Дочка казака брови как шнурочки

«Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы» – так описывал женщин, живших на Дону в XVIII веке, первый историк казачества А. Ригельман.
Кто же была казачка и какое место она занимала в казачьем обществе? Кем она была и как к ней относились казаки? Ответы на эти вопросы даст нам история и сохранившиеся культура и традиции казачества.

Основные черты женщины-казачки

В казачьем обществе у женщины всегда была своя, особая роль – матери, жены, сестры. Казачка соединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу, была верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В то же время она могла встать рядом с казаками с оружием в руках на защиту своей общины и семьи. По поведению женщины судили о том, что из себя представляет ее муж, брат или отец.
В «Статистическом описании Области Войска Донского», изданном в 1884 году, говорилось: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и всё делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных».

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее, ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко:
«В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его».
Особую роль в жизни казачки играла вера. Духовным идеалом для казачки был Бог и помощницей в жизни – Богородица. Наряду с верой в Бога казачка идеализировала семью и подворье. Важным фактором в жизни казачки была ответственность перед Богом за семью, правильное воспитание детей, отношение к родителям и исправное содержание подворья. Казак верил в то, что его грехи замолят родительницы, к которым относились жена и мать. Родительницами называли даже девочек, будущих жен и матерей.

Казачка и семья

В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».
Женщина в казачьей семье всегда играла важную роль в воспитании детей, а также сохранении семейных (родовых) ценностей. С малых лет дети впитывали от матери любовь к родной земле, к своему народу, чувство национальной гордости и душевной, кровной близости к казачьему роду. В воспитание в своих детях чувства собственного достоинства, любви к казачьему братству мать-казачка вкладывала много сил, так как будущий казак должен быть воином, а будущая жена казака – хранительницей семейного очага и защитницей рода. Таким образом, с малолетства казачонок или девочка-казачка с уверенностью и гордостью осознавали, что они относятся к казачьему народу. Казачка не подражала кому-либо, а всегда подчеркивала свою принадлежность к казачьему народу, к его традиции и культуре. Это выражалось не только в ношении одежды, но и в разговоре, поступках и действиях.
Мать-казачка несла ответственность перед Богом за воспитание в своих детях религиозного и нравственного состояния души. Молитвенные правила, регулярные посещения богослужений, воспитание в традициях казачьего народа, семейного уклада и передача родовых знаний становились основной жизненной практикой, которая укрепляла важнейшие черты характера будущей казачки-матери.

Женщина – продолжательница рода, за женщиной-казачкой будущее всего народа, и она должна пользоваться уважением и быть под защитой не только мужа-казака, но и всего хутора или станицы. Хоть казачка и осознавала это, но она знала и то, что слово мужа-казака или отца было непререкаемо. Жена-казачка не вмешивалась в дела мужа, в то же время казак не интересовался женскими делами. Мужчина-казак был защитником и добытчиком, строго поддерживал порядок семейного казачьего быта. Женщина-казачка понимала, что мужчине принадлежала главенствующая роль, и эталоном взаимоотношений мужа и жены были слова Священного Писания, которые произносятся при венчании в церкви: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа». Пререканий по этому поводу не было, так как это традиция казачьего народа и ей надо следовать. Когда женщина воспитана в духе казачьего народа, она всем сердцем и душой любит семью и стремится сохранить семейные родовые традиции, не подражая модным нововведениям.

Казачка в обществе

Особое отношение к женщине было и в казачьем обществе. Существовали свои правила и нормы поведения по отношению к казачкам, у них были свои права и обязанности. Установленные нормы и правила были обязательными, что сохраняло культуру и традиции не только казачьей общины в целом, но и отдельной семьи.
Женщина-казачка не должна была находиться с непокрытой головой на людях, это считалось грехом и позором. К такому относилось и ношение мужской одежды, и стрижка волос. В наше время часто можно увидеть, как девушки и женщины носят одежду мужского типа, и не только мирскую, но и казачьей справы. За такое поведение в прошлые времена казаки строго наказали бы женщину или девушку.
Умение вести себя «по-казацки» у девушек воспитывали с малых лет. Казачка к мужчине, которого не знает, обращалась используя слово «мужчина», т.к. слово «мужик» для казаков было очень оскорбительным. В наше время можно услышать обращение типа «Здорово дневали, мужики!», что является оскорблением для казаков, знающих и чувствующих в душе зов казачьего рода. Казак к незнакомой девушке или женщине обращался в зависимости от возраста. К старшей по возрасту казак обращался со словом «мамаша», а если девушка или женщина одного с ним возраста, то словом «сестра». По-особому обращались к младшим по возрасту, что подчеркивало ответственность казаков в воспитании подрастающего поколения. К примеру, к младшей по возрасту обращался казак со словом «дочка», а если разрыв в возрасте большой – «внучка». Разговаривая с женщиной, казак вставал, а если перед ним была пожилая женщина, снимал свой головной убор как перед старшей.
Мы, таким образом, видим, что понятие «семьи» перешло и на общину, где все друг другу «брат и сестра», «мать и отец». Хорошо всему миру известно о «казачьем братстве», отличавшемся сплоченностью во время многочисленных войн и иных испытаний в истории казачьего народа. Казачьим братством и сейчас казаки гордятся и воспитывают в таких традициях.

Читайте также:  Как убрать брови чтобы они были высокими

Общение между собой «при народе» подчинялось строго установленным правилам. Муж и жена на людях всегда были сдержанны и не выясняли отношений, особенно в присутствии детей. Обращаясь к жене, казак называл ее по имени, в пожилом возрасте – по имени и отчеству. Обращаясь к мужу, жена называла его только по имени и отчеству, тем самым выражая почтение его родителям. В казачьей семье отношение к свекрови, свекру, тестю и теще должно быть «божеским» и «добрым», так как они являются Богоданными родителями.
В заключение хочется сказать, что женщина в казачестве имела, имеет и будет иметь великую ценность! И важную роль в этом играет сама женщина, когда она несет в себе образ Богородицы, Матери и Сестры.

P.S.

Писать о значении женщины в казачестве можно много и долго, отталкиваясь не только от традиций и культуры самого казачества, но и от литературных произведений русских и советских писателей, не говоря уже и о зарубежных. Смысл ознакомления с женскими традициями казачества заключается в том, что много было утеряно в наших семьях вследствие различных исторических событий, повлиявших на русское общество. Поэтому современная семья больше придерживается морально-этических норм, а не правил, исходящих из глубин нашего рода, переданных нам нашими предками и ярко выраженных в семейных преданиях.
Я надеюсь, что данная статья станет не только ознакомительной, но и привнесет старые и добрые традиции в наши семьи, обогатив их «божьими» красотами семейной казачьей жизни.

Материал: www.otechestvo-vera.ru

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

Наш канал в Telegram

За две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня. По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях. Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом».

После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык. Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия.

Читайте также:  Нити для бровей что это

При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский. Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени. Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком. Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос.

В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского). Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка.

Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы. Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов.

Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно.

Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения. По словам Тургенева, только Пушкин «создал русский язык и установил литературу» (значит, только в первой половине XIX ст., когда Казачество было кроваво подавлено, когда все казачье каленным железом уничтожалось), что до этого времени существовали только отдельные славянские наречия, а вся русская знать считала великорусское наречие языком дикарей и стыдилась говорить на этом наречии.

По данному признаку мы должны были бы признать одним народом португальцев и бразильцев. Или испанцев, мексиканцев, кубинцев, филиппинцев. По этому признаку нам пришлось бы признать народом воров, «ботающих» по-фени. Вместе с тем нам пришлось бы считать, что нет немецкого народа, поскольку наречия разных германских земель очень сильно отличаются. Что нет грузинского этноса — там тоже диалекты настолько разнятся, что жители соседних долин могут друг друга не понимать. И что нет еврейского народа — у него много языков: иврит, идиш, английский, русский и др. Так по каким же все-таки признакам выделять народ?

Помимо родного языка другой составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке. Музыка – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло.

Абы – кое как, небрежно

Ажина растение ежевика

Ажнак, аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)

Айдан косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики

Алахарь несерьезный, легкомысленный человек

Алтын от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 коп

Аль, альбо или, может быть

Анадысь намедни

Антирес интерес, прибыль

Анчибел нечистый дух

Анчутка чертёнок

Арапник длинный кнут

Арба воз с драбинами для воловьей запряжки

Аскаляться улыбаться, смеяться

Аскрьоток осколок

Ащеле если же; в том случае, если

Баба, Бабаня бабушка.

Бабайки весла на лодке, с противовесом для облегения гребли

Бабник вид женской прически

Баглай лентяй, лежебок.

Багмут северо-западный ветер у населения Приазовья

Багрецовый ярко-красный.

Баз двор; или огороженный загон для скота.

Базавлук татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сичи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».

Базыга старый хрыч

Байбак степной зверек, сурок

Байдак килевое судно с одним парусом

Байдик пастушеский или стариковский посох, палка для опоры

Байрак овраг

Бакчя / Бакша огород в поле, чаще всего, из арбузов, дынь и кабаков

Балахон домашнее платье Казачки

Балберка плечевой ремень у пики

Балка пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой

Балык просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрина или сомятина)

Банить мыть, стирать

Баниться мыться, купаться. «пойду побанюсь»

Банник щетка для чистки орудийного ствола

Бартыжать идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать

Баско красиво.

Бахтовый бархатный

Бирчить помнить, забирчить -запомнить.

Братина большая чаша для пития вкруговую.

Бренное грешное.

Було– было. (нижн Дон) была, — бывала, бывалыча Бягить — бижит.( н. чир)

Буробить — мять.

Ватман атаман.

Ветлеватый ветвистый

Ветье хворост.

Взгалчица возмутиться попусту поднять крик.

Вздымать поднимать.

Волхованье волшебство.

Втымеж в то время.

Вырушить сбросить.

Гарище пепелище.

Горний небесный.

Громный подобный грому

Грядка боковой край саней

Грядушка Спинка кровати

Деревника стройное деревце.

Десница правая рука.

Долонь ладонь.

Досюлешний прежний.

Дрот проволока

Духмяный душистый.

Жалочка дорогая, милая

Замордовать затравить (на охоте)

Замуроветь зарасти травой.

Заранка реннее утро.

Зареть гореть ярким пламенем.

Зарьять задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)

Здынуть поднять.

Зень земля.

Зой вопль.

Инищие иностранные.

Катух свинарник (где содержались свиньи)

Кильдим беспорядок

Киммерийский пролив Керченский пролив.

Коробчить или карабчить — воровать, обманывать

Корчев современная Керчь.

Кочет петух

Купавный Купавный

Курпей овечья шкура; верх папахи

Кут, куток -угол уголок (справа сбочь кутка ) — с правой стороны угла…

Читайте также:  Как рисовать брови одним карандашом

Лезть в купырь возмущаться по пустякам

Лепух комок чего либо.

Лодейный корабельный.

Локтать лакать

Мара смерть, марево.

Марена языческая богиня смерти.

Морок мрак.

На дым спустить сжечь.

Наслюз лед, с водой наверху.

Озипать или озепать — сглазить

Окол рядом.

Пабедье время около обеда.

Пернач рукоять металлическим перистым навершием, символ военной власти.

Повечерье закат солнца.

Повечерять поужинать

Полон плен, пленные.

Помоча подтяжки на штаны

Порато очень, сильно.

Поторечина вбитый в землю кол.

Похожие казаки в походе

Развязка лихость, ловкость

Рази разве

Расстёбывать расстегивать

Расхлебенить отворить настежь

Рахманка молоки красной рыбы, осетра, севрюги и т.п.

Рахунки не дать не справиться с делом

Рели качели, а иногда — виселица

Рель заливной луг в речной пойме

Рожак уроженец

Рубать рубить шашкой или топором

Руда кровь

Ружо ружье

Рукомесло ремесло

Рундук закрытый ящик, сундук, крылечко со ступеньками

Русское море Черное море.

Рученички связки льна или шерсти

Рыбалить ловить рыбу сетью или удочкой

Рылешник народный певец; исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на донской лире

Рынгач рабочий вол, сохранивший внешность и некоторую свирепость быка-производителя

Рыскатель не боящийся риска

Сапуха зола, сажа

Скиперда злость.

Скубаться ругаться.

Строка некошна нечистая сила.

Сурожское море Азовское море.

Таматарха древний город на месте нынешнего поселка Тамань.

Танаис древний город в устье Дона.

Тарап порывистый ветер.

Требище площадка доля волхования.

Тымьям чебрец.

Тю! восклицание, возмущение, удивление

Тюлишата птенцы

Ушкуй весельное судно казаков-повольников.

Фанагория древний город на Таманском полуострове.

Холобуда шалаш

Хряпка капустная кочерыжка

Цыбарка ведро

Цыц тихо!

Чаво что?

Чихирь молодое вино.

Шелепуга плеть.

Шура совет (сарматское).

Шурабаш глава совета у азовских казаков.

Щикилять хромать.

Яма новгородский город-крепость (Ямгород, Ямбург), нынешний город Кингисеп Ленинградской области.

Ямские казаки казаки Ямгородского околоградия

Ясы сарматское племя.

Казачьи поговорки

Атаманом громада крепка.

Без атамана казакъ сирота.

Без атамана дуван не дуванят.

Не атаман при булаве, а булава при атамане.

Не всем казакам в атаманах быть.

Атаманом быть — уряд держать.

Добрый казак баче, где атаман скаче.

Атаманом не хвалися, а его крепко держися.

И у атамана не две головы на плечах.

Терпи казак — атаманом будешь.

Атаманам пышки, казакам шишки.

Атамана из плохого казака не получится.

Казаки все наголо атаманы.

Казаков мало не бывает.

Казак молчит, а все знает.

Казака и под рогожкой видать.

На казаке и рогожа пригожа.

Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу.

Тот не казак, кто боится собак.

За правду и волю ешь вволю.

Добрый казак не брезгает, что попало, то и трескает.

Что казаку здорово, то немцу смерть.

Казак что дите: и много дашь все съест, и мало дашь сыт будет.

Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает.

Не пил воды Дунайской не ел каши казацкой.

Хлеб да вода — казацкая еда.

Оттого казак гладок, что наелся и на бок.

Казак живет не тем, что есть, а тем, что будет.

Казак голоден, а конь его сыт.

Бог не без милости, казак не без счастья.

Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче.

Куда казака доля не закинет — все будет казак.

Казак сам себя веселит.

Казак и в беде не плачет.

Казак Донской, что карась озерной: и крян, и прян, и солен.

Казак журбы не мае.

Не тот казак, что водою плывет, а тот что против воды.

Что там холод, коли казак молод.

Плакать не смею, тужить не велят.

Стой за правду горою, тогда и люди за тобою.

По правде и сила.

Коли всею громадаю дохнути, то и панятко сдохнет.

Собором черта поборем.

Кто от товарища отстанет, нехай от того шкура отстанет.

Где казак, там и слава.

Где Дон, там и правда.

Ходи прямо, гляди смело.

Правды и пуля боится.

В Бога верь, врага — бей, землю ори, жинку – пори.

Казака мати родила, мужика — женка, чернеца — паниматка.

Один раз родила казака мати, один раз и помирати.

Казак смерти не боится, он Богу нашему знадобится.

Боится дите того, что нет никого.

Наш Луг — батько, а Сичь — мати, от где треба помирати.

Краше умирати в поли, ниже в бабьячому подоли.

Казацкому роду нема переводу.

Где враг, там и казак.

Мужик врага ждет, казак врага ищет.

Хочешь спокою, готуйся до бою.

И про единаго казака война будет.

Береженого Бог бережет, а казака сабля.

Сохрани Боже от бешеной воши.

Щирый казак сзаду не нападает.

Кто пожалел врага, у того жена — вдова.

Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны.

От лишних слов слабеют руки.

С панами и свиньями не знайся.

От беса — крестом, от свиньи — пестом.

Пришли казаки с Дону, тай прогнали панив до дому.

У всех панов богато купленых брехунов.

Высыпался Хмиль (Хмельницкий) из миха, тай наробив панам-ляхам лиха.

Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде!

Пиду на Низ, чтоб никто головы не грыз.

На козаку не буде знаку.

Житие собачье, зато слава казачья.

Коли казак в поли, то вин на воли.

Казак, как голубь: куда не прилетит, там и пристанет.

У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.

Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.

Не все то казак, что списа мае.

Казак хороший та нема грошей.

Добыть или дома не быть.

Конь да ночь — казаковы товарищи.

Солнце за лес — казацкая радость.

Зипуны у нас серыя, а умы то бархатныя.

Без коня казак кругом сирота.

На удачу казак на коня садиться, наудачу его и конь бьет.

Казак на коня садится, а его невеста родится.

У наших казаков обычай таков: поцеловал куму да губы в суму.

Пущай с бабами водится сатана, нежели добрый запорожец.

Где соколы летают, туда ворон не пускают.

Что напишет писака, не слижет и собака.

Свой пес, оттого что свой, не перестает быть собакой.

Где два хохла, там три гетмана.

Не нашего полку, иди себе к волку.

Кланяйся своим, да не забывай наших.

Спаси нас Боже от папы Римскаго, да от хана Крымскаго.

Ляхи нам не паны, а мы им не хлопцы.

Пропал, как швед под Полтавой.

Голодный француз и вороне рад.

Пришли не званы, и уйдете не ласканы.

Казак на службе горит, а без службы тухнет.

Каков на гумне, таков и на войне.

Прежде не хвались, а Богу помолись.

Источник: КИАЦ

Наш канал в Telegram

Источник