Пойдем гулять нет я уже макияж смыла

Пойдем гулять нет я уже макияж смыла thumbnail

В школе парня заставляли смывать макияж, но он не зря продолжил краситься. Это сделало его бизнесменом

Подросток плакал из-за того, что учителя заставляли его смывать лёгкий нюдовый макияж, пока девочки приходили в школу с ярким боевым окрасом. Но парень не отказался от своей страсти и не пожалел. Благодаря увлечению мейкапом в свои 18 лет он стал успешным предпринимателем.

Когда Эйдану Боуи было 15 лет, его отправили в кабинет директора в средней школе и с позором заставили смыть свой «отвлекающий» макияж. Парню запомнился этот момент, ведь тогда его просто довели до слёз, пишет Daily Record.

В школе парня заставляли смывать макияж, но он не зря продолжил краситься. Это сделало его бизнесменом

Эйдан Боуи

Я бы никогда не стал наносить в школу тяжелый макияж, в то время как некоторые девочки были им заштукатурены. Но проблемы были только у меня, и я плакал, — вспоминает Эйдан.

Парня дразнили за макияж, но друзья и родители всегда поддерживали его увлечение.

Читайте на Medialeaks
Билли Айлиш неожиданно ворвалась в ТикТок, и фаны в восторге. Не от контента — их интересует пикантный ник

Дразнили меня совсем немного за то, что я накрашен. Уже тогда у меня был канал на YouTube, где я публиковал уроки макияжа. А в целом друзья и семья меня очень поддерживали, — говорит парень. — Я знал, что это моя страсть, и я был полон решимости.

Впервые интерес к макияжу он проявил во время семейных вечеринок. Тогда он увлёкся созданием интересных образов. Уже в 14 лет он получил подарок от мамы Ширли — свою первую палетку теней.

Вся его семья, включая отца и брата, поддерживала парня. По выходным и на летних каникулах подросток стал подрабатывать визажистом. По словам Эйдана, для него макияж стал не только преображением, но и способом заставить человека обрести уверенность.

В 16 лет парень бросил школу, чтобы начать работать в местном салоне красоты. Как признаётся Эйдан, поначалу клиенты удивлялись необычному мастеру.

Сначала клиенты были шокированы тем, что я мальчик, при этом очень молодой, но в хорошем смысле этого слова, — сказал Эйдан. — Я стал квалифицированным специалистом по наращиванию ресниц, ногтей и бровей, а также визажистом. Я увеличил свою клиентуру.

В 2018 году парень создал свой бренд и выпустил линейку ресниц, которая получила успех. Вскоре он расширил ассортимент палетками теней для век.

Все началось с того, что моя мама купила мне палитру теней для век, а теперь я делаю свою собственную. Как будто прошёл полный круг, — добавил Эйдан.

За время карантина парню удалось накопить деньги, и в ноябре 2020 года он готовится открыть собственный салон красоты, как раз в канун своего 19-летия.

Пока все мои друзья ходили на вечеринки, я оставался дома, потому что работал каждые выходные. Я принёс эту жертву, но она того стоила. Мне не терпится открыть салон, — говорит парень.

По словам подростка, даже карантинные меры не стали причиной спада клиентуры. По его мнению, красота ни перед чем не останавливается.

У меня были клиенты, которые просили меня сделать им ресницы или накрасить их, даже если им некуда было пойти.

Эйдан надеется, что его история вдохновит других мальчиков-подростков, увлечённых макияжем, не бросать мечту, независимо от того, что думают люди.

Не сдавайтесь и не переставайте верить в себя. Если вы хотите работать где-то, возьмите и сделайте это.

Некоторые парни настолько преисполнились в макияже, что фанаты не могут поверить в их истинный пол. Так случилось с косплеершей, в которую были влюблены множество фанов. Но даже видеопризнание не смогло их убедить в том, что на самом деле она — мужчина.

Другая школьница тоже учила людей макияжу и постила в Сети милые фото. Однако фанаты и не подозревали, что всё это время под слоем косметики скрывался парень.

Источник

Добрый день, дорогой читатель!

Сегодня будем говорить о домашнем уходе за кожей лица. Вернее о тех ошибках, которые, на мой взгляд, женщины совершают в процессе этого ухода.

1. Неправильная вода при умывании

Вода, которую вы используете во время умывания, может по-разному действовать на кожу, исходя их химических и физических ее свойств. Например, жесткая вода более интенсивно сушит и раздражает кожу. В такой воде очищающие средства хуже пенятся. К сожалению, не во всех регионах из-под крана течет идеально мягкая и подходящая для умывания лица вода. Для того, чтоб жесткая вода стала более мягкой – ее нужно прокипятить.

2. Температура воды при умывании

Некоторые люди привыкли умываться горячей водой, другие, наоборот, холодной. На этот счет нужно знать, что холодная вода вызывает спазм сосудов, ухудшая питание кожи. Напротив, горячая же вода намного сильнее вымывает липиды, нарушает ее защитные функции и приводит к сухости эпидермиса. Поэтому можно сделать вывод, что для умывания нужно использовать воду комнатной температуры. Что касается контрастных умываний, когда поочередно используется то горячая вода, то холодная, они подойдут только для людей с нечувствительной кожей. Если у вас возрастная сухая кожа, не экспериментируйте и умывайтесь кипяченой водой комнатной температуры.

3. Интенсивное трение

Еще одной ошибкой является слишком интенсивное трение при нанесении очищающих средств. Эти средства нужно наносить очень легкими движениями и на короткий срок. Не нужно долго массировать лицо. Если косметика или загрязнения плохо смылись с лица, то лучше повторить нанесение средства второй раз, чем очень долго растирать очищающее средство по лицу.

4. Частое использование скрабов

Использование таких агрессивных средств желательно не более раза в неделю. В качестве ухода за возрастной коже скрабы рекомендуется заменить более деликатными средствами с кислотами, которые будут более мягко отшелушивать роговой слой и ускорять обновление кожи.

5. Распаривание лица

Ни в коем случае нельзя распаривать кожу лица над кастрюлей или другими способами в домашних условиях. Это нарушает целостность кожного покрова, способствует появлению сосудистой патологии и приводит к преждевременному старению.

6. Неправильное использование крема

Любой крем должен наносится в небольшом количестве заблаговременно до выхода на улицу (минимум за 30-40 минут). Крем необходимо наносить по массажным линиям. Такой способ способствует меньшему растягиванию кожи и появлению складок. Необходимо двигаться от центра к периферии снизу вверх.

Различают питательные и увлажняющие кремы. Первая группа содержит больше жиров, вторая – воды. В летнее время предпочтительнее использовать увлажняющие кремы, в зимнее – питательные. Если увлажняющий крем в зимнее время нанести на кожу сразу перед выходом на улицу, вы получите иссушение кожи и нарушите кожный барьер.

7. Неправильное хранение крема

Любой крем необходимо хранить в темном прохладном месте. Если крем находится в баночке, нельзя туда залазить пальцами, потому что на руках живет большое количество бактерий, которые вызовут в креме процессы разложения. Поэтому для нанесения крема используйте специальные спатулы, которые после каждого нанесения крема промывайте проточной водой.

8. Использование детских кремов на лицо

Физиология детской кожи очень отличается от физиологии кожи взрослого человека. В детской коже недоразвиты сальные и потовые железы, поэтому детский крем будет плотнее и забьет вам все поры напрочь.

9. Сон лицом в подушку

Даже если вы не совершаете ошибок в домашнем уходе за лицом, все можно испортить не качественным сном. Если вы будете спать лицом в подушку, вы получите преждевременные морщины. Привычка спать на боку вызывает усугубление носогубной складки. Лучше всего спать на спине.

10. Чрезмерное трение глаз

После пробуждения не нужно тереть глаза, потому что кожа вокруг глаз очень тонкая и нежная. Если вы будете ее механически растягивать, это приведет к преждевременному появлению морщин.

Читайте также:  Макияж глаз как сделать выразительными глаза

На этом все. Надеюсь статья была вам полезна и вы будете избегать данных ошибок, чтоб как можно дольше оставаться молодыми и красивыми!

Если вам понравилось, ставьте лайк – это очень помогает развитию канала:)

Источник

ÒÅÊÑÒ ÏÐÎÈÇÂÅÄÅÍÈß ÏÎËÍÎÑÒÜÞ ÑÎÎÒÂÅÒÂÅÒÑÒÂÓÅÒ ÏÐÀÂÈËÀÌ ÑÀÉÒÀ.
 øêîëå ìíå íðàâèëàñü îäíà äåâî÷êà, íî îíà íå îáðàùàëà íà ìåíÿ âíèìàíèÿ. Ìåæäó ïðî÷èì, îíà õîäèëà ñî ìíîé â äåòñêèé ñàä, íî áûâàëà òàì ðåäêî.
È âîò îäíàæäû îíà ïîäîøëà êî ìíå è ñïðîñèëà, ïðèäó ëè ÿ íà å¸ äåíü ðîæäåíèÿ. ß áûë äî êðàéíîñòè óäèâë¸í, âåäü îíà ñî ìíîé íèêîãäà íå çàãîâàðèâàëà, à òóò âäðóã… ß êîíå÷íî ñîãëàñèëñÿ. Îíà õîòåëà ÷òî-òî åù¸ ñêàçàòü, íî å¸ îòâëåêëè. È âîò íàñòàë äåíü ðîæäåíèÿ Îëè (òàê çâàëè ýòó äåâî÷êó).
ß, êîíå÷íî, ïîäãîòîâèëñÿ, êóïèâ åé â ïîäàðîê êóêëó è êðàñèâûå öâåòû. Îäåëñÿ òîæå êðàñèâî. Íà øåþ íàöåïèë äàæå ãàëñòóê. Êîãäà ÿ ïðèøåë ê íåé, ìíå äîëãî íèêòî íå îòêðûâàë äâåðü, íî áûëî ñëûøíî êàêîå-òî äâèæåíèå çà äâåðüþ è ñëîâî “ñåé÷àñ”. Íàêîíåö äâåðü îòêðûëàñü è ïåðåäî ìíîé ïðåäñòàëà ñàìàÿ ïðåêðàñíàÿ äåâî÷êà â ìèðå. Îäåòà îíà áûëà â ãîëóáîå ïëàòüå, êîòîðîå åé, íåñîìíåííî, øëî è ãîëóáûå êîëãîòêè, à ëèöî áûëî êðàñèâî íàêðàøåíî. ß çàñòûë, ëþáóÿñü å¸ ëèöîì è ïëàòüåì.
“Íó, çàõîäè. ×òî ñòîèøü.” ñêàçàëà ïðåêðàñíàÿ äåâî÷êà.
“Ñ äí¸ì ðîæäåíèÿ!” ñêàçàë ÿ, ïðîòÿãèâàÿ åé öâåòû.
“Îé, ñïàñèáî. Êàêèå êðàñèâûå!” ñêàçàëà îíà, ïðèíèìàÿ öâåòû è öåëóÿ ìåíÿ ÷óòü íå â ãóáû.
Îò ýòîãî å¸ ïîöåëóÿ ó ìåíÿ ïåðåõâàòèëî äûõàíèå è åäâà íå ïîäêîñèëèñü íîãè. ß óæå âîøåë â êâàðòèðó.
“Ó ìåíÿ åù¸ îäèí ïîäàðîê äëÿ òåáÿ.” ñêàçàë ÿ, âûòàñêèâàÿ èç ïàêåòà êóêëó.
“Àõ êàêàÿ îíà êðàñèâàÿ.”
“Êàê òû.” õîòåë äîáàâèòü ÿ.
È òóò îíà ñíîâà ïîöåëîâàëà ìåíÿ íà ýòîò ðàç òî÷íî â ãóáû.
Îò ýòîãî ïîöåëóÿ ÿ ÷óòü íå óïàë õîðîøî, ÷òî äâåðü ó êîòîðîé ÿ ñòîÿë íå äàëà ýòî ñäåëàòü.
“Îé ÿ èçìàçàëà òåáå ãóáû ïîìàäîé.” ñêàçàëà îíà îòëîæèâ ïîäàðêè â ñòîðîíó è âûòèðàÿ ìíå ãóáû íåâåñòü îòêóäà âçÿâøåéñÿ ñàëôåòêîé.
“À ãäå ãîñòè?” ñïðîñèë ÿ, ïðîõîäÿ â êâàðòèðó. “Ìîè ïîäðóãè ðàçúåõàëèñü, êòî, êóäà, à ÷òîáû íå ïðîâåñòè ýòîò äåíü îäíîé ÿ ïðèãëàñèëà òåáÿ.”
“Ïîíÿòíî.” ñêàçàë ÿ.
Êîãäà ìû âîøëè â å¸ êîìíàòó, îíà áóêâàëüíî ïðèãâîçäèëà ìåíÿ ê ñòåíêå è ñêàçàëà:
“Ìîé îòåö çàïðåùàåò ìíå îáùàòüñÿ ñ ìàëü÷èêàìè. Âîò ïî÷åìó ó ìåíÿ íåò äðóçåé ñðåäè ìàëü÷èøåê. Ìîæåò, òû ïåðåîäåíåøüñÿ â äåâî÷êó, è ïàïà íå óçíàåò, ÷òî òû ìàëü÷èê. ß äàì òåáå ñâîþ îäåæäó.”
“Íó-ó-ó-ó, íå çíàþ.” ïðîòÿíóë ÿ. “ß íå ïîõîæ íà äåâî÷êó” ñòàë îòãîâàðèâàòüñÿ ÿ.
“À ìû ñäåëàåì òàê, ÷òîáû òû áûë ïîõîæ íà äåâî÷êó.”
“À êàê?” ñïðîñèë ÿ.
“Íàêðàñèì ëèöî, íàäåíåì ïàðèê è âîò òû óæå äåâî÷êà.”
ß âñ¸ åù¸ ñîìíåâàëñÿ. “À åñëè îí çàìåòèò…” è ÿ óêàçàë âçãëÿäîì íà øèðèíêó áðþê.
“Àõ, ýòî.” çàñìåÿëàñü Îëÿ. “Îí, ÷òî áóäåò çàãëÿäûâàòü ïîä ïëàòüå? Äà è ìû ñäåëàåì òàê ÷òî åãî áóäåò ñîâñåì íå âèäíî.”
“À åñëè îí óñëûøèò ìîé ãîëîñ.” íå ñäàâàëñÿ ÿ.
“À òû íå ãîâîðè. Ãîâîðèòü áóäó ÿ. Òû, ÷òî íå õî÷åøü áûòü òàêèì æå êðàñèâûì êàê ÿ?”
“Íó äà. Äàâàé.” ñäàëñÿ ÿ.
“Òåáå áóäåò ïðèÿòíî.” äîáàâèëà îíà, îòõîäÿ îò ìåíÿ.
“À êîãäà òâîé îòåö ïðèäåò?” ñïðîñèë ÿ, íàäåÿñü âñ¸-òàêè èçáåæàòü ïåðåîäåâàíèÿ â äåâî÷êó.
“Íå çíàþ. Ìîæåò ÷åðåç ÷àñ ìîæåò ÷åðåç äâà. Ðàçäåâàéñÿ.” ñêîìàíäîâàëà îíà, è ÿ ñíÿë âñ¸ êðîìå òðóñîâ.
“È òðóñû òîæå.”
“Çà÷åì?” ñïðîñèë ÿ.
“Òû æå íå áóäåøü õîäèòü â ïëàòüå è â ìàëü÷èøåñêèõ òðóñàõ. Íåêðàñèâî ïîëó÷àåòñÿ. Ñíèìàé ÿ òåáå äðóãèå äàì.”
“Îòâåðíèñü.” ñêàçàë ÿ.
“Îé, êàê áóäòî ÿ íå âèäåëà ïèñóíà. Äà ìû ñ äåâ÷îíêàìè ðåãóëÿðíî ïîäãëÿäûâàåì çà âàìè â ðàçäåâàëêå.”
“È ìû çà âàìè.” çàìåòèë ÿ.
Îíà êàê áóäòî íå çàìåòèëà, ÷òî ÿ ñêàçàë, è ïîäîøëà ê øêàôó, îòêðûâ åãî.
ß æå ñíÿë òðóñû è ïðèêðûë ïèñóí ðóêîé.
“Òåáå êàêîé öâåò íðàâèòñÿ?” ñïðîñèëà îíà.
“Ãîëóáîé” ñêàçàë ÿ, çàñìîòðåâøèñü íà å¸ ãîëóáîå ïëàòüå è ãîëóáûå êîëãîòêè (ìíå íà ñàìîì äåëå íðàâèòñÿ ýòîò öâåò).
Îíà ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ è ñïðîñèëà:
“Òû ÷òî õî÷åøü áûòü ïîõîæèì íà ìåíÿ?”
“Äà íåò. Ïðîñòî ìíå íðàâèòñÿ ýòîò öâåò.”
“Ó ìåíÿ èäåÿ” ñêàçàëà îíà è ïîäîøëà êî ìíå, îòâåðíóâøèñü ñïèíîé.
“Ðàññòåãíè.” ïîïðîñèëà îíà ìåíÿ.
ß ðàññòåãíóë “ìîëíèþ” íà ñïèíå è ïëàòüå ñàìî ñîñêîëüçíóëî ñ òåëà Îëè.
Òîëüêî ñåé÷àñ ÿ óâèäåë, ÷òî êîëãîòêè íà íåé áûëè íàäåòû áåç òðóñèêîâ. Øîâ êîëãîòîê ø¸ë ïðÿìî ïîñåðåäèíå ïîïû, êðàñèâî ðàçäåëÿÿ å¸ íà äâå ïîëîâèíêè. ß åù¸ íèêîãäà íå âèäåë òàêîé êðàñîòû áëèç ñâîåãî ëèöà, è ìíå çàõîòåëîñü å¸ ïîòðîãàòü.
“Ìîæíî ïîòðîãàòü?” ñïðîñèë ÿ å¸.
“Íåò.” ñêàçàëà îíà è ïîâåðíóëàñü êî ìíå ëèöîì.
ß åëå óñïåë ïðèêðûòü ïèñóí ðóêîé.
“Ìîæåøü íå çàêðûâàòü. ß âñ¸ âèäåëà.” íàñìåøëèâî ïðîãîâîðèëà îíà.
“Îí æå áîëüøîé.” âîçðàçèë ÿ åé.
“Òàê, òû îäåíåøü ýòî ïëàòüå.” è îíà ïîäíÿëà ñ ïîëà ïëàòüå, ïîëîæèâ åãî îêîëî ìåíÿ. “À ÿ ñåé÷àñ ñíèìó êîëãîòêè, êîòîðûå òû òîæå íàäåíåøü. Ñîãëàñåí?”
ß êèâíóë ãîëîâîé.
Îíà ñåëà íà ñòóë è ñíÿëà êîëãîòêè, äàâ èõ ìíå ñî ñëîâîì:
“Íàäåâàé.”
Íî ÿ ñêàçàë, ÷òî íå óìåþ íàäåâàòü êîëãîòêè, òàê êàê íèêîãäà èõ íå íîñèë (è ïðàâäà: äàæå â äåòñêîì ñàäó ÿ âñåãäà òîëüêî íîñèë øòàíû).
Òîãäà îíà ñêàçàëà:
“ß ñåé÷àñ îäåíóñü, à ïîòîì ïîìîãó òåáå íàäåòü êîëãîòêè è ïëàòüå.”
“Ëàäíî.” ñêàçàë ÿ.
Âèäÿ å¸ òàêóþ ðàñêðåïîù¸ííîñòü, ÿ ïîñòåïåííî óáðàë ðóêó ñ ïèñóíà.
Çà÷åì ÿ áóäó ñòåñíÿòüñÿ å¸, êîãäà îíà õîäèò îêîëî ìåíÿ îáíàæ¸ííàÿ.
Îíà ïîäîøëà ê øêàôó è îòêðûëà ÿùèê, ãäå ëåæàëè êîëãîòêè è, âûíóâ îòòóäà áåëûå êîëãîòêè, ñòàëà íàäåâàòü èõ íà íîãè.
Ãëÿäÿ íà òî, êàê îíà íàäåâàåò êîëãîòêè, ÿ ïîñòàðàëñÿ ïîâòîðèòü å¸ äâèæåíèÿ ïî íàäåâàíèþ êîëãîòîê, íî íå óñïåë íàñòîëüêî áûñòðî îíà èõ íàäåëà. ß óñïåë ëèøü çàêàòàòü îäèí èõ ÷óëîê, äà è òî íåóäà÷íî.
Ïîñëå òîãî êàê îíà íàäåëà êîëãîòêè, îíà ïðèíÿëàñü ãëàäèòü íîãè. Áûëî âèäíî, ÷òî ýòî äîñòàâëÿåò åé íàñëàæäåíèå, è ÿ òîæå çàõîòåë åãî èñïûòàòü, íî ïîêà îíà íå íàäåíåò ïëàòüÿ, ýòî áûëî íåâîçìîæíî. Íàêîíåö, îíà çàêîí÷èëà ãëàäèòü íîãè è ïîäîøëà ñíîâà ê øêàôó, âûáðàëà î÷åíü êðàñèâîå áåëî-ãîëóáîå ïëàòüå è ñàìà îäåëà åãî. Îíà ëèøü ïîïðîñèëà ìåíÿ çàñòåãíóòü “ìîëíèþ” íà ñïèíå, ÷òî ÿ ñ óäîâîëüñòâèåì è ñäåëàë. Ê ïëàòüþ ïðèëàãàëèñü äëèííûå áåëûå ïåð÷àòêè, íî îíà èõ íå íàäåëà íà ðóêè ñêàçàâ, ÷òî êîãäà ÿ íàäåíó ïëàòüå ñ ýòèìè ïåð÷àòêàìè, îíî áóäåò ñìîòðåòüñÿ êðàñèâî.
“Ñåé÷àñ ÿ òîëüêî ïîäêðàøó ãóáû, è íà÷íåì îäåâàòüñÿ.” ñêàçàëà Îëÿ è ïîäîøëà ê çåðêàëó.
“Ëàäíî.” ñêàçàë çàæäàâøèéñÿ ÿ.
Îíà íàíåñëà íà ãóáû åù¸ ñëîé ïîìàäû, ïîêðûâ èõ áëåñêîì, îò÷åãî îíè ñòàëè î÷åíü êðàñèâî áëåñòåòü.
Ïîñëå ýòîãî îíà ïîäîøëà, íàêîíåö, êî ìíå è ÿ ñòàë îäåâàòüñÿ äåâî÷êîé. Íà÷àëà îíà îäåâàòü ìåíÿ, ðàçóìååòñÿ, ñ êîëãîòîê, çàêàòàâ îäèí èç èõ ÷óëîê äî êîíöà è ñêàçàâ ìíå:
“Âûòÿíè íîãó òàê.” è îíà âûòÿíóëà ñâîþ êðàñèâóþ íîæêó â áåëîì êàïðîíå, ïîêàçûâàÿ ìíå, êàê íàäî âûòÿãèâàòü íîãó ïðè íàäåâàíèè êîëãîòîê.
ß ïî÷óâñòâîâàë, êàê ñíà÷àëà ïðèÿòíàÿ ïàóòèíêà ãîëóáîãî êàïðîíà îêóòàëà ìîþ ñòîïó, à ïîòîì è ãîëåíü äî êîëåíà.
Çàòåì îíà çàêàòàëà äðóãîé ÷óëîê, è òîæå äî êîíöà, ñêàçàâ:
“Âûòÿíè äðóãóþ íîãó.” è êîãäà ÿ å¸ âûòÿíóë, ÿ ñíîâà ïî÷óâñòâîâàë, êàê ïðèÿòíàÿ ãîëóáàÿ ïàóòèíêà ñòàëà îêóòûâàòü è äðóãóþ íîãó äî êîëåíà. Áûëî î÷åíü ïðèÿòíî îùóùàòü ýòó ïî÷òè íåâåñîìóþ ãîëóáóþ ïàóòèíêó íà ñâîèõ íîãàõ, è ìîé ïèñóí ñíîâà ñòàë óâåëè÷èâàòüñÿ.
“Îé, ÷òî ýòî ñ íèì?” èñïóãàëñÿ ÿ.
“Ñ êåì?” íå ïîíÿëà Îëÿ.
ß ïîêàçàë íà ïèñóí.
“Íå çíàþ. Òåïåðü âñòàíü è íàòÿíè êîëãîòêè íà ïîïó è ðàçãëàäü èõ, ÷òîáû íå áûëî ñêëàäîê.” ñêàçàëà îíà.
Êîãäà ÿ íàòÿíóë êîëãîòêè íà ïîïó, ìîé ïèñóí è ÿè÷êè îêóòàëà íåæíàÿ ïàóòèíêà ãîëóáîãî êàïðîíà, à íîãè ñäåëàëèñü íàñòîëüêî ãëàäêèìè è ïðèÿòíûìè íà îùóïü, ÷òî èõ õîòåëîñü ãëàäèòü è ãëàäèòü. Îò ýòîãî ïðèÿòíîãî îùóùåíèÿ è åù¸ îò îñîçíàíèÿ òîãî, ÷òî ýòè êîëãîòêè íåäàâíî êàñàëèñü îáíàæ¸ííîé ïîïû Îëè, ìíå äåëàëîñü íàñòîëüêî ïðèÿòíî, ÷òî ìî¸ ñåðäöå åäâà íå âûñêî÷èëî èç ãðóäè.
“Òåáå íóæíî ñêðûòü ïèñóí, à òî îí êàê-òî íåêðàñèâî ñìîòðèòñÿ â ìîèõ êîëãîòêàõ, äà è íå ïîäõîäèò îí ê íèì.” ðàññóäèëà Îëÿ, ãëÿäÿ íà ìîé ïèñóí â å¸ êîëãîòêàõ, è äàëà ìíå áîëüøèå òðóñû, ÷òîáû ÿ íàäåë èõ ïîâåðõ êîëãîòîê.
ß ïî ñëîâó Îëè, çàñóíóâ ðóêó ïîä êîëãîòêè, ñäåëàë ïèñóí ìåæäó íîã, ïðèæàâ åãî òðóñàìè, ÷òîá åãî ñîâñåì íå áûëî çàìåòíî. Ó îñíîâàíèÿ ïèñóíà ÿ ÷óâñòâîâàë íåáîëüøóþ áîëü, íî ýòà áîëü áûëà äàæå ïðèÿòíà. À òðóñû íàñòîëüêî ïëîòíî îáëåãëè ìîþ ïîïó, ÷òî ÿ îùóùàë ïðèÿòíîå ùåêîòàíèå êàïðîíà íå òîëüêî íà íåé, íî è âíóòðè ïîïû. Ïðè÷¸ì, ýòî ÿ îùóùàë ïðè êàæäîì äâèæåíèè çàäíåé ÷àñòüþ òåëà.
“Íó, òåïåðü òû “äåâî÷êà”. Îñòàëîñü íàäåòü ïëàòüå è ïåð÷àòêè, à òàêæå ñäåëàòü ìàêèÿæ è îäåòü ïàðèê, ÷òîáû áûòü “íàñòîÿùåé” äåâî÷êîé. ” ñêàçàëà Îëÿ.
È ìû ïðîäîëæèëè îäåâàòüñÿ…
 “Âûòÿíè ðóêè ââåðõ.” ñêàçàëà Îëÿ.
ß âûòÿíóë.
È ïðèÿòíàÿ òêàíü ãîëóáîãî øåëêà çàñêîëüçèëà âíèç ïî ìîåìó òåëó çàäåðæàâøèñü òîíåíüêèìè áðåòåëüêàìè íà ìîèõ ïëå÷àõ.
Íó, âîò è ïëàòüå îêàçàëîñü íà ìíå.
Îëÿ çàñòåãíóëà “ìîëíèþ” íà ñïèíå.
Ïåðåä òåì êàê íàäåòü ïåð÷àòêè íà ðóêè Îëÿ ñïðîñèëà ìåíÿ ìûë ëè ÿ ðóêè.
ß ñêàçàë, ÷òî ìûë è îíà äàëà ìíå ïåð÷àòêè, ÷òîáû ÿ íàäåë èõ íà ðóêè. ß èõ íàäåë, íî ñëèøêîì íåïðàâèëüíî è îíà íàòÿíóëà èõ âûøå ëîêòÿ.
“Âîò òåïåðü êðàñèâî.” ñêàçàëà îíà.
 “Äà” ñîãëàñèëñÿ ÿ. Ìíå áûëî ïðèÿòíî ðóêàì â ýòèõ êðàñèâûõ ïåð÷àòêàõ, è ÿ ïîäóìàë:
“Êàê æàëü, ÷òî ìàëü÷èêàì íåëüçÿ íîñèòü òàêóþ ïðèÿòíóþ îäåæäó.” è ÿ ïðèíÿëñÿ ãëàäèòü ñåáÿ, ñîçäàâàÿ, òåì ñàìûì, åù¸ áîëüøåå ÷óâñòâî ïðèÿòíîñòè.
“Òåïåðü áóäåì äåëàòü ìàêèÿæ.” ñêàçàëà Îëÿ.
“Äåëàòü ÷òî?” íå ïîíÿë ÿ.
“Êðàñèòü ëèöî.” ïîÿñíèëà îíà.
“À ìîæåò íå íàäî?” ñïðîñèë ÿ.
Âîçîìíèâ ñåáÿ äåâî÷êîé, ÿ ñîâñåì, çàáûë, ÷òî èìåþ ëèöî ìàëü÷èêà.
“Äåâî÷êà ñ ëèöîì ìàëü÷èêà? Ñìåøíî.” óñìåõíóëàñü îíà.
ß ïîäîøåë ê çåðêàëó è ñåë îêîëî íåãî.
À Îëÿ íà÷àëà äåëàòü ìíå ìàêèÿæ, âçÿâ êðàñíûé êàðàíäàø è, îáðèñîâàâ ëèíèþ âîêðóã ãóá, îíà íàêðàñèëà èõ íåñêîëüêèìè ñëîÿìè ÿðêî-êðàñíîé ãóáíîé ïîìàäû. Çàòåì îíà ïîêðûëà ãóáû òîíêèì ñëîåì áëåñêà. Ïîñëå ãóá îíà ïåðåøëà íà ãëàçà, íàêðàñèâ èõ ðåñíèöû òóøüþ, åäâà êàñàÿñü èõ ù¸òî÷êîé. Çàòåì îíà ñêàçàëà, ÷òîáû ÿ çàêðûë ãëàçà, à îíà íàêðàñèëà èõ âåêè ðîçîâûìè òåíÿìè, äîáàâèâ è íà íèõ áëåñê. Ïîä êîíåö îíà íàïóäðèëà ìíå âñ¸ ëèöî, ïåðåä òåì íàëîæèâ íà ùåêè ðóìÿíà.
Êîãäà îíà çàêîí÷èëà äåëàòü ìàêèÿæ, ÿ ïîñìîòðåë íà ñâîå ëèöî â çåðêàëî è óäèâèëñÿ, êàê ïðåîáðàçèëîñü îíî. Ìî¸ ëèöî ñòðàííûì îáðàçîì íàïîìèíàëî ëèöî òîé êóêëû, êîòîðóþ ÿ ïîäàðèë Îëå íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, îíî áûëî ÷óäî êàê ïðåêðàñíûì. ß õîòåë åãî ïîòðîãàòü, íî Îëÿ çàïðåòèëà ýòî äåëàòü, òàê êàê ÿ ìîã íàðóøèòü ìàêèÿæ è èñïà÷êàòü ïåð÷àòêè. ß óáðàë ðóêè îò ëèöà è ïîëîæèë èõ íà êîëåíè ñîâñåì êàê ïðèìåðíàÿ äåâî÷êà.
Òåïåðü ÷òîáû áûòü ñîâñåì ïîõîæèì íà äåâî÷êó ìíå îñòàëîñü íàäåòü íà ãîëîâó ïàðèê à òî ó ìåíÿ áûëè êîðîòêèå âîëîñû è ñ òàêèì ëèöîì ãîëàÿ ãîëîâà íå ñìîòðåëàñü.
“Òåáå êàêîé ïàðèê íàäåòü – ñ êîðîòêèìè èëè äëèííûìè âîëîñàìè?”ñïðîñèëà Îëÿ.
“Ñ äëèííûìè.” ñêàçàë ÿ è óäèâèëñÿ, êàê èçìåíèëñÿ ìîé ãîëîñ. Îí áûë ïîõîæ íà ãîëîñ äåâî÷êè.
“Îé, ÷òî ýòî ñî ìíîé?” ñïðîñèë ÿ ñíîâà íå ñâîèì ãîëîñîì.
“Ýòî æå ÷óäåñíî. Çíà÷èò, òû ñòàë äåâî÷êîé.” îáðàäîâàëàñü Îëÿ.
“Íå ìîæåò áûòü.” è ÿ ñòàë ïðîâåðÿòü íà ìåñòå ëè ïèñóí.
ß ïîäíÿë ïîäîë, íî óâèäåë òàì òîëüêî êîëãîòêè è áåëûå òðóñû. ß îòîãíóë ðåçèíêó òðóñîâ, íî óâèäåë ëèøü ÷åðåç ãîëóáîé êàïðîí êîëãîòîê ãëàäêóþ ïîâåðõíîñòü âìåñòî ïèñóíà. Íî ïðîâåðÿòü äàëüøå ÿ íå ñòàë, ïîäóìàâ, ÷òî ìíå è òàê õîðîøî. ß ñäåëàë íàçàä ïîäîë, îïðàâèâ åãî ñîâñåì êàê äåâî÷êà. Òåì âðåìåíåì Îëÿ, âçÿâ ïàðèê ñ áîëâàíêè, ñòàëà ðàñ÷åñûâàòü åãî. Ðàñ÷åñàâ, îíà ïîäîøëà êî ìíå ñî ñëîâàìè:
“Íó ÷òî ãîòîâ ñòàòü íàñòîÿùåé äåâî÷êîé?” è íàäåëà åãî ìíå íà ãîëîâó.
“Íó, âîò òû è äåâî÷êà.” ñêàçàëà îíà, ïîïðàâëÿÿ ïàðèê.
Ìåíÿ å¸ ñëîâà íå çàäåëè, íàîáîðîò, ìíå äàæå ïðèÿòíî ñòàëî, ÷òî îíà íàçâàëà ìåíÿ òàê.
“×åãî-òî íå õâàòàåò.” ñêàçàëà Îëÿ è âçÿëà êëèïñû è íàöåïèëà èõ ìíå íà óøè.
Âäðóã ðàçäàëñÿ çâîíîê è Îëÿ ïîøëà îòêðûâàòü äâåðü ñî ñëîâàìè: “Âèâàò! Ïàïà ïðèøåë.” îñòàâèâ ìåíÿ îäíîãî â êîìíàòå.
“Ñ äíåì ðîæäåíèÿ äî÷åíüêà. ×òî äåëàëà? Íåáîñü, ñêó÷àëà?”
“Äà íåò. Íàðÿæàëà ïîäðóãó.”
“Êàêóþ ïîäðóãó? Âåäü òû ãîâîðèëà, ÷òî âñå òâîè ïîäðóãè óåõàëè.”
“Ïàïà òû, ÷òî, çàáûë, ÿ ãîâîðèëà òåáå ÷òî êî ìíå äîëæíà ïðèäòè íîâàÿ ïîäðóãà, êîòîðàÿ íèêóäà íå óåõàëà.” îáúÿñíèëà Îëÿ. “Íó, ïîøëè. Áóäåì çíàêîìèòüñÿ.” Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÿ ñëûøàë âåñü èõ ðàçãîâîð, ÿ èñïóãàëñÿ, è êîãäà îíè âîøëè â êîìíàòó ÿ âñêî÷èë êàê óæàëåííûé.
“Äåâî÷êà, êàê òåáÿ çîâóò?” áûë ïåðâûé îáðàùåííûé êî ìíå âîïðîñ.
“Àëèñà.” òèõî ñêàçàë ÿ “ñâîèì” ãîëîñîì äåâî÷êè, íàçâàâ ïåðâîå ïîïàâøèåñÿ íà óì èìÿ äåâî÷êè. “À ãäå òû æèâåøü?” ß ìîë÷àë, íå çíàÿ, ÷òî îòâåòèòü. Ìîë÷àíèå çàòÿíóëîñü. Òóò Îëÿ ïðåðâàëà åãî ñêàçàâ:
“Îíà î÷åíü ñòåñíèòåëüíàÿ.”
“À ïî÷åìó íà íåé òâî¸ ïëàòüå è êîëãîòêè?” ñòðîãî ñïðîñèë Îëþ îòåö.
“Êîãäà îíà ïðèøëà êî ìíå îíà áûëà îäåòà â äæèíñû è ðóáàøêó, à çíàÿ, ÷òî òû íå ëþáèøü ÷òîáû òàê îäåâàëèñü äåâî÷êè, ÿ äàëà åé ñâîþ îäåæäó.” îïðàâäàëàñü Îëÿ ïåðåä îòöîì.
“Íó, ëàäíî. ß òóò ïðèí¸ñ ðàáîòó íà äîì, à êîãäà ÿ å¸ ñäåëàþ, ïîéäåì ãóëÿòü. À âû ïîêà èãðàéòå.”
“Ëàäíî ïàïî÷êà.” ñêàçàëà Îëÿ, ïîöåëîâàâ åãî â ãóáû. Ïîñëå ÷åãî îí óøåë.
“Óô ïðîíåñëî.” ñêàçàë ÿ.
“Êîãäà òû áûë…à â òóàëåòå ÿ ñïðÿòàëà òâîþ îäåæäó.” ñêàçàëà Îëÿ.
“À ÿ è íå çàìåòèë ãäå ìîÿ îäåæäà.” îòìåòèë ÿ.
“Íó ÷òî áóäåì èãðàòü?” ñïðîñèëà îíà ìåíÿ.
“Âî ÷òî?”
“Êàê âî ÷òî?  êóêëû êîíå÷íî.”
“Íî ÿ æå íå äåâî÷êà, ÷òîáû èãðàòü â êóêëû. ß ìàëü÷èê, è íå óìåþ â íèõ èãðàòü.”
Òîãäà îíà ïîäâåëà ìåíÿ ê çåðêàëó è ñêàçàëà:
“È ãäå òû âèäèøü ìàëü÷èêà? ß ëè÷íî íå âèæó.”
È äåéñòâèòåëüíî: â îòðàæåíèè çåðêàëà áûëè äâå î÷åíü êðàñèâûõ äåâî÷êè, îäíîé èç êîòîðûõ áûë ÿ.
“Óõ òû, ÿ âûãëÿæó êàê íàñòîÿùàÿ äåâî÷êà.” óäèâèëñÿ ÿ.
“Òû è åñòü íàñòîÿùàÿ äåâî÷êà Àëèñà.”
“Íî ÿ ïðèäóìàë ýòî èìÿ äëÿ òâîåãî îòöà.”
“Íå âàæíî. Ãëàâíîå ó òåáÿ åñòü èìÿ.”
È ìû ñòàëè èãðàòü â êóêëû.
Ïðè ýòîì îíà çàìåòèëà, ÷òî êóêëà, êîòîðóþ ÿ åé ïîäàðèë, óäèâèòåëüíî áûëà ïîõîæà íà ìåíÿ; ÿ è ñòàë èãðàòü ñ ýòîé êóêëîé. À îíà èãðàëà ñ êóêëîé, êîòîðàÿ áûëà ïîõîæà íà íå¸.
Èãðàÿ, ìû ïðèäóìûâàëè ðàçíûå ñþæåòû èç æèçíè êóêîë, è íàì áûëî î÷åíü âåñåëî. Ïðàâäà, ÿ âñ¸ âðåìÿ ñáèâàëñÿ, íàçûâàÿ âñ¸ â ìóæñêîì ðîäå, à Îëÿ ìåíÿ ïîïðàâëÿëà, ó÷à ãîâîðèòü â æåíñêîì. Òàê, â ïðîöåññå èãðû ÿ íàó÷èëñÿ îùóùàòü ñåáÿ äåâî÷êîé. Ïîñòåïåííî ÿ íàó÷èëñÿ ãîâîðèòü î ñåáå â æåíñêîì ðîäå è íàñòîëüêî âîçîìíèë ñåáÿ äåâî÷êîé, ÷òî ñîâåðøåííî çàáûë, ÷òî ÿ ìàëü÷èê. Òåì áîëåå, ìíå ïðèÿòíî ùåêîòàëî ïðè êàæäîì äâèæåíèè â ïîïå è íà íåé, è ÿ ñòàðàëñÿ ïî÷àùå øåâåëèòü åþ, ÷òîáû óñèëèòü ýòî ÷óâñòâî.
Íàøó èãðó ïðåðâàë îòåö Îëè, âîéäÿ â êîìíàòó, è ñêàçàë íàì:
“Òàê, äåâî÷êè, õâàòèò èãðàòü, ïîøëè ãóëÿòü. Ó íàñ çàêàçàí ñòîëèê â ðåñòîðàíå. Òàê ÷òî, ñîáèðàéòåñü ñêîðåé.”
Ñêàçàâ ýòî, îí âûøåë èç êîìíàòû, ïðåäîñòàâèâ íàì ñîáèðàòüñÿ. Îëÿ, áðîñèâ êóêîë, ïîäîøëà ê çåðêàëó è, ïðîâåðèâ ìàêèÿæ íà ñâî¸ì ëèöå ñêàçàëà, ÷òîáû ÿ ïîäîø¸ë ê íåé. ß ïîäîø¸ë è îíà, âíèìàòåëüíî ïîñìîòðåâ íà ìî¸ ëèöî, ñêàçàëà:
“Âñ¸ â ïîðÿäêå.”
Çàòåì îíà ïîäîøëà ê øêàôó è äîñòàëà îòòóäà äâå ïàðû êðàñèâûõ òóôåëü íà âûñîêîì êàáëóêå-øïèëüêå è ïðåäëîæèëà ìíå ïðèìåðèòü îäíó èç íèõ.
ß âûáðàë ãîëóáûå ïîä öâåò êîëãîòîê è ïëàòüÿ è êîãäà ÿ íàäåë èõ íà íîãè îíè áûëè ìíå êàê ðàç, áóäòî ÿ íîñèë èõ âñþ æèçíü, íåñìîòðÿ íà òî ÷òî ó íèõ áûë äîâîëüíî-òàêè âûñîêèé êàáëóê. Â ýòèõ òóôëÿõ ìîè íîãè ñòàëè ñòðîéíåå è êðàñèâåå, äà è ñàì ÿ ñòàë âûøå. À Îëÿ íàäåëà áåëûå òóôëè, òîæå ïîä öâåò ïëàòüÿ è êîëãîòîê.
Çàòåì îíà äîñòàëà èç øêàôà ìîþ îäåæäó, â êîòîðîé ÿ ïðèø¸ë ê íåé, è çàñóíóëà å¸ â ïàêåò è äàëà åãî ìíå âìåñòå ñ áîëüøîé ñóìêîé, â êîòîðóþ ÿ åãî è ïîëîæèë. Ïîòîì îíà ñêàçàëà îòöó:
“Ìû ãîòîâû, ïàïà.”
È ìû ïîøëè â ÿïîíñêèé ðåñòîðàí, ãäå íàñ îòâåëè â îòäåëüíóþ êîìíàòó, è äàëè íàì ïî ìåíþ. Ïðè ýòîì, ìû ñíÿëè îáóâü è îñòàâèëè å¸ ó âõîäà â êîìíàòó, à çàéäÿ, ìû ñåëè íà êîëåíè çà íèçåíüêèé ñòîëèê. Ìû çàêàçàëè òðàäèöèîííîå ÿïîíñêîå áëþäî – ñóøè. Èç íàïèòêîâ îòåö Îëè ñåáå çàêàçàë ñàêå, à ìû ïî ñîêó. ß ïðàêòè÷åñêè íè÷åãî íå ñúåë, òàê êàê íå ëþáëþ ÿïîíñêóþ êóõíþ. Çàòî Îëÿ åëà î÷åíü êðàñèâî, åäâà êàñàÿñü ñâîèìè áëåñòÿùèìè ãóáàìè åäû. Ïîåâ, îíà íåìíîãî îòïèëà ñîê èç òðóáî÷êè, àêêóðàòíî ïðîìîêíóëà ñàëôåòêîé ãóáû è ñïðîñèëà îòöà:
“Ïàïà ìîæíî ìû ïîéäåì â òóàëåò ïîïðàâèì ìàêèÿæ? Ìû áûñòðî.”
“Ìîæíî.” ðàçðåøèë îòåö Îëè.
È ìû ïîøëè â òóàëåò.
Çàéäÿ â òóàëåò, ìû äîæäàëèñü ïîêà îòòóäà âñå âûéäóò, è Îëÿ çàêðûëà âõîäíóþ äâåðü íà çàù¸ëêó, ïðè ýòîì ñêàçàâ ìíå:
“Áóäåì ïðåâðàùàòüñÿ îáðàòíî â ìàëü÷èêà.” è îíà óëûáíóëàñü.
ß òîëüêî õîòåë ñêàçàòü, ÷òî ÿ äåâî÷êà êàê âñïîìíèë, ÷òî ÿ âñ¸-òàêè ìàëü÷èê, è îò ýòîãî ìíå ñòàëî ãðóñòíî. ß íåõîòÿ ïîâåðíóëñÿ ê íåé ñïèíîé, ïðèïîäíÿâ âîëîñû ïàðèêà, è îíà ðàññòåãíóëà “ìîëíèþ” ïëàòüÿ, à îíî ñàìî ñîñêîëüçíóëî ñ ìîåãî òåëà íà ïîë. Òàêæå íåõîòÿ ÿ ñíÿë ïåð÷àòêè, îòäàâ èõ Îëå.
Çàòåì íàñòàëà î÷åðåäü òðóñîâ è êîëãîòîê, êîòîðûå ÿ òîæå ñíÿë íåõîòÿ. Îëÿ, òåì âðåìåíåì, ïîäîáðàëà ñ ïîëó ïëàòüå, ïîëîæèâ åãî âìåñòå ñ ïåð÷àòêàìè â ñóìêó è âûíóâ îòòóäà ïàêåò ñ ìîåé îäåæäîé, â êîòîðîé ÿ ïðèøåë ê íåé â ãîñòè. Ïîäîéäÿ ê çåðêàëó, ÿ ñíÿë ïàðèê è ñìûë ñ ëèöà ìàêèÿæ. Òîëüêî ïîñëå ýòîãî êî ìíå, êàê ïî âîëøåáñòâó, âåðíóëñÿ ìîé íàñòîÿùèé ãîëîñ. Çàòåì ÿ îäåë ñâîþ ïðèâû÷íóþ îäåæäó, ïî êîòîðîé ñîâñåì íå ñîñêó÷èëñÿ, äî ÷åãî ìíå ïîíðàâèëîñü íîñèòü ïëàòüå è êîëãîòêè. Ïîìíÿ î òîì, êàê ìíå áûëî ïðèÿòíî, êîãäà êîëãîòêè è òðóñû âðåçàëèñü â ìîþ ïîïó, ÿ ïîïûòàëñÿ íàòÿíóòü è ñâîè òðóñû òàê, ÷òîáû îíè âðåçàëèñü â ïîïó. Ó ìåíÿ ïîëó÷èëîñü. Ïîñëå ýòîãî ÿ íàäåë áðþêè.
À Îëÿ, òåì âðåìåíåì, ïîïðàâëÿëà ñâîé ìàêèÿæ.
“ß ãîòîâ.” ñêàçàë ÿ.
“Åù¸ íåò.” ñêàçàëà Îëÿ, ïîäîéäÿ êî ìíå, è ñíÿâ ñ ìîèõ óøåé ñåðüãè ïðî êîòîðûå ÿ ñîâåðøåííî çàáûë.
Ïðåäñòàâëÿþ, êàê áû óäèâèëàñü ìàìà, åñëè áû óâèäåëà íà ìîèõ óøàõ ñåðüãè. Õîðîøî, ÷òî Îëÿ çàìåòèëà èõ è ñíÿëà.
Ìû âûøëè èç òóàëåòà ïîîäèíî÷êå – ñíà÷àëà Îëÿ ïîòîì ÿ.
Îëÿ âåðíóëàñü ê îòöó, à ÿ ïîø¸ë äîìîé.
Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò

Читайте также:  Как делать классический макияж глаз

© Copyright: Íèêîëàé Àáèñîâ 4, 2020
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹220101200663

Источник