У старушки были добрые глаза добрый рот и добрые брови

У старушки были добрые глаза добрый рот и добрые брови thumbnail

Глава 2

Трусливый мальчишка

Мама открыла дверь и через тёмную переднюю провела Детского Доктора в ярко освещённую комнату.

Комнату заливало солнце.

Но как будто этого было мало. Под потолком горела большая люстра. На тумбочке стояла зажжённая настольная лампа. А на столе лежал зажжённый электрический фонарик.

– Петенька мой! – тихо и ласково сказала мама. – Это я пришла! Где ты? – Под кроватью кто-то зашевелился. Можно было подумать, что там лежит большая змея.

– Петенька! – опять тихо и ласково сказала мама. – Я здесь. Я не дам тебя никому в обиду. Вылезай, пожалуйста!

Из-под кровати показалась голова мальчишки.

Детский Доктор посмотрел на Петьку и улыбнулся.

Он терпеть не мог лечить мальчишек и девчонок, которые ему не нравились. А Петька ему сразу понравился.

То есть, конечно, не весь Петька, а только Петькина голова. Весь Петька был ещё под кроватью.

Но у Петьки был хороший подбородок, симпатичные уши, торчавшие в разные стороны, а на носу были четыре замечательные веснушки.

– Вылезай, вылезай, – сказал Детский Доктор, радуясь, что Петька ему понравился. – Под кроватью темно, вылезай на солнышко.

Петька на животе осторожно вылез из-под кровати. Теперь он был похож не на змею, а на большую ящерицу без хвоста.

– Ну вставай, вставай, чего на полу лежать-то! – сказал Детский Доктор. – По полу, знаешь, иногда мыши ходят.

– Встань, Петенька, не бойся! – тихо и терпеливо сказала мама.

Петька встал. Теперь он был похож не на ящерицу, а просто на хорошего мальчишку.

Детский Доктор обошёл вокруг Петьки, глядя на него своими опытными глазами.

– А ну-ка, согни руку, я посмотрю, какие у тебя мускулы!

Петька посмотрел на маму жалкими глазами и согнул в локте дрожащую руку.

– Совсем не так плохо! Совсем не так плохо! – довольным голосом сказал Детский Доктор. – А ну-ка, теперь подпрыгни!

Но вместо того чтобы подпрыгнуть, Петька обеими руками вцепился в спинку стула. Петька так в него вцепился, что его пальцы побелели, как отмороженные.

– Ну подпрыгни, сыночек! – тихо сказала мама. – Ну пожалуйста. Это надо для лечения…

Петька с упрёком посмотрел на маму и подпрыгнул.

По правде говоря, когда он подпрыгнул, между его подошвами и полом с трудом можно было просунуть мизинец маленького ребёнка.

– Отлично, отлично! – сказал Детский Доктор и сел за стол. – Случай, конечно, запущенный, но не тяжёлый. Сто граммов конфет «Настоящей храбрости» – и он будет здоров. Вот увидите: он сейчас съест одну конфетку и пойдёт гулять во двор.

И тут глаза мамы, которые умели сиять, наконец засияли.

«Да, да, я не ошибся, – подумал Детский Доктор, – они могут сиять, её глаза…»

– Неужели это правда? – сказала мама и засмеялась от счастья. – Ну тогда я пойду на работу, а то я уже совсем опаздываю. Мне и так придётся бежать всю дорогу. Я только попрошу соседку, чтобы она посидела с Петенькой, и пойду.

– Никаких соседок! Никаких соседок! – строго сказал Детский Доктор. – Я категорически против соседок. Это может только повредить. Я сам прослежу, чтобы ваш сын как следует разжевал конфету «Настоящей храбрости» и проглотил её. И всё будет в порядке.

– Мамочка! – прошептал Петька.

– Не бойся, сыночек, надо слушаться доктора.

– Не уходи! – всхлипнул Петька.

– Но ты же слышал, что сказал Доктор. Всё будет хорошо!

И с этими словами эта хорошая мама крепко поцеловала сына, крепко пожала руку Детскому Доктору и ушла.

Она ушла очень счастливая, и глаза её сияли.

А Детский Доктор взял жёлтый чемоданчик и поставил его на стол.

Потом он потянул замки большими пальцами в разные стороны. Замки громко щёлкнули, и чемодан открылся.

И вдруг Детский Доктор громко вскрикнул и уставился в открытый чемоданчик с таким видом, как будто он уставился в открытую пасть крокодила.

Потом он схватился руками за волосы и замер с открытым ртом. Потом он закрыл рот, опустил руки, схватил чемоданчик и вывалил всё его содержимое на стол.

На стол тяжело упала толстая серая книга и металлический щиток с тёмным стеклом посредине. На книге большими буквами было написано «Верхолаз-электросварщик».

– Чемодан… – прошептал Детский Доктор белыми дрожащими губами. – Это не мой чемодан…

Петька хрипло заревел от страха.

Детский Доктор посмотрел на Петьку отсутствующими глазами.

– Это чемодан того храброго молодого человека, – простонал он. – Ну конечно, я не взял свой чемодан, а взял не свой чемодан. То есть я хочу сказать, что он взял мой чемодан, а не взял свой чемодан. А в моём чемодане лежат конфеты «Настоящей храбрости»… О-о-о…

Детский Доктор снова застонал таким ужасным голосом, как будто у него заболели сразу все зубы.

– Эти конфеты может есть только трус. А этот храбрый молодой человек и так слишком храбрый. Если он съест хоть одну конфету, он станет чересчур храбрым, и тогда… Нет, нет, его надо скорее найти! Вот тут на книжке написано: Валентин Ведёркин. Я должен бежать! – закричал Детский Доктор, поворачиваясь к Петьке. – А ты подожди тут маму!

Но Петька всей тяжестью повис на рукаве Детского Доктора. Слёзы заливали всё его лицо и, как серьги, болтались на оттопыренных ушах. Рукав затрещал. Ещё немного, и Детский Доктор отправился бы на поиски Валентина Ведёркина в пиджаке с одним рукавом.

– Я один не останусь! Я боюсь! – рыдал Петька.

– Тогда пойдём со мной!

– И с вами не пойду! Я боюсь!

– А чего ты больше боишься: оставаться здесь или идти со мной?

– Одинаково!

– Выбирай!

– Боюсь выбирать!

– Ну, решай, скорее!

– Боюсь решать!

– Ну, скорее!

– Боюсь скорее!

– Ну хочешь, я отведу тебя к соседке? Как её зовут?

– Тётя Катя.

– Где она живёт?

– Не знаю.

– Ну, в какой квартире?

– Не знаю.

– Ну, пойдём её поищем!

– Боюсь искать!..

– Так мы с тобой до вечера проговорим! – закричал Доктор, бросаясь к двери. – А я больше не могу ждать!..

Читайте также:  Как придать форму бровям с картинками

Глава 3

Валентин Ведёркин и его бабушка

Валентин Ведёркин стоял посреди комнаты и смотрел на потолок. Он был уже не в синем комбинезоне, а в красивом костюме.

Рядом с ним стояла его бабушка Анна Петровна и тоже смотрела на потолок.

Две пары голубых глаз смотрели на потолок.

На потолке было жёлтое пятно. Оно было совсем ни к чему на этом белом потолке в этой новой комнате.

– Течёт, – вздохнула Анна Петровна. – Ночью дождик был, и опять протекло.

Анна Петровна была маленькая старушка с тихим, добрым лицом. У неё были добрые глаза, добрый рот и добрые брови. Даже нос и щёки у неё были добрые.

– Ты бы с управдомом поговорила, бабушка! – с досадой сказал Валентин Ведёркин.

Анна Петровна подняла на него кроткие голубые глаза.

– Я бы с ним поговорила, да вот он со мной говорить не хочет, – с огорчением сказала она. – Вон он, на лавочке сидит…

– Давай я с ним поговорю!

– Что ты, что ты, Валечка! Ты человек горячий! – испугалась Анна Петровна. – И голос у тебя такой, слишком громкий. Ещё соседа нашего побеспокоишь. Я вот чай пью, так сахар в чашке не размешиваю. Боюсь, ложечкой звякну – потревожу его. Может, он сейчас отдыхает. Может, ему сегодня лететь… Ты иди, иди, милый, а то в кино опоздаешь…

Анна Петровна проводила внука в переднюю и закрыла за ним дверь.

Источник

Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе

Имя прилагательное

На этом уроке вы понаблюдаете за изменением имён прилагательных по числам. Узнаете способ решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных во множественном числе. Откроете тайну вариантов окончаний имён прилагательных.

Леонид Яхнин написал такие строки:

Синее небо, синие тени,

Синие реки сбросили лёд.

Синий подснежник, житель весенний,

На синей проталинке смело растёт.

Синее – синие. Тема урока: «Изменение имён прилагательных по числам».

Тени какие? синие, реки какие? синие.

У имени существительного во множественном числе команда всегда одна – какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе.

Допиши в словах окончания. Как будешь действовать? Что впишешь в скобки?

У старушки были (какие?) добр… глаза, (……) добр… рот и (…..) добр….брови. Даже нос и щёки у неё были (….) добр…. Всё лицо её было (какое?) добр…. (По С. Прокофьевой)

В скобки впишем вопрос, который зададим от имени существительного к имени прилагательному. По вопросу определим окончание у имени прилагательного.

У старушки были (какие?) добрые  глаза, (какой?) добрый  рот и (какие?) добрые брови. Даже нос и щёки у неё были (какие?) добрые. Всё лицо её было (какое?) доброе (По С. Прокофьевой)

Продолжим наблюдения. Ещё раз впишем окончания и сделаем вывод: в каком числе у имён существительных род можно и не выяснять? Какой бы он ни был, окончания у имён прилагательных будут одинаковые!

лицо (оно, ср.р.) какое? доброе  – лица какие? добрые

глаз (он, м.р.) какой? добрый – глаза какие? добрые

щека (она, ж.р.) какая? добрая – щёки какие? добрые

У имён прилагательных в единственном числе окончания разные, можно определить род по роду имени существительного, с которым оно связано. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

В вопросах-командах от имени существительного к имени прилагательному окончания ударные, поэтому они подсказывают буквы безударным окончаниям имён прилагательных.

м.р. какόй? – -ый или ий;

ж.р. какáя? – -ая или яя;

ср.р. какόе? – -ое или ее
Мн.ч. какѝе? – -ые или ие

Узнаем окончание  имени прилагательного по вопросу к нему.

Какую птицу называют  касаткой? 

Прозвали её так потому, что хвост у нее похож на две длин… черн… косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко  беленьк…, будто она в белый фартучек нарядилась. (Г. Скребицкий)

Косицы какие? длинные, чёрные, окончание –ые.

Грудь и брюшко какие? беленькие, окончание –ие.

Какую птицу называют  касаткой? 

Прозвали её  так потому, что хвост у нее похож на две длинные черные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко  беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.

(Г. Скребицкий)

Деревенскую ласточку называют ещё касаткой. (см. Рис. 1.)

 

Рис. 1. Ласточка-касатка (Источник)

Откроем тайну вариантов окончаний –ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа – это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные – значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л, н, т.

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н‘, к.

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие, зелёные, а зимою в бочке солёные. (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки – красней,

А груши поздние – вкусней.  (Осень) (И. Кульская)

Свежие, большие, зелёные, солёные – основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание –ие.

Поздние – основа оканчивается на мягкий согласный, окончание –ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц  … , …. , …., ….. По форме они…. : одни – …, другие – …. с кисточками на крыльях, третьи – …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый,  сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Читайте также:  Почему цвет волос и бровей разные

Райские птицы.

Перья  птиц (какие?) жёлтые, оранжевые, зелёные, чёрные. По форме они (какие?) необычные: одни – широкие, другие – узкие с кисточками на крыльях, третьи – пушистые. Ноги (какие?) сильные и цепкие, ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы – близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные?

хлеб

масло

молоко

повидло

шоколад

вермишель

апельсин

кабачок

конфеты

огурец

пирог

салат

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные  хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель  имеют форму единственного числа.

Решите  орфографические задачи  в окончаниях имён прилагательных.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди – потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи  устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники  несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты.  (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Матрёшка.

Матрёшка – это (деревянный) кукла. ( Русский)  мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка – (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка – лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист…  рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя  (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна – какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник). 
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник).  

Рекомендованное домашнее задание

  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив – …

Дружная семья – …

Дружное звено – …

Городской парк – …

Городская площадь – …

Городское здание – …

  • Решите  орфографические задачи  в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

(А. Гайдар)

Источник

— Эти конфеты может есть только трус. А этот храбрый молодой человек и так слишком храбрый. Если он съест хоть одну конфету, он станет чересчур храбрым, и тогда… Нет, нет, его надо скорее найти! Вот тут на книжке написано: Валентин Ведёркин. Я должен бежать! — закричал Детский Доктор, поворачиваясь к Петьке. — А ты подожди тут маму!

Но Петька всей тяжестью повис на рукаве Детского Доктора. Слёзы заливали всё его лицо и, как серьги, болтались на оттопыренных ушах. Рукав затрещал. Ещё немного, и Детский Доктор отправился бы на поиски Валентина Ведёркина в пиджаке с одним рукавом.

— Я один не останусь! Я боюсь! — рыдал Петька.

— Тогда пойдём со мной!

— И с вами не пойду! Я боюсь!

— А чего ты больше боишься: оставаться здесь или идти со мной?

— Одинаково!

— Выбирай!

— Боюсь выбирать!

— Ну, решай, скорее!

— Боюсь решать!

— Ну, скорее!

— Боюсь скорее!

Читайте также:  Как нарисовать брови самой дома

— Ну хочешь, я отведу тебя к соседке? Как её зовут?

— Тётя Катя.

— Где она живёт?

— Не знаю.

— Ну, в какой квартире?

— Не знаю.

— Ну, пойдём её поищем!

— Боюсь искать!..

— Так мы с тобой до вечера проговорим! — закричал Доктор, бросаясь к двери. — А я больше не могу ждать!..

Глава 3. ВАЛЕНТИН ВЕДЁРКИН И ЕГО БАБУШКА

Валентин Ведёркин стоял посреди комнаты и смотрел на потолок. Он был уже не в синем комбинезоне, а в красивом костюме.

Рядом с ним стояла его бабушка Анна Петровна и тоже смотрела на потолок.

Две пары голубых глаз смотрели на потолок.

На потолке было жёлтое пятно. Оно было совсем ни к чему на этом белом потолке в этой новой комнате.

Приключения жёлтого чемоданчика. На старом чердаке

— Течёт, — вздохнула Анна Петровна. — Ночью дождик был, и опять протекло.

Анна Петровна была маленькая старушка с тихим, добрым лицом. У неё были добрые глаза, добрый рот и добрые брови. Даже нос и щёки у неё были добрые.

— Ты бы с управдомом поговорила, бабушка! — с досадой сказал Валентин Ведёркин.

Анна Петровна подняла на него кроткие голубые глаза.

— Я бы с ним поговорила, да вот он со мной говорить не хочет, — с огорчением сказала она. — Вон он, на лавочке сидит…

— Давай я с ним поговорю!

— Что ты, что ты, Валечка! Ты человек горячий! — испугалась Анна Петровна. — И голос у тебя такой, слишком громкий. Ещё соседа нашего побеспокоишь. Я вот чай пью, так сахар в чашке не размешиваю. Боюсь, ложечкой звякну — потревожу его. Может, он сейчас отдыхает. Может, ему сегодня лететь… Ты иди, иди, милый, а то в кино опоздаешь…

Анна Петровна проводила внука в переднюю и закрыла за ним дверь.

«Надо же, какой отчаянный! — подумала она, на цыпочках возвращаясь в комнату. — Даже управдома не боится».

Анна Петровна села на стул и стала смотреть на жёлтое пятно.

Она смотрела на него и смотрела, как будто это пятно могло прибавить ей силы для разговора с управдомом.

Наконец она подошла к окну.

Управдом сидел на скамейке, смотрел на клумбу и о чём-то думал. У него было красное лицо и красная шея. Посреди красного лица торчал не очень красивый нос, похожий на большую грушу.

Анна Петровна долго откашливалась и даже сама себе улыбалась от смущения, а потом робко крикнула:

— Пожалуйста, будьте так любезны… Я вас очень прошу…

Домоуправ поднял голову и что-то зарычал. Анна Петровна поскорее ушла с балкона, хотя балкон был на пятом этаже.

«Ну что ж, пятно — это только пятно… Не упадёт же оно мне на голову, — подумала она. — Правда, вот осенью, когда пойдут дожди…»

Анна Петровна вздохнула и принялась за уборку. Она повесила в шкаф синий комбинезон. Потом она открыла жёлтый чемоданчик. Она всегда в нём тоже наводила порядок.

«Конфеты! — умилилась она, заглянув в небольшой бумажный кулёк. — Ну совсем ещё дитя, совсем дитя! Не может без сладенького. А конфеты какие-то интересные. Никогда таких и не видала… Надо попробовать…»

И тут эта милая, добрая старушка развернула конфетку и сунула её в рот. Конфета была приятная, немного мятная, немного сладкая, а немного какая-то не поймёшь какая. После неё во рту стало прохладно и даже весело.

«Очень хорошие конфеты! — решила Анна Петровна и съела ещё одну. — Даже лучше „Мишки“. И недорогие, наверное. Только вот надо мне будет с управдомом ещё раз поговорить, и посерьёзнее…»

Вторая конфета ей показалась вкуснее, чем первая, и она съела ещё одну конфету.

— И правда, какое безобразие, — сама себе сказала Анна Петровна. — На скамейке сидеть у него всегда времени хватает, а вот о жильцах подумать — на это времени у него нет. Ну, я до этого управдома ещё доберусь!

В коридоре послышались шаги.

Анна Петровна подскочила к двери, распахнула её и втащила в комнату высокого лётчика.

У лётчика было очень смелое лицо. У него были смелые глаза, высокий, смелый лоб и твёрдые, смелые губы.

Наверное, он ни разу в жизни ничего не пугался. Но сейчас он смотрел на Анну Петровну с изумлением и даже некоторым страхом.

— А ну-ка голубчик, сейчас же садись пить чай! — закричала Анна Петровна и стукнула кулаком по столу. (Старенький стол испуганно покачнулся. За всю его долгую жизнь в этой семье по нему никто не стучал кулаком.) — Как это так получилось, что мы живём в одной квартире, а я тебя, голубчик, ещё ни разу не напоила чаем?

— Спасибо, Анна Петровна, — растерянно сказал лётчик. — Я только что…

— Тогда хоть конфеты эти возьми, горе моё! — продолжала кричать Анна Петровна. — Знаю я вас!.. Небось в воздухе захочется сладенького! Вот и скушаешь!..

И с этими словами Анна Петровна высыпала весь кулёк конфет в карман лётчику.

— Ну, а как твоя грустная дочка Тома? Ещё ни разу не улыбнулась? Надо будет ей тоже купить конфет!

Смелое лицо лётчика потемнело. Наверное, когда его самолёт шёл в сплошных грозовых тучах, у него было такое лицо.

— Спасибо вам, Анна Петровна, но здесь конфетами не поможешь, — тихо сказал лётчик, и его смелые губы дрогнули. — Тома перестала улыбаться с тех пор, как заболела её мама. Вы знаете, её мама две недели была тяжело больна. Сейчас она здорова. Но Тома с тех пор никак не может улыбнуться. Она разучилась. Я обратился к самому лучшему Детскому Доктору в нашем районе… Может быть, он заставит её улыбнуться…

Источник