Одна мне ростом вровень стань же рядом с бровью брови

Одна мне ростом вровень стань же рядом с бровью брови thumbnail

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав —
тубо —
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

В жизни В. Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он преклонялся перед Л. Брик и посвятил этой любви несколько стихотворений. Однако в 1928 г. поэт побывал в Париже, где познакомился с русской эмигранткой, известной актрисой Т. Яковлевой. Чувство было взаимным, но влюбленные не сходились по политическим убеждениям. Маяковский не представлял себе жизнь за границей, а Яковлева наотрез отказывалась возвращаться в Советскую Россию. По поводу этого разногласия поэт написал любимой женщине стихотворное послание, которое было опубликовано в СССР лишь в 1956 г.

К концу жизни Маяковский замечал все больше недостатков в коммунистическом строе. Но это не мешало ему надеяться на лучшее и оставаться патриотом своей страны. При этом он продолжал испытывать ненависть к буржуазным странам, которую нисколько не скрывал. Поэтому отказ Яковлевой он воспринимал не столько в личном, сколько в социальном плане. В присущей ему грубоватой манере поэт заявляет, что легко сможет укротить свою мужскую страсть по отношению к утонченным французским «самочкам». К Яковлевой он относился совершенно по иному. Актриса эмигрировала в 1925 г., поэтому, по мнению Маяковского, до сих пор оставалась в душе русской женщиной. Яковлева уважала Маяковского не только как мужчину, но и как поэта, что давало ему право заявлять: «ты одна мне ростом вровень».

Поэта действительно оскорбляло, что женщина, пережившая ужасы гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». Личные мотивы полностью отходят на второй план во фразе «…я ревную за Советскую Россию». Маяковский прекрасно понимал, что после всех потрясений страна навсегда потеряла многих лучших своих представителей, как убитыми, так и эмигрировавшими. Восполнить эти потери будет непросто: «нам в Москве не хватает длинноногих».

Нежность вообще не свойственна любовной лирике Маяковского, поэтому в финале произведения звучит уже откровенная угроза. Решительный отказ Яковлевой поэт считает серьезным оскорблением, которое он приравнивает к общей ненависти западного мира к коммунизму («на общий счет нанижем»). Ответом на это будет не просто месть одного обманутого мужчины, а победа Советской России над всем буржуазным строем («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»).

  • Следующий стих → Владимир Маяковский — О сущности любви
  • Предыдущий стих → Владимир Маяковский — От усталости

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Владимир Маяковский — Письмо Татьяне Яковлевой на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

article422140.jpg

«ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ»

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Я не люблю

парижскую любовь:

любую самочку

шелками разукрасьте,

потягиваясь, задремлю,

сказав –

тубо –

собакам

озверевшей страсти.

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Пять часов,

и с этих пор

стих

людей

дремучий бор,

вымер

город заселенный,

слышу лишь

свисточный спор

поездов до Барселоны.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме,-

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Глупых слов

не верь сырью,

не пугайся

этой тряски,-

я взнуздаю,

я смирю

чувства

отпрысков дворянских.

Страсти корь

сойдет коростой,

но радость

неиссыхаемая,

буду долго,

буду просто

разговаривать стихами я.

Ревность,

жены,

слезы…

ну их!-

вспухнут вехи,

впору Вию.

Я не сам,

а я

ревную

за Советскую Россию.

Видел

на плечах заплаты,

их

чахотка

лижет вздохом.

Что же,

мы не виноваты –

ста мильонам

было плохо.

Мы

теперь

к таким нежны –

спортом

выпрямишь не многих,-

вы и нам

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

Не тебе,

в снега

и в тиф

шедшей

этими ногами,

здесь

на ласки

выдать их

в ужины

с нефтяниками.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Читайте также:  Как избавиться от морщин между бровей отзывы

Я все разно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

 1928

 Владимир Маяковский - Письмо Татьяне Яковлевой

 Краткое содержание написания

“Владимир Маяковский ~ Письмо Татьяне Яковлевой” (1)

 Одна из самых трогательных историй жизни Маяковского произошла с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву.

Между ними не могло быть ничего общего. Русская эмигрантка, точеная и утонченная, воспитанная на Пушкине и Тютчеве, не воспринимала ни слова из рубленых, жестких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов.

Она вообще не воспринимала ни одного его слова — даже в реальной жизни. Яростный, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем дыхании, он пугал ее своей безудержной страстью. Ее не трогала его собачья преданность, не подкупала его слава. Ее сердце осталось равнодушным. И Маяковский уехал в Москву один.

От этой мгновенно вспыхнувшей и не состоявшейся любви ему осталась тайная печаль, а нам — волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» со словами: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — Одну или вдвоем с Парижем!»

Ей остались цветы. Или вернее — Цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил в банк на счет известной парижской цветочной фирмы с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов — гортензий, пармских фиалок, черных тюльпанов, чайных роз, орхидей, астр или хризантем. Парижская фирма с солидным именем четко выполняла указания сумасбродного клиента — и с тех пор, невзирая на погоду и время года, из года в год в двери Татьяны Яковлевой стучались посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского».

Краткое содержание стихотворения 

“Владимир Маяковский ~ Письмо Татьяне Яковлевой” (2)

Произведение написано в виде обращения к русской эмигрантке, которая после революции покинула Родину и живет в Париже, где поэт побывал в 1928 году. С актрисой Татьяной Яковлевой поэта связывало яркое, но недолгое чувство. Причиной их расставания стало неприятие Яковлевой новой России и нежелание Маяковского отречься от своей Родины.

В стихотворении неожиданно, открыто и доверительно звучат два откровения: поэта-лирика и поэта-гражданина. Они тесно переплетаются, а драма любви предстает через драму социальную. В поцелуе губ и рук поэт видит красный цвет флага республик. Он пытается отбросить пустые «сантименты» и слезы, от которых лишь как у Вия «вспухнут веки». Однако это не лишает стихи глубоко лирической окраски.Он откровенен в описании ярких чувств к своей избраннице, достойной его и «ростом вровень», с которой не сравнить парижских дам в шелках разукрашенных. Стихотворение пронизано чувством боли (которую поэт называет ревностью) за Советскую Россию в ее тяжелый период, когда свирепствует тиф,«часотка лижет вздохом» и ста миллионам – плохо. Однако автор поэтических строк принимает и любит свою страну такой, какая она есть, поскольку чувство любви – это «радость неиссыхаемая». Концовка стиха звучит оптимистично. Поэт готов сделать все, чтобы аристократка Татьяна Яковлева не побоялась холодных московских снегов и тифа, но воспримет как личное оскорбление, если она предпочтет перезимовать в Париже.

Стихотворение является одним из самых самых своеобразных в творческом арсенале поэта.

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

Футуристические творения В. Маяковского сложные для восприятия из-за необычного художественного оформления. Они приносят истинное наслаждение читателям, сумевшим расшифровать их смысл. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучают в 11 классе. Предлагаем облегчить свою работу, используя краткий анализ «Письмо Татьяне Яковлевой» по плану.

История создания – произведение было создано в 1928 г., после того как познакомился с россиянкой, эмигрировавшей во Францию. Впервые было опубликовано лишь в 1956 г.

Тема стихотворения – любовь к женщине и к Родине.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. Некоторые стихи разорваны на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой» .

Эпитеты – «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

История создания

История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 г. Женщина понравилась поэту, из симпатии развилась влюбленность. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на Родину, но она отказалась.

Поэт имел серьезные намерения, собирался жениться на эмигрантке. Она же сдержано воспринимала его ухаживания, давая понять, что они будут вместе, только если поэт переедет во Францию. По возвращении в Россию Владимир Владимирович в 1828 г. написал анализируемое произведение.

Тема

В стихотворении переплетаются две темы – любовь к женщине и любовь к Родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастливым, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он дает понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.

Постепенно лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.

Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку Родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…».

Читайте также:  Татуаж бровей в нижнем тагиле на вагонке

В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои руки, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать ее любовь.

В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью к другому человеку.

Композиция

По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. В формальной организации отобразились особенности футуристической литературы. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, так как у него есть адресат. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия образа любимой женщины, воспроизведения чувств лирического героя и реализации идее используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся оригинальностью. Ключевую роль играют метафоры: «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой». Эпитеты визуальным картинам, чувствам и эмоциям выразительности: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание «Письмо Татьяне Яковлевой» – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды.

Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, Маяковский без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти. Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

Нужно отметить, что с Татьяной Яковлевой Маяковскому больше так и не удалось увидеться. Через полтора года после написания этого письма в стихах он покончил жизнь самоубийством.

Источник

Îäíà èç ñàìûõ òðîãàòåëüíûõ èñòîðèé æèçíè Ìàÿêîâñêîãî ïðîèçîøëà ñ íèì â Ïàðèæå, êîãäà îí âëþáèëñÿ â Òàòüÿíó ßêîâëåâó.

Ìåæäó íèìè íå ìîãëî áûòü íè÷åãî îáùåãî. Ðóññêàÿ ýìèãðàíòêà, òî÷åíàÿ è óòîí÷åííàÿ, âîñïèòàííàÿ íà Ïóøêèíå è Òþò÷åâå, íå âîñïðèíèìàëà íè ñëîâà èç ðóáëåíûõ, æåñòêèõ, ðâàíûõ ñòèõîâ ìîäíîãî ñîâåòñêîãî ïîýòà, «ëåäîêîëà» èç Ñòðàíû Ñîâåòîâ.

Îíà âîîáùå íå âîñïðèíèìàëà íè îäíîãî åãî ñëîâà, — äàæå â ðåàëüíîé æèçíè. ßðîñòíûé, íåèñòîâûé, èäóùèé íàïðîëîì, æèâóùèé íà ïîñëåäíåì äûõàíèè, îí ïóãàë åå ñâîåé áåçóäåðæíîé ñòðàñòüþ. Åå íå òðîãàëà åãî ñîáà÷üÿ ïðåäàííîñòü, åå íå ïîäêóïèëà åãî ñëàâà. Åå ñåðäöå îñòàëîñü ðàâíîäóøíûì. È Ìàÿêîâñêèé óåõàë â Ìîñêâó îäèí.

Читайте также:  Никотиновая кислота как использовать для волос и бровей

Îò ýòîé ìãíîâåííî âñïûõíóâøåé è íå ñîñòîÿâøåéñÿ ëþáâè åìó îñòàëàñü òàéíàÿ ïå÷àëü, à íàì — âîëøåáíîå ñòèõîòâîðåíèå «Ïèñüìî Òàòüÿíå ßêîâëåâîé» ñî ñëîâàìè: «ß âñå ðàâíî òåáÿ êîãäà-íèáóäü âîçüìó – Îäíó èëè âäâîåì ñ Ïàðèæåì!»

Åé îñòàëèñü öâåòû. Èëè âåðíåå — Öâåòû. Âåñü ñâîé ãîíîðàð çà ïàðèæñêèå âûñòóïëåíèÿ Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé ïîëîæèë â áàíê íà ñ÷åò èçâåñòíîé ïàðèæñêîé öâåòî÷íîé ôèðìû ñ åäèíñòâåííûì óñëîâèåì, ÷òîáû íåñêîëüêî ðàç â íåäåëþ Òàòüÿíå ßêîâëåâîé ïðèíîñèëè áóêåò ñàìûõ êðàñèâûõ è íåîáû÷íûõ öâåòî⠗ ãîðòåíçèé, ïàðìñêèõ ôèàëîê, ÷åðíûõ òþëüïàíîâ, ÷àéíûõ ðîç îðõèäåé, àñòð èëè õðèçàíòåì. Ïàðèæñêàÿ ôèðìà ñ ñîëèäíûì èìåíåì ÷åòêî âûïîëíÿëà óêàçàíèÿ ñóìàñáðîäíîãî êëèåíòà — è ñ òåõ ïîð, íåâçèðàÿ íà ïîãîäó è âðåìÿ ãîäà, èç ãîäà â ãîä â äâåðè Òàòüÿíû ßêîâëåâîé ñòó÷àëèñü ïîñûëüíûå ñ áóêåòàìè ôàíòàñòè÷åñêîé êðàñîòû è åäèíñòâåííîé ôðàçîé: «Îò Ìàÿêîâñêîãî». Åãî íå ñòàëî â òðèäöàòîì ãîäó — ýòî èçâåñòèå îøåëîìèëî åå, êàê óäàð íåîæèäàííîé ñèëû. Îíà óæå ïðèâûêëà ê òîìó, ÷òî îí ðåãóëÿðíî âòîðãàåòñÿ â åå æèçíü, îíà óæå ïðèâûêëà çíàòü, ÷òî îí ãäå-òî åñòü è øëåò åé öâåòû. Îíè íå âèäåëèñü, íî ôàêò ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâåêà, êîòîðûé òàê åå ëþáèò, âëèÿë íà âñå ïðîèñõîäÿùåå ñ íåé: òàê Ëóíà â òîé èëè èíîé ñòåïåíè âëèÿåò íà âñå, æèâóùåå íà Çåìëå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ïîñòîÿííî âðàùàåòñÿ ðÿäîì.

Îíà óæå íå ïîíèìàëà, êàê áóäåò æèòü äàëüøå — áåç ýòîé áåçóìíîé ëþáâè, ðàñòâîðåííîé â öâåòàõ. Íî â ðàñïîðÿæåíèè, îñòàâëåííîì öâåòî÷íîé ôèðìå âëþáëåííûì ïîýòîì, íå áûëî íè ñëîâà î åãî ñìåðòè. È íà ñëåäóþùèé äåíü íà åå ïîðîãå âîçíèê ðàññûëüíûé ñ íåèçìåííûì áóêåòîì è íåèçìåííûìè ñëîâàìè: «Îò Ìàÿêîâñêîãî».

Ãîâîðÿò, ÷òî âåëèêàÿ ëþáîâü ñèëüíåå ñìåðòè, íî íå âñÿêîìó óäàåòñÿ âîïëîòèòü ýòî óòâåðæäåíèå â ðåàëüíîé æèçíè. Âëàäèìèðó Ìàÿêîâñêîìó óäàëîñü. Öâåòû ïðèíîñèëè â òðèäöàòîì, êîãäà îí óìåð, è â ñîðîêîâîì, êîãäà î íåì óæå çàáûëè.  ãîäû Âòîðîé Ìèðîâîé, â îêêóïèðîâàâøåì íåìöàìè Ïàðèæå îíà âûæèëà òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ïðîäàâàëà íà áóëüâàðå ýòè ðîñêîøíûå áóêåòû. Åñëè êàæäûé öâåòîê áûë ñëîâîì «ëþáëþ», òî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò ñëîâà åãî ëþáâè ñïàñàëè åå îò ãîëîäíîé ñìåðòè. Ïîòîì ñîþçíûå âîéñêà îñâîáîäèëè Ïàðèæ, ïîòîì, îíà âìåñòå ñî âñåìè ïëàêàëà îò ñ÷àñòüÿ, êîãäà ðóññêèå âîøëè â Áåðëèí — à áóêåòû âñå íåñëè. Ïîñûëüíûå âçðîñëåëè íà åå ãëàçàõ, íà ñìåíó ïðåæíèì ïðèõîäèëè íîâûå, è ýòè íîâûå óæå çíàëè, ÷òî ñòàíîâÿòñÿ ÷àñòüþ âåëèêîé ëåãåíäû — ìàëåíüêîé, íî íåîòúåìëåìîé. È óæå êàê ïàðîëü, êîòîðûé äàåò èì ïðîïóñê â âå÷íîñòü, ãîâîðèëè, óëûáàÿñü óëûáêîé çàãîâîðùèêîâ: «Îò Ìàÿêîâñêîãî». Öâåòû îò Ìàÿêîâñêîãî ñòàëè òåïåðü è ïàðèæñêîé èñòîðèåé. Ïðàâäà ýòî èëè êðàñèâûé âûìûñåë, îäíàæäû, â êîíöå ñåìèäåñÿòûõ, ñîâåòñêèé èíæåíåð Àðêàäèé Ðûâëèí óñëûøàë ýòó èñòîðèþ â þíîñòè, îò ñâîåé ìàòåðè, è âñåãäà ìå÷òàë ïîïàñòü â Ïàðèæ.

Òàòüÿíà ßêîâëåâà áûëà åùå æèâà, è îõîòíî ïðèíÿëà ñâîåãî ñîîòå÷åñòâåííèêà. Îíè äîëãî áåñåäîâàëè îáî âñåì íà ñâåòå çà ÷àåì ñ ïèðîæíûìè.

 ýòîì óþòíîì äîìå öâåòû áûëè ïîâñþäó — êàê äàíü ëåãåíäå, è åìó áûëî íåóäîáíî ðàññïðàøèâàòü ñåäóþ öàðñòâåííóþ äàìó î ðîìàíå åå ìîëîäîñòè: îí ïîëàãàë ýòî íåïðèëè÷íûì. Íî â êàêîé-òî ìîìåíò âñå-òàêè íå âûäåðæàë, ñïðîñèë, ïðàâäó ëè ãîâîðÿò, ÷òî öâåòû îò Ìàÿêîâñêîãî ñïàñëè åå âî âðåìÿ âîéíû? Ðàçâå ýòî íå êðàñèâàÿ ñêàçêà? Âîçìîæíî ëè, ÷òîáû ñòîëüêî ëåò ïîäðÿä… — Ïåéòå ÷àé, — îòâåòèëà Òàòüÿíà — ïåéòå ÷àé. Âû âåäü íèêóäà íå òîðîïèòåñü?

È â ýòîò ìîìåíò â äâåðè ïîçâîíèëè… Îí íèêîãäà â æèçíè áîëüøå íå âèäåë òàêîãî ðîñêîøíîãî áóêåòà, çà êîòîðûì ïî÷òè íå áûëî âèäíî ïîñûëüíîãî, áóêåòà çîëîòûõ ÿïîíñêèõ õðèçàíòåì, ïîõîæèõ íà ñãóñòêè ñîëíöà. È èç-çà îõàïêè ýòîãî ñâåðêàþùåãî íà ñîëíöå âåëèêîëåïèÿ ãîëîñ ïîñûëüíîãî ïðîèçíåñ: «Îò Ìàÿêîâñêîãî».

«Ïèñüìî Òàòüÿíå ßêîâëåâîé» Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé

 ïîöåëóå ðóê ëè,
ãóá ëè,
â äðîæè òåëà
áëèçêèõ ìíå
êðàñíûé
öâåò
ìîèõ ðåñïóáëèê
òîæå
äîëæåí
ïëàìåíåòü.
ß íå ëþáëþ
ïàðèæñêóþ ëþáîâü:
ëþáóþ ñàìî÷êó
øåëêàìè ðàçóêðàñüòå,
ïîòÿãèâàÿñü, çàäðåìëþ,
ñêàçàâ –
òóáî –
ñîáàêàì
îçâåðåâøåé ñòðàñòè.
Òû îäíà ìíå
ðîñòîì âðîâåíü,
ñòàíü æå ðÿäîì
ñ áðîâüþ áðîâè,
äàé
ïðî ýòîò
âàæíûé âå÷åð
ðàññêàçàòü
ïî-÷åëîâå÷üè.
Ïÿòü ÷àñîâ,
è ñ ýòèõ ïîð
ñòèõ
ëþäåé
äðåìó÷èé áîð,
âûìåð
ãîðîä çàñåëåííûé,
ñëûøó ëèøü
ñâèñòî÷íûé ñïîð
ïîåçäîâ äî Áàðñåëîíû.
 ÷åðíîì íåáå
ìîëíèé ïîñòóïü,
ãðîì
ðóãíåé
â íåáåñíîé äðàìå,-
íå ãðîçà,
à ýòî
ïðîñòî
ðåâíîñòü äâèãàåò ãîðàìè.
Ãëóïûõ ñëîâ
íå âåðü ñûðüþ,
íå ïóòàéñÿ
ýòîé òðÿñêè,-
ÿ âçíóçäàþ,
ÿ ñìèðþ
÷óâñòâà
îòïðûñêîâ äâîðÿíñêèõ.
Ñòðàñòè êîðü
ñîéäåò êîðîñòîé,
íî ðàäîñòü
íåèññûõàåìàÿ,
áóäó äîëãî,
áóäó ïðîñòî
ðàçãîâàðèâàòü ñòèõàìè ÿ.
Ðåâíîñòü,
æåíû,
ñëåçû…
íó èõ! –
âñïóõíóò âåêè,
âïîðó Âèþ.
ß íå ñàì,
à ÿ
ðåâíóþ
çà Ñîâåòñêóþ Ðîññèþ.
Âèäåë
íà ïëå÷àõ çàïëàòû,
èõ
÷àõîòêà
ëèæåò âçäîõîì.
×òî æå,
ìû íå âèíîâàòû –
ñòà ìèëüîíàì
áûëî ïëîõî.
Ìû
òåïåðü
ê òàêèì íåæíû –
ñïîðòîì
âûïðÿìèøü íå ìíîãèõ,-
âû è íàì
â Ìîñêâå íóæíû
íå õâàòàåò
äëèííîíîãèõ.
Íå òåáå,
â ñíåãà
è â òèô
øåäøåé
ýòèìè íîãàìè,
çäåñü
íà ëàñêè
âûäàòü èõ
â óæèíû
ñ íåôòÿíèêàìè.
Òû íå äóìàé,
ùóðÿñü ïðîñòî
èç-ïîä âûïðÿìëåííûõ äóã.
Èäè ñþäà,
èäè íà ïåðåêðåñòîê
ìîèõ áîëüøèõ
è íåóêëþæèõ ðóê.
Íå õî÷åøü?
Îñòàâàéñÿ è çèìóé,
è ýòî
îñêîðáëåíèå
íà îáùèé ñ÷åò íàíèæåì.
ß âñå ðàâíî
òåáÿ
êîãäà-íèáóäü âîçüìó –
îäíó
èëè âäâîåì ñ Ïàðèæåì.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 29.06.2015. òû âñþ ñîáðàë ìåíÿ…
  • 27.06.2015. ***
  • 20.06.2015. ß âñå ðàâíî òåáÿ êîãäà-íèáóäü âîçüìó –
  • 04.06.2015. ***

Источник