В снежной шапке до бровей
(Отрывки из поэмы)
Памяти младшего лейтенанта
Владимира Павловича Антокольского,
павшего смертью храбрых 6 июня 1942 года
— Вова! Я не опоздал? Ты слышишь?
Мы сегодня рядом встанем в строй.
Почему ты писем нам не пишешь,
Ни отцу, ни матери с сестрой?
Вова! Ты рукой не в силах двинуть,
Слез не в силах с личика смахнуть,
Голову не в силах запрокинуть,
Глубже всеми легкими вздохнуть.
Почему в глазах твоих навеки
Только синий, синий, синий цвет?
Или сквозь обугленные веки
Не пробьется никакой рассвет?
Видишь — вот сквозь вьющуюся зелень
Светлый дом в прохладе и в тени,
Вот мосты над кручами расселин.
Ты мечтал их строить. Вот они.
Чувствуешь ли ты, что в это утро
Будешь рядом с ней, плечо к плечу,
С самой лучшей, с самой златокудрой,
С той, кого назвать я не хочу?
Слышишь, слышишь, слышишь канонаду?
Это наши к западу пошли.
Значит, наступленье. Значит, надо
Подыматься, встать с сырой земли.
И тогда из дали неоглядной,
Из далекой дали фронтовой,
Отвечает сын мой ненаглядный
С мертвою горящей головой:
— Не зови меня, отец, не трогай,
Не зови меня — о, не зови!
Мы идем нехоженой дорогой,
Мы летим в пожарах и в крови.
Мы летим и бьем крылами в тучи,
Боевые павшие друзья.
Так сплотился наш отряд летучий,
Что назад вернуться нам нельзя.
Я не знаю, будет ли свиданье.
Знаю только, что не кончен бой.
Оба мы — песчинки в мирозданье.
Больше мы не встретимся с тобой.
2
…Но разве это, разве тут начало?
Начала нет, как, впрочем, нет конца.
Жизнь о далеком будущем молчала,
Не огорчала попусту отца.
Она была прекрасна и огромна
Все те года, пока мой мальчик рос,—
Жизнь облаков, аэродромов, комнат,
Оркестров, зимних вьюг и летних гроз.
И мальчик рос. Ему ерошил кудри
Весенний ветер, зимний — щеки жег.
И он летел на лыжах в снежной пудре
И плавал в море — бедный мой дружок.
Он музыку любил, ее широкий
Скрипичный вихорь, боевую медь.
Бывало, он садится за уроки,
А радио над ним должно греметь,
Чтоб в комнату набились до отказа
Литавры и фаготы вперебой,
Баян из Тулы, и зурна с Кавказа,
И позывные станции любой.
Он ждал труда, как воздуха и корма:
Чертить, мять в пальцах, красить что-нибудь…
Колонки логарифмов, буквы формул
Пошли за ним из школы в дальний путь,
Макеты сцен, не игранных в театре,
Модели шхун, не плывших никуда…
Его мечты хватило б жизни на три
И на три века,— так он ждал труда.
И он любил следить, как вырастали
Дома на мирных улицах Москвы,
Как великаны из стекла и стали
Купались в мирных бликах синевы.
Он столько шин стоптал велосипедом
По всем Садовым, за Москвой-рекой
И столько пленки перепортил ФЭДом,
Снимая всех и всё, что под рукой.
И столько раз, ложась и встав с постели,
Уверен был: «Нет, я не одинок…»
Что он любил еще? Бродить без цели
С товарищами в выходной денек,
Вплоть до зимы без шапки. Неприлично?
Зато удобно, даже горячо.
Он в сутолоке праздничной, столичной
Как дома был. Что он любил еще? .
3
…Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.
Чащобы в снежных шапках до бровей.
Холодный дым кочевья. Запах горя.
Всё неоглядней горе, всё мертвей.
Всё путаней нехоженые тропы,
Всё сумрачней дорога, всё мертвей…
Передний край. Восточный фронт Европы
Вот место встречи наших сыновей.
Мы на поле с тобой остались чистом,—
Как ни вывертывайся, как ни плачь!
Мой сын был комсомольцем.
Твой — фашистом.
Мой мальчик — человек.
А твой — палач.
Во всех боях, в столбах огня сплошного,
В рыданьях человечества всего,
Сто раз погибнув и родившись снова,
Мой сын зовет к ответу твоего.
8
…Он вышел из окопа. Запах поля
Дохнул в лицо предвестьем доброты.
В то же мгновенье разрывная пуля,
Пробив губу, разорвалась во рту.
Он видел всё до точки, не обидел
Сухих травинок, согнутых огнем,
И солнышко в последний раз увидел,
И пожалел, и позабыл о нем.
И вспомнил он, и вспомнил он, и вспомнил
Всё, что забыл, с начала до конца.
И понял он, как будет нелегко мне,
И пожалел, и позабыл отца.
Он жил еще. Минуту. Полминуты,
О милости несбыточной моля.
И рухнул, в три погибели согнутый.
И расступилась мать сыра земля.
И он прильнул к земле усталым телом
И жадно, отучаясь понимать,
Шепнул земле — но не губами — целым
Существованьем кончившимся:
«Мать».
10
Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешенный.
На веки веков восемнадцатилетний.
О, как далеки между нами дороги,
Идущие через столетья и через
Прибрежные те травяные отроги,
Где сломанный череп пылится, ощерясь.
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
Мне снится, что ты еще малый ребенок,
И счастлив, и ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребенных.
На этом кончается повесть о сыне.
1943
В 1946 году Павел Антокольский получил за эту поэму Сталинскую премию. Их со Сталиным объединяло общее горе – оба они не дождались с фронта своих сыновей…
Источник
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Владимир Степанов
АЗБУКА ВРЕМЁН ГОДА
ЗИМА
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, –
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
Декабрь
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну а мишке все равно –
Он в берлоге спит давно.
Январь
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки –
Тихо. Холодно. Бело…
Февраль
Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник-волк,
Испугался и примолк.
ВЕСНА
По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке –
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли –
Загалдели цапли.
Испугались муравьи –
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло –
Чу-де-са!
Март
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Апрель
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Май
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
ЛЕТО
Соломенное лето,
Соломенный песок.
Соломенная шляпа
Сползает на висок.
Соломенные дали,
Соломенные дни.
Соломенные кони
На солнышке видны.
Соломенное небо,
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш.
Июнь
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы –
Леса новые жильцы.
Июль
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет.
Август
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло…
Наступает осень.
ОСЕНЬ
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть –
Стесняется.
Сентябрь
Пусто в домике стрижа –
Улетел бедовый,
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.
Октябрь
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
Ноябрь
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет –
Зиму в гости ждет.
***
Лидия Огурцова
12 МЕСЯЦЕВ
В ночь под самый Новый год
На лесной опушке
У костра сидел народ,
Будто на пирушке.
Молодцы шумели там,
Слышен гул и споры.
Тайну их открою вам
Я, бесспорно, скоро.
Старший говорил: – Я рад
Встрече с вами, братцы!
Новый год помог собрать
Месяцев двенадцать.
У костра мы ночь зимой
Вместе коротаем –
И по очереди свой
Посох поднимаем.
Первым посох взял Январь –
И взыграла стужа.
Подошёл к нему Февраль –
Ветер снег завьюжил.
Встал за ними месяц Март –
Вмиг весной пахнуло.
Посох взял четвёртый брат –
И земля вздохнула.
Засмеялся тут Апрель
Голосочком нежным.
Посох вверх – звенит капель
И цветёт подснежник.
Рядом встал красавец Май –
Зашумели травы,
Слышен гомон птичьих стай,
Зелены дубравы.
А когда пришёл Июнь –
Лето заиграло.
Посох взял за ним Июль –
Всё вокруг сияло.
Вот уж Август подошёл –
Лето подустало:
Дождик ласковый пошёл,
Ягод много стало.
Поспешил за ним Сентябрь –
Листья пожелтели.
Посох братец взял Октябрь –
Птицы улетели,
Закружился листопад,
Вот и дни короче.
“Осень”, – люди говорят, –
Холоднее ночи.
Первый снег принёс Ноябрь –
Попрощалась осень.
Посох в руки взял Декабрь –
Снегом лес заносит.
На пороге Новый год –
Веселятся братцы:
Водят дружно хоровод,
Месяцев двенадцать!
***
Олег Бундур
ВЕРНИСАЖ
Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
***
Валентин Берестов
ВРЕМЕНА ГОДА
Будь лето вечным —
всё бы погорело.
Будь вечной осень —
всё бы отсырело.
Зимою вечной
всё б оледенело.
Вот вечная весна —
другое дело!
***
Ирина Гурина
ВРЕМЕНА ГОДА
Зима спускалась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
И новый год, и сказки,
И лыжи, и салазки,
И елку, и игрушки,
И снег в большой кадушке!
Но вдруг растаяла она,
Сменила зимушку весна!
Бежит, торопится ручей,
Поет чудесно соловей,
Расцвел в проталине подснежник,
А с неба солнце светит нежно!
Но вот весна уж на исходе,
И лето царствовать приходит!
Душистый запах земляники,
Кусты колючей ежевики,
Пшеница зреет в колоске,
Грибочки первые в леске!
А вот и осени черед,
Но осень не спеша идет!
Она несет нам листопад,
И спелых яблок целый сад!
Вот так проходит длинный год,
И вновь зиме идти черёд!
***
Татьяна Варламова
ВРЕМЕНА УЧЕБНОГО ГОДА
ОСЕНЬ
Осенний дождик барабанит мне в окошко,
У школы лужи и опавшая листва.
И тучи серые, и мокрая дорожка,
И всюду грязь, и заболела голова…
Льет слезы горести печальная природа.
Тоскливо нА сердце, и хочется поспать.
Ну, как не совестно в ненастную погоду
Уроков школьникам так много задавать?!
ЗИМА
Земля окутана хрустальной пеленою,
В сугробы белые ныряет детвора,
Коньки наточены, и лыжи предо мною,
Метель закончилась, и в лес давно пора.
Полно на улице веселого народу!
Зима-проказница зовет в снежки играть!
Ну, как не совестно в морозную погоду
Уроков школьникам так много задавать?!
ВЕСНА
Лучи весенние всю землю отогрели,
Повсюду буйствует зеленая трава,
И разливаются над нами птичьи трели,
И светит солнце, и кружится голова!
Манит в объятия волшебница-природа!
Гляжу на улицу, и хочется гулять…
Ну, как не совестно в хорошую погоду
Уроки нам, несчастным детям, задавать?!
***
Иван Суриков
ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА ГОДА
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Источник
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему “Назывные предложения”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок русского языка в 11 классе Учитель: Ефимова Анна Петровна г. Ишимбай
2 слайд
Описание слайда:
Добрый день!
3 слайд
Описание слайда:
Проверим Домашнюю работу
4 слайд
Описание слайда:
Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антакольский)
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Тема урока: Назывные предложения
13 слайд
Описание слайда:
Назывные предложения- это односоставные с главным членом в форме подлежащего. Значение их определяется тем, что они сообщают: о наличии, существовании предмета; о событии, состоянии. Поле. Ров. На небе солнце. А в саду, за рвом, избушка. (К. Прутков) Осень. Скучно. Ветер воет. (К. Прутков) Вот моя деревня. Вот мой дом родной… (И.Суриков)
14 слайд
Описание слайда:
Функция назывных предложений в тексте – называть событие или положение, которое фиксируется взглядом. Они часто встречаются в художественных текстах, особенно в поэзии. С помощью назывных предложений дается описание обстановки или делается указание на начало описания. Важно впечатление непосредственного восприятия картины: Ровная, как ладонь, местность. Ряд деревень… (Н. Гарин – Михайловский).
15 слайд
Описание слайда:
Лингвистический эксперимент. Морозит. Мороз. Сильный мороз сковал реку. – Что объединяет эти предложения? – В чем различие между ними? – Попробуйте, не меняя смысла предложений, провести подобный эксперимент со словами: дождь, жара, холод.
16 слайд
Описание слайда:
Развитие учебно-языковых умений. Упражнение 354.
17 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание 1) Стр. 268-269 2) Упр. 362 (задание 1,2), выучить наизусть
18 слайд
Описание слайда:
Итоги урока
19 слайд
Описание слайда:
Спасибо!
20 слайд
Описание слайда:
Проверочная работа. Выписать номера назывных предложений. Черный ворон, белый снег. Наша русская картина. И горит в снегу рябина, ярче прочих дальних вех. Черный ельник, белый дым. Наша русская тревога. И звенит, звенит дорога над безмолвием седым. Черный ворон, белый снег. Белый сон на снежной трассе. Рождество. Работать – грех. Но стихи – работа разве? (А. Жигулин) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)
21 слайд
Описание слайда:
Ключи для самопроверки: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 12, 13, 14, 15.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-419649
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник