Скептик зря вы бровь скривили

Скептик зря вы бровь скривили thumbnail

В начало

Поэзия

Сказки

Мысли

Открытки

Flash

Книги

Мир Романтики

Гостевая
книга

Разное

Ссылки

Контакты

Отрывок из Только в юности играют…

Лебеди

Если любовь уходит

Я могу тебя очень ждать…

Если град зашумит дождем…

Только в юности играют…



Да, все вянет ежечасно:

Люди, травы, земли, воды.

Но любовь… Над ней не властна

Диалектика природы.

Для любви ведь нет предела.

Лишь влюбленность быстротечна.

А любовь – иное дело!

А любовь, она – навечно!

Скептик! Зря вы бровь скривили.

Тут ухмылкой не возьмете!

Жаль мне вас: вы не любили.

Вот полюбите – поймете.

Э. Асадов

Наверх

Лебеди.

Гордые шеи изогнуты круто.

В гипсе, фарфоре молчат они хмуро.

Смотрят с открыток, глядят с абажуров,

Став украшеньем дурного уюта.

Если хозяйку-кокетку порой

“Лебедью” гость за столом назовет,

Птицы незримо качнут головой:

Что, мол, он знает и что он поймет?!

Солнце садилось меж бронзовых скал,

Лебедь на жесткой траве умирал.

Дробь браконьера иль когти орла?

Смерть это смерть – оплошал, и нашла!

Дрогнул, прилег и застыл недвижим.

Алая бусинка с клюва сползла…

Долго кружила подруга над ним

И наконец поняла!

Сердца однолюбов связаны туго.

Вместе навек судьба и полет.

И даже смерть, убивая друга,

Их дружбы не разорвет.

В лучах багровеет скальный гранит,

Лебедь на жесткой траве лежит,

А по спирали в зенит упруго

Кругами уходит его подруга.

Чуть слышно донесся гортанный крик,

Белый комок над бездной повис

Затем он дрогнул, а через миг

Метнулся отвесно на скалы вниз.

Тонкие шеи изогнуты круто.

В гипсе, фарфоре молчат они хмуро.

Смотрят с открыток, глядят с абажуров,

Став украшеньем дурного уюта.

Но сквозь фокстроты, сквозь шторы из ситца

Слышу я крыльев стремительный свист,

Вижу красивую гордую птицу,

Камнем на землю летящую вниз.

Э. Асадов

Наверх

Если любовь уходит!

Если любовь уходит, какое найти решенье?

Можно прибегнуть к доводам, спорить и убеждать,

Можно пойти на просьбы и даже на униженья,

Можно грозить расплатой, пробуя запугать.

Можно вспомнить былое, каждую светлую малость,

И, с дрожью твердя, как горько в разлуке пройдут года,

Поколебать на время, может быть, вызвать жалость

И удержать на время. На время – не навсегда.

А можно, страха и боли даже не выдав взглядом,

Сказать: – Я люблю. Подумай. Радости не ломай. –

И если ответит отказом, не дрогнув, принять как надо,

Окна и двери – настежь: – Я не держу. Прощай!

Конечно, ужасно трудно, мучась, держаться твердо.

И все-таки, чтоб себя же не презирать потом,

Если любовь уходит – хоть вой, но останься гордым.

Живи и будь человеком, а не ползи ужом!

Э. Асадов

Наверх


* * *

…Я могу тебя очень ждать

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год и два и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что всё не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перевалам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и чёрт не бывал ни разу!

Всё пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что всё не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу за тебя отдать

Всё, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что всё не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

Э. Асадов

Наверх


* * *

Если град зашумит дождем,

Если грохнет шрапнелью гром,

Все равно я приду на свиданье,

Будь хоть сто непогод кругом.

Если зло затрещит мороз,

И завоет метель, как пес,

Все равно я приду на свиданье,

Хоть меня застуди до слез.

Если станет сердится мать,

И отец не будет пускать,

Все равно я приду на свиданье,

Что бы ни было – можешь ждать.

Если сплетня хлестнет, ну что ж,

Не швырнет меня подлость в дрожь.

Все равно я приду на свиданье,

Не поверя в навет и ложь.

Если я попаду в беду,

Если буду почти в бреду,

Все равно я приду. Ты слышишь?

Добреду, доползу…..дойду!

Ну а если пропал мой след,

И пришел без меня рассвет,

Я прошу: не сердись, не надо!

Знай, что просто меня уже нет…

Э. Асадов

Наверх

Источник

Ðåöåíçèÿ íà «×èòàëüíûé çàë. âûïóñê 13-é. ýäóàðä àñàäîâ» (×èòàëüíûé Çàë)

Âñåì ÷èòàþùèì, çäðàâñòâîâàòü.

©

“Ý. Àñàäîâ åùå ïðè æèçíè îöåíèâàëñÿ â ïðîôåññèîíàëüíîé êðèòèêå êàê ãðàôîìàí.Òàêîâûì îí îñòàëñÿ è íà ñåãîäíÿøíèé äåíü.Íåäàëåêî îò íåãî óøëà è Ëàðèñà Ðóáàëüñêàÿ, â ÷üèõ òåêñòàõ íàñòîÿùàÿ ïîýçèÿ è íå íî÷åâàëà. Èçäàíèå èõ êíèã – ïðåñòóïíîå ïîòâîðñòâîâàíèå íèçêèì îáûâàòåëüñêèì âêóñàì. Ìàòóøêà Ðîññèÿ, äî ÷åãî æå òû ïàëà, åñëè òàêèõ çàóðÿäíåéøèõ òåêñòîâèêîâ ïðèíèìàåøü çà âûäàþùèõñÿ ïîýòîâ! Ñ ïå÷àëüþ – Àëåñü Äðóêëåâ, äîêòîð ôèëîëîãèè.
Àëåñü Äðóêëåâ (06.04.2002 20:34)

.

Àñàäîâ- íå òîëüêî ãðàôîìàí, íî è ÂÎÐ, ÏËÀÃÈÀÒÎÐ!!!  êîíöå 70-õ, íà÷àëå 80-õ îí ïðèñâîèë ðÿä ñòèõîòâîðåíèé, ïðèñëàííûõ ìîëîäûìè, íåèçâåñòíûìè àâòîðàìè â ðåäàêöèè Ìîñêîâñêèõ èçäàíèé, ðåäàêòîðû êîèõ â ëó÷øåì ñëó÷àå ïîñëàëè àâòîðàì îòïèñêè, ÷òî íå ìîãóò îïóáëèêîâàòü äàííóþ ðóêîïèñü, à ñàìè ïåðåäàëè ýòè ñòèõè âîðó Àñàäîâó, êîòîðûé ñàì óæå íè÷åãî íå ìîã íàïèñàòü, çàòî ïåðåäåëàòü ïàðó ñòðî÷åê, ñëîâ â ÷óæîì òâîðåíèè è ïîäïèñàòü ñâîèì èìåíåì ó íåãî õâàòèëî è ñïîñîáíîñòåé è ñîâåñòè! Ïîçîð ïëàãèàòîðàì!!!
Îäèí èç îáâîðîâàííûõ Àñàäîâûì. (17.06.2002 03:33)”

.

Íåóæåëè ýòî ïðàâäà? Âîò óæ íå îæèäàë è òàêîãî ãðåõà îò íåãî…

.

© + àíàëèç:

Ðûæàÿ äâîðíÿãà

Õîçÿèí ïðîãëàäèë ðóêîþ
Ëîõìàòóþ ðûæóþ ñïèíó
“(Ïðîùàé, áðàò], õîòü æàëü ì(íå, íå) ñêðîþ,
Íî âñå æå (òåáÿ (ÿ] ïîêèíó]” {ðèòìè÷åñêàÿ “âèëêà”}

Øâûðíóë ïîä ñêàìåéêó îøåéíèê
È ñêðûëñÿ ïîä ãóëêèì íàâåñî_ì {íå ñîâñåì ÷èñòàÿ ðèôìà, âñå ðèôìû êàòðåíà ãðàììàòè÷íû}
Ãäå øóìíûé ëþäñêîé {ìóðàâåéíèê} {ñàì ìóðàâåéíèê íå âëèâàåòñÿ, îí ïî÷òè ñòàòè÷åí, äâèãàþòñÿ ìóðàâüè, èõ ïîòîêè}
Âëèâàëñÿ} (â â)àãîíû ýêñïðåññà

Ñîáàêà íå âçâûëà íè ðàç_ó
È ëèøü (çà çíà)êîìîé ñïèíîþ
Ñëåäèëè äâà êàðèå ãëàç_à
Ñ {ïî÷òè} ÷åëîâå÷üåé òîñêîþ {òîñêà çâåðÿ áûâàåò è áîëüøå, à ïî êà÷åñòâó òîñêè çà÷åì ñðàâíèâàòü?}

Ñòàðèê (ó âîêçàëüíîãî] âõîäà
Ñêàçàë: “×òî’, îñòàâëåí, áåäíÿãà?
Ýõ, áóäü òû õîðîøåé ïîðîäû,
À òî âåäü ïðîñòàÿ äâîðíÿãà…”

(Â â)àãîíàõ, çàáûâ {ïåðåäðÿãè} {êàêèå ïåðåäðÿãè? Èëè ýòî ñóãóáî äëÿ ðèôìû?}
Øóòèëè, ñìåÿëèñü, äðåìàëè,
(Òóò âèäíî] î ðûæåé äâîðíÿãå
Íå äóìàëè, íå âñïîìèíàëè

Íå {âåäàë} õîçÿèí, ÷òî ñëåäîì, {íåñê. äð. ñòèëü}
Ïî øïàëàì èç ñèë âûáèâàÿñü
(Çà êðàñíûì] ìåëüêàþùèì ñâå_ò_îì {íå ÷èñòî çâó÷àùàÿ ðèôìà, äð. ðèôìû êàòðåíà ãðàììàòè÷åñêèå}
Ñîáàêà áåæèò çàäûõàÿñü

Ñïîòêíóâøèñü, êèäàåò(ñÿ ñíîâà], [“êèäàåò ñîñíîâî” èëè “êèäàåò Öàñíîâà”]
(Â êðîâü ëàïû] î êàìíè ðàçáèò_û_ {ñëèâàåòñÿ â çâóêîêîìîê}
È âûïðûãíóòü ñåðäöå ãîòîâî
Íàðóæó (èç ïàñòè] îòêðûò_î_é.

Íå {âåäàë} õîçÿèí, ÷òî ñèëû
(Âäðóã ðàçîì] îñòàâèëè òåëî {çâóêîñêîìêàëîñü: [âäðóãðÀçîì], íå ñèëû îñòàâèëè ðàçîì, à ðàçðûâ ñåðäöà, ñêîðåå}
È ñòóêíóâøèñü ëáîì î {ïåðèëà} {íåòðàãè÷íî, õîòÿ è íå êîìè÷íî, ñêîðåå áûòîâî’]
Ñîáàêà [ïîä ìîñò] ïîëåòåëà… {“ïîäìîñò”}

(Òðóï âîëíû] {ñíåñëè} ïîä êîðÿãè… {è ñëèïàíèå, è âèçóàëüíîå {òðóï âîëíû’}; è íåîïòèìàëüíàÿ ñåìàíòèêà “ñíåñëè”}
Ñòàðèê, òû íå çíàåøü ïðèðîäû {ïîëåìèêà ñî ñòàðèêîì íåàêòóàëüíà, ò.ê. ñòàðèê âñ¸ ïðàâèëüíî ñêàçàë!}
(Âåäü ìîæåò] (áûòü òåëî] äâîðíÿãè, {“âåäüìÎæåò” – ãëàãîë íåîëîãèçì, ðîäñòâåííûé ñëîâó “âåäüìà”, “áûòòÅëî” – ñëîâîóðîäñòâî}
À ñåðäöå – ÷èñòåéøåé ïîðîäû. {äâîðíÿãà ïî÷åìó-òî äèñêðèìèíèðóåòñÿ àâòîðîì, êîòîðûé õî÷åò ïîëåìèçèðîâàòü ñî ñòàðèêîì, à ñåðäöå äâîðíÿãè îòðûâàåòñÿ àâòîðîì îò òåëà, êàê áû èçûìàÿñü, âèäèìî, äëÿ ïîñòðîåíèÿ ñâîåé íåëåïîé ïîëåìè÷åñêîé êîíñòðóêöèè. Ò.î., Àñàäîâ ïðèáëèæàåòñÿ ê äðåâíèì àòöòåêàì ñ èõ êðîâàâûìè êóëüòàìè “âûðûâàòåëåé ñåðäåö”, ê êîèì, íóæíî ïîëàãàòü, îò÷àñòè ïðèíàäëåæàë è Ïåøêîâ, åñëè âñïîìíèòü î “Äàíêî”}

.

Âûâîäû:

1. Íåâíèìàíèå ê ìóçûêå ñëîâà, íåóìåíèå ýòó ìóçûêó äàòü, â ðåçóëüòàòå, ìíîãî÷èñëåííûå îøèáêè è ñëàáîñòè ðèòìà.
2. Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ïðåíåáðåæåíèå ýëåìåíòàðíîé ïðàâèëüíîé ðèôìîé, åñòü íåñìûñëîîáóñëîâëåííàÿ ðèôìîïàðà, ìíîãî áåäíûõ (ãðì) èëè íåãëóáîêèõ ñîçâó÷èé.
3. Íåò îñîáîé ãëóáèíû ìûñëè, åñòü îøèáêè è ïðîòèâîðå÷èÿ.
4. Íàë¸ò ðàâíîäóøèÿ â íåêîòîðûõ ÷åðòàõ ïîâåñòâîâàíèÿ.
5. “×åðíóõà”. Íåî÷åâèäíîñòü ïðàâäèâîñòè ñèòóàöèè.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñîáàêè ïðåîäîëåâàëè è òûñÿ÷ó êèëîìåòðîâ, íå çà îäèí ïðîáåã, êîíå÷íî.
6. Îòñóòñòâèÿ æèâîãî îáðàçà õîçÿèíà. Âîîáùå, ñì. ïóíêò 4, íåêîòîðàÿ áëåêëîñòü îáðàçîâ ïåðñîíàæåé: õîçÿèí, ï¸ñ, ñòàðèê, àâòîð.

.

Ëåáåäè.

{Ãîðäûå øåè èçîãíóòû êðóòî}. {êðóòîñòü èçîãíóòèÿ óìåíüøàåò ãîðäîñòü øåé èëè, íàîáîðîò, å¸ è ñîñòàâëÿåò?}
 ãèïñå, ôàðôîðå (ìîë÷àò îíè õìóðî]. {ðèòìè÷åñêàÿ âèëêà, ñðåäíÿÿ ïî ñèëå}
Ñìîòðÿ(ò ñ îòêðûòîê), ãëÿäÿò (ñ àáàæóðîâ],
(Ñòàâ óêðàøåíüåì] äóðíîãî óþòà.

Åñëè õîçÿéêó-êîêåòêó ïîðîé
(“Ëåáåäüþ” (ãîñòü çà ñòîëîì] íàçîâåò, {áîëüøàÿ âèëêà, ñðåäíÿÿ ïî ñèëå}
Ïòèöû íåçðèìî êà÷íóò ãîëîâ{îé}: {îäíîé íà äâîèõ}
[×òî, ìîë, îí] çíàåò] [è ÷òî îí] ïîéìåò?! {ðèòì ñëàá}

Ñîëíöå ñàäèëîñü ìåæ áðîíçîâûõ ñêàë,
Ëåáåäü íà æåñòêîé òðàâå óìèðàë.
Äðî(áü áð)àêîíüåðà {èëü êîãòè îðëà}? {ôîíåòèêà è ñìûñë – åñëè áû îð¸ë, òî óáèë áû}
Ñìåðòü ýòî ñìåðòü – {îïëîøàë}, è íàøëà!

Читайте также:  Clinique палетка для бровей отзывы

{Äðîãíóë, {ïðèëåã} è çàñòûë íåäâèæèì}. {î ïòèöå òàê ãîâîðèòü íåñêîëüêî íåñóðàçíî}
Àëàÿ áóñèíêà ñ êëþâà ñïîëçëà…
{Äîëãî êðóæèëà ïîäðóãà íàä íèì
È íàêîíåö ïîíÿëà!} {ïî÷åìó íå ñïóñòèëàñü?}

Ñåðäöà îäíîëþáîâ ñâÿçàíû òóãî.
Âìåñòå íàâåê ñóäüáà è ïîëåò.
È äàæå ñìåðòü, óáèâàÿ äðóãà,
Èõ äðóæáû íå ðàçîðâåò.

 ëó÷àõ áàãðîâååò ñêàëüíûé ãðàíèò,
Ëåáåäü íà æåñòêîé òðàâå ëåæèò,
À ïî ñïèðàëè â çåíèò óïðóãî
Êðóãàìè óõîäèò åãî ïîäðóãà.

{×óòü ñëûøíî äîíåññÿ ãîðòàííûé êðèê,
Áåëûé êîìîê íàä áåçäíîé ïîâèñ
Çàòåì îí {äðîãíóë}, à ÷åðåç ìèã
Ìåòíóëñÿ îòâåñíî íà ñêàëû {âíèç}.} {âåñüìà ñëàáûé êàòðåí, êàê áû ðàçó÷èâàþùèé ÷èòàòåëÿ äóìàòü è êðèòè÷åñêè âîñïðèíèìàòü èíôîðìàöèþ}

Òîíêèå øåè èçîãíóòû êðó_òî.
 ãèïñå, ôàðôîðå ìîë÷àò îíè õìó_ð_î.
Ñìîòðÿò ñ îòêðûòîê, ãëÿäÿò ñ àáàæó_ðîâ,
Ñòàâ óêðàøåíüåì äóðíîãî óþ_ò_à. {ðàçîáðàíî, ñì.âûøå}

Íî ñêâîçü {ôîêñòðîòû}, ñêâîçü øòîðû èç ñèòö_à {ýòî èç ÍÝÏà?}
Ñëûøó ÿ êðûëüåâ ñòðåìèòåëüíûé ñâèñ_ò,
Âèæó êðàñèâóþ ãîðäóþ ïòèö_ó,
Êàìíåì {íà çåìëþ ëåòÿùóþ âíèç}.

Âûâîäû: ïîêà êðàòêî, ìíîãî ñëàáîñòåé è íåâíÿòíîñòåé, èä¸ò ëàêóíàìè…

.

Ìàòåðèàë äëÿ äàëüíåéøåãî àíàëèçà:

ÎÍÈ ÑÒÓÄÅÍÒÀÌÈ ÁÛËÈ

Îíè ñòóäåíòàìè áûëè.
Îíè äðóã äðóãà ëþáèëè.
Êîìíàòà â âîñåìü ìåòðîâ – ÷åì [íå {ñåìåéíûé] äîì}?!
{Ãîòîâÿñü ïîðîé} [ê çà÷åòàì], {äâóñìûñëåííîñòü, íàðàñòàþùàÿ èç-çà èíâåðñèè: à “ïîðîé” è íå “ãîòîâÿñü” ê íèì, äóìàÿ, ÷òî ïîâåç¸ò. “Ãîòîâÿñü ê çà÷¸òàì, êîãäà ïðèõîäèëà èõ ïîðà” – òàê õîòåë ñêàçàòü àâòîð, íî íå ñêàçàë.}
Íàä êíèãîþ (èëè áëîêíîòîì]
Íåðåäêî (äî ïîçäíåé] íî÷è ñèäåëè îíè âäâîåì.

Îíà ëåãêî óñòàâàëà,
È åñëè âäðóã çàñûïàëà, {òàêàÿ æèçíü áûëà èëè ó÷èñü èëè æèâè ñåìåéíî, âìåñòå – ïåðåãðóç, ïî êðàéíåé ìåðå, äëÿ íå î÷åíü ñèëüíûõ}
[Îí ìûë] ïîä êðàíîì ïîñóäó è êîìíàòó ïîäìåòàë.
Ïîòîì, íå øóìåòü ñòàðàÿñü
È âçãëÿäîâ êîñûõ ñòåñíÿÿñü,
Òàéêîì [çà çàêðûòîé] äâåðüþ áåëüå ïî íî÷àì ñòèðàë.

Íî êòî ñîñåäîê îáìàíåò –
Òîò ìàãîì, ïîæàëóé, ñòàíåò.
Æóææàë íàä êàñòðþëüíûì ïàðîì
èõ äðóæíûé îñèíûé ðîé.
Åå íàçûâàëè ëåíòÿéêîé,
Åãî åõèäíî õîçÿéêîé,
Âçäûõàëè, ÷òî ïàðåíü – òðÿïêà è ó æåíû [ïîä ïÿòîé].

Íåðåä(êî âîò òàê] ÷àñàìè
Òðåñêó÷èìè ãîëîñàìè
Ìîãëè ñóäà÷èòü ñîñåäêè, øèíêóÿ ëóê è ìîðêîâü.
È õîòü çà ëþáîâü ñòîÿëè,
Íî âðÿä ëè îíè ïîíèìàëè,
×òî, ìîæåò, òàêîé è áûâàåò èñòèííàÿ ëþáîâü!

Îíè èíæåíåðàìè ñòàëè.
[Øëè ãîäû] [áåç ññîð] è ïå÷àëè. {à, êñòàòè, ãäå äåòè? Îíè ÷òî áåç áëèçîñòè æèëè? Áîëüíû áûëè? Èëè “ìåðû” ïðèíèìàëè ïî íåäîïóùåíèþ èëè óíè÷òîæåíèþ ñîáñòâåííîãî ïîòîìñòâà? Êàê æå áåç ïå÷àëè?! Ýòî ëîæíàÿ êàðòèíêà, ðèñóåìàÿ àâòîðîì â ñâî¸ì ñîáñòâåííîì óìå.
{Íî ñ÷àñòüå – êàïðèçíàÿ øòóêà, [íåñòîéêà] ïîðîé, [êàê äûì].} {ïðîòèâîðå÷èå: ìíîãî ëåò ðàâíîâåñèå ïðèñóòñòâîâàëî. Íî âðÿä ëè îíî áûëî ñ÷àñòüåì, î êîòîðîì, ñëåäîâàòåëüíî, ãîâîðèòü íåóìåñòíî}
(Ïîñëå ñîáðàíüÿ], â ñóááîò_ó,
Âåðíóâøèñü äîìîé ñ ðàáîò_û,
Îäíàæäû æåíó (çàñòàë îí] {[öåëóþùåéñÿ ñ äðóãèì]}. {íàêðó÷åííàÿ êîíñòðóêöèÿ, çâó÷èò æå, âîîáùå, äâóñìûñëåííî “öåëóþùèéñÿ ñ äðóãèì” îí çàñòàë æåíó}

(Íåò â ìèðå] îñòðåå áîëè.
Óìåð (áû ëó÷øå], ÷òî ëè!
[Ñ {ìèíóòó}] â äâåðÿõ (ñòîÿë îí], [óñòàâÿ] [â ïðîñòðàíñòâî âçãëÿä].
Íå âûñëóøàë îáúÿñíåíèé,
Íå ñòàë âûÿñíÿòü îòíîøåíèé,
{Íå âçÿë íè ðóáëÿ, íè ðóáàõè}, [à ìîë÷à] øàãíóë íàçàä…
Ñ íåäåëþ êóõíÿ ãóäåëà: {à îíè ÷òî’ òàê è æèëè íà 8-ìè ìåòðàõ}
“Ñêàæèòå, êàêîé Îòåëëî!
Íó öåëîâàëàñü, îøèáëàñü… {íåìíîãî âçûãðàëà êðîâü}!
[À îí] íå ïðîñòèë”.- “Ñëûõàëè?”-
Ìåùàíå! Îíè è íå çíàëè,
×òî, ìîæåò, òàêîé è áûâàåò èñòèííàÿ ëþáîâü! {à çàðàáîòàòü íà Ñåâåðå íà êîîïåðàòèâ îòäåëüíûé, øàáàøèòü â îòïóñêó, ñíèìàòü ñú¸ìíîå?}

×àñòè÷íûé âûâîä: êîãäà â ñòèõîòâîðåíèè ìíîãî ñëàáîñòåé, òî îíè ïðîâîäÿò ñâîåîáðàçíóþ àíåñòåçèþ ñëóõà, èõ ïåðåñòà¸øü çàìå÷àòü, ëèáî ïåðåñòà¸øü ÷èòàòü ñòîëü íåïîýòè÷åñêè ñëàáîå, ïîïñó, øèðïîòðåá. Ãîâîðþ, âîîáùå. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü èç èçäàâàåìîãî â ÑÑÑÐ áûëà òàêèì øèðïîòðåáîì.

***
Òîëüêî â þíîñòè èãðàþò…

Äà, âñå âÿíåò åæå÷àñíî:
Ëþäè, òðàâû, çåìëè, âîäû.
Íî ëþáîâü… Íàä íåé íå âëàñòíà
Äèàëåêòèêà ïðèðîäû.

Äëÿ ëþáâè âåäü íåò ïðåäåëà.
Ëèøü âëþáëåííîñòü áûñòðîòå÷íà.
À ëþáîâü – èíîå äåëî!
À ëþáîâü, îíà – íàâå÷íî!

Ñêåïòèê! Çðÿ âû áðîâü ñêðèâèëè.
Òóò óõìûëêîé íå âîçüìåòå!
Æàëü ìíå âàñ: âû íå ëþáèëè.
Âîò ïîëþáèòå – ïîéìåòå.

Ïîñâÿùåíèå

Åñëè á íå áûëî òåáÿ,
Çà÷åì, ñêàæè, òîãäà á ÿ æèë?
Ïî çåìëå ÿ áðîäèë áû, ñêîðáÿ,
Áåç íàäåæäû è áåç êðûë:

È åñëè á íå áûëî òåáÿ,
ß ñàì ïðèäóìàë áû ëþáîâü.
Êàê õóäîæíèê, ÷òî êðàñêè äëÿ äíÿ
Âîçðîæäàåò âíîâü è âíîâü,

Âåäü â òîì åãî ñóäüáà:
Åñëè á íå áûëî òåáÿ,
Òî äëÿ êîãî òîãäà á ÿ æèë?
ß áû èõ îáíèìàë, íå ëþáÿ,

 äîì ïðèøåäøèõ ìîé ÷óæèõ:
Åñëè á íå áûëî òåáÿ,
ß á ìàëîþ ïåñ÷èíêîé áûë,
Ìàëîé òî÷êîé áåç ñèë, áåç îãíÿ,

Áåç òâîåé ëþáâè áû ñòûë,
Ïîêà êðóæèò Çåìëÿ:
Åñëè á íå áûëî òåáÿ
×òî áûëî áû òîãäà ñî ìíîé?

Êàæäûé äåíü ÿ èãðàë áû ñåáÿ,
Íå áûë áû ñàìèì ñîáîé…
È åñëè á íå áûëî òåáÿ,
ß âåðþ – ñìîã áû îòãàäàòü,

×òî âåñü ñìûñë ìîåãî áûòèÿ
 òîì, ÷òîáû òåáÿ ñîçäàòü,
Ëþáèòü îäíó òåáÿ!

Ãàâðèèë Òèøêîâ   22.07.2018 18:58   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «×èòàëüíûé çàë. âûïóñê 13-é. ýäóàðä àñàäîâ» (×èòàëüíûé Çàë)

Çäðàâñòâóéòå =). Íå ñî÷òèòå çà íåâåæåñòâî. Íî êîíñòðóêòèâíîé êðèòèêè îá Ýäóàðäå Àñàäîâå Âû íå óñëûøèòå è íå ïðî÷èòàåòå, ïîòîìó ÷òî äðîãíåò ðóêà ó êàæäîãî,êòî ðåøèòüñÿ êðèòèêîâàòü òî,÷åðåç ÷òî ñàì ïðîøåë èëè ÷óâñòâîâàë… Åãî ñòèõè íàïèñàíû ïðîñòî è ïîíÿòíî è åñòü â íèõ Æèâîå, òî, ÷òî ïîäíèìàåò áóðþ âíóòðè, çàñòàâëÿåò äûøàòü, õîòü ÷åðåç áîëü, íî äûøàòü… Ñîãëàñèòåñü òàêîé òàëàíò åñòü íå ó êàæäîãî ïèñàòåëÿ,ïîýòà… ß ïðèíèìàþ ðàáîòó Àñàäîâà êàê äàííîñòü – òî,÷òî áûëî åñòü è áóäåò, åãî ñòèõè áóäóò àêòóàëüíû âñåãäà. Äà,íå ó âñåõ åñòü óäà÷íûå ñòðîêè è íå âñå åãî ñòèõè ìíå íðàâÿòñÿ. Àñàäîâ ïèñàë íå äëÿ âñåõ,à äëÿ êàæäîãî… Êàæäûé íàéäåò â åãî ñòèõàõ òî,÷òî áëèçêî è äîðîãî åìó. Êàêóþ êðèòèêó Âû õîòèòå óñëûøàòü î åãî ñòðîêàõ? Êàæäûé àâòîð ïèøåò ïî ñâîåìó è îùóùàåò ýòîò ìèð, êàæäûé òâîðåö ñëîâà âàæåí è îñîáåííûé, òàê êàê ïèñàë Àñàäîâ – íå íàïèøåò íèêòî,òàê êàê ïèñàë Ëåðìîíòîâ – íå íàïèøåò íèêòî, òàê êàê ïèøèòå Âû – íå íàïèøåò íèêòî… Äà, åñòü îïðåäåë¸ííûå ïðàâèëà â êîòîðûå äîëæåí óêëàäûâàòüñÿ ñòèõ, íî Ýäóàðä Àðêàäüåâè÷ ñ ýòèì,ïî ìîåìó, ïðåêðàñíî ñïðàâèëñÿ.À ÷òî êàñàåòñÿ ñìûñëà âëîæåííîãî â ñòðîêè – îí çàòðîíóë, òå òåìû, êîòîðûå âàæíû è íå ïðîñòî âàæíû – íà íèõ ìîæíî âîñïèòûâàòü ïîäðàñòàþùåå ïîêîëåíèå. Âîçüìèòå, íàïðèìåð, åãî ñòèõîòâîðåíèå “Ðàçâîä” èëè “Ëåñíàÿ ðåêà”. “Îñòðîâ ðîìàíòèêè”, “Î ðûæåé äâîðíÿãå”, “Îòöû è äåòè” Êàê ìîæåò îñòàâèòü ðàâíîäóøíûì ñòèõ “Î ñêâåðíîì è ñâÿòîì”??? Êàæäûé òâîðåö âàæåí – áûë îí èëè áóäåò. Âàì íå íðàâèòñÿ-íðàâèòñÿ äðóãèì… Íà âêóñ è öâåò òîâàðèùåé íåò. Íàñ ìàëî ó Ðîññèè… Íå ãîæå òàê..

Ñ óâàæåíèåì Õ.À.

Õðóñòàëüíûé Àíãåë   19.04.2013 11:58   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «×èòàëüíûé çàë. âûïóñê 13-é. ýäóàðä àñàäîâ» (×èòàëüíûé Çàë)

Ìíå … “Áàëëàäà î ðûæåé äâîðíÿãå”… òåìà íàâåðíîå òàêàÿ.

Ó ìåíÿ åñòü òåîðèÿ, ÷òî ðàç â æèçíè ëþáîé ïèøåò ÍÅ×ÒÎ!!!… ïîòîì ìîæåò äðÿíüêà áóäåò, äî ýòîãî áûëà… à âîò …ýòî ìîæåò áûòü äâå ñòðî÷êè, íî òàêèå!!! Ýòî ñòèõîòâîðåíèå… ÿ åãî ÷óâñòâóþ.

Òîëüêî íàòêíóëàñü íà ×èòàëüíûé çàë… êàê ýòî çäîðîâî!!!
ÑÏÀÑÈÁÎ!

Ìåäåí Àãàí   09.06.2010 13:46   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «×èòàëüíûé çàë. âûïóñê 13-é. ýäóàðä àñàäîâ» (×èòàëüíûé Çàë)

Çäðàâñòâóéòå, Èìàíóèë.
Ñíà÷àëà îá Àñàäîâå. Åãî êíèã ÿ íèêîãäà íå ïîêóïàë, íî îäèí ðàç ìíå ïîäàðèëè äîâîëüíî óâåñèñòûé êèðïè÷ îçíà÷åííîãî àâòîðà. (Íàêëåéêà áûëà – 100 ðóáëåé, òî åñòü ïðèìåðíî 3 äîëëàðà). Äàð¸íîìó êîíþ â çóáû íå ñìîòðÿò, ñòàë ÷èòàòü. Èçî âñåé êíèãè ñ òåõ ïîð òÿíåò ïîðîþ ïåðå÷èòàòü òîëüêî ïàðó ñòèõîòâîðåíèé: “Ëèòåðàòóðíûì íåäðóãàì…” è “Òùåñëàâíàÿ âðàæäà”. Ïî÷åìó? – èñêðåííåå ÷óâñòâî âèäíî. Ìîæåò, ýòî è êîùóíñòâåííî, íî âèäíî, ÷òî êðèòèêà åãî ïî-íàñòîÿùåìó çàäåëà è îí íàïèñàë â êîè-òî âåêè ñòèõè ñ íàñòîÿùèì ÷óâñòâîì (íî âïîëíå áåçäàðíûå, êàê è âñåãäà). Âñ¸ îñòàëüíîå – íó ïðîñòî àòàñ. À ïåðåñòàë ÿ ïåðå÷èòûâàòü äàæå òå äâà ñòèõà ïîñëå âîò ýòîãî:

È âå÷íî òåì ñèëüíà ìîÿ ñòðàíà,
×òî íèêîãî íèãäå íå óíèæàëà.

Ýòî íàïèñàíî â 1974 ãîäó. Òàíêè â Ïðàãå, äåìîíñòðàöèÿ ó Êðåìëÿ, âûñûëêà Áðîäñêîãî, Ñîëæåíèöûíà – âñ¸ ýòî óæå áûëî ê òîìó ìîìåíòó. È âîò âûõîäèò Àñàäîâ è ãîâîðèò, ÷òî “ìîÿ ñòðàíà… íèêîãî íèãäå íå óíèæàëà”. Ýòî ïîäëîñòü çàïðåäåëüíîé ñòåïåíè.
Íî ÿ âîîáùå íå îá Àñàäîâå ïîãîâîðèòü õîòåë, à î Áðþñîâå. ß ÷òî-òî ñ íèì ðàçîáðàòüñÿ íå ìîãó. Îòêðûâàþ êíèãó, ÷èòàþ – ñêóêà ñòðàøíàÿ. Ðîâíî, ìîíîòîííî – “êàê ïîíîìàðü”. Çàêðûâàþ – è äóìàþ: êàê æå òàê? Âåäü õâàëèëè åãî! Ïðè÷¸ì íå ïîêëîííèêè Àñàäîâà. Áðþñîâà ñ÷èòàëè êðóïíûì ïîýòîì Áëîê, Ïàñòåðíàê, ñèìâîëèñòû… Êàê-òî Áëîêó ÿ áîëüøå äîâåðÿþ â âîïðîñàõ ïîýçèè, ÷åì ñåáå. ×òî æå îíè òàêîå âû÷èòûâàëè èç Áðþñîâà, ÷òî ìíå (è íå òîëüêî ìíå) ñåé÷àñ â óïîð íå âèäíî? Î÷åíü õîòåëîñü áû ïîíÿòü.

Читайте также:  Отзыв о геле для бровей фаберлик

Äà, ÿ åù¸ õîòåë ÷òî-òî ïðî Ðîçåíáàóìà ñêàçàòü, íî íå áóäó. Çäåñü ëó÷øå íå ñïîðèòü, â äàííîì âîïðîñå ìû ñ Âàìè îáà “óï¸ðòûå” (-:
Ñ. Ñò.

Ñåðãåé Ñòàøèö   05.11.2004 15:07   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «×èòàëüíûé çàë. âûïóñê 13-é. ýäóàðä àñàäîâ» (×èòàëüíûé Çàë)

Ìû çíàåì, ðàíüøå ýòî áûëî
Ïóñêàé íå ñ íàìè, à ñ äðóãèì.
Êàê ðîäèíà åãî ëþáèëà.
À ïîñëå ïðåâðàùàëà â äûì.

 ñòðîêå îøèáêà. Îïå÷àòêà.
Íåñêðîìíî? Ýòî çíàåò Áîã.
Êàê íåíàâèñòü áûâàåò ñëàäêîé
Êòî åñìü âåëèê, è êòî óáîã.

Íà âðåìÿ íå íàëîæèøü ëàïó.
Äîæäåìñÿ. Áóäåò ïîëíûì çàë
È ïàìÿòü âå÷íàÿ ñîëäàòó
Êîòîðûé âðåìÿ óãàäàë

Èãîðü ×åðíîâ   23.04.2004 09:06   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Источник

article433287.jpg

Книга этого автора попала в мои руки не  совсем  привычным способом. Чаще всего моя мама
хитрила. Педагог по образованию, она знала, как заставить читать ту литературу,
которую она сама считала очень весомой. Известно, что запретный плод слаще.
Мама опиралась именно на эту теорию. Она приносила домой книгу, плотно
обёрнутую не одним слоем газет, и мне строго говорила:


Не вздумай ЭТО читать! Рановато ещё!  – при
этом книга «пряталась» при мне и на видное место.

Мой
кивок в ответ обозначал полное послушание. Однако любопытство брало верх и
через какое-то время, улучив минутку одиночества, я добиралась до запретного
объекта. Так случилось с Тургеневым, Чеховым, Хемингуэем.  Читая эти книги, я никак не могла понять –
зачем их было прятать?! Спустя много лет до меня  «дошла» мамина тактика ознакомления своего
чада с великими писателями. Не раз я вспоминала маму добрым словом за такой
педагогический приём. Ведь заставляй она меня читать эти произведения, добилась
бы обратного эффекта – неприятия. 

         Если мама была реалистом, то папа самым
настоящим романтиком. Именно благодаря ему я люблю смотреть на звёздное небо,
вижу красоту полевых цветов и до сих пор верю, что на новогодней ёлке  живут эльфы, которые перелетают с ветки на
ветку, качая зелёные колючие лапы, украшенные блестящими игрушками и
разноцветной мишурой.  Отец мне читал
разные книги. Сначала это были сказки, потом его любимые детективы про Шерлока
Холмса. Однажды он мне прочитал наизусть стихотворение про девушку и парня, что
в свою романтическую ночь встретились с грабителями. Мне тогда уже было шестнадцать
лет. Я слушала затаив дыхание, а потом спросила: 


Ты это сам написал? – настолько уверенно отец читал длинный стих.


Да, что ты! Конечно, не сам! Это Эдуард Асадов – слепой поэт! А стих этот
называется «Трусиха»! 

Отец
рассказал ещё одно стихотворение этого автора. И я влюбилась в романтические
строчки, которые легко запоминались. Самое плохое было в том, что в библиотеках
 книги Эдуарда Асадова все были «на руках».
С большим трудом мы с подругами находили и переписывали в свои тетрадочки –
дневники, где-то услышанные стихи любимого автора. 

 
«Только
в юности играют
Так
светло и звонко трубы,
Лишь
у юности бывают
Нецелованные
губы.
 
Но
с годами глуше трубы
И
все реже смех беспечный —
Нецелованные
губы
Капитал
недолговечный!
 
Диалектика
природы!
Все
меняется с годами:
Звери,
птицы, земли, воды
И,
конечно же, мы сами.
 
Мы
грубеем, отцветаем,
Глядь
— уж сеть морщин на коже.
Говорят,
как ливень в мае,
И
любовь проходит тоже…
 
Да,
все вянет ежечасно:
Люди,
травы, земли, воды.
Но
любовь… Над ней не властна
Диалектика
природы.
 
Для
любви ведь нет предела.
Лишь
влюбленность быстротечна.
А
любовь — иное дело!

А
любовь, она — навечно!

Скептик! Зря вы бровь скривили,

Тут ухмылкой не возьмёте!

Жаль мне вас: вы не любили,

Вот полюбите поймёте!”»

 

А
потом случайно в одном из выпусков журнала «Юность» я прочитала не только новые
стихи Асадова, но и его биографию. Читала и старалась не пропустить ни одного
слова о человеке, который подарил столько приятных минут. Так я узнала, что
Эдуард Асадов родился в одна тысяча девятьсот двадцать третьем году в Туркестане и
вырос  в семье  армян. Его
отец, Арташес Григорьевич Асадьянц (позднее переменивший
имя и фамилию и ставший Аркадием Григорьевичем Асадовым),  активно участвовал в революционном
движении. И хоть часто подвергался опасностям в период лихолетья гражданской войны,
но умер от обычной болезни. Мать, оставшись с шестилетним  сыном на руках, решила сменить место
жительства, и они переехали в Свердловск. С юных лет Эдуард писал стихи, в
которых он отражал своё восхищение окружающим миром. 

Желание поступить в литературный институт  было перечёркнуто начавшейся Великой
Отечественной войной. И даже, находясь на передовой, Асадов продолжал
оставаться оптимистом. Критики осуждали его за «…преувеличенный романтизм и
оторванность от реальности войны». Но бойцы просили, чтобы он писал ещё и ещё.
Очень согревали солдат простые душевные строчки. Писать с юмором о войне, не
каждому дано. 

«Огонёк горит в жестянке
Дым махорочный столбом,
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чём.
 
В тишине, да на покое
Помечтать оно не грех!
Вдруг один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: «Эх!»
И замолк! Второй качнулся
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся,
И сказал протяжно: «Ох!»
 

«Да!» – ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвёртый размечтавшись,
Пробасил в ответ: «Ага!»
 
«Не могу уснуть! Нет мочи!» –
  Пятый вымолвил солдат.
«Ну, чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!?»
 

С гордостью узнала я, что на фронте Эдуард Асадов совершил
геройский поступок. В тысяча девятьсот
сорок четвёртом  году на подступах к
Севастополю батарея, где служил Асадов, была разбита, а все его однополчане
погибли. В такой обстановке Эдуард принял единственно верное  решение, не оставлявшее
ему практически никаких шансов выжить. Он загрузил оставшиеся боеприпасы в старенький
грузовик и стал прорываться на соседний боевой рубеж, где снаряды были жизненно
необходимы. Он сумел довести машину под минометным огнем и непрекращающимся
обстрелом, но по дороге получил страшное ранение осколком снаряда в голову.
Так поэт стал слепым. 

         В
биографии Эдуарда Асадова было и то, что меня   даже немного
насмешило. Я с удивлением прочитала, что дедушку по материнской линии звали
Иван Капустович Курдов. Такое отчество мне встретилось впервые. В семье Асадовых всегда царила атмосфера любви и
взаимопонимания. Возможно, именно поэтому стихи Эдуарда пронизаны такой
духовностью и романтизмом. 

         Мне
 нравится, что многие произведения  моего
любимого поэта  совпадают с моим
настроением  или согласуются с моими
мыслями. Помню, как-то поссорились мои родители, и я прочитала им строчки
Асадова, чем сразу и рассмешила, и помирила их.

 
«—
Ты меня не любишь! — молвила жена.
Муж
в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!
Если
твой характер столько лет терплю.
Можешь
быть спокойна, дьявольски люблю!»
 

Благодаря
Асадову я лучше понимаю мир, людей, события и их последствия. Я ходила в
библиотеки  почти каждый день и там – в читальном
зале могла списывать стихи любимого автора. Однажды мне посчастливилось взять
книгу домой. И я так долго «читала» эту книгу, что библиотека переехала на
новое место. Книга  до сих пор у меня. Раскаиваюсь
ли я в этом? Скорее нет, чем да. Теперь стихи Эдуарда Асадова можно прочитать в
Интернете. Однако именно книга вызывает особое чувство прикосновения к его
потрясающему творчеству. 

А
ещё я люблю четверостишия Асадова, которые очень точно отражают жизнь. Если
кто-то, ссылаясь на что-то, начинает оправдывать своё нежелание придти или выполнить  какое-то обещание, то я тут же вспоминаю сказанное Асадовым:

 
«В
любых делах при максимуме сложностей
Подход
к проблеме все-таки один:
Желанье
— это множество возможностей,
А
нежеланье — множество причин».
 

Если вижу, как мамочки
балуют своих детей на всеобщем обозрении, то тоже вспоминаю его слова:

“Детей
своих рабски порой любя,
Мы
их превращаем в своих мучителей.
Когда
же родители любят себя,
То
дети молятся на родителей”.
 

Когда думаю о смысле своей
жизни, о её стремительности и краткости, то опять приходят на ум его строки:

«О
том, что смертен каждый человек,
Я,
как и все, осведомлён прекрасно,
Однако,
что и мой отмерян век –
Вот
это мне и ясно и неясно.
 
Неужто
впрямь весною будут грозы,
И
чей-то смех рассыплется звеня,
И
будут вьюги, музыка и слёзы,
И
птичий звон, и клейкий лист берёзы –
Всё,
всё вокруг… Но только без меня?
 
А,
впрочем, пусть! Когда душа моя
Мне
крыльями помашет, улетая,
Конца
не будет: всё равно же я
Так
ничего о том и не узнаю…!»
 

Читайте также:  Брови прямые или с изгибом

Эдуард Асадов – автор почти пятидесяти книг и сборников
стихов. Он публиковался в журналах, писал не только стихи, но и поэмы, эссе,
рассказы, повести. Поэт прожил долгую жизнь, подарив множество
великолепных произведений, научив через них стойкости и оптимизму, смелости и
ненависти к подлости и лицемерию.  В две тысячи
четвёртом году поэта не стало. Яркой звездой вспыхнуло его творчество на небосклоне
человеческой жизни и осталось гореть в  моём сердце, как и в сердцах многих его
почитателей. 

 
 
 

[Скрыть]
Регистрационный номер 0433287 выдан для произведения:
Книга этого автора попала в мои руки не  совсем  привычным способом. Чаще всего моя мама
хитрила. Педагог по образованию, она знала, как заставить читать ту литературу,
которую она сама считала очень весомой. Известно, что запретный плод слаще.
Мама опиралась именно на эту теорию. Она приносила домой книгу, плотно
обёрнутую не одним слоем газет, и мне строго говорила:

Не вздумай ЭТО читать! Рановато ещё!  – при
этом книга «пряталась» при мне и на видное место.
Мой
кивок в ответ обозначал полное послушание. Однако любопытство брало верх и
через какое-то время, улучив минутку одиночества, я добиралась до запретного
объекта. Так случилось с Тургеневым, Чеховым, Хеменгуэеем.  Читая эти книги, я никак не могла понять –
зачем их было прятать?! Спустя много лет до меня  «дошла» мамина тактика ознакомления своего
чада с великими писателями. Не раз я вспоминала маму добрым словом за такой
педагогический приём. Ведь заставляй она меня читать эти произведения, добилась
бы обратного эффекта – неприятия.
         Если мама была прагматиком, то папа самым
настоящим романтиком. Именно благодаря ему я люблю смотреть на звёздное небо,
вижу красоту полевых цветов и до сих пор верю, что на новогодней ёлке  живут эльфы, которые перелетают с ветки на
ветку, качая зелёные колючие лапы, украшенные блестящими игрушками и
разноцветной мишурой.  Отец мне читал
разные книги. Сначала это были сказки, потом его любимые детективы про Шерлока
Холмса. Однажды он мне прочитал наизусть стихотворение про девушку и парня, что
в свою романтическую ночь встретились с грабителями. Мне тогда уже было шестнадцать
лет. Я слушала затаив дыхание, а потом спросила:

Ты это сам написал? – настолько уверенно отец читал длинный стих.

Да, что ты! Конечно, не сам! Это Эдуард Асадов – слепой поэт! А стих этот
называется «Трусиха»!
Отец
рассказал ещё одно стихотворение этого автора. И я влюбилась в романтические
строчки, которые легко запоминались. Самое плохое было в том, что в библиотеках
 книги Эдуарда Асадова все были «на руках».
С большим трудом мы с подругами находили и переписывали в свои тетрадочки –
дневники, где-то услышанные стихи любимого автора.
 
«Только
в юности играют
Так
светло и звонко трубы,
Лишь
у юности бывают
Нецелованные
губы.
 
Но
с годами глуше трубы
И
все реже смех беспечный —
Нецелованные
губы
Капитал
недолговечный!
 
Диалектика
природы!
Все
меняется с годами:
Звери,
птицы, земли, воды
И,
конечно же, мы сами.
 
Мы
грубеем, отцветаем,
Глядь
— уж сеть морщин на коже.
Говорят,
как ливень в мае,
И
любовь проходит тоже…
 
Да,
все вянет ежечасно:
Люди,
травы, земли, воды.
Но
любовь… Над ней не властна
Диалектика
природы.
 
Для
любви ведь нет предела.
Лишь
влюбленность быстротечна.
А
любовь — иное дело!
А
любовь, она — навечно!…»
 
А
потом случайно в одном из выпусков журнала «Юность» я прочитала не только новые
стихи Асадова, но и его биографию. Читала и старалась не пропустить ни одного
слова о человеке, который подарил столько приятных минут. Так я узнала, что
Эдуард Асадов родился в тысяча девятьсот двадцать третьем году в Туркестане и
вырос  в семье интеллигентных армян. Его
отец, Арташес Григорьевич Асадьянц (позднее переменивший
имя и фамилию и ставший Аркадием Григорьевичем Асадовым),  активно участвовал в революционном
движении. И хоть часто подвергался опасностям в период лихолетья гражданской войны,
но умер от обычной болезни. Мать, оставшись с шестилетним  сыном на руках, решила сменить место
жительства, и они переехали в Свердловск. С юных лет Эдуард писал стихи, в
которых он отражал своё восхищение окружающим миром.
Желание поступить в литературный институт  было перечёркнуто начавшейся Великой
Отечественной войной. И даже, находясь на передовой, Асадов продолжал
оставаться оптимистом. Критики осуждали его за «преувеличенный романтизм и
оторванность от реальности войны». Но бойцы просили, чтобы он писал ещё и ещё.
Очень согревали солдат простые душевные строчки. Писать с юмором о войне, не
каждому дано.
 
«Огонёк горит в жестянке
Дым махорочный столбом,
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чём.
 
В тишине, да на покое
Помечтать оно не грех!
Вдруг один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: «Эх!»
И замолк! Второй качнулся
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся,
И сказал протяжно: «Ох!»
 
«Да!» – ответил третий,
Взявшись за починку сапога,
А четвёртый размечтавшись,
Пробасил в ответ: «Ага!»
 
«Не могу уснуть! Нет мочи!» –
  Пятый вымолвил солдат.
«Ну, чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!?»
 
С гордостью узнала я, что на фронте Эдуард Асадов совершил
геройский поступок. В тысяча девятьсот
сорок четвёртом  году на подступах к
Севастополю батарея, где служил Асадов, была разбита, а все его однополчане
погибли. В такой обстановке Эдуард принял героическое решение, не оставлявшее
ему практически никаких шансов выжить. Он загрузил оставшиеся боеприпасы в старенький
грузовик и стал прорываться на соседний боевой рубеж, где снаряды были жизненно
необходимы. Он сумел довести машину под минометным огнем и непрекращающимся
обстрелом, но по дороге получил страшное ранение осколком снаряда в голову.
Так поэт стал слепым.
         В
биографии Эдуарда Асадова было и то, что меня сильно удивило и даже немного
насмешило. Я с удивлением прочитала, что дедушку по материнской линии звали
Иван Капустович Курдов. Вообще в семье Асадовых всегда царила атмосфера любви и
взаимопонимания. Возможно, именно поэтому стихи Эдуарда пронизаны такой
духовностью и романтизмом.
         Мне
 нравится, что многие стихи моего
любимого поэта  совпадают с моим
настроением  или согласуются с моими
мыслями. Помню, как-то поссорились мои родители, и я прочитала им строчки
Асадова, чем сразу и рассмешила, и помирила их.
 
«—
Ты меня не любишь! — молвила жена.
Муж
в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!
Если
твой характер столько лет терплю.
Можешь
быть спокойна, дьявольски люблю!»
 
Благодаря
Асадову я лучше понимаю мир, людей, события и их последствия. Я ходила в
библиотеки  почти каждый день и там – в читальном
зале могла списывать стихи любимого автора. Однажды мне посчастливилось взять
книгу домой. И я так долго «читала» эту книгу, что библиотека переехала на
новое место. Книга  до сих пор у меня. Раскаиваюсь
ли я в этом? Скорее нет, чем да. Теперь стихи Эдуарда Асадова можно прочитать в
Интернете. Однако именно книга вызывает особое чувство прикосновения к его
потрясающему творчеству.
А
ещё я люблю четверостишия Асадова, которые очень точно отражают жизнь. Если
кто-то, ссылаясь на какие-то причины, начинает оправдывать своё нежелание
что-то делать, то я тут же вспоминаю сказанное Асадовым:
 
«В
любых делах при максимуме сложностей
Подход
к проблеме все-таки один:
Желанье
— это множество возможностей,
А
нежеланье — множество причин».
 
Когда вижу, как мамочки
балуют своих детей, то тоже вспоминаю его слова:
Детей
своих рабски порой любя,
Мы
их превращаем в своих мучителей.
Когда
же родители любят себя,
То
дети молятся на родителей.
 
Когда думаю о смысле своей
жизни, о её стремительности и краткости, то опять приходят на ум его строки:
«О
том, что смертен каждый человек,
Я,
как и все, осведомлён прекрасно,
Однако,
что и мой отмерян век –
Вот
это мне и ясно и неясно.
 
Неужто
впрямь весною будут грозы,
И
чей-то смех рассыплется звеня,
И
будут вьюги, музыка и слёзы,
И
птичий звон, и клейкий лист берёзы –
Всё,
всё вокруг… Но только без меня?
 
А,
впрочем, пусть! Когда душа моя
Мне
крыльями помашет, улетая,
Конца
не будет: всё равно же я
Так
ничего о том и не узнаю…!»
 
Эдуард Асадов – автор почти пятидесяти книг и сборников
стихов. Он публиковался в журналах, писал не только стихи, но и поэмы, эссе,
рассказы, повести. Поэт прожил долгую жизнь, подарив множество
великолепных произведений, научив через них стойкости и оптимизму, смелости и
ненависти к подлости и лицемерию.  В две тысячи
четвёртом году поэта не стало. Яркой звездой вспыхнул он на небосклоне
человеческой жизни и остался гореть в  моём сердце, как и в сердца