И случилось это не сегодня, а еще «вчера». Во 2 строфе почти пушкинский мотив «Телеги жизни». Время действительно гонит лошадей. Тема болезни особенно часто появляется в поздней лирике С. Есенина. Он чувствует, что с тройки пришла пора пересаживаться на «больничную койку». Третья строфа оборачивается гимном надежды: я уйду, исцеленный навек. Прошлое безнадежно и герой сомневается, что можно исправить ошибки. Однако «завтра» наверняка сделает его «здоровым». «Может» становится рефреном, анафорой, почти заклинанием. «Песни дождей и черемух»: оригинальная, чисто есенинская метафора. Он хотел бы спастись от терзающих его «мрачных сил», страстей, привычек, окружения. Умоляющее обращение с повтором: облик ласковый! Облик милый! Поэт обещает, что, хотя пути их разошлись, едва сойдясь, он не забудет ее доброту, терпение, подобие семейного очага, которое ненадолго обрел. Откровенно герой признается, что полюбит – или уже любит – еще, опять. Он уверен, что «другая» захочет понять его нежелание забывать, расставаться душой. Тем более, существует цикл стихов, где запечатлена их история. Лексическими повторами он старается передать непередаваемое, ускользающее (вся 5 строфа) и часть последней: былая, былой не была… И невеселое обращение к себе самому: голова удалая. Финальная строка перекликается с общемировым воплем людей, и причастных искусству, и нет: до чего ж ты меня довела? «Насопил»: в значении насупил, нахмурился. Эпитеты: запоздалая, мрачные, ласковый.

С. Есенин посвятил А. Миклашевской ряд стихотворений. «Вечер черные брови насопил» он читал ей лично в одну из последних встреч.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Мир таинственный
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Матушка в купальницу по лесу ходила

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — Вечер черные брови насопил на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Pishi-stihi.ru »
Сергей Есенин

* * *

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Сборник «Москва кабацкая», цикл «Любовь хулигана», 1923 г.

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»

Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.

Читайте также:  Посоветуйте как лучше сделать брови

В последние годы жизни поэт часто обращался в мыслях к своей возлюбленной и посвящал ей стихи. Так, в 1923 году было опубликовано произведение «Вечер черные брови насопил…», в котором сам себе задает вопрос: «Не вчера ли я молодость пропил? Не вчера ли тебя разлюбил?». Автор понимает, что вернуть прошлое уже невозможно, и испытывает чувство безысходности, так как не в состоянии ничего исправить ни в собственной, ни в чужой жизни. Лишенный каких-либо стремлений и духовных ценностей, поэт предчувствует собственную смерть, так как понимает всю бессмысленность дальнейшего существования. «Наша жизнь пронеслась без следа», – отмечает поэт, словно бы подводя итоги. Для себя он дальше видит два пути – внезапную смерть, благодаря которой он уйдет «исцеленный навек, слушать песни дождей и черемух». Другой вариант его откровенно пугает, так как поэту чудится «больничная койка», которая станет для него последним пристанищем. Такого поворота судьбы Есенин и врагу не пожелает, так как не понаслышке знает, что такое советская больница. Ему неоднократно приходилось лечиться от запоев в одной из московских клиник, поэтому меньше всего на свете он желает закончить свою жизнь на казенных простынях. Тем не менее, автор готов покориться судьбе и принять любой ее дар. Обращаясь к вершителям человеческих судеб, он просит лишь о том, чтобы его не лишили воспоминаний о возлюбленной, образ которой он до сих пор хранит в своем сердце.

Источник

«Заметался пожар голубой…»

(с. 187).— Кр. нива, 1923, №41, 14 октября, с.19; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Черновой набросок и беловой автограф — оба РГАЛИ, без даты. На беловом автографе редакционные пометы: «В набор. В №39. Боргес. Исходящий №1307. 22/IX — 23г. Входящий №353а. 22/IX — 23г., 52 стр.». На автографе «Ты такая ж простая, как все…» (РГАЛИ, ф. Н.С.Ашукина), который является парным

(т.е. выполненным одновременно и с единой целью) к данному, помет нет. Смысл помет: рукопись объемом в 52 строки поступила в редакцию Кр. нивы 22 сентября 1923г., намечена к публикации в №39. Боргес (типографский термин) — тип шрифта. №39 Кр. нивы вышел 30 сентября, в нем стихи не появились, они были отложены и напечатаны в №41.

В автографе — заголовок «Любовь хулигана» и посвящение «Августе Миклашевской», которые в равной мере относятся и ко второму стихотворению. В Кр. ниве оба стихотворения появились без заголовка и посвящения.

Цикл «Любовь хулигана» был сформирован поэтом в М.каб., где в него были включены: «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил…». Напечатан с общим посвящением «Августе Миклашевской». В том же составе и в том же порядке, но без посвящения повторен в Ст24. Общий заголовок цикла снят при подготовке Собр. ст., но порядок стихов сохранен.

Все стихи цикла, кроме заключительного, в наб. экз. не датированы. Последнее стихотворение «Вечер черные брови насопил…» помечено 1923г. Также не имеют дат почти все автографы отдельных стихов. В Собр. ст. все стихи датированы 1923г. Они действительно были созданы с августа по декабрь 1923г., что выясняется из истории взаимоотношений поэта с адресатом цикла. Это подтверждается и историей публикации отдельных стихов. Вместе с тем с полной уверенностью судить о последовательности написания каждого из стихотворений цикла трудно. Нет оснований для того, чтобы рассматривать порядок их расположения в цикле как хронологию их написания.

В наст. изд. все стихи цикла датируются 1923г. по Собр. ст., за исключением «Дорогая, сядем рядом…», которое датируется по рукописи.

С Августой Леонидовной Миклашевской (1891—1977) Есенин познакомился вскоре после своего возвращения из зарубежной поездки в августе 1923г. Она была известной московской актрисой, с 1915г. выступала на сцене Камерного театра, была занята в ведущих партиях: Сакунтала (в очередь с А.Г.Коонен), заглавная роль в «Принцессе Брамбилле», Арикия в «Федре» и др. В феврале 1923г. Камерный театр отправился в длительную гастрольную поездку за рубеж. А.Л.Миклашевская осталась в Москве, поскольку ей некому было поручить своего пятилетнего сына. Во время знакомства с Есениным она уже не была актрисой Камерного театра, выступала на эстраде, играла в кабаре «Не рыдай», в театре «Острые углы» и т.п. После возвращения Камерного театра она осталась вне его, играла на различных московских и провинциальных сценах и вернулась в Камерный театр только в 1943г.

Период частых встреч с Есениным был недолгим: с августа до декабря 1923г. Она подробно рассказала о них в воспоминаниях (см. Восп., 2, 83—92). В этот период Есенин намеревался выпустить посвященную ей книгу (она названа в проспекте предполагаемых изданий в макете сб. «Москва кабацкая» — РГАЛИ). Сохранился экз. М.каб. с авторской дарственной надписью А.Л.Миклашевской.

Многие стихотворения цикла стали известны еще до своего появления в печати. В частности, как вспоминал Р.М.Акульшин, «Заметался пожар голубой…» Есенин читал на вечере 1 октября 1923г. в Высшем литературно-художественном

институте (см. газ. «Новое русское слово», Нью-Йорк, 1949, 30 января, №13428).

Цикл был высоко оценен критикой. А.З.Лежнев, отметив два основных лейтмотива в стихах Есенина: сожаление о погубленной молодости и тоску по деревне, по дому, по детству,— писал: «В „Любви хулигана“ эти два мотива сплетаются с третьим: эротическим; в результате получаются вещи совершенно необычной — даже для Есенина — нежности и задушевности. Эти первые любовные стихотворения Есенина нельзя даже назвать «эротическими»,— так мало в них эроса. Здесь гораздо больше грусти, элегических излияний, чем страсти» (ПиР, 1925, №1, с.130). Совпал в оценке критик совсем другой ориентации, И.М.Машбиц-Веров: «О любви Есенин „поет“ почти впервые. И следует признать, что 7 стихотворений этого цикла представляют большую художественную ценность. Как всегда, они совершенно искренни и дают на фоне общей усталости поэта и уходящего озорства — правдивую, почти биографическую историю любви от первых до последних дней: „Разлюбил ли тебя не вчера…“. Любовь Есенина удивительно нежная. Даже моменты чувственности, те моменты, где, например, Маяковский бывает „от мяса бешеный“ — у Есенина получаются необыкновенно тихими, кроткими:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Несмотря, однако, на этот основной нежный и тихий характер любви, Есенин назвал эту любовь „Любовью хулигана“. Но это, конечно, не больше, чем повторение

юношеского желания во что бы то ни стало казаться хулиганом» (журн. «Октябрь», М., 1925, №2, февраль, с.143—144).

«Ты такая ж простая, как все…»

(с. 189).— Кр. нива, 1923, №41, 14 октября, с.19; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Беловой автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Заметался пожар голубой…», о его датировке см. прим. к данному стихотворению, его факсимильное воспроизведение — Кр. нива, 1926, №2, 10 января, с.10. Еще один беловой автограф — РГБ, также без даты.

«Пускай ты выпита другим…»

(с. 191).— Кр. новь, 1923, №7, декабрь, с.127; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

В Кр. нови опубликовано вместе с «Дорогая, сядем рядом…» под общим заглавием «Любовь хулигана» и общим посвящением «Августе Миклашевской».

Читайте также:  Л этуаль фиксирующий карандаш для бровей fatal fix

«Дорогая, сядем рядом…»

(с. 193).— Кр. новь, 1923, №7, декабрь, с.128; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.) с исправлением в ст. 5 по первой публикации и Ст24 («осенье» вместо «осеннее»).

Черновой автограф — находился в собрании К.Л.Зелинского, местонахождение в наст. вр. неизвестно, с авторской датой 9 октября 1923г., которая принята в наст. изд.

«Мне грустно на тебя смотреть…»

(с. 195).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №2, с.49; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты.

В «Русском современнике» вместе с «Ты прохладой меня не мучай…» под общим заглавием «Любовь хулигана», без посвящения.

Рецензируя номер журнала, где появились стихи Есенина, А.З.Лежнев писал: «У Есенина — элегические настроения и прозрачный, приближающийся к пушкинскому стих, отличающий последнюю фазу его творчества. Но поэт начинает уже повторять себя, что естественно при небольшом диапазоне переживаний, образующих содержание его лирики последнего времени» (ПиР, 1924, №6, ноябрь-декабрь, с.128). Появление стихов Есенина в «Русском современнике» вызвало резкий выпад «Октября». Редакция заявила: «Мы поставим ему, как и всякому попутчику, определенное условие: или печататься в советских или в буржуазных («Русский современник», «Россия» и т.д.) журналах. Такого двурушничества, какое допускал тов. Воронский, мы допустить не можем, и уж дело попутчиков выбрать, где им лучше» (журн. «Октябрь», М., 1924, №4, ноябрь-декабрь, с.185).

«Ты прохладой меня не мучай…»

(с. 197).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №2, с.50; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Вечер черные брови насопил…» с общим посвящением «Августе Миклашевской».

Судя по характеру автографа (общее посвящение, перед стихотворениями — порядковые номера 1 и 2, подпись тоже общая, после второго стихотворения), он готовился для публикации. В какую редакцию намеревался передать или передавал его автор — неизвестно. В печати

стихотворения разделились, одно появилось в «Русском современнике», другое — в Кр. нови.

«Вечер черные брови насопил…»

(с. 199).— Кр. новь, 1924, №1, январь-февраль, с.120; М.каб.; Ст24.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Ты прохладой меня не мучай…» (его факсимильное воспроизведение — Собр. ст., 3, между с.128 и 129). Автограф ст. 1—8 — ГЛМ, без даты, в принадлежавшей Есенину тетради, куда вклеивались посвященные ему статьи и рецензии. В наб. экз. и Собр. ст. с пометой — Больница на Полянке. «Больницей на Полянке» Есенин называл Профилакторий им. Шумской (оздоровительное заведение, где пациенты, как указывалось в справочнике, «получают нужные виды лечения и гигиенические навыки для оздоровления своей домашней жизни»). Он лег в этот профилакторий (Москва, Б.Полянка, 52), как сообщила Г.А.Бениславская, 17 декабря 1923г. Датируется по Собр. ст.

«Мы теперь уходим понемногу…»

(с. 201).— Кр. новь, 1924, №4, июнь-июль, с.128; Ст24.

Печатается по наб. экз. (машинописный список).

Черновой автограф — РГАЛИ, без даты. В наб. экз. не датировано. В Собр. ст.— 1924.

В рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», в Кр. нови и Ст24 — «Памяти Ширяевца».

Александр Васильевич Ширяевец (наст. фам. Абрамов; 1887—1924) — поэт. «…Я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения»,— писал ему Есенин еще 21 января 1915г., и с той поры его дружеское расположение оставалось неизменным. Хотя Есенин с тех

лет считал А.В.Ширяевца участником, как он писал, «нашего народнического движения», их личное знакомство состоялось лишь в 1921г., в Ташкенте. После переезда А.В.Ширяевца в Москву в 1922г. и возвращения Есенина из зарубежной поездки их встречи стали более частыми, но в ближайшее окружение Есенина он не вошел. За месяц с небольшим до смерти, 4 апреля 1924г., А.В.Ширяевец писал одному из своих друзей: «Дня три тому назад на Арбате столкнулся с Есениным. Пошли, конечно, в пивную, слушали гармонистов и отдавались лирическим излияниям. Жизнерадостен, как всегда, хочет на лето ехать в деревню, написал много новых вещей» (Gordon McVay. «Ten Letters of A. V. Shiryaevets» — «Oxford Slavonic Papers». New series. V. XXI. Oxford, 1988, p. 168). А.В.Ширяевец умер 15 мая 1924г. в Старо-Екатерининской больнице в Москве от менингита. Болезнь была скоротечной, его внезапная кончина потрясла Есенина. Он тяжело переживал утрату, не верил в болезнь, считал даже, что А.В.Ширяевец отравился, участвовал в организации похорон, выступал на поминках. Вместе с П.В.Орешиным и С.А.Клычковым вошел в состав «душеприказчиков по литнаследству» поэта.

А.М.Марченко высказала предположение, что стихотворение Есенина — «это еще и вариация на заданную Ширяевцем тему:

Пусть свалюсь в кладбищенскую яму,
К берегам безвестным уплыву…»

(Марченко А., «Поэтический мир Есенина», М., 1972, с. 224—226). В.Т.Кириллов, со своей стороны, сблизил стихотворение Есенина со своим «Мои похороны». Он же сообщил, что однажды «Есенин прочитал два

варианта стихотворения на смерть Ширяевца» (Восп., 1, 274). В рукописи зафиксирован только один, окончательный вариант произведения, другие редакции его неизвестны.

Пушкину

(с. 203).— Бак. раб., 1924, 25 сентября, №217; Ст24.

Печатается по наб. экз. (машинописный список).

Беловой автограф — ИМЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. В сб. «Пушкинский альманах», М., 1926 опубликовано с датой 26 мая 1924г. Что явилось основанием этой датировки, не указано. «Пушкинский альманах» был выпущен к вечеру, посвященному столетней годовщине выхода в свет первого сборника стихотворений А.С.Пушкина. Вечер состоялся 12 апреля 1926г. в Бетховенском зале Большого театра. Альманах был издан под маркой Русского общества друзей книги, в нем приняли участие М.А.Цявловский, Л.П.Гроссман, В.В.Вересаев. Стихотворение Есенина напечатано в подборке «Поэты наших дней — Пушкину», где, кроме Есенина, представлены А.А.Ахматова («Смуглый отрок бродил по аллеям…»), А.А.Блок («Пушкинскому Дому»), М.А.Кузмин («Пушкин»). Авторитетность издателей альманаха, их текстологический опыт дают уверенность, что дата в публикации основана на документальных источниках. Хотя не исключено, что это своеобразная игра поэта: 26 мая — дата рождения А.С.Пушкина по старому стилю. Вместе с тем показательно, что стихотворение А.А.Блока также было напечатано с датой (5 февраля 1921г.), восходящей к черновым рукописям поэта.

Пушкинский юбилей (125-летие со дня рождения) отмечался широко, был горячо воспринят и поддержан значительной частью критики и читателями. В этом был своеобразный

ответ на те нигилистические и разрушительные идеи и действия, которые так трагически сказались на развитии русской культуры. Вопрос об отношении к А.С.Пушкину вновь стал одним из вопросов, порождавших самые разные точки зрения и позиции литературных группировок и объединений. Именно с событиями пушкинского юбилея связана острая литературная пикировка между Есениным и В.В.Маяковским в сентябре 1924г., которая отразилась в «Юбилейном» и в «На Кавказе».

Есенин читал стихотворение на юбилейном митинге 6 июня 1924г. у памятника Пушкину. «После приветственной речи П.Н.Сакулина и возложения венка к подножию памятника перед Пушкиным выступили ново-крестьянские поэты С.Есенин, П.Орешин, пролетарский поэт В.Казин, поэты Сергей Городецкий и Зенкевич» (журн. «Современник», М., 1925, №1, январь, с.69).

«…После скандалов и озорства он обращается к Пушкину,— писал о Есенине М.Л.Слоним,— и пред его бронзовой статуей стоит, как пред причастьем. Отравленный „горькою отравой“, кабаками и хулиганской позой, усталый от непутевой жизни — пытается возвратиться он в дом, в „простоту, чистоту и пустоту“» (журн. «Воля России», Прага, 1925, №12, декабрь, с.159).

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

(с. 205).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №3, с.75; Бак. раб., 1924, 26 сентября, №218; Перс. мот.

Печатается по наб. экз. (машинописный список с авторской правкой).

Черновой автограф — РГАЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. Датируется по первой публикации.

Сукин сын

(с. 207).— Бак. раб., 1924, 23 сентября, №215; журн. «Новый мир», М., 1925, №3, март, с.79; Перс. мот.

Печатается по наб. экз. (машинописный список с авторской правкой).

Автограф неизвестен. Факсимиле фрагмента автографа (ст. 33—36) без подписи и даты — «Красная газета», веч. вып., Л., 1925, 31 декабря, №316. В альбоме П.Н.Медведева (РНБ) — авторизованный список, выполненный В.И.Эрлихом с подписью автора, с датой 31 июля 1924г. В наб. экз. и Собр. ст.— без даты. Датируется по авторизованному списку.

Источник