Средние века не было макияжа

Средние века не было макияжа thumbnail

Потребление косметики в Европе стремительно уменьшается. Практически единственным европейским центром производства косметических препаратов остаётся Италия.

Лицо красавицы теперь должно выглядеть скромным, неземным и одухотворённым: плотно сжатые, бескровные тонкие губы, максимально открытый «чистый» овал лица и большой выпуклый лоб. Чтобы добиться этого, женщины стали выбривать волосы надо лбом и выщипывать брови (порою вместе с ресницами). Однако и эти действия подвергались осуждению.

Жоффруа де ла Тур Ландри, 1371 г.:
«Милые дочери, не выщипывайте ни брови, ни виски, ни волосы со лба, чтоб те казались выше того, как-то назначила природа».

Другой интересный момент эпохи Средневековья — мода на раскосые глаза. Добиться этого европейским красавицам было непросто.

Вера Папкова «Из истории свадебной моды»:
«…различными средствами провоцировались болезни и болезненные состояния, сопровождающиеся отёком лица — при отёке одутловатые щеки и заплывшие глаза создавали эффект „сощуренности“ и приобретали раскосость».

В моду надолго входит чрезмерная бледность, как символ аристократической красоты (загар тогда был признаком работающего под солнцем, простонародья). Особо смелые дамы даже делали себе кровопускание, но обычно в обиход шли печально известные белила из свинца. Итальянки использовали их так обильно, что быстро портили себе кожу. После чего, чтобы вернуть свежесть, прикладывали к коже… смоченные в молоке куски говядины.

Образ измождённых астеничек, готовых вот-вот покинуть сей бренный грешный мир, немного оживился с появлением трубадуров и их культа Прекрасной Дамы. Теперь от красавицы требовалось, чтобы её взгляд был ясным и весёлым, губы и ланиты алели, подобно розе, а подбородок был маленьким, круглым и раздвоенным.

Гийом де Лоррис, Жан де Мен «Роман о Розе» (XIII в.):
«Она была прекрасна и мила: косы светлы, как чаша, плоть нежней цыпленка, лоб ясный, брови — дуги. Вовек не видел я таких ресниц, а нос красивый прям, и очи сверкают, как у сокола, на зависть трусам. И сладостно её дыханье, румян и светел лик, мал пухлый ротик, ямочка на подбородке».

Новые тенденции вновь порождают спрос на косметику. Ещё в 1190 г. король Филипп II Август дал привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия».

Возродившаяся мода на косметику хорошо отображена в шутливом стихотворении трубадура по имени Монах Монтаудонский. Там статуи жалуются Господу на то, что для них не хватает краски — мол, вся она ушла на украшенье лиц средневековых модниц. А поэт, как и положено куртуазному дамопоклоннику, женщин защищает:

— …Нет! Жёнам да будет сполна
Природный их вид возвращён.
Хоть красками лик испещрён,
Сотрёт их прекрасно слюна.
 — Господь, я бы с ними пропал:
Так уж носы набелили,
Столько румян наложили,
Что я бы слюней не набрал!
Хоть дело мое — сторона,
Но кто красотой обделён,
Прикрасу искать принуждён, —
Какая ж на доннах вина?
 — Монах, но прикраса грешна:
Ведь каждый, кто ей обольщён,
В распутство уже вовлечён,
И тешится тем Сатана.
 — Господь, но Монфора жена
Элида — как розы бутон,
Слюнявить её не резон:
Живая в ней прелесть видна!

Ну, а в эпоху Средневековой «оттепели» — Ренессанса — косметика вновь становится обязательной для любой уважающей себя женщины. Попробуй-ка без посторонних средств добиться модного сочетания золотистых волос и чёрных глаз? Поэтому многие художники подрабатывают тем, что вместо полотен разрисовывают лица знатных итальянок (т.е. становятся подобием современных визажистов).

В моде ещё долго сохраняются высокие лбы, безбровость и белоснежная кожа (см. «Джоконду» Леонардо да Винчи”). Только теперь лицо должно выглядеть не болезненно бледным, а иметь здоровый оттенок румянца.

Торквато Тассо, «Освобожденный Иерусалим», 1581:

Пылает нежно-розовый румянец
На чистой белизне ее лица;
Но на губах, дыханьем сладким полных,
Нет белизны: румянец яркий только.
Белеет алебастровая шея,
Засада и убежище Амура…

В XVI—XVII вв.еках косметическим центром Европы становится Франция. Людовик XIV даже составляет т.н. «Карту нежности», где предписывал, какие оттенки должна использовать придворная дама при нанесении макияжа.

Если бы наш современник увидел живую модницу эпохи барокко или эпохи рококо, то, скорее всего, ужаснулся бы. Женщины так обильно белились и пудрились, что их лица иногда осыпались подобно штукатурке. Пудрили даже детей.

Читайте также:  Какие части лица осветлять при макияже

Кстати, считается, что первый прообраз компактной пудры изобрели в Испании. Там на клейкий лист пергамента наносили пудру разных оттенков, после чего можно было оторвать нужный кусочек и пройтись им по лицу.

В той же Испании появилось и понятие «голубая кровь». Дело в том, что после отвоевания страны у мавров гордостью испанских аристократов были просвечивающие голубые жилки на коже (свидетельство того, что их род не смешивался с неверными). Даже английская королева Елизавета I к старости стала рисовать подобные жилки поверх нескольких слоёв белил.

В XVII—XVIII вв.еке чистая матовая бледность выходит из моды (на неё уже насмотрелись после нескольких эпидемий чумы). Лица, конечно, продолжают активно белить в духе модного тогда фарфора (для блеска в косметические средства добавляют яичный белок), но теперь не жалеют и румян. Как говорили в то время, на щеках должна отражаться «битва розы и лилии». При этом румяна начинают наносить не только на скулы, но и около губ, глаз и висков.

Кроме того, женщины чернят глаза и наводят брови. В цене кукольные миниатюрные черты: округлые лица, аккуратные ушки, курносый носик, пухлые щёчки, капризно надутые алые губки, а под ними — крохотный (часто двойной) подбородок с ямочкой.

Огромную популярность приобретают мушки — кусочки темной шёлковой ткани, которые прекрасно выделялись на белоснежной коже. Они как бы делали акцент на определённой части тела, привлекая к ней внимание. А со временем мушки стали целой системой опознавательных знаков. Мушка в углу глаза символизировала страстную натуру, на лбу — величественную, над губой — кокетливую. С помощью мушек дама могла подать сигнал любовнику: «Сегодня вечером я одна». Или, напротив: «Ко мне лучше не подходить».

Заодно мушки прекрасно скрывали прыщи, язвы, оспины, весьма распространённые в то время.

В XVIII веке нарочито искусственная красота достигает пика. Попробуй узнай, какая на самом деле дама скрывается под слоями пудры и румян, увенчанная париком и затянутая в корсет. Некоторые модные ухищрения ныне способны вызвать лишь смех. Например, накладные брови, которые делали из шкурок пушных зверей, а часто и обычных мышей. Или подушечки, которые запихивали в рот, чтобы щёки не казались обвисшими.

Не везде чрезмерное использование косметики вызывало одобрение. Так парламент пуританской Англии даже издал в 1799 году забавный закон: «Все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона прельстят подданного его величества с помощью духов, помад, румян, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками и т. д., будут судимы за колдовство, и брак будет считаться недействительным».

Во второй половине XVIII века, в конце царствования Марии Антуаннеты буйство косметики на лицах французских дам немного притихло. Теперь чрезмерно набеленная женщина ассоциируется скорее с проституткой, а не с аристократкой. Румяниться и пудриться стали меньше. Начинает всё больше цениться естественная красота, а также косметика из натуральных материалов.

Однако даже восходя на революционный эшафот, французские аристократки беспокоились о том, как они выглядят.

О. Кабанес, Л. Насс «Революционный невроз»:
«Прежде чем выйти из своей камеры, чтобы идти на эшафот, она (принцесса Стенвилль Монакская — С.К.) попросила свою служанку подать ей румян: „А что, если природа одержит верх, — воскликнула она, — и я испытаю минуту слабости? Прибегнем лучше к искусству, чтобы её скрыть“».

Продолжение следует…

Источник

Первобытные люди с помощью рисунков на лице общались с духами и защищали себя от враждебных сил природы. Чуть позже на смену боевому раскрасу пришел макияж. Мы решили вспомнить, чем подводили глаза египетские фараоны и какой мейкап был «в тренде» у ренессансных красавиц.

Древний Египет

В Древнем Египте декоративной косметикой с равным успехом пользовались как женщины, так и мужчины. При этом обитатели долины Нила любили делать, как выразились бы сейчас, акцент на глаза. 

Самыми ходовыми были две краски – черная и зеленая. Первую изготовляли из сурьмы, ею густо чернили веки и брови. Вторую делали из малахита и использовали, чтобы подчеркнуть нижнее веко – рисовали толстую зеленую линию под глазами. Позже глаза стали обводить черным и сверху, и снизу.

Читайте также:  Как сделать идеальный тон лица с помощью макияжа

Египтяне раскрашивали лица не только и не столько для красоты. С помощью яркого макияжа они защищали глаза от вредного воздействия окружающей среды. Слепящее солнце, песчаные бури, резкие перепады температур – от полуденного зноя до ночных холодов – все это плохо сказывалось на здоровье глаз. 
Толстый слой темной краски играл роль своеобразного защитного экрана. Кроме того, в состав древней косметики часто входили соединения свинца, чьи бактерицидные свойства были хорошо известны египтянам. 

Макияжу приписывалась также магическая сила. Считалось, что, помимо солнца и пыли, густо черненые глаза защищают своего обладателя от злых духов. 

Древняя Греция и Рим

Вслед за египтянами эстафету красоты подхватили древние греки. Именно в Элладе сформировалось привычное для нас отношение к макияжу – его носили только женщины именно в декоративных целях. 

Кстати, повсеместное распространение мейкап получил далеко не сразу. Долгое время искусство рисовать лицо было привилегией исключительно гетер и куртизанок. Они отбеливали кожу свинцовыми белилами (те, что победнее, использовали вместо свинца мел), подводили сурьмой брови, соединяя их, по последней моде, в одну линию, соком ягод румянили щеки, а также подцвечивали соски и большие половые губы. 
В противовес женщинам распутным благородные гречанки пользовались только уходовой косметикой. Впрочем, ближе к началу новой эры сдались и они, пополнив ряды жертв отравления тяжелыми металлами. 
К слову, тот факт, что косметика вредна, вовсе не был секретом для медиков античности. Скажем, знаменитый врач Гален пропагандировал отказ от использования помады, поскольку в её состав обычно входили токсичные киноварь и сурик. Он же предупреждал и о вреде белил. Но только всё не впрок. 

В своем отношении к макияжу римляне повторили путь греков: тени и помада перекочевали из борделей в дома знатных горожан. Разница была лишь в том, что декоративную косметику в Республике, а потом в Империи жаловали не только барышни – мужчины тоже любили иногда подкорректировать свой цвет лица.

Римлянам приписывается авторство первого в мире тональника – именно они придумали смешивать всё ту же свинцовую пудру с растительными или животными жирами. Получившуюся массу наносили не только на лицо, но также шею и плечи. Хотя римляне не делали из двух бровей одну, у них тоже не обошлось без причуд – девушки порой красили голубыми тенями виски.

Древний Китай и Япония

Издревле в Китае и Японии в почете был подчеркнуто неестественный макияж. С помощью все тех же свинцовых белил или рисовой муки азиатские аристократки доводили свой цвет лица до снежно-белого, губы красили в алый. Гейши выделяли красным не только губы, но также глаза, иногда брови.

Кстати, о бровях: вплоть до начала нового времени знатные японки их сбривали и высоко на лбу рисовали короткие толстые черточки. Китаянки не отставали. Правда, они изображали брови на том же месте, где те должны расти. Мужчины тоже не чурались мейкапа – воины наводили марафет, чтобы выглядеть более грозно.
Черный был, пожалуй, самым востребованным цветом в палитре азиатского мейка. Хорошим тоном считалось «уточнить» черной тушью линию роста волос. До второй половины XIX века в японской аристократической среде сохранялась мода на черные зубы. 

В качестве сырья для зубной краски использовали черные металлы, позже появились рецепты с танином и устричным порошком. Вероятно, древним было известно, что танин, вещество растительного происхождения, которое добывают из коры некоторых растений, укрепляет десны и защищает зубы от кариеса. 
Но главным азиатским изобретением по части декоративной косметики остается лак для ногтей. Для обитателя Поднебесной длина ногтей являлась маркером социального статуса их владельца. Если знатные мужчины отращивали ногти всего на двух-трех пальцах, девушки «отпускали» их все. При этом длина такого богатства могла достигать 20-25 см. 

Читайте также:  Основа под макияж люмене сияние отзывы

Чтобы ногти не ломались, их не просто красили, а покрывали самым настоящим лаком – на основе сока лакового дерева, и помещали в специальные футляры, нередко из драгоценных металлов. Китайцы же придумали наращивать ногти – для этого они использовали проклеенную рисовую бумагу. 

Допетровская Русь

Макияж женщин допетровской Руси походил на грозную театральную маску – кожа белая, как мел, губы и щеки алые, брови черные. Заезжие иностранцы не уставали поражаться тому, как привлекательные молодые москвички знатного происхождения намеренно превращают себя в скоморохов. При этом выход в люди без мейка был равносилен прогулке голышом – возмутительно неприлично. 

Историки до сих пор спорят о том, откуда на Руси возникла традиция краситься так обильно. Одни видят в этом отголоски азиатского влияния. Другие считают, что подобная манера «рисовать лицо» появилась благодаря древнеславянским представлениям о магической защитной функции грима. 
По меткому замечанию одного интуриста, русские красавицы напоминали свежие булки, присыпанные мукой. Однако, вопреки расхожему представлению, красились и мазались они вовсе не свекольным соком. 

Конечно, в глубокой древности девушки наводили красоту с помощью натурпродукта: вместо подводки – уголек, вместо пудры – рисовая мука, вместо помады – сок малины. Но уже с VII – VIII веков, к вящей радости боярских дочек, из Византии стали привозить «настоящую» ядовитую косметику.

Европа: Средние века и Новое время

Но вернемся в Европу. Наступившее в конце V века Средневековье положило конец сладкой жизни местной аристократии. Влияние молодой, но уже могущественной христианской церкви распространялось на все сферы жизни общества. Вопросы макияжа также не ускользнули от пристального взора духовенства. 

Мейкап стали считать занятием греховным. За наличие губной помады на лице можно было угодить прямиком на костер. В косметичке состоятельных дам из декоративной косметики осталась только пудра. 

В моду вошла болезненная бледность, изнуренный вид. И никаких ярких акцентов: барышни «украшали» себя тем, что сбривали слишком выразительные брови. А чтобы лицо казалось длиннее, девушки, опять-таки с помощью бритвы, поднимали линию роста волос на лбу, висках и затылке.
Прошло несколько веков, прежде чем у художников снова появилась легитимная возможность прославлять гармонию человеческого тела. Ренессанс внес ряд поправок в основные положения христианского учения – красота, которая раньше считалась дьявольским искушением, теперь стала божьим даром. 
По этой причине девушки бросились портить себе здоровье свинцовыми белилами и суриком. Впрочем, средневековые стандарты красоты не пропали бесследно. В облике bella donna той эпохи не было места выразительным контрастам – светлые волосы, глаза, кожа с нежным румянцем. Макияж оставался неброским. Сохранилась и мода на высокий открытый лоб, гладкость которого не должны были нарушать даже брови. 

В эпоху Возрождения вопросы красоты получили широкое теоретическое осмысление. Пока мужчины строчили трактаты о том, как должна выглядеть привлекательная женщина, дамы в свою очередь писали, как сохранить и преумножить свою красоту. 
Примерно с начала XVII века европейцы стали понемногу предавать идеалы античности. Натуральная красота стремительно сдавала позиции. Аристократки покрывали себя толстым слоем белил, лепили «мушки» и затягивали корсеты.

Апофеоз искусственности пришелся на XVIII столетие – знаменитый век париков. Мужчинам и женщинам, носившим пышные искусственные локоны, приходилось покрывать себя пудрой буквально с макушки. У представителей обоих полов в ходу были румяна. Особое внимание уделялось бровям – чем жирнее и длиннее, тем лучше.
В XIX веке интерес к белилам резко сошел на нет. Теперь моду диктовала викторианская Англия. Тамошние блюстители морали вспомнили о греховности человеческого тела и развернули активную пропаганду естественной красоты. 
Помада опять перекочевала в косметички куртизанок. Приличным дамам, чтобы выглядеть привлекательнее, рекомендовалось покусывать губы и щипать себя за щеки. 

Такое отношение к делу оставалось актуальным вплоть до 20-х годов XX века, пока на модную арену не вышли первые девушки-флэпперы. Уставшая от тягот войны молодежь во что бы то ни стало хотела сделать свою жизнь ярче. Так началась новая эра в искусстве макияжа. 

Источник