Постучу и ты откроешь двери удивленно бровью поведешь

Постучу и ты откроешь двери удивленно бровью поведешь thumbnail

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

_Â. Òóøíîâà_
ß æåëàþ òåáå äîáðà!
<Áèåíüå ñåðäöà ìîåãî…>
Äîì ìîé – â ñåðäöå òâîåì
<Ñóòêè ñ òîáîþ…>
<Êàê ÷àñòî ëåæó ÿ áåç ñíà â òåìíîòå…>
<Âñå â äîìå ïàñìóðíî è âåòõî…>
<Ìàëî â æèçíè ÿ ïîâèäàëà…>

_Ì. Ïóàðå_
ß åõàëà äîìîé
Ëåáåäèíàÿ ïåñíü

_Î. Åãîðîâà_
<Ìíå õî÷åòñÿ ñâîèì òåáÿ íàçâàòü…>
——–

                Â. Òóøíîâà
        ß ÆÅËÀÞ ÒÅÁÅ ÄÎÁÐÀ!

Óëûáàþñü, à ñåðäöå ïëà÷åò
â îäèíîêèå âå÷åðà.
ß ëþáëþ òåáÿ.
Ýòî çíà÷èò –
ÿ æåëàþ òåáå äîáðà.
Ýòî çíà÷èò, ìîÿ îòðàäà,
ñëîâ íå íàäî è âñòðå÷ íå íàäî,
è íå íàäî ìîåé ïå÷àëè,
è íå íàäî ìîåé òðåâîãè,
è íå íàäî, ÷òîáû â äîðîãå
ìû ðàññâåòû ñ òîáîé âñòðå÷àëè.
Âîò è ñòàðîñòü âäàëè ìàÿ÷èò,
è î ìíîãîì çàáûòü ïîðà…
ß ëþáëþ òåáÿ.
Ýòî çíà÷èò –
ÿ æåëàþ òåáå äîáðà.
Çíà÷èò, êàê ìíå òåáÿ ïîêèíóòü,
êàê ìíå ïàìÿòü èç ñåðäöà âûíóòü,
êàê íå ãðåòü òâîèõ ðóê îçÿáøèõ,
íåïîñèëüíóþ íîøó âçÿâøèõ?
Êòî æå ñêàæåò, ìîÿ îòðàäà,
÷òî íàì íàäî,
à ÷òî íå íàäî,
ïîñîâåòóåò, êàê æå áûòü?
Íàì íèêòî îá ýòîì íå ñêàæåò,
è íèêòî ïóòè íå óêàæåò,
è íèêòî óçëà íå ðàçâÿæåò…
Êòî ñêàçàë, ÷òî ëåãêî ëþáèòü?

——–

                Â. Òóøíîâà
        ***

Áèåíüå ñåðäöà ìîåãî,
òåïëî äîâåð÷èâîãî òåëà…
Êàê ìàëî âçÿë òû èç òîãî,
÷òî ÿ îòäàòü òåáå õîòåëà.
À åñòü òîñêà, êàê ì¸ä ñëàäêà,
è âÿíóùèõ ÷åð¸ìóõ ãîðå÷ü,
è ëèêîâàíüå ïòè÷üèõ ñáîðèù,
è òàþùèå îáëàêà…
Åñòü øîðîõ òðàâ íåóòîìèìûé,
è ãîâîð ãàëüêè ó ðåêè,
êàðòàâûé,
íå ïåðåâîäèìûé
íè íà êàêèå ÿçûêè.
Åñòü ìåäíûé ìåäëåííûé çàêàò
è ñâåòëûé ëèâåíü ëèñòîïàäà…

Êàê òû, íàâåðíîå, áîãàò,
÷òî íè÷åãî òåáå íå íàäî.

——–

                Â. Òóøíîâà
       ÄÎÌ ÌÎÉ – Â ÑÅÐÄÖÅ ÒÂÎÅÌ

I
Çíàåøü ëè òû,
÷òî òàêîå ãîðå,
êîãäà òóãîþ ïåòëåé
íà ãîðëå?
Êîãäà íà ñåðäöå
ãëûáîþ â òîííó,
êîãäà íåëüçÿ
íè ñëåçû, íè ñòîíà?
×òîá íèêòî íå óâèäåë,
èçáàâè áîæå,
ïîêðàñíåâøèõ ãëàç,
ïîòóñêíåâøåé êîæè,
÷òîá íèêòî íå çàìåòèë,
êàê ÿ óñòàëà,
êàêàÿ áîëüíàÿ, ñòàðàÿ
ñòàëà…
Çíàåøü ëè òû,
÷òî òàêîå ãîðå?
Åãî ïåðåïëûòü –
âñ¸ ðàâíî ÷òî ìîðå,
åãî ïåðåéòè –
âñ¸ ðàâíî ÷òî ïóñòûíþ,
à î íåì ãîâîðÿò
ñëîâàìè ïóñòûìè,
ãîâîðÿò:
<Âû çíàåòå, îí åå áðîñèë…>
À ÿ áåç òåáÿ
êàê ëîäêà áåç âåñåë,
êàê ïòèöà áåç êðûëüåâ,
êàê ðàñòåíüå áåç êîðíÿ…
Çíàåøü ëè òû, ÷òî òàêîå ãîðå?
ß òåáå íå âñ¸ åùå ðàññêàçàëà,-
çíàåøü, êàê ÿ õîæó ïî âîêçàëàì?
Êàê ðàñïèñàíèÿ èçó÷àþ?
Êàê ïîåçäà ïî íî÷àì âñòðå÷àþ?
Êàê íà êàæäîì ïî÷òàìòå
ìîëþ ÿ ÷óäà:
õîòü ñòðîêè, õîòü ñëîâà
îòòóäà… îòòóäà…

II
Ìíå êàçàëîñü – íåëüçÿ,
÷òîá <Âûõîäà íåò>.
À âîò îêàçàëîñü – ñëó÷àåòñÿ.
Íà ãîä,
íà äâà,
íà äåñÿòü ëåò
âûõîäà íåò!
À æèçíü íå êîí÷àåòñÿ.
À æèçíü íå êîí÷àåòñÿ âñ¸ ðàâíî,
à ëþäè âñòðå÷àþòñÿ,
ïüþò âèíî,
ñìîòðÿò êèíî,
â àâòîáóñàõ åçäÿò,
õîäÿò ïî óëèöàì
âìåñòå… âìåñòå…
Íàçûâàþò äðóã äðóãà:
<Ìîÿ!>
<Ìîé!>
Ãîâîðÿò äðóã äðóãó:
<Ïîéäåì äîìîé!>
Äîìîé…
À òû ìíå: <Êóäà ïîéäåì?>
Ó áåçäîìíûõ ðàçâå áûâàåò äîì?

III
Äîì – ÷åòûðå ñòåíû…
Êòî ñêàçàë, ÷òî ÷åòûðå ñòåíû?
Êòî ïðèäóìàë, ÷òî ëþäè
íà çàìîê çàïèðàòüñÿ äîëæíû?
Ðàçâå òû ïîçàáûë,
êàê åëîâûå ÷àùè òåìíû
è êàêèå âûñîêèå çâåçäû
äëÿ íàñ çàææåíû?
Ðàçâå òû ïîçàáûë, êàê òðàâà ëóãîâàÿ
ìÿãêà,
êàê ëîä÷îíêó ðûáà÷üþ
êà÷àåò áîëüøàÿ ðåêà,
ðàçâå òû ïîçàáûë
ïîëûõàíüå è òðåñê
ñóøíÿêà?
Íåóæåëè òàê ñòðàøíî,
åñëè íåò íàä òîáîé
ïîòîëêà?
Äîì – ÷åòûðå ñòåíû…
Íó, à åñëè ó íàñ èõ íåò?
Åñëè íåòó ó íàøåãî äîìà
çíàêîìûõ ïðèìåò,
íè îêîí, íè êðûëüöà,
íè ïå÷íîé òðóáû,
åñëè â äîìå ó íàñ
òåëåãðàôíûå ñòîíóò ñòîëáû,
åñëè â äîìå ó íàñ,
ãðîìûõàÿ, ëåòÿò ïîåçäà?..
Íè íà ÷òî, íèêîãäà
íå ñìåíÿþ ÿ ýòîé ñóäüáû,
â ñàìûé ëàñêîâûé äîì
íå âîéäó áåç òåáÿ
íèêîãäà.

Читайте также:  Как выщипывать волосы между бровей

IV
Ïîìíþ ïåðâóþ îñåíü,
êîãäà òû êî ìíå ïîñòó÷àë,
îáíèìàë ìîè ïëå÷è,
ãëàäèë âîëîñû ìíå
è ìîë÷àë…
ß áîÿëàñü òåáÿ,
ÿ ê òåáå ïðèðó÷àëàñü ñ òðóäîì,
ÿ íå çíàëà, ÷òî òû –
ìîé ðîäíèê,
õëåá íàñóùíûé ìîé,
äîì!
ß íå çíàëà, ÷òî òû –
âîñêðåñåíèå, ðîäèíà, ñâåò!..
À òåïåðü òåáÿ íåò,
è íà ñâåòå ïðèþòà ìíå íåò!
Òû íå ìîëîä óæå,
ìîé ëþáèìûé?
À ÿ ìîëîäà?
Òû óñòàë, ìîé ëþáèìûé?..
À ÿ? – õîòü áû äåíü áåç òðóäà,
õîòü áû ÷àñ áåç çàáîò…
Âñ¸ ðàâíî –
â ñàìûé ëàñêîâûé äîì
áåç òåáÿ íå âîéäó…
Äîì ìîé – â ñåðäöå òâîåì!
Òû íå äóìàé, ÿ ñìåëàÿ,
íå áîþñü íè îáèäû, íè ãîðÿ,
÷òî çàõî÷åøü –
âñå ñäåëàþ, –
ñëûøèøü, ñåðäöå ìîå äîðîãîå?
Òîëüêî á òû óëûáíóëñÿ,
òîëüêî á ïðåæíèì ñîáîé
ñòàíîâèëñÿ,
òîëüêî á íå óøèáàëñÿ,
êàê ïîéìàííûé ñîêîë íå áèëñÿ…
…Çíàåøü ëè òû,
÷òî òàêîå ãîðå?
Åãî ïåðåïëûòü –
âñ¸ ðàâíî ÷òî ìîðå,
åãî ïåðåéòè –
âñ¸ ðàâíî ÷òî ïóñòûíþ,
äà âåäü íåò äðóãîé äîðîãè
îòíûíå,
è íàøëà áû – òàê ÿ íå ïîéäó
äðóãîþ…
Çíàåøü ëè òû,
÷òî òàêîå ãîðå?

À çíàåøü ëè òû,
÷òî òàêîå ñ÷àñòüå?

——–

                Â. Òóøíîâà
        ***

Ñóòêè ñ òîáîþ,
ìåñÿöû – âðîçü…
Ñïåðâîíà÷àëó
òàê ïîâåëîñü.
Óõîäèøü, ïðèõîäèøü,
è ñíîâà,
è ñíîâà ïðîùàåøüñÿ,
òî â ñëåçû, òî â ñíû
ïðåâðàùàåøüñÿ.
È ñíîâà ÿ æäó,
êàê âî âåêè âåêîâ
èç ïëàâàíüÿ æåíùèíû æäóò
ìîðÿêîâ.
Æäó óòðîì, è â ïîëäåíü,
è íî÷üþ ñûðîé,
è âäðóã òû îäíàæäû
ñòó÷èøüñÿ: – Îòêðîé!-
Òåïëà, òÿæåëà
äîðîãàÿ ðóêà…
…À ãîäû ëåòÿò,
êàê ëåòÿò îáëàêà,
ëåòÿò-ïðîëåòàþò,
êàê ëèñòüÿ, êàê ñíåã…
Ìû âìåñòå – íàâåê.
 ðàçëóêå – íàâåê.

——–

                Â. Òóøíîâà
        ***

Êàê ÷àñòî ëåæó ÿ áåç ñíà â òåìíîòå,
è âñ¸ ïðåäñòàâëÿþòñÿ ìíå
òà ñâåòëàÿ ðå÷êà
è ¸ëî÷êè òå
â äàë¸êîé ëåñíîé ñòîðîíå.
Êàê òèõî, íàâåðíîå, ñòàëî â ëåñó,
ðàçäåòûå ñó÷üÿ ÷åðíû,
äåíü óáûë – òåìíååò â ÷åòâ¸ðòîì ÷àñó, –
è îêíà íå îñâåùåíû.
Íè ñêðèïà, íè øîðîõà â äîìå ïóñòîì,
îí âåñü ïîòåìíåë è íàìîê,
ñòóïåíè çàâàëåíû ïàëûì ëèñòîì,
âèñèò çàðæàâåëûé çàìîê…
À ãóñè ëåòÿò â òåìíîòå ëåäÿíîé,
òðåâîæíî è õðèïëî òðóáÿ…
Êàêîå íåñ÷àñòüå
ñëó÷èëîñü ñî ìíîé –
ÿ æèçíü ïðîæèëà
áåç òåáÿ.

——–

                Â. Òóøíîâà
        ***

Âñ¸ â äîìå ïàñìóðíî è âåòõî,
ñêðèïÿò ñòóïåíè, ìîõ â ïàçàõ…
À çà îêíîì – ðàññâåò
è âåòêà
â àêâàìàðèíîâûõ ñëåçàõ.
À çà îêíîì
êðè÷àò âîðîíû,
è ñòðàøíî ÿðêàÿ òðàâà,
è ïîãðîìûõèâàíüå ãðîìà,
êàê áóäòî âàëÿòñÿ äðîâà.
Ñìîòðþ â îêíî,
îò ñ÷àñòüÿ ïëà÷à,
è, ïîëóñîííàÿ åù¸,
ùåêîþ ÷óâñòâóþ ãîðÿ÷åé
òâî¸ ïðîõëàäíîå ïëå÷î…
Íî òû â äðóãîì, äàë¸êîì äîìå
è äàæå â ãîðîäå äðóãîì.
×óæèå âëàñòíûå ëàäîíè
ëåæàò íà ñåðäöå äîðîãîì.
…À ýòî âñ¸ – è ÷àñ ðàññâåòà,
è ñàä, ïîþùèé ïîä äîæä¸ì, –
ÿ ïðîñòî âûäóìàëà ýòî,
÷òîáû ïîáûòü ñ òîáîé âäâî¸ì.

——–

                Â. Òóøíîâà
        ***

Ìàëî â æèçíè ÿ ïîâèäàëà:
è öâåòîâ ìíå äàðèëè ìàëî,
è åù¸ ìíå æàëü, ÷òî íè ðàçó
ÿ íà ñâàäüáå íå ïèðîâàëà.
Î÷åíü íðàâèëèñü ìíå íàðÿäû,
à õîäèëà â ïëàòüèøêå äðàíîì,
î÷åíü â æèçíè õîòåëîñü ïðàâäû,
à îíà – ïîïîëàì ñ îáìàíîì.
Òî îáèäû, òî íåóäà÷è,
òî äóøåâíàÿ íåïîãîäà,
äà ðàçëóêè åù¸ â ïðèäà÷ó,
äà ÷åòûðå âîåííûõ ãîäà…
Ñòîëüêî ãîðÿ, ïîòåðü è áîëè!
Âîò áû çàíîâî ìíå ðîäèòüñÿ,
âîò áû âçÿòü è ñâîåé ñóäüáîþ
ïî-äðóãîìó ðàñïîðÿäèòüñÿ.
Æèçíü, íàïðàâëåííàÿ èñêóñíî,
ïîòå÷¸ò ïî èíîìó ðóñëó.
Çàáëåñòÿò ìàÿêè äðóãèå,
ïîëåòÿò îáëàêà äðóãèå,
â áåçäíó êàíóò,
âî ìðàêå ñãèíóò
áåðåãà ìîè äîðîãèå…
Áåðåãà, îñòðîâà, èçëóêè,
íàøè ïðàçäíèêè è ðàçëóêè,
è ëþáèìîå òâî¸ ñåðäöå,
è íàä¸æíûå òâîè ðóêè,
è ñóðîâûå òâîè áðîâè,-
âñ¸, ÷òî áûëî ó íàñ ñ òîáîþ,
âñ¸, ÷òî áóäåò ó íàñ ñ òîáîþ…
ß ìîë÷ó… ß îò ñ÷àñòüÿ ïëà÷ó…
Íè÷åãî íå õî÷ó èíà÷å!

——–

              Ñëîâà è ìóçûêà: Ì. Ïóàðå
        ß åõàëà äîìîé

ß åõàëà äîìîé, äóøà áûëà ïîëíà
Íåÿñíûì äëÿ ñàìîé, êàêèì-òî íîâûì ñ÷àñòüåì.
Êàçàëîñü ìíå, ÷òî âñå ñ òàêèì ó÷àñòüåì,
Ñ òàêîþ ëàñêîþ ãëÿäåëè íà ìåíÿ.

ß åõàëà äîìîé… Äâóðîãàÿ ëóíà
Ñìîòðåëà â îêíà ñêó÷íîãî âàãîíà.
Äàë¸êèé áëàãîâåñò çàóòðåííåãî çâîíà
Ïåë â âîçäóõå, êàê íåæíàÿ ñòðóíà.

Ðàñêèíóâ ïî íåáó ñâîé ðîçîâûé âóàëü,
Êðàñàâèöà çàðÿ ëåíèâî ïðîñûïàëàñü,
È ëàñòî÷êà, ñòðåìÿñü êóäà-òî âäàëü,
 ïðîçðà÷íîì âîçäóõå êóïàëàñü.

ß åõàëà äîìîé, ÿ äóìàëà î Âàñ,
Òðåâîæíî ìûñëü ìîÿ è ïóòàëàñü, è ðâàëàñü.
Äðåìîòà ñëàäêàÿ ìîèõ êîñíóëàñü ãëàç.
Î, åñëè á íèêîãäà ÿ âíîâü íå ïðîñûïàëàñü…

——–

              Ñëîâà è ìóçûêà: Ì. Ïóàðå
        Ëåáåäèíàÿ ïåñíü

ß ãðóùó, åñëè ìîæåøü ïîíÿòü
Ìîþ äóøó äîâåð÷èâî íåæíóþ,
Ïðèõîäè òû ñî ìíîé ïîïåíÿòü
Íà ñóäüáó ìîþ, ñòðàííî ìÿòåæíóþ.

Ìíå íå ñïèòñÿ â òîñêå ïî íî÷àì,
Äóìû ìðà÷íûå ñîí îòãîíÿþò,
È ãîðþ÷èå ñëåçû ê î÷àì,
Êàê â ïðèáîå âîëíà, ïðèëèâàþò.

Êàê-òî ñòðàííî è äèêî ìíå æèòü áåç òåáÿ,
Ñåðäöå ëàñêîé ëþáâè íå ñîãðåòî.
Íî ìíå ïðàâäó ñêàçàëè: ìîÿ
Ëåáåäèíàÿ ïåñíÿ ïðîïåòà.

——–

                Î. Åãîðîâà
        ***

Ìíå õî÷åòñÿ ñâîèì òåáÿ íàçâàòü
Çà òî, ÷òî áåñêîíå÷íû äíè ðàçëóêè,
Çà òî, ÷òî íèêîãäà ìíå íå óçíàòü,
Êàê ëàñêîâû áûâàþò òâîè ðóêè…
Çà òî, ÷òî, óõîäÿ ïîñïåøíî ïðî÷ü,
Òû ÷åñòíî íå ïîäåëèøüñÿ ëþáîâüþ,
Çà òî, ÷òî ñîí â èçìó÷åííóþ íî÷ü
Òåáÿ êî ìíå ïðèâîäèò â èçãîëîâüå…
Êàê áóäòî íåò äîëãîâ è íåò ãðàíèö
Ó âðåìåíè, ÷òî íàì äàíî ñóäüáîþ,
È òîëüêî èç-ïîä ñîìêíóòûõ ðåñíèö
Ñêîëüçí¸ò ñëåçà, ñëåãêà ãðîçÿ áåäîþ…
Ìíå ýòèì ñ÷àñòüåì íå ïåðåáîëåòü…
È äàæå ãîðåì âäîâîëü íå íàïèòüñÿ…
 ñâî¸ì îãíå ñàìîé æå è ñãîðåòü,
Óïàâ íà çåìëþ îïàë¸ííîé ïòèöåé.
Íåíà÷àòûé ðîìàí íå äîïèñàòü…
Ñî âðåìåíåì è òåìó ïîçàáóäåøü…
Íî õî÷åòñÿ òåáÿ ñâîèì íàçâàòü
Çà òî, ÷òî òû èì íèêîãäà íå áóäåøü…

——–

Источник

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Читайте также:  Можно ли сбривать брови бритвой

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Александр Пушкин начал писать свои первые произведения уже в семь лет. В годы учебы в Лицее он прославился, когда прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом. Он создавал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведения в поддержку революционеров — за вольнодумство поэта даже отправляли в ссылки.

Источник

Статьи, заметьте, не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним. Второй стадией была стадия удивления. Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось,— и я не мог от этого отделаться,— что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим. А затем, представьте себе, наступила третья стадия — страха. Нет, не страха этих статей, поймите, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. Мне казалось, в особенности когда я засыпал, что какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно и прямо к моему сердцу. И спать мне пришлось с огнем.

Моя возлюбленная очень изменилась (про спрута я ей, конечно, не говорил, но она видела, что со мной творится что-то неладное), похудела и побледнела, перестала смеяться и все просила меня простить ее за то, что она советовала мне напечатать отрывок. Она говорила, чтобы я, бросив все, уехал на юг к Черному морю, истратив на эту поездку все оставшиеся от ста тысяч деньги.

Она была очень настойчива, а я, чтобы не спорить (что-то подсказывало мне, что не придется уехать к Черному морю), обещал ей это сделать на днях. Но она сказала, что она сама возьмет мне билет. Тогда я вынул все свои деньги, то есть около десяти тысяч рублей, и отдал ей.

— Зачем так много? — удивилась она.

Я сказал что-то вроде того, что боюсь воров и прошу ее поберечь деньги до моего отъезда. Она взяла их, уложила в сумочку, стала целовать меня и говорить, что ей легче было бы умереть, чем покидать меня в таком состоянии одного, но что ее ждут, что она покоряется необходимости, что придет завтра. Она умоляла меня не бояться ничего.

Читайте также:  Cascade of colours для бровей 100

Это было в сумерки, в половине октября. И она ушла. Я лег на диван и заснул, не зажигая лампы. Проснулся я от ощущения, что спрут здесь. Шаря в темноте, я еле сумел зажечь лампу. Карманные часы показывали два часа ночи. Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я встал человеком, который уже не владеет собой. Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-то, хотя бы к моему застройщику наверх. Я боролся с собой как безумный. У меня хватило сил добраться до печки и разжечь в ней дрова. Когда они затрещали и дверца застучала, мне как будто стало немного легче. Я кинулся в переднюю и там зажег свет, нашел бутылку белого вина, откупорил ее и стал пить вино из горлышка. От этого страх притупился несколько — настолько, по крайней мере, что я не побежал к застройщику и вернулся к печке. Я открыл дверцу, так что жар начал обжигать мне лицо и руки, и шептал:

— Догадайся, что со мною случилась беда… Приди, приди, приди!..

Но никто не шел. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их.

В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. Сердце мое прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять. Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор. Спотыкаясь, я подбежал к ней и тихо спросил:

— Кто там?

И голос, ее голос, ответил мне:

— Это я…

Не помня как, я совладал с цепью и ключом. Лишь только она шагнула внутрь, она припала ко мне, вся мокрая, с мокрыми щеками и развившимися волосами, дрожащая. Я мог произнести только слово:

— Ты… ты?..— и голос мой прервался, и мы побежали вниз. Она освободилась в передней от пальто, и мы быстро вошли в первую комнату. Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакала неудержимо и судорожно.

Когда она утихла, я сказал:

— Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно.

Она поднялась и заговорила:

— Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое?

Я видел ее вспухшие от дыму и плача глаза, чувствовал, как холодные руки гладят мне лоб.

— Я тебя вылечу, вылечу,— бормотала она, впиваясь мне в плечи,— ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр!

Она оскалилась от ярости, что-то еще говорила невнятное. Затем, сжав губы, она принялась собирать и расправлять обгоревшие листы. Это была какая-то глава из середины романа, не помню какая. Она аккуратно сложила листки, завернула их в бумагу, перевязала лентой. Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой. Она потребовала вина и, выпив, заговорила спокойнее.

— Вот как приходится платить за ложь,— говорила она,— и больше я не хочу лгать. Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла… Его вызвали внезапно, у них на заводе пожар. Но он вернется скоро. Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе. Ответь мне, ты, может быть, не хочешь этого?

— Бедная моя, бедная,— сказал я ей,— я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мной.

— Только эта причина? — спросила она и приблизила свои глаза к моим.

— Только эта.

Она страшно оживилась, припала ко мне, обвивая мою шею, и сказала:

— Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя.

И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это — полоску света из моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери и белый сверток.

— Я проводил бы тебя, но я уже не в силах идти один обратно, я боюсь.

— Не бойся. Потерпи несколько часов. Завтра утром я буду у тебя.

— Это и были ее последние слова в моей жизни… Тссс! — вдруг сам себя прервал больной и поднял палец.— Беспокойная сегодня лунная ночь.

Он скрылся на балконе. Иван слышал, как проехали колесики по коридору, кто-то всхлипнул или вскрикнул слабо.

Когда все затихло, гость вернулся и сообщил, что и 120-я комната получила жильца. Привезли кого-то, и он все просит вернуть ему голову. Оба собеседника помолчали в тревоге, но, успокоившись, вернулись к прерванному рассказу. Гость раскрыл было рот, но ночка, точно, была беспокойная. Голоса еще слышались в коридоре, и гость начал говорить Ивану на ухо так тихо, что то, что он рассказал, стало известно одному поэту только, за исключением первой фразы:

— Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали…

То, о чем шептал больной на ухо Ивану, по-видимому, очень волновало его. Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона. Лишь тогда, когда перестали доноситься всякие звуки извне, гость отодвинулся от Ивана и заговорил погромче:

— Да, так вот, в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике. Сзади меня были сугробы, скрывшие кусты сирени, а впереди меня и внизу — слабенько освещенные, закрытые шторами мои оконца. Я припал к первому из них и прислушался — в комнатах моих играл патефон. Это все, что я расслышал, но разглядеть ничего не мог. Постояв немного, я вышел за калитку в переулок. В нем играла метель. Метнувшаяся мне под ноги собака испугала меня, и я перебежал от нее на другую сторону. Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда, и проще всего, конечно, было бы броситься под трамвай на той улице, в которую выходил мой переулок. Издали я видел эти наполненные светом, обледеневшие ящики и слышал их омерзительный скрежет на морозе. Но, дорогой мой сосед, вся штука заключалась в том, что страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас.

Источник