В старину ею брови чернили
Людмила
Просветленный
(42408)
11 лет назад
Использование большинства косметических средств оставалось неизменным на протяжении многих тысячелетий. Для окраски глаз и бровей использовались сурьма и зола некоторых растений, например, миндаля или корня тростника; в качестве помады и румян применялись охра и сок различных растений; ногти, ступни ног и волосы окрашивали с помощью хны; пудру изготавливали из толченого мела или муки. Благодаря своим полезным свойствам, многие древние средства остаются популярными и по сей день.
Одним из древнейших косметических средств для глаз была сурьма.
Сурьма, или кохль, (араб. Kohl, инд. Kajal) – это сульфид сурьмы, черный камень, растолченный в порошок и разведенный обычно касторовым маслом, который используют в качестве краски для ресниц и бровей, а также для подведения знаменитых восточных «стрелок» . Сурьма не только краска для придания глазам красивой выразительности, но и очень полезна для здоровья и гигиены глаз. В старину женщины сурьмой подчеркивали красоту, а мужчины использовали как лечебное средство. Ею подводят глаза даже грудным детям, чтобы «укрепить глаза» , а также в качестве защиты от «злого глаза» . Кохль укрепляет глазной нерв, лечит язвочки и конъюнктивиты, предохраняет глаза от различного рода воспалений, придает глазам блеск, полезен он и для пожилых людей, чье зрение ослабло. Кохль имеет и еще дно примечательное свойство – он отпугивает насекомых, что немаловажно для жарких стран, где укус некоторых насекомых в глаз может привести даже к слепоте. Кроме того, кохль водостоек. Удалять его лучше всего оливковым (или любым другим растительным) маслом.
Даже сейчас сурьма не утратила своей популярности, на любом арабском суке (рынке) или индийском базаре вы очень недорого можете купить потрясающе красивый флакончик с кохлем из серебра или дерева, это прекрасный сувенир и полезный подарок
Источник: интернет
Оксана Гизбрехт
Ученик
(106)
12 месяцев назад
Раньше мучилась с ресницами. Делала и ламинирование, и мacки, и дopoгие туши пробовала, прoхoдила косметические операции. По итогу, ресницы ослабли и появился обратный эффект. Реснички стали тонкие и некрасивые, а если бы продолжила в том же темпе, то вообще бы могла их лишиться.
–
Подруга мне рекомендовала попробовать Careprost. Средство для yвеличeния ресниц. Я купила, но эффекта никакого. Тoлку вобще ноль. Прoбoвaла с 3x сайтов и везде были пoддeлки. Стала звонить подруге, отругала её. После этого с ней вообще две недели не общались. Потом встретились у меня, она мне говорит, что есть мошенники и производят много реплик и пoдделoк под это средство и надо заказывать только с единственного сайта, где производство идет с подтверждением контроля качества США. Это очень важно!
–
Спустя парочку недель появится видимый результат, но самый яркий эффект будет через 2-3 месяца. У меня сейчас ресницы объемнее стали, длиннее и очень выразительные. А главное, ecтеcтвенные и не надо ничeгo красить и использовать процедуры, типа ламиниpoвaния! Самое приятное, что повысилось внимание от мужчин. Я даже сама не ожидала, что такая маленькая деталь, как крacивыe естественные реснички могут так сильно влиять на внимание от мужчин.
–
Заказываю отсюда Полтора месяца использовала 1-2 раза в сутки. И после того, когда результат уже будет мaкcимальный, то для профилактики теперь использую раз в 2 -4 дня для укрепления эффeктa. Попробуйте! Любви вам и здоровья для ваших ресниц!
Источник
Очи, уста, перси и еще целый ряд интересных слов
В Древней Руси в книжном языке или в торжественной устной речи для наименования разных частей лица и тела использовались слова, отличающиеся от привычных нам сегодня. Они в большинстве своем (не все!) сохранились в современном русском языке, но получили оттенок архаичности и принадлежности к высокому штилю.
Происхождение эти слова имеют разное. Часть из них пришла из старославянского языка, часть – бытовала в древнерусском (напомним еще раз, что это далеко не одно и то же!).
Но давайте закончим с этой преамбулой. Наверняка вы давно уже ждете примеров.
Начнем с самых известных. Если бы вы сказали русичу что-нибудь про свои или его глаза, он скорее всего вас бы не понял. Слово “глаз” в русском языке распространилось лишь в конце XVI века. А до того говорили – око (про один глаз) или очи (про два глаза). Кстати, если нужно было указать, что глаз не два, а больше, то использовалось слово очеса.
Еще один популярный пример – это слово уста, обозначающее рот. Оно ныне редко используется в живой речи, однако сохранились однокоренные ему слова “устный” и “устье”.
В образных выражениях и сегодня часто употребляется старинное название ладони – длань. Кстати, эти слова – однокоренные. Длань – имеет старославянское происхождение. В древнерусском языке это же слово произносилось немножко по-другому – долонь. А в процессе эволюции долонь превратилась в ладонь. Такое бывает – язык как бы обкатывает трудное слово, переставляя в нем звуки и слоги.
Продолжим изучать руки. Как назывались, например, пальцы? Ответ несложный: персты. Этот корень сохранился в слове “наперсток”.
Отдельные слова в старину имелись для правой и левой руки. Как именовалась правая, знают очень многие – десница. А вот название левой не очень-то на слуху. Называлась она – шуя или шуйца. Отсюда, кстати, известная фамилия – Шуйские.
Очень известное слово – чело. Тут даже особых пояснений не требуется. Означает оно лоб. А бить челом – бить лбом.
Дальше перейдем к менее известным случаям. Знаете ли вы, как в старину называлась грудь? Причем и женская , и мужская? Она именовалась – перси. Всегда во множественном числе.
А щеки? Тем, кто увлекается русской поэзией XIX века, это хорошо известно. Щеки назывались – ланиты. И это слово часто использовали наши классики в своих стихотворениях.
Только во фразеологизме осталось старинное название зрачка – зеница. Когда мы говорим “беречь, как зеницу ока”, имеется в виду именно зрачок, о чем многие не догадываются.
Вот сложный пример – скажите, что такое пясть? Об этом можно догадаться, если вспомнить слово “запястье” и сообразить, что находится это запястье как раз за пястью. В древнерусском языке пястью называли кулак.
А что такое, по-вашему, рамо? Или, как чаще говорили, – рамена (это множественное число)? В старинных описаниях битв это слово нередко встречалось. Обозначало оно – плечо. Рамена – плечи.
Закончим этот список словом чресла. В древних текстах мужчины обычно препоясывали их мечом, готовясь к битве. Или просто препоясывали, отправляясь в путь. Чресла – это поясница или область таза.
Здесь приведены не все примеры старинных слов для частей тела и лица. Добавляйте, что еще вспомните в комментариях.
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
А еще у нас есть группа ВК: https://vk.com/litinteres Кстати, там новые материалы появляются раньше!
Источник
Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра, Екатерина Великая, королева Марго, Мария Медичи. Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».
«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум. Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.
Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»
Мука для Марфушки
Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.
Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III, в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века.
Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.
Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла…» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.
Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»
Реформы и зубы
Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.
«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.
А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.
Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.
Источник
Кадр из фильма «Морозко»
Каждому из нас знакомы образы русских красавиц из народных сказок и былин. Этот идеал практически не менялся до эпохи Петра Первого, который ввёл моду на всё европейское.
«Кровь с молоком»
Поводом для женской гордости были «ясные очи», «соболиные брови» и румянец на белой коже – «кровь с молоком». Яркое лицо считалось признаком цветущего здоровья.
Женщины покупали белила и румяна, а брови подводили сурьмой. Бедные девушки румянили щёки обычной свёклой.
Для ухода за телом применяли облепиховое масло и «холодец» – мятный спиртовой лосьон. Красивыми считались длинные и густые волосы.
Обычной причёской была туго заплетённая коса, которую украшали гребнями и лентами. Распущенные волосы позволялось носить только молодым незамужним девушкам.
Однако часто красавицы слишком увлекались косметикой. Иностранцы сравнивали их с булками, засыпанными мукой, а протопоп Аввакум – с «мерзким зверем облизьяном».
Возможно, причиной была страстная натура русских женщин, которые во всём стремились к совершенству?
Почему на Руси чернили зубы
Белые зубы считались признаком красоты и здоровья. Для этого их чистили толчёным мелом, но многим хотелось мгновенного эффекта. Прорывом стали «волшебные» примочки из соединений ртути.
Они приобрели огромную популярность у боярынь, особенно у невест на выданье. Улыбка за два-три дня становилась белоснежной. Однако через год эмаль портилась, зубы становились тёмными.
Во всём подражая боярыням, простые женщины начали чернить зубы смесью из сажи, свиного сала и рыбьего клея. Только при Петре Первом ртутные препараты были запрещены, а с ними ушла и мода на чёрные зубы.
Кадр из фильма «Морозко»
Какая невеста считалась «худой»
Славяне связывали женскую красоту с материнством. Поэтому идеалом было крепкое, дородное, статное тело. Слово «худой» означало «плохой, непригодный».
В богатых семьях девушек сажали перед свадьбой на специальную «диету». Чтобы обрести пышные формы, невеста ела сладкие и жирные блюда. После свадьбы девушка возвращалась к обычному питанию.
Женщины из бедных сословий не отличались особенной полнотой. Они много работали и строго соблюдали постные дни, которых за год насчитывалось около двухсот.
Парча и жемчуга
Традиционная верхняя одежда знатных женщин была широкой и длинной, с крупными золотыми пуговицами, чаще всего из красного сукна с собольим воротником.
Под неё надевали летник – шёлковое платье с парчовыми рукавами. На голове зимой носили меховые шапки, а летом – батистовые покрывала.
Простые женщины обычно надевали две рубашки. Зимой они носили длинную верхнюю одежду из синего или белого сукна, а сверху – полушубок из овчины.
Знатные красавицы надевали золотые ожерелья, мониста, цепи с большими крестами. Женщины всех сословий любили серёжки, кольца и браслеты. Большой популярностью пользовалось шитьё золотом и жемчугом, которое пришло из Византии.
На ногах крестьяне носили лапти из коры лиственных деревьев. Небогатые горожанки заказывали поршни – обувь из кожи грубой выделки.
Они напоминали детские пинетки – овальный лоскут, схваченный на подъёме ремешком. Но женщины всегда стремились к красоте, поэтому украшали грубые поршни вышивкой и бусинками.
Зажиточные боярыни носили сапожки из козлиной кожи. Русские государыни предпочитали сафьяновые и парчовые башмачки, расшитые золотом и самоцветами.
И всё же русские красавицы допетровской эпохи остаются для нас героинями народных сказок. Это скромные девушки с румяным лицом, светлой кожей, соболиными бровями и косой до пояса.
Такие красавицы и сейчас нередко встречаются на русской земле!
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
Судя по описанию внешнего вида женщин Московского царства в 16-17 вв., можно предположить, что обильное использование косметики русские заимствовали от монголов. Эту моду принесли на Русь многочисленные выходцы из Золотой Орды после ее крушения в 15 веке.
— Редактор LJ Media
АДАМ ОЛЕАРИЙ
ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ
«Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы.
Марфушенька-душенька из фильма «Морозко», наверно, самый достоверный образ русской женщины 16-17 вв. в отечественном кинематографе.
Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна) — чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.
Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами — как об этом будет еще рассказано при описании их обыкновенных свадеб.
Женщины не считают для себя стыдом напиваться и падать рядом с мужчинами. В Нарве я из моего места остановки у Нигоффского дома видел много забавного в этом отношении. Несколько русских женщин как-то пришли на пиршество к своим мужьям, присели вместе с ними и здорово вместе выпивали. Когда, достаточно напившись, мужчины захотели идти домой, женщины воспротивились этому, и хотя им и были за это даны пощечины, все-таки не удалось их побудить встать. Когда теперь, наконец, мужчины упали на землю и заснули, то женщины сели верхом на мужчин и до тех пор угощали друг друга водкою, пока и сами не напились мертвецки”.
CАМУЭЛЬ КОЛЛИНС
НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ
«Красотою женщины считают они толстоту, juxta illud Italicum (Как и итальянцы (лат.)), Dio mi faccia grassa, io mi faro bella. Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту.
Румяна их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов и которые состоят из красной охры и испанских белил.
Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие. Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза и для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаза, так же как наши женщины не могут поднять рук и головы. Русские знают тайну чернить самые белки глаз. Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием.
Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к толстоте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть: лежат целый день в постели пьют Русскую водку (Russian Brandy) (очень способствующую толстоте), потом спят, а потом опять пьют.»
Сейчас черные зубы и пепельно белые лица можно встретить только у японских гейш. В Японию этот образ попал, также как в Монголию, из Китая эпохи Тан. Добавить ей еще красные щеки, и будет настоящая русская красавица 17 века, хотя для красавицы конечно слишком худая)
ЯКОВ РЕЙТЕНФЕЛЬС
СКАЗАНИЯ СВЕТЛЕЙШЕМУ ГЕРЦОГУ ТОСКАНСКОМУ КОЗЬМЕ ТРЕТЬЕМУ О МОСКОВИИ
«Внешний вид женщин несколько более изящен, но лицо у них круглое, губы выдаются вперед и брови всегда подкрашены, да и все лицо разрисовано, ибо они все употребляют притирания. Обыкновение румяниться считается, в силу привычки, столь необходимым, что женщину, не пожелавшую покрасить свое лицо, сочли бы за надменную и стремящуюся отличиться пред другими, ибо она-де дерзко считает себя достаточно красивою и нарядною и без краски и искусственных прикрас. Большинство женщин посвящают поэтому сему пустому занятию много труда, но в возмездие за эту поддельную красоту они, приближаясь к старости, имеют лица, изборожденные морщинами, так сильно они белят и румянят его, некрасивое в естественном своем виде.»
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
«Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами; стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало.»
Описание Московии при реляциях гр. Карлейля.1663 г
«Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить.»
А. П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. Несомненно, это самое достоверное изображение русской моды 17 века в живописи, сидящая женщина в рогатой кике — эталон русской красоты того времени.
ДЕ ЛА НЕВИЛЛЬ
ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ
«Одежда женщин на турецкий манер. Мечтой беднейших из них является иметь головной убор из персидской ткани, более или менее дорогой. Богатые же украшают его драгоценными камнями или жемчугом. Их зимние платья сшиты колоколом, вышиты золотом и оторочены куньим мехом, а летние — из китайской камки. Волосы не видны из-под их уборов. Им очень трудно ходить, из-за обуви, сшитой в виде сандалий и облегающей ступню подобно туфлям. Сумасбродство этих женщин заходит так далеко, что они красят свое лицо, придают ему тон, который им нравится, и выщипывают брови.»
Энтони Дженкинсон. Известия англичан о России ХVI в.
«Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься; это так обычно между ними, что ни сколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с женами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в черную краску, под цвет гагата.»
Обычай обильного применение белил, румян и чернения зубов просуществовал в России вплоть до начала 20 века.
Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
«Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи.»
Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина.
«Лица их, впрочем, значительно портило употребление белил и румян, а так же совсем черные зубы, в подражание городским купчихам, у которых в то время была такая мода.»
МЭН-ДА БЭЙ-ЛУ
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ MOHГОЛО-ТАТАР, 1221 г.
«Женщины (монголов) часто мажут лоб желтыми белилами. [Это] является заимствованием старой китайской косметики и до сих пор остается без перемен…. Упомянутые наложницы все ослепительной белизны и красивой наружности.»
В нынешнем отечественном кино достоверно показывать женскую красу русских женщин средних веков не принято по идеологическим и прочим художественным причинам, но татарок и монголок можно, по тем же самым соображениям. Один из лучших примеров тут фильм «Орда», где ханша Тайдула покрыта плотным слоем белил. Правда, и в «Орде» полной достоверности образа монгольской аристократки тоже нет, так как раскраска лица должна быть более яркая, к тому же любимая жена ордынского хана Узбека не могла быть такой худой, монголы, также как и русские, любили прежде всего женщин дородных.
Рыжков Н. О. Географический очерк Сызранского уезда, 1926 г.
«Татарки густо мажут лицо белилами, румянами, сурьмят брови и ресницы и чернят зубы.»
«Народы Сибири». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва — Ленинград, 1956
«Женщины (татарские) употребляли белила и румяна. От бухарцев было заимствовано окрашивание ногтей в желтый цвет (мятой гвоздикой) или в красный (свежими листьями бальзамина), было распространено чернение зубов.»
Найманская ханша Гурбесу, ставшая женой Чингисхана, являет наиболее достоверный монгольский макияж, фильм «Тайна Чингисхана».
В голливудском кино образ монгольских аристократок раскрывает королева Амидала из «Звездных войн».
Источник: https://maximus101.livejournal.com/125494.html
Источник