Как делали макияж в 19 веке

Как делали макияж в 19 веке thumbnail

В XVIII веке макияж — и женский, и мужской — превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века.

Неизвестный автор. Портрет Натальи Нарышкиной. Конец 17 в. Ярославский художественный музей

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны — например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, — и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян». Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу — белилам, румянам — и обязательно пудрили парики.

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году — через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой — это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова — ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово — описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым».

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, — но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, — так художник соскребает с холста лишнюю краску.

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше — правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру — белую и различных оттенков — обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми — тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Читайте также:  Перманентный макияж или татуаж в чем отличие

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго — только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь — более дешевый и вредный вариант, — или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков — свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки — щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью».

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех».

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы — Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме — в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени».

Автор: Марьяна Скуратовская

Источник

Различная косметика используется с самого начала истории человечества, но широкое распространение она обрела в 1800-х годах. А к концу 19-го века красота уже превратилась в крупный бизнес. Сейчас прилавки магазинов пестрят всеми цветами, поражая невообразимым разнообразием косметической продукции.

Красота – мощная сила

Каждая женщина хочет быть красивой. Косметика предназначена для того, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Любая представительница прекрасного пола может обрести уверенность в себе благодаря правильному макияжу. Никто не отправляется на важную встречу или свидание без использования косметики. Такие средства помогают ухаживать за кожей, заботиться о волосах. Применение подобной косметики распространено и среди мужчин. А раньше ее использовали, чтобы выделиться на фоне других. Однако лет двести назад это выглядело довольно странным образом.

Как делали макияж в 19 веке

Уход за кожей

Женщины начали уделять особое внимание уходу за кожей с начала 19-го века. Тогда в составе увлажняющих и очищающих средств были жиры животного происхождения, душистая розовая вода и подобные ингредиенты. Это помогало сохранить кожу чистой и мягкой. Использовались и домашние рецепты с молоком, клубникой и огурцами.

Помимо косметических средств пользовались и некоторыми хитростями. Чтобы защититься от солнечных ожогов, загара и нежелательного появления веснушек, избегали нахождения на солнце. В то время для дневных прогулок использовали кружевные, ажурные зонтики. Женщинам рекомендовали заниматься спортом на открытом воздухе, чтобы лицо приобретало здоровый румянец.

Как делали макияж в 19 веке

Цвет лица

В 18-м веке в моде был белый цвет лица, такой макияж использовали аристократы, что отличало их от неприлично розовощеких простолюдинок. Однако к следующему веку это уже вышло из моды. Хоть тонированные основы еще остались, их применение уже не было популярно, особенно среди дам с хорошей репутацией.

Припудриваться могли лишь представительницы высших сословий, что они делали с помощью порошка из рисовой муки. Такой вариант считался приемлемым. Более дорогие порошки включали перламутр. Но макияж должен был быть легким, в противном случае это всегда ассоциировалось с проституцией.

Читайте также:  Платья и макияж в стиле ретро

Румяна

Пусть румяные щеки и не всегда были в моде, однако они свидетельствовали о хорошем здоровье. Вот только натуральный их цвет сложно было найти в обществе. Щеки то присыпали пудрой, то натирали румянами. В 19-м веке румяна использовались повсеместно, в то время они стали самой популярной косметикой.

Они были представлены не только в порошках, но и в виде жидкости, крема и даже пропитанной креппированной ткани. В домашних условиях эффекта румяных щек добивались разными способами. Использовали в этих целях красные цветы, фрукты. Русские девушки натирали щеки свеклой.

Как делали макияж в 19 веке

В косметологии начали использовать красный краситель, который получали из карминовой кислоты. Сейчас кармин применяют и в качестве пищевой добавки, добывают его из кислоты, производимой насекомыми (кошенильным червецом).

Глаза и губы

В 19-м веке больше уделяли внимания цвету кожи, румянцу. А вот глаза и губы тогда красили редко. Подводка для глаз, тушь или тени могли быть созданы с помощью масла, сажи и свинца, смешанных с водой. Но это не пользовалось большой популярностью, потому как эффект получался неестественным. Вредные вещества быстро впитывались в кожу, что могло привести к печальным последствиям.

Зато было модно закапывать в глаза капли белладонны, чтобы впечатлить других необычным блеском. Вслед за итальянками красавку стали использовать и русские женщины. Они тоже капали в глаза капли для расширения зрачка, что казалось в то время эффектом, придающим особый шарм. Румянами подкрашивали и губы, позже в магазинах появились бальзамы с красным и розовым оттенком.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Вся курьёзность ситуации состоит в том, что макияжем в этот период истории женщины практически не пользовались.

Рисунок из сети

На английском престоле более, чем на 60 лет, воцарилась королева Виктория: во всех отношениях леди чрезвычайно строгая, чопорная и стойкая моралистка. Она считала, что наносить краску на лицо подобало лишь дамам с весьма заниженной социальной ответственностью.

В этой связи немедленно при британском дворе установилась, а потом и по всей стране, а потом еще и на другие государства перекинулась мода на английский пуританский сдержанный стиль.

Королева Виктория. Рисунок из сети

Но это совсем не значило, что у женщин пропало желание себя украшать. Поэтому удрученным дамам приходилось прибегать к различным ухищрениям, чтобы сделать себя более привлекательной в глазах мужчин.

И если теперь эталоном красоты стала хрупкая, неземная и бледная до синевы особь с длинными, хорошо уложенными локонами, то – пожалуйста: дамы готовы этого добиться любыми способами.

Рисунок из сети

Сначала нужно было достичь необходимой бледности и выбелить кожу всеми доступными средствами. Белый цвет лица считался благородным. Он был присущ только знатным и богатым дамам, которым не приходилось трудиться под солнцем.

Для отбеливания женщины использовали мази, кремы, порошки, составленные на основе оксида цинка. Еще считалось, что если постоянно пить уксус, то кожа приобретет сияние и особую белизну. Дамы употребляли уксус литрами. Как сами понимаете, это не способствовало укреплению здоровья у женщин, а как раз наоборот.

Рисунок из сети

Самыми безопасными средствами для достижения бледности лица были зонт от солнца и широкополые шляпы. Полезный и очень модный аксессуар в то время. Для ухода за кожей, иссушенной цинковыми мазями, использовали лосьоны из отваров и настоек, приготовленных из натуральных растительных ингредиентов.

Применялись разные масла: миндальное, розовое. Парфюмы тоже готовились из цветов: лилии, фиалки, розы, ромашки, мята. Это было существенным плюсом в косметике викторианского периода, слегка смягчающим действие ядовитых компонентов в косметических средствах.

Этот видеосюжет демонстрирует, какую жертвенность готова проявить женщина для того, чтобы стать красивой.

Разумеется, прическа играла не последнюю роль в создаваемом образе. Сначала в обиходе были гладкие волосы с длинными локонами – отголосок предыдущей моды. Потом волосы стали зачесывать совсем гладко спереди, используя для этого масло, а сзади собирали их в пучок. К началу XX века стиль меняется: теперь пышно уложенные волной волосы закреплялись на затылке шпильками.

Рисунок из сети

А макияж? Макияж дамы все-таки наносили: как же совсем без этого? Старались, конечно, использовать цвета, близкие к естественным тонам.Но для изготовления румян, помады и теней применяли все те же яды: ртуть, сульфид сурьмы и свинец. Пользы здоровью – ноль с очень длинным минусом.

Кадр из фильма “Унесенные ветром”. Рисунок из сети

И это только от косметики! А ведь была еще и одежда: корсеты, кринолины и турнюры… Но это уже совсем другая история.

Вот так всегда: девушки сами себе выдумывают моду, а потом страдают от нее же. Женщина остается женщиной во все времена и во все исторические эпохи.

О! Вы дочитали до конца! Благодарю за внимание. Ваша поддержка в виде подписки на канал “История Тут”, лайка и репоста в соц. сетях будет принята с глубокой признательностью :-).

Источник

​Время чтения: 5 минут

Читайте также:  Красивый макияж на светлую кожу

Какой косметикой вы пользовались сегодня утром? Наверное, каким-нибудь средством для умывания и тоником. Скорее всего, дневным кремом. Плюс база под макияж, тональный крем, немного туши и бальзама для губ. Привычный уход, который не зря называют рутиной. Но так было не всегда.

Марфушечки-душечки допетровской Руси

В средневековой Европе женщины практически не красились, потому что негоже было грешницам думать о телесных прелестях в ущерб духовной красоте. Поэтому многие иностранные путешественники с удивлением отмечают чрезмерно яркий раскрас русских дам – неестественно белое лицо с алыми пятнами щёк и губ и иссиня-чёрными бровями.

Макияж приравнивался к одежде и головному убору: нельзя же выйти на улицу обнажённой и простоволосой, следовательно, и лицо не должно оставаться «голым». Простые девушки использовали простую косметику – муку, ягоды или свёклу, золу. Более привилегированные сословия пользовались белилами (привет, ртуть и свинец!), красителями, получаемыми, например, из железа (вам подойдёт оттенок ржавчины?) и той же золой, но смешанной с жиром и сформированной в удобные палочки.

Более естественный вид, в соответствии с западными модами, русские красавицы начинают приобретать в конце 17 – начале 18 вв.

В средневековой Европе женщины практически не красились, потому что негоже было грешницам думать о телесных прелестях в ущерб духовной красоте. Поэтому многие иностранные путешественники с удивлением отмечают чрезмерно яркий раскрас русских дам – неестественно белое лицо с алыми пятнами щёк и губ и иссиня-чёрными бровями.

Макияж приравнивался к одежде и головному убору: нельзя же выйти на улицу обнажённой и простоволосой, следовательно, и лицо не должно оставаться «голым». Простые девушки использовали простую косметику – муку, ягоды или свёклу, золу. Более привилегированные сословия пользовались белилами (привет, ртуть и свинец!), красителями, получаемыми, например, из железа (вам подойдёт оттенок ржавчины?) и той же золой, но смешанной с жиром и сформированной в удобные палочки.

Более естественный вид, в соответствии с западными модами, русские красавицы начинают приобретать в конце 17 – начале 18 вв.

Корейские производители делают все, чтобы их косметика была безопасной. Выбирайте и пользуйтесь на здоровье:

1280р.

1550р.

1290р. 1159р.

1740р. 1469р.

Пилинг-тоник с фруктовыми кислотами

1030р. 939р.

730р. 659р.

730р. 659р.

3440р. 2408р.

Столетие пудры и мушек

А в Европе в это время пышным цветом цветут высокие парики (которые нужно напудрить), бледные лица (которые нужно напудрить), а приличные дамы не забывали также о красе шеи и рук (которые нужно….) Также в почёте яркие чёрные и красные акценты: мушки, румяные щёки и алые губы, чёрные тщательно прорисованные брови. В общем, снова властвует в прямом смысле убийственная косметика, благодаря которой женщины действительно становились красивыми.

Только вот жили недолго. К примеру, для производства о-о-очень дорогой жемчужной пудры жемчуг растворяли в уксусе(!), затем жидкость выпаривали, а осадок мелко мололи. Не будем упоминать мелочи вроде той же ртути и других тяжёлых металлов.

С другой стороны, из глубин 18 века до нас дошёл один из рецептов блеска для губ. Для его изготовления требовался воск (это даже полезно), жир (тоже ничего аномального) и природные красители типа кошенили. Кошениль – это такие мелкие насекомые красного цвета. Товарищи химики, примите наше большое человеческое спасибо!

Естественная красота

В 19 столетии модный маятник, как водится, вновь качнулся в сторону естественности. В начале века под влиянием эстетики романтизма барышни намеренно не спали ночами, чтобы обзавестись «интересной бледностию» и тёмными кругами под глазами.

Носить макияж (то есть, как водится, высветлять лицо и делать акцент на губах, щеках и бровях) без общественного порицания могли лишь актрисы и танцовщицы. Приличные дамы лишь слегка пудрили носик.

Постепенно косметика стала привычным женским атрибутом. На это повлияло, в том числе, развитие науки (опасные компоненты начали использоваться реже, а уходовые средства стали действительно ухаживать) и техники (появились первые более-менее массовые производства, поэтому косметика стала доступна не только богатым, но и, скажем так, девушкам со средним достатком).

А вскоре и вовсе расцвёл кинематограф – и всё завертелось.

В 19 столетии модный маятник, как водится, вновь качнулся в сторону естественности. В начале века под влиянием эстетики романтизма барышни намеренно не спали ночами, чтобы обзавестись «интересной бледностию» и тёмными кругами под глазами.

Носить макияж (то есть, как водится, высветлять лицо и делать акцент на губах, щеках и бровях) без общественного порицания могли лишь актрисы и танцовщицы. Приличные дамы лишь слегка пудрили носик.

Постепенно косметика стала привычным женским атрибутом. На это повлияло, в том числе, развитие науки (опасные компоненты начали использоваться реже, а уходовые средства стали действительно ухаживать) и техники (появились первые более-менее массовые производства, поэтому косметика стала доступна не только богатым, но и, скажем так, девушкам со средним достатком).

А вскоре и вовсе расцвёл кинематограф – и всё завертелось.

Безопасная и эффективная косметика – явное преимущество жизни в 21 веке!​

Источник