Волосы между бровями в исламе мужчинам

Волосы между бровями в исламе мужчинам thumbnail

Ответ

Уважаемый автор вопроса

Всевышний Создатель сотворил каждого человека по-своему красивым. Содержащее знамение единства Аллаха лицо человека истинно красиво своей природной и естественной красотой. Одним из признаков и обязанностей истинного поклонения Аллаху является стремление раба уберечь одаренную ему природную красоту и проявление им чувств благодарности и довольства за ту степень красоты, которой он был наделен.

Исходя из этих соображений, при отсутствии жизненно-важных и веских причин не рекомендуется предпринимать действия для изменения природной красоты своего тела. Потому что такое своевольное изменение может наложить на человека серьезное бремя ответственности за такой поступок.

Достопочтенный Пророк (меиб) строго запретил совершение человеком изменений на своем теле без веских на то причин. Он в частности сказал, что добавление к своим волосам дополнительных волос, нанесение наколки на свое или чужое тело, оттачивание и утончение зубов только ради красоты, выщипывание волос бровей и ресниц, будет равнозначно попытке изменить внешний вид, которым человек был одарен, и такой поступок приведет к лишению от милости Аллаха.   

Исламские ученые по фикху, основываясь на вышеприведенном хадисе, заключили, что для женщины, у которой на лице появились признаки усов или бороды, будет вполне разрешительно удалить их. Однако в случаях, когда женщина, просто ради красоты утончает свои брови и изменяет их естественную форму, или же если она изменяет форму своих ресниц или удлиняет их искусственными ресницами, подобного рода действия не разрешаются. Разница между двумя вышеприведенными противоположными ситуациями заключается в том, что зубы, ресницы и брови считаются изначально созданными полноценными органами. А усы и борода, не входят в эту категорию, и соответственно, их устранение не является запретным для женщины. То же самое можно сказать о разрешенности устранения волос на ногах женщины. Потому что и эти волосы на ногах не являются сами по себе отдельными органами как брови.

Вот что нам сообщается в книгах по исламскому фикху: волосы на лице женщины, портящие ее красоту, могут быть удалены. То, что по природе присуще мужчинам, то есть борода и усы, при наличии у женщины могут удаляться.

«Ибн Абидин сообщил, что борода и усы не принадлежат естеству женщин и соответственно если они начнут проявляться у нее, то их устранение является одобряемым действием!»

Устранение таких волос не должно быть в виде бритья, а с помощью сиропа депилятора, пудры или подобных предназначений» (Илми-халь для женщин, Муршиде Уйсал, стр.370)

Как мы видим из вышесказанного, вполне одобрительными являются действия верующей женщины направленные на повышение ее привлекательности перед ее супругом. Еще одной пользой такого поступка будет в виде предостережения супруга от привлекательности посторонних женщин.

Что же касается непосредственно выщипывания волос бровей то можно сказать слудующее:

«У женских бровей есть присущая женщинам своеобразная форма, которая считается нормальной. В тех случаях, когда речь идет о бровях, форма которых выходит за эти рамки, и которые бросаются в глаза некрасивостью, и тем самым доставляют беспокойство женщине, то позволяется устранить лишнюю часть бровей. А утончение нормальных бровей, следуя моде, не является разрещенным.» (Профессор доктор Хайреддин Караман)

Вопрос о разрешенности в религии устранения женщинами волос на лице, утончения бровей и удлинения ресниц был рассмотрен достаточно подробно исламскими учеными. Ведь есть хадис достопочтенного Пророка (меиб) по данному вопросу «Пусть Аллах проклянет женщину, удаляющую волосы на лице» (Бухари, Либас, 84; Муслим, Либас, 120). Поэтому, ученые пытались выяснить, каких именно ситуаций касается данный хадис. По мнению большинства ученых, если женщина для того, чтобы быть более привлекательной для ее супруга, а также с его разрешением на это, устраняет несвойственные женщинам волосы на лице (усы, бороды), или делает макияж, или выщипывает неаккуратные волосы вокруг бровей или между бровями, то это вполне разрешительно. Запрет же упоминаемый в хадисе относится к случаям, когда такие действия проделываются с целью показухи своей привлекательности вне дома для посторонних.

Однако приверженцы мазхаба Малики и часть исламских ученых рассматривают все вышесказанные действия как попытку изменить свою форму сотворения и соответственно считают их не разрешительными или макрухом.

В итоге можно заключить, что запрещенное в хадисе удаление женщиной волос, не относится к случаям, когда устраняются возникшие по причине болезни или других обстоятельств несвойственные женщинам волосы, нарушающие ее красоту, а относится к случаям, когда женщина ради привлекательности перед взглядами посторонних утончает свои брови.

Человек обязан уверовать в Аллаха и проявлять уважительность и благодарность своему Создателю за тело, одаренное ему. Поэтому верующая женщина, не изменяющая и сохраняющая естественную красоту своего лица, одаренную ей Создателем, тем самым проявляет чувства уважения и признательности Творцу. В итоге она дополняет свою естественную красоту лица дополнительной духовной красотой, исходящей от отражения душевного спокойствия обретаемого от повиновения наставлениям своего Творца.  

Доктор Жале Шимшек

С наилучшими пожеланиями,

Редакция сайта Ислам Вопросы

С наилучшими пожеланиями……

Редактор сайта Ислам вопросы21-Февраль-2010 – 20:16:19

Количество просмотров: 33311

Источник

1. – Жена попросила у меня развода – на это у неё была причина. При свидетелях я произнёс бракоразводные слова один раз. Но затем в течение трёх месяцев я много раз говорил ей, что возвращаю её, но она как будто не слышит меня и не возвращается. Прошло уже больше года Является ли она до сих пор моей женой? И что вы посоветуете делать?

2.– Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?

3. – Можно ли слушать аяты Корана лёжа перед сном?

4. – Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?

5. – Можно ли в мечетях вести мирские разговоры?

6. – Дозволено ли вешать фотографии в мечети?

статья опубликована в номере: 19 (560) / от 01 октября 2018 (Мухаррам 1440 г.)Волосы между бровями в исламе мужчинам

Читайте также:  Красивая форма бровей для типов лица

2281

1. – Жена попросила у меня развода – на это у неё была причина. При свидетелях я произнёс бракоразводные слова один раз. Но затем в течение трёх месяцев я много раз говорил ей, что возвращаю её, но она как будто не слышит меня и не возвращается. Прошло уже больше года Является ли она до сих пор моей женой? И что вы посоветуете делать?

– Если вы сказали жене просто слово «талак», то развод не произошёл. Но если вы сказали «я даю тебе талак», то в этом случае развод совершается. Но если вы вернули её в течение идды, то есть пока не закончились три очищения от менструального цикла, то она является вашей законной женой вне зависимости от того, прошёл год или больше этого времени, и вы должны ей об этом сообщить. В любом случае вам будет лучше обратиться к имаму мечети для решения этого вопроса.
 

2.– Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет: «Если девушка, у которой есть несколько опекунов, имеющих равное право выдать её замуж, например несколько братьев, попросит одного из них об этом, то он обязан выполнить её просьбу. Если же сестра даст согласие одному из братьев, то другой брат не имеет права выдать её замуж, кроме как с согласия уполномоченного ею брата».

«Однако если один из них выдаёт девушку замуж за неравного ей по статусу без согласия остальных братьев, то такой брак считается недействительным» («Тухфат аль-мухтадж», т. 7, с. 268–275). Заключение: Если у девушки нет отца или деда со стороны отца, то замуж её выдаёт с её словесного согласия родной брат.

И если у неё несколько братьев, то выдаёт замуж за человека с соответствующим её статусу положением тот из братьев, кому она дала на это согласие, даже если остальные выражают своё несогласие. Если же этот человек (за которого выдают) не соответствует ей по определённым установленным критериям, таким как знатность, интеллект, дееспособность, то брак без согласия остальных недействителен.
 

3. – Можно ли слушать аяты Корана лёжа перед сном?

– Имамы аль-Бухари и Муслим передали, что Пророк ﷺ в комнате Айши رضي الله عنها читал Коран облокотившись. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Этот хадис указывает на дозволенность чтения Корана лёжа на спине и облокотившись».

4. – Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?

– Имам Абдулхамид аш-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Запрещается женщине «ат-танмис» – выщипывание (удаление) волос с лица и бровей для красоты. Если же муж дал ей разрешение на это, тогда оно дозволяется, потому что подобное украшение в его интересах» («Тухфат аль-мухтадж», т. 2, с. 127).

Имам Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет: «Учёные (мазхаба имама аш-Шафии) упомянули некоторые нежелательные действия, касающиеся бороды и т. п. К ним относятся выщипывание и бритьё бороды и бровей» («Тухфат аль-мухтадж», т. 2, с. 375–376). Учёный мазхаба имама Ахмада аль-Бухути в книге «Кашаф аль-Кина» пишет: «Женщине можно брить и подстригать волосы на лице согласно тексту имама Ахмада (насс).

Запретным же является лишь выщипывание волос на лице, как об этом сказал автор ‘‘Аль-Хашии’’» («Кашаф аль-Кина», т. 1, с. 83). Заключение: • По мазхабу имама аш-Шафии замужней женщине запрещено удаление волос бровей путём выщипывания, бритья и подстригания. Замужняя женщина вправе это сделать лишь с разрешения мужа. Мужчинам вышеупомянутое дозволено, но нежелательно.

Также это дозволено тем, у кого на лице имеются волосы, которые уродуют их внешний вид или же мешают нормальной повседневной жизни. Согласно шариатскому принципу ситуации крайней необходимости дозволяют запретное. • По мазхабу имама Ахмада запрещено только выщипывание бровей. Подстригание же бровей по этому мазхабу является нежелательным действием.
 

5. – Можно ли в мечетях вести мирские разговоры?

– Если в мечети звучит дозволенная речь, в которой обсуждаются мирские дела, то она не запрещена. Однако следует, чтобы такие разговоры велись только по необходимости. Ни в коем случае нельзя вести беседы, содержащие ложь, обман, мешающие людям молиться, читать Коран или же получать религиозные знания и т. д.

Имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму» пишет следующее: «Разрешается в мечетях вести мирские разговоры, обсуждения и тому подобное при условии, чтобы в них не было лжи, обмана и т. д., даже если эти разговоры, обсуждения сопровождаются смехом, не переходящим при этом границы дозволенного». В подтверждение вышесказанному имам ан-Навави приводит хадис Посланника Аллаха ﷺ, переданный от сподвижника Джабира رضي الله عنه.

«Пророк ﷺ не вставал с места, где совершал утреннюю молитву, до восхода солнца (читая в это время зикр, дуа и т. п.), и только после восхода солнца он поднимался. Сподвижники же в это время вспоминали доисламские времена, смеялись, и Пророк ﷺ улыбался, глядя на них» (Муслим).

Заключение:

Из вышеприведённого ясно, что, будучи в мечети, прежде всего следует сосредоточиться на поклонении и постараться избегать пустых и бессмысленных разговоров и обсуждений, хотя это не запрещено.
 

6. – Дозволено ли вешать фотографии в мечети?

– Недопустимо украшать стены изображениями живых существ, даже если это фантастическое существо, например пегас, в том числе люди, животные и насекомые, изображённые или вылепленные в полном объёме. Если же живые существа изображены в несовместимом с жизнью образе (к примеру, без головы, или бюсты), то подобные картины разрешены.

Читайте также:  Удаление перманентного макияжа бровей лазером отзывы

Разрешены также изображения, используемые без почтения к ним, например ковёр с изображениями животных, постеленный на полу, и т. д. Не запрещаются также картины с пейзажами живой и неживой природы («Минхаджу атТалибин»).

• Если в мечети на стены вешают фотографии с изображением живых существ в совместимом с жизнью образе, то это запрещено. Если же речь идёт об изображениях Каабы и т. д.,  – это не запрещено.
 

Источник

Вопрос:

Пожалуйста, пролейте свет на дозволенность удаления бровей и лишних волос с лица. Можно ли удалять лишние волосы с переносицы? Либо немного уменьшить брови слишком большие и густые?

Ответ:

Ассаляму алейкум.

С именем Аллаха, Который наставляет на истину.

Проблема удаления волос вокруг бровей стала очень популярной сегодня, и, похоже, смущает многих людей. Проблема в том, что модный стиль внешности в наше время предполагает тонкие брови, имеющие определенную форму. Так что этот вопрос создает большую фитну для наших сестер-мусульманок.

Даже женщины, у которых хорошая естественная форма бровей, чувствуют себя некрасивыми и несовременными, так что они также стараются выщипывать себе брови, осветлять их и придать им форму.

Пророк (мир ему и благословение) предупреждает подобных женщин:

«Аллах проклял тех женщин, которые изменяют свои брови или просят кого-то помочь им в этом» (Сахих Бухари и Муслим).

Предупреждение весьма строгое, поэтому такие большие ученые как Ибн Хаджар Аскаляни, Табари, Навави были против любых изменений формы бровей, запрещая даже удаление волос между бровями. Табари относил подобное к изменению творений Аллаха.

Однако, они разрешали женщинам удаление волос с верхней губы, щек и подбородка (что напоминает усы и бороду у мужчин), чтобы избежать уподобления мужчинам.

На основании всего этого делается вывод, что женщинам не разрешается удалять любое количество волос из бровей для украшения, однако разрешается удалять волосы с переносицы (промежутка между бровями), поскольку это считается ненормальным. Так дозволяется удалять некоторое количество волос вокруг бровей или прореживать очень густые брови, уменьшая их до обычного, среднего размера. Этот вывод можно сделать из следующих текстов:

Ибн Абидин аш-Шами пишет в комментариях к Дурруль-Мухтар относительно запрета удаления волос с лица:

«Возможно, что запрет, упомянутый в хадисе, относится к тому выщипыванию бровей, которое женщины могут делать ради посторонних мужчин. Но если женщина удаляет волосы с лица, чтобы понравиться мужу, это будет дозволенным. В «Табиин аль-Махарим» говорится, что удалять волосы с лица запретно, однако, если у женщины растут усы или борода, тогда, наоборот, удаление этих волос будет желательным. Передается в Татархания, что нет возражений против того, чтобы удалить волосы с лица и бровей, если таким образом мужчина не уподобляется женщине».

Также в Фатава Хиндия сказано:

«Нет возражений против удаления волос с бровей и лица, если это не делает мужчину подобным женщине» (Фатава Хиндия, с.23/4).

Также один из великих правоведов 21 века муфтий Рашид Ахмад Людьянви пишет в своей фетве следующее:

«(…) Однако, если брови становятся настолько густыми, что это неестественно для женщины и вызывает отвращение у ее мужа, ей дозволяется уменьшить их до более подходящего и обычного размера» (Ахсануль-Фатава, т.8, с. 76).

Принимая во внимание вышеупомянутый хадис, а также утверждения ханафитских факихов, можно сделать следующие выводы:

  1. Женщине дозволяется удалять бороду и усы, которые растут у нее на лице – а также любые волосы с лица, которые делают ее подобной мужчине. Это позиция большинство ученых, которые считали это не только дозволенным, но и желательным. То же самое касается отбеливания этих волос (если их не удаляют).
  2. Если брови срастаются между собой, допускается удалять волосы с переносицы, поскольку это считается дефектом внешности.
  3. Дозволяется удалять отдельные волосы, которые растут вокруг бровей, если это выглядит некрасиво и/ или вызывает отвращение у мужа. Это не значит, что дозволяется удалять целый ряд волос с бровей (делая брови тонкими), как это принято в наше время.
  4. Плотные густые брови можно немного уменьшить до нормального размера. Однако, в этом следует проявлять большую осторожность, чтобы не попасть под предупреждение хадиса. Если вы не знаете, что считать «нормальным» размером, лучше проявить осторожность и удалить совсем немного волос. Стилисты – особенно, немусульмане – могут считать «нормой» брови, которые уменьшены до тонкой линии или имеют неестественную форму. Такое неприемлемо для мусульман.
  5. В этом отношении (удаления волос с бровей) следует проявить большую осторожность, поскольку хадис очень строго предупреждает против удаления волос с бровей. Некоторые ученые-ханафиты, поэтому, занимали очень строгую позицию по этому вопросу. К примеру, Мулла Али Кари, комментирует (со ссылкой на имама Навави), что выщипывание волос с лица – запретно для женщины (кроме волос на подбородке и верхней губе) (Миркат аль-Мафатих, 8:218). Уступки, которые мы привели выше, предназначены для устранения дефектов внешности, а не для эстетических целей, поэтому главное в этом вопросе – умеренность и осторожность.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера

Источник: Zam-Zam Academy

65277

Источник

Можно ли женщине выщипывать брови?

В Коране приводятся слова Дьявола, смысл которых следующий:

«Все усилия приложу, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться]; возбужу в них [пробужу] несбыточные желания (буду тешить надеждами) [сделаю все, чтобы они забыли о том, что жизнь может в любой момент закончиться и что затем последует возмездие и ответ за поступки]; прикажу им, и будут они резать уши жертвенным животным [выполнять жертвенные и иные ритуалы для своих идолов и богов]; буду приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]». Кто берет себе в покровители Дьявола (Сатану) вместо Аллаха (Бога, Господа) [отвергая тем самым Творца, отстраняясь от Него], тот, без сомнения, [как ни крути, все равно] окажется в явном проигрыше» (Св. Коран, 4:119).

Читайте также:  Покрасить брови дома краской для волос

«…Буду приказывать им, и они изменят творение Божье». Здесь также имеются в виду изменения, затрагивающие внешний облик человека в тех случаях, когда нет на то острой жизненной необходимости или однозначных медицинских показаний, рекомендаций. Если же они имеются (острая необходимость, настойчивые медрекомендации или иная весомая причина), тогда возможны исключения, канонические послабления. В обычных ситуациях выщипывать брови, изменяя тем самым их форму, запрещено (харам)[1]. Выщипывать можно лишь выходящие из общего ряда отдельные волоски, что не меняет форму, а придает аккуратности.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки[2]), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других[3] (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов[4]), прихорашиваясь тем самым[5]. Они изменяют данное им Богом творение»[6].

Правда ли, что мусульманке нельзя выщипывать брови? У меня есть слабая надежда на то, что это касается мужчин. Диана.

Правда. На этот счет есть достоверный хадис. Исключением могут быть только отдельно растущие большие волосинки, вносящие беспорядок во внешний вид.

Я знаю, что выщипывать брови — харам. А что делать, если они у меня слишком густые? Знаете, это придает неухоженный вид.

Хотелось бы узнать по поводу корректирования бровей.

Придать ухоженный вид канонически разрешается[7]. Необходимо уловить ту грань, при которой ваши брови будут аккуратны, но их форма не изменится.

От вас я узнала, что выщипывать брови — харам. Я очень жалею, что начала заниматься этим несколько лет назад, но, к сожалению, не могу прекратить, так как, если я перестану выщипывать брови, они уже не примут естественный вид (сейчас они очень тонкие) и будут выглядеть просто неэстетично. Я понимаю, что сама виновата, но как быть в данной ситуации?

Как быть? Не усложнять себе жизнь. Поступайте в соответствии с теми обстоятельствами, в которых вы оказались.

Вы пишете, что брови выщипывать запрещено. А недавно я прочитала в Интернете, что девушке после замужества можно выщипывать «нижнюю часть» бровей под основной массой, не меняя их формы. Правда ли это? Г.

Выщипывание лишних крупных или отдельно растущих волосинок возможно.

Как быть, если моя жена сделала татуаж себе на бровях и выщипывала их до того, как мы полностью приняли Ислам. А теперь если их не выщипывать, брови выглядят ужасно, так как есть четкие линии татуажа. E., 26 лет.

Учитывая смысл регламентирующего этот вопрос хадиса, постарайтесь найти некий оптимальный и реалистичный вариант между тем, что было, что стало, и тем, что вам следует делать впредь, сохраняя красоту лица и не игнорируя запрета.

О других темах, связанных с женской красотой читайте в следующих материалах:

– гигиена и уход за собой,

– удаление волос на теле,

– солнечные ванны.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467–469.

[2] В хадисе использовано слово, которое подразумевает повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.

[3] Устранение не свойственной женщинам растительности на лице возможно. Это может касаться, например, появившихся вдруг усов или бороды в результате гормонального сбоя.

[4] Лечение зубов или исправление прикуса к данному запрету не имеют никакого отношения. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 107. Лечиться и быть здоровым нужно и важно, о чем настоятельно говорится в других достоверных хадисах.

[5] В древности у некоторых народов пожилые женщины делали себе такие процедуры на старости лет, преследуя цели некоего омоложения лица и внешнего вида.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.

Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.

[7] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 480, 481, а также т. 2. С. 344.

Источник