В эти черные брови восточные в это

В эти черные брови восточные в это thumbnail

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого

Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.

Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»

В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.

Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.

Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».

Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».

Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Прохожий
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Противостояние Марса

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Признание на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Один из самых любимых моих романсов “Очарована, околдована” на стихотворение Николая Заболоцкого

Когда вы прочтете еще раз стихотворение Николая Заболоцкого, убедитесь, что звучит оно несколько по-другому. К тому же выброшено самое сильное (на мой взгляд) четверостишие. Впрочем, песня «Очарована, околдована» воспринимается чуть ли не как народная, так что изменения в тексте, видимо, произошли от бесконечного количества исполнений.

 История создания гениального стихотворения весьма любопытная.
Вглядитесь еще раз в пронзительные строки и попытайтесь представить создавшего их человека. Не правда ли, в голову приходит влюбленный юноша с пылким взором — примерно как солист группы «Фристайл», исполнявший песню лет 10-15 назад.

 

Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.

Читайте также:  Серум для ресниц и бровей отзывы

Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг — дивный лирический цикл на излете жизни. Включающий в себя в том числе «Облетают последние маки…», Обрываются речи влюбленных,/ Улетает последний скворец…» (Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный роман»). Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта.

Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года. Детство его прошло в Уржуме Вятской губернии. Более известен другой уроженец Уржума — Сергей Костриков (партийная кличка — Киров). Именем последнего теперь зовется и областной центр, и вся область. Заболоцкому же в Кирове посвящена одна-единственная мемориальная доска на улице Дрелевского — там жил его отец, и он его навещал.

В Питере Заболоцкий был участником группы ОБЭРИУ вместе с Д. Хармсом и другими поэтами-экспериментаторами. Отношение к женщинам у обэриутов сложилось чисто потребительским. Заболоцкий был в числе тех, кто «ругал женщин яростно» (по воспоминаниям Е. Шварца). Ему принадлежит утверждение «Курица — не птица, баба — не поэт». В частности, они терпеть не могли друг друга с Ахматовой. Очевидно, сложившееся в юности пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь. Поэтому любовной лирики не создавал.
Николай Заболоцкий
Тем не менее брак Николая Алексеевича получился прочным и удачным (опять-таки за исключением последних двух лет жизни). В 1930 году он, к удивлению друзей, женился на выпускнице того же герценского педагогического института Екатерине Клыковой — пятью годами его моложе. Она была стройна, за­стенчива, темноглаза, немного­словна. Не красавица, но прекрасная жена, мать, хозяйка. В ней угадывалась восточная примесь. В том числе в поведении с мужем — ровным и робким.

Постепенно Заболоцкий отходит от обэриутов, его эксперименты со словом и образом расширяются. К середине 30-х годов Николай — довольно известный поэт.

А потом — арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество. Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

Жена и двое детей немедленно приехали к Николаю Алексеевичу в Караганду, как только это стало возможным. Лишь в 1946 году поэт освободился. Способствовали этому перевод «Слова о полку Игореве», начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.


с женой

Ему разрешили с семьей поселиться в Москве — свою дачу в Переделкине предоставил писатель Ильенков; восстановили в союзе писателей. Он много занимался переводами, особенно грузинских поэтов. Постепенно все наладилось. Публикации, достаток (за переводы хорошо платили), известность, отдельная квартира в Москве, даже орден Трудового красного знамени в 1957 году (опять-таки за переводы). Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возращение к классическим традициям.

Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий — как два разных поэта. В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака. Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт. А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена.                                                                                                          

Читайте также:  Каджол почему не выщипывает брови

Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. Вот строки из его стихотворения «Жена»:

С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.

Так и было в семье Заболоцких. Вряд ли Екатерина Васильевна была довольна таким положением. И в 1956 году, в возрасте 48 лет, она уходит к Василию Гроссману — писателю, известному сердцееду. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Потом они стали любовниками — с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях).

Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца — опекал ее еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг, погиб на фронте.

Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.

Перечитайте стихотворения 1957 года — «Гроза идет», «Голос в телефоне», «Можжевеловый куст», «Встреча», «Сентябрь», «Послед­няя любовь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» Вы не пожалеете. Но даже на их фоне «Признание» стоит обиняком. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах — в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше), в других — Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.

Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал смертельно больной человек. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт. Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер.                                                                                     

Осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.

А.Малинин

Романс этот кто только не пел и группа “Санкт-Петербург и Михаил Звездинский и Александр Малинин и т.д. 
Всегда считала, что автор музыки  Михаил Звездинский.
А вот, что нашла в нескольких источниках в интерненте:

1.”Во всех источниках указывается,чо автор музыкм Михаил Звездинский.Правда у Заболоцкого стихотворение начинается со слов “Зацелована,заколдована…” ,и состоит из пяти строф.Четвёртой строфы,на мой взгляд лучшей из всех,почему то нет в песне.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

В процессе поиска полной версии песни,обнаружил,что музыка оказывается питерского барда Александра Лобановского.И что даже были судебные ссоры из за этой песни (и нескольких других).Прошерстил все альбомы Лобановского,но этой песни ни в одном не обнаружил.И только недавно нашёл эту песню в исполнении Лобановского.Правда немного отличающегося от привычного исполнения, но к моему радостному изумлению-полностью.Т.е. все пять куплетов.
Так,что лично для меня авторство не вызывает сомнений.
Для меня только остаётся вопросом-почему Звездинский (Малинин и др.),исполняли её не полностью.Что они нашли крамольного в 4-ой строфе.Полностью красивый романс,стал был ещё прекрасней.-
 

2

Это авторский текст стихотворения Николая Заболоцкого (1903-1958). Популярная песня на его основе называется “Очарована, околдована” (текст Заболоцкого при этом немного изменен), автор песни – питерский бард Александр Лобановский (р. 1935). В годы Перестройки авторство песни пытался присвоить себе Михаил Звездинский, который оказался шарлатаном. В итоге в 1990 Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить свое авторство песни “Очарована, околдована”, а также еще пяти песен, присвоенных Звездинским. Суд подтвердил авторство Лобановского.

Читайте также:  Можно ли подводить брови тенями

Александр Лобановский

https://www.a-pesni.golosa.info/drugije/otcharovana.htm

И еще одно прекрасное исполнение романса на стихи Николая Заболоцкого


https://www.newrzhev.ru/articles.php?id=678

Источник

В эти черные брови восточные в это

Ïðèçíàíèå. Íèêîëàé Çàáîëîöêèé

Îëüãà Áëàãîäàð¸âà: ëèòåðàòóðíûé äíåâíèê

*****

Çàöåëîâàíà, îêîëäîâàíà,
Ñ âåòðîì â ïîëå êîãäà-òî îáâåí÷àíà,
Âñÿ òû ñëîâíî â îêîâû çàêîâàíà,
Äðàãîöåííàÿ ìîÿ æåíùèíà!

Íå âåñåëàÿ, íå ïå÷àëüíàÿ,
Ñëîâíî ñ òåìíîãî íåáà ñîøåäøàÿ,
Òû è ïåñíü ìîÿ îáðó÷àëüíàÿ,
È çâåçäà ìîÿ ñóìàñøåäøàÿ.

ß ñêëîíþñü íàä òâîèìè êîëåíÿìè,
Îáíèìó èõ ñ íåèñòîâîé ñèëîþ,
È ñëåçàìè è ñòèõîòâîðåíüÿìè
Îáîæãó òåáÿ, ãîðüêóþ, ìèëóþ.

Îòâîðè ìíå ëèöî ïîëóíî÷íîå,
Äàé âîéòè â ýòè î÷è òÿæåëûå,
 ýòè ÷åðíûå áðîâè âîñòî÷íûå,
 ýòè ðóêè òâîè ïîëóãîëûå.

×òî ïðèáàâèòñÿ – íå óáàâèòñÿ,
×òî íå ñáóäåòñÿ – ïîçàáóäåòñÿ…
Îò÷åãî æå òû ïëà÷åøü, êðàñàâèöà?
Èëè ýòî ìíå òîëüêî ÷óäèòñÿ?

(1957 ã.)

Ýòî àâòîðñêèé òåêñò ñòèõîòâîðåíèÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî (1903 – 1958).
Èñòî÷íèê: Àíòîëîãèÿ ðóññêîé ïåñíè / Ñîñò., ïðåäèñë. è êîììåíò. Âèêòîðà Êàëóãèíà. – Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2005.

* * *

Ïîïóëÿðíàÿ ïåñíÿ íà åãî îñíîâå íàçûâàåòñÿ «Î÷àðîâàíà, îêîëäîâàíà» (òåêñò Çàáîëîöêîãî ïðè ýòîì íåìíîãî èçìåí¸í), àâòîð ïåñíè – ïèòåðñêèé áàðä Àëåêñàíäð Ëîáàíîâñêèé (ð. 1935).

Òåêñò ïåñíè (òàêîé, êàêîé äîø¸ë äî íàøåãî ñëóõà ïåðâûì):

Î÷àðîâàíà, îêîëäîâàíà,
Ñ âåòðîì â ïîëå êîãäà-òî ïîâåí÷àíà,
Âñÿ òû ñëîâíî â îêîâû çàêîâàíà,
Äðàãîöåííàÿ òû ìîÿ æåíùèíà!

Íå âåñåëàÿ, íå ïå÷àëüíàÿ,
Ñëîâíî ñ òåìíîãî íåáà ñîøåäøàÿ,
Òû è ïåñíü ìîÿ îáðó÷àëüíàÿ,
È çâåçäà òû ìîÿ ñóìàñøåäøàÿ.

ß ñêëîíþñü íàä òâîèìè êîëåíÿìè,
Îáíèìó èõ ñ íåèñòîâîé ñèëîþ,
È ñëåçàìè è ñòèõîòâîðåíüÿìè
Îáîæãó òåáÿ, äîáðóþ, ìèëóþ.

×òî íå ñáóäåòñÿ – ïîçàáóäåòñÿ,
×òî íå âñïîìíèòñÿ, òî íå èñïîëíèòñÿ.
Òàê ÷åãî æå òû ïëà÷åøü, êðàñàâèöà?
Èëè ýòî ìíå ýòî ïðîñòî ÷óäèòñÿ?

Î÷àðîâàíà, îêîëäîâàíà,
Ñ âåòðîì â ïîëå êîãäà-òî ïîâåí÷àíà,
Âñÿ òû ñëîâíî â îêîâû çàêîâàíà,
Äðàãîöåííàÿ òû ìîÿ æåíùèíà!

* * *

«Â ãîäû Ïåðåñòðîéêè àâòîðñòâî ïåñíè ïûòàëñÿ ïðèñâîèòü ñåáå Ìèõàèë Çâåçäèíñêèé, êîòîðûé îêàçàëñÿ øàðëàòàíîì.  èòîãå â 1990 ã. Ëîáàíîâñêèé îáðàòèëñÿ â ÂÀÀÏ ñ ïðîñüáîé â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ïîäòâåðäèòü ñâî¸ àâòîðñòâî ïåñíè «Î÷àðîâàíà, îêîëäîâàíà», à òàêæå åù¸ ïÿòè ïåñåí, ïðèñâîåííûõ Ì. Çâåçäèíñêèì. Ñóä ïîäòâåðäèë àâòîðñòâî Ëîáàíîâñêîãî».

(Èç Èíòåðíåòà)

___________________

Ïû. Ñû.
Äþæå èíòåðåñíî ìíå ñòàëî, ÷òî ýòî çà âåðñèÿ Ëîáàíîâñêîãî òàêàÿ. Íåóæåëè äðóãîé àáðàøà, áîëåå ìàñòèòûé, ó íåãî ñòûðèë ìîòèâ÷èê?
Íå çíàþ, êàê íàñ÷¸ò äðóãèõ ïÿòè óïîìèíàåìûõ ïåñåíîê, íî ýòó ñðàâíèë.

Èòàê, èçâåñòíàÿ âåðñèÿ Ì. Çâåçäèíñêîãî (ïåðåïåâàëà òàêæå ãðóïïà «Ñàíêò-Ïåòåðáóðã»):
https://www.youtube.com/watch?v=Toj0G5otVqU

À òåïåðü ïîñëóøàåì ìñüå Ëîáàíîâñêîãî:
https://www.youtube.com/watch?v=CHgmRY64k9s

Ïî-ìîåìó, äàæå äàë¸êèé îò ìóçûêè ÷åëîâåê óëîâèò, ÷òî ìîòèâû îòëè÷àþòñÿ.  ñóäå òóãèå íà óõî, ÷òî ëè, çàñåäàëè? Åù¸ è âåðäèêò êàêîé-òî âûíåñëè.

Èñòîðèÿ îòå÷åñòâåííîé ýñòðàäû çíàâàëà ìíîæåñòâî ïðèìåðîâ, êîãäà çà îäèí è òîò æå òåêñò áðàëèñü äâà ñîâåðøåííî ðàçíûõ êîìïîçèòîðà è ïîëó÷àëîñü ïðèìåðíî òî æå, ÷òî è ó Çâåçäèíñêîãî ñ Ëîáàíîâñêèì. Ê ñ÷àñòüþ, óìà ó íèõ õâàòàëî íå áåãàòü ïî ñóäàì. Âèäèìî, ñïàñàëî òî, ÷òî ïîýòû-ïåñåííèêè íà òå ìîìåíòû òâîð÷åñêèõ çèãçàãîâ áûëè æèâûìè, â îòëè÷èå îò áåäîëàãè Çàáîëîöêîãî (1903 – 1958).

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 31.10.2017. Êðàòêîñòü – ñåñòðà òàëàíòà? Ãîðÿ÷àÿ äåñÿòêà-4
  • 30.10.2017. Øûäåâðû Ñòèõèðû. Õèò-ïàðàä. Îêòÿáðü 2017
  • 29.10.2017. Àíæåëà Áåöêî. Îáëàêà âî ðòó
  • 28.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 27.10.2017. Â òùåòíîì îæèäàíèè ñïðàâåäëèâîñòè
  • 26.10.2017. Êðóãîì îäíè çâ¸çäû è ãåíèè. Àæ ñòðàøíî…
  • 24.10.2017. Âòîðîå ñ÷àñòüå
  • 23.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 21.10.2017. Îõðåíåíêà. Íå íà ïðàâàõ ðåêëàìû
  • 20.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 19.10.2017. Ïîïàëàñü íà ãëàçà îäíà çàïèñü…
  • 18.10.2017. Åâãåíèÿ Äþâàëüå. Ìîé êîðîëü…
  • 17.10.2017. Äåëà ñòèõèðíûå. Øåëóïåíü êîíâåéåðíàÿ
  • 16.10.2017. À â òâîð÷åñòâå íàñ… íåñ¸ò
  • 15.10.2017. îò Ãàäèíû ñ áëàãîäàðíîñòüþ. ¨æèê Òóìàííûé
  • 14.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 13.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 12.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 11.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 10.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 09.10.2017. Øàðëü Áîäëåð. Öâåòû çëà. 29-òûé ñòèõ
  • 08.10.2017. Ïî îñòîðîæíîé àíàëîãèè ñ…
  • 07.10.2017. Àâòîð…
  • 05.10.2017. Ëèâèÿ è Ñèðèÿ. Äèàìåòðàëüíî ðàçíûå ïîçèöèè Ðîññèè
  • 04.10.2017. Àëåêñàíäð Ñèäîðîâ. Âîéíà íà ïîðîãå?
  • 03.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 02.10.2017. Àâòîð äíÿ
  • 01.10.2017. Ýòî ìîæíî äåëàòü ÷åñòíî è àáñîëþòíî áåñïëàòíî

Источник