Макияж женщин в древней греции

Макияж женщин в древней греции thumbnail

Макияж – это использование косметики для придания лицу выразительности и красоты или скрытие имеющихся недостатков. Для этого применяют помаду для губ, румяна для щек, тени для век, карандаш для бровей, подводка для глаз и т. д.

С помощью декоративной косметики происходит зрительная коррекция форм лица, подчёркивается его привлекательность и красота.

Макияж и косметика в Древней Греции

Макияж – это древнее искусство, которое восходит к доисторическим временам, включая шаманские обряды и погребение.

В Древней Греции макияжем пользовались уже в 3 веке до нашей эры. Гречанки применяли порошок из сурьмы для окрашивания бровей, свинцовые белила для белизны кожи, старались избегать солнечных лучей.

Женщины из низших социальных слоев не использовали макияж. Воины красили свои лица, чтобы запугать врага. Макияжем пользовались актёры в древнегреческом театре.

В Древней Греции белизне кожи придавалось огромное значение, она означала идеальную красоту и аристократичность. В погоне за красотой применяли совсем не полезные материалы. Многие металлы, такие как свинец и ртуть, были токсичными и повреждали кожу, вызывая преждевременное старение, а иногда раннюю смерь. Со временем материалы были заменены на менее разрушительные.

Деликатность и гармония — эти качества характеризовали макияж и внешний вид древнегреческих женщин. Они считали, что косметикой пользовалась сама богиня Афродита и Елена Прекрасная.

Главной особенностью древнего макияжа был баланс между чертами лица в сочетании с естественной простотой.

Достигнув с помощью белил светлой кожи, при этом кожа должна была выглядеть естественно, приступали к окрашиванию щёк, бровей, глаз.

Макияж женщин в древней греции

Щеки оттеняли и подчеркивали светло-красным цветом, который придавал коже жизненную силу, утраченную в результате нанесения белой основы. Красный пигмент происходил из плодов, цветов, а иногда и корней различных растений, в частности, алканны красильной. Цвет был скорее землисто-красным, чем розовым, его наносили на щёки.

Губы красили в тот же цвет, что и румянец, в то время как в определённых случаях женщины сильно окрашивали свои губы. Помады того времени были сделаны из растительных веществ, таких как морские водоросли и ягоды. Следует отметить, что женщины, имевшие хорошую репутацию, наносили помаду со вкусом и изяществом, а проститутки, наоборот, красили губы более яркими и насыщенными цветами.

Глаза были очерчены тонкой черной линией, а верхнее веко было покрыто черными или красновато-коричневым тенями, в то время как область арки бровей была освещена тёмно-зеленым цветом.

Ресницы окрашивали в черный цвет, если они были тусклыми или просто полировались. Для получения устойчивой формы, пользовались смесью из яичного белка, смолы и аммиака. Некоторые женщины носили накладные ресницы, брови красили черной сажей. Мужчины также подстригали и окрашивали волосы и бороды.

После прихода крестоносцев, косметика распространилась в Северную Европу, где она использовалась только в ритуальных целях. С тринадцатого века дворяне стали использовать краски для волос и духи. В шестнадцатом веке женщины использовали красную охру и красили губы смесью улиткового красителя. Глаза, в отличие от древних времен, не подводились, чтобы предать им свойство «зеркала души». В 17 веке макияж был широко распространен во всех сферах жизни.

Косметическая палитра

С середины 19 века косметику стали производить с учетом возможных последствий для здоровья. Использование белого свинца сокращается и заменяется оксидом цинка, диоксидом титана, нитритом бора, рисовой мукой и тальком. Красные цвета производили из шафрана или кармина. Также популярен Schnouda, бесцветная смесь аллоксана (из мочевой кислоты) с жирным кремом, который окрашивал кожу в красный цвет. С изобретением губной помады в 1915 году косметическая индустрия получает новый импульс. Стоимость косметики резко растет. Особенно стали популярны помады, тени для век и тушь.

В Древней Греции, помимо макияжа, были разработаны прекрасные способы окрашивания волос, а также ухода за кожей и ногтями.

Волосы:

Древние греки использовали ароматические масла для своих волос, старались придать им светлые тона и создать красивую причёску. Особое предпочтение отдавалось светлым волосам. Полагая, что солнечные лучи осветляют цвет волос, они сидели на солнце около 1 часа с непокрытой головой, чтобы получить желаемый результат.

Гигиена полости рта:

Для ухода за зубами и в целом для хорошей гигиены полости рта древние греки использовали мастику, которая давала здоровье и блеск зубам, защищала десны, излечивала воспаления полости рта и так далее. Мастика в те времена стоила очень дорого из-за её антибактериальных свойств и приятного запаха, поэтому не всем она была по карману.

Тело:

В греческих домах находилась каменная ванна с огромными кувшинами воды и всевозможными маслами, которыми греки пользовались после принятия ванны, чтобы стимулировать кровообращение и смягчить кожу. Как женщины так и мужчины пользовались парфюмерией. Мужчины использовали духи, которые пахли довольно сильно.

Тату:

Татуировка была очень давним обычаем. Древние греки делали несмываемые рисунки на теле по религиозным и эстетическим причинам. Они использовали цветную иглу с особой тщательностью и, таким образом, смогли наносить различные узоры на теле. Сегодня технология позволяет делать тату проще и менее болезненной, хотя техника остается прежней.

Источник

Раз уж мы говорим о женщинах ранних цивилизаций, было бы преступлением промолчать о гречанках.

Прежде всего хотелось бы отметить, что в Греции женщина не обладала практически никакими правами. В отличии от египтянок и римлянок, бедные гречанки даже жили не с мужем в одном доме, а в отдельной женской секции этого дома. Вся роль женщины сводилась к материнству. То что никакой любви между мужем и женой в Древней Греции не было и в помине, было явлением обыденным и увы, нормальным.

Идеал красоты греческой женщины, в те времена был схож с представлениями о красоте в Риме. Прямой нос, крупные глаза, небольшой рот. Разве, что фигуру греки предпочитали более спортивную, и на ширину бедер смотрели не так подобострастно как Римляне. Но талия и длинные ноги, приветствовались в обоих государствах.

Читайте также:  Макияж маникюр прическа на новый 2017 год

Идеал греческой красоты воплощен в статуе Афродиты.

Афродита Книдская. фото взято с сайта nearyou.ru

К слову тотальное помешательство на ЗОЖЕ в наши дни, это все хорошо забытое старое. В Древней Греции всегда существовал культ физической культуры, и натренированного тела.

Точно также как и римляне, греки высоко ценили светлую кожу, голубые глаза и золотистые волосы, или волосы с пепельным отливом.

В отличии от египтянок, предпочитавших яркий боевой раскрас, гречанки в основном выбирали уходовую косметику, и подчеркивали естественность. Вероятнее всего сказывается положение гречанок в обществе, положение которого до определенного момента можно сказать и не было.

Не даром Античное воплощение Греции – это истоки современного классического стилевого пространства.

А яркие смелые образы Древнего Египта – корни современного Драматического стилевого пространства.

Длинные волосы – всегда считались показателем красоты, греческие рабыни – все были острижены, а свободные (насколько это было возможно) женщины гордо носили длинные волосы, собранные в разнообразные прически. Как и римлянки, гречанки стремились их осветлить – уксусом, смесью различных трав и соков.

Макияж гречанок сводился к подчеркиванию бледности, и естественности. Как видим бледность и блондинистые волосы были настоящим фетишем в Греции и Риме. В этом плане очень отличался Египет, где темные волосы считались предметом красоты (что впрочем не мешало египтянкам любить парики), а желтая кожа у женщин была наиболее желанным оттенком.

Если римляне принесли в этот мир настоящее искусство войны (насколько это можно назвать искусством), то греки само искусство и культуру. Греки высоко чтили культуру собственного тела: гимнастика, гигиена, косметология культивировались в Греции всегда. В качестве примеров для подражания, у них имелся целый пантеон атлетично сложенных богов.

Женская греческая мода была довольно похожа на римскую: основным одеянием греков были тоги, а у римлян -туники. Одеяния были очень схожи, но все же отличия имелись. Помимо тог и туник, было много других предметов одежды, состоящих преимущественно из плащей, и драпировок – но эта тема отдельного поста.

Настоящим феноменом в женской греческой среде считались Гетеры, которые вопреки всеобщим убеждениям – они не являлись куртизанками в полном смысле этого слова.

Об этих незаурядных дамах вы сможете прочитать другом посте.

Источник

«Женщина без косметики, что пища без соли»
Платон (древнегреческий философ)

История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение. Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.

Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.

Косметика в Древнем Египте

Косметика в Древнем Египте

Косметику использовали еще в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела темные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.

Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это черный камень, растолченный в порошок и разведенный обычно касторовым маслом) и сажи.

Косметика в Древнем Египте

Веки красили тертым малахитом, смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец еще и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.

На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, – они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.

Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».

Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом – папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.

Макияж в Древнем Египте

Косметика в Древней Греции

В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам еще краше.

Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.

О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своем составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки все равно будут использовать свои помады.

Читайте также:  Самый легкий макияж для лета

Всемирная история косметики

Древний Рим и история косметики

В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета — для щёк и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло — для удаления прыщей, а пемза — для отбеливания зубов.

Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.

Макияж женщин в древней греции

Косметика Древней Японии и Древнего Китая
В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты черной тушью или же рисовали черные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы черным лаком.

Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.

Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Косметика Древней Японии и Древнего Китая

Современный макияж с элементами китайского стиля

Средневековье и косметика
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины все же подкрашивали губы и румянили щеки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.

макияж XV века

Возрождение
Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.

Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда – растворив ее в воде.

Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.

XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щеки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда еще в XV веке Изабелла Кастильская – за всю жизнь она мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни – и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они поласкали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времен благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.

косметика период рококо

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.

В Англии времен Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 — 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая ее вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.

Винтажная декоративная косметика

Косметика в XIX веке
В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а ее цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.

Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин легкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.

Всемирная история косметики

Помада
Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum — яблоко, цвет помады – как цвет спелого яблока.

Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шелковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало ее использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.

Читайте также:  Макияж глаз как накрасить черными тенями

Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках – турецкий, румынский, португальский – обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.

Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.

Винтажная декоративная косметика

Источник

Был ли у древних греков аналог современного понятия «гламур»? Да, у них имелось слово «калокагатия» (варианты перевода: «красивый и добрый», «прекрасный и хороший»), означавшее гармонию внешней красоты и внутренних достоинств. О такой гармонии рассуждали известные философы: Сократ, Платон и Аристотель. В чём же должна была проявляться внешняя красота древнегреческих женщин?

Афродита Милосская, II в. до н.э.

В первую очередь в гармонии телесных пропорций. В отличие от диких варваров и восточных народов, предпочитавших пышнотелых красоток, греки считали идеальным спортивное, и в то же время женственное телосложение. Одна из самых известных античных скульптур, статуя Афродиты Милосской работы Праксителя, отражает именно этот идеал. Это стройная женщина с грациозной осанкой, ростом в 164 см. Размеры её груди, талии и бёдер: 86, 69 и 93 см.

Афродита работы Каллимаха, римская копия с оригинала V в. до н.э.

Великий математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип так называемого «золотого сечения», согласно которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Через век после него древнегреческий скульптор Поликлет рассчитал идеальный канон красоты. Идеальное тело должно иметь следующие размеры: голова составляет седьмую часть роста, кисть руки — десятую, ступня — шестую. Пупок делит тело на две части, соотношение между ними должно быть близким к «золотому сечению». Идеальные пропорции у мужчин при этом составляют 8 к 13, а у женщин — 5 к 8.

Голова Афродиты, римская копия греческой скульптуры IV в. до н.э.

Большое внимание в античности уделялось и лицу. По канонам греческой красоты, прекрасное лицо сочетало прямую линию носа, переходящего в лоб (так называемый «греческий профиль») большие глаза, дугообразные веки. Расстояние между глазами — не менее длины глаза, а идеальный рот в полтора раза больше этого расстояния. Линия бровей должна быть округлой, лоб невысоким. Подбородок прямой и не слишком выраженный.

Причёска коримбос на голове Афродиты Книдской работы Праксителя, IV в. до н.э.

Женские причёски в античной Греции не отличались разнообразием, являясь вариациями на тему так называемой коримбос, она же «греческий узел». При этом самым красивым считался «золотистый» цвет волос. Или любой другой светлый («пепельный», к примеру), поэтому гречанки стремились отбеливать или красить свои волосы, если от природы они были тёмными. Волосы у женщин Греции должны были быть только на голове, всю прочую растительность на теле античные красотки тщательно удаляли.

Античная девушка на картине Дж.У. Годварда, 1920 г.

Светлой должна была быть и кожа. Загар считался признаком деревенщины, поскольку крестьянки были вынуждены трудиться под палящим средиземноморским зноем. Поэтому кожу также отбеливали всеми возможными способами: купанием в ослином молоке, мазями, пилингом (для чего применялся мелкий речной песок, пропитанный соком лотоса). Знали в древней Греции и маски для лица. Например, маска из ячменного теста придавала коже интересную бледность, а от веснушек и морщин применялась маска из смеси лебединого жира, мёда и уксуса.

Сосуд и кисточка для нанесения пудры. Современная реплика античной косметики.

Слово «косметика» имеет греческое происхождение, его корень — слово «космос», то есть порядок и гармония, противостоящие «хаосу». В макияже античные дамы прекрасно разбирались и активно им пользовались. Изначально замужним особам украшать свой лик привозной (лучшие составы доставлялась из Индии, Аравии и Египта) и поэтому весьма дорогой косметикой считалось не слишком приличным, лишь гетеры могли себе такое позволить. Но со временем эти предрассудки ушли в прошлое, и косметику применяли все гречанки.

Кадр из фильма «Александр», 2004 г.

Большой популярностью пользовались свинцовые белила, в качестве румян применялся краситель кармин, который делался из кошенили, или более дешёвая киноварь. Пудра из мела и губная помада на основе красной глины также были известны в античной Греции. Брови чернили сажей, ресницам придавали блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. Также существовал особый состав для подводки глаз из золы и сурьмы, разведенных в настое шафрана.

«Греческая красавица». Дж.У. Годвард, 1909 г.

В древней Греции появилась специальная профессия парикмахера, их называли «каламистры». Этому ремеслу обучали рабов, поскольку богатые заказчицы вовсе не хотели, чтобы уникальными секретами красоты пользовались их соперницы. Для придания волосам блеска и объёма применялись специальные мази, лосьоны и пчелиный воск. В торжественных случаях волосы сверху посыпали золотым порошком. А с IV века до н.э. появляются и парики.

Современная реконструкция облика древнегреческой женщины

Так что древнегреческие женщины в стремлении к красоте ничуть не уступали женщинам любой другой страны и эпохи.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев

Источник