Разве косы мои разве брови мои не черней чем у ней

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет творится в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт видит то, чего обычные «рифмоплёты» не замечают. Он видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь. Большой поэт подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости того времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира, ведь оно как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете. Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.

– Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша. – Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. – Разве черные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо кузнец. – И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

– Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, – продолжала хорошенькая кокетка, – как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! – И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца…

Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил.

Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; всё это так смешалось и так было неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз – вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего.

– Зачем ты пришел сюда? – так начала говорить Оксана. – Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?

– Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

– Кто же тебе запрещает, говори и гляди!

Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.

– Позволь и мне сесть возле тебя! – сказал кузнец.

– Садись, – проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.

– Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! – произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе в намерении схватить поцелуй.

Читайте также:  Что делать если горят брови

Но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.

– Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.

Тут она поднесла зеркало и снова начала перед ним охорашиваться.

«Не любит она меня, – думал про себя, повеся голову, кузнец. – Ей всё игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И всё бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить».

– Правда ли, что твоя мать ведьма? – произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его всё засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и за всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

– Что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, и всё, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, всё отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». – «Не хочу, – сказал бы я царю, – ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану!»

– Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, – проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. – Однако ж дивчата не приходят… Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно.

– Бог с ними, моя красавица!

– Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

– Так тебе весело с ними?

– Да уж веселее, чем с тобою. А! кто-то стукнул; верно дивчата с парубками.

«Чего мне больше ждать? – говорил сам с собою кузнец. – Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу…»

Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» – прервал его размышления.

– Постой, я сам отворю, – сказал кузнец и вышел в сени в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

Черт таким же порядком отправился вслед за нею. Но так как это животное проворнее всякого франта в чулках, то не мудрено, что он наехал при самом входе в трубу на шею своей любовницы, и оба очутились в просторной печке между горшками.

Путешественница отодвинула потихоньку заслонку, поглядеть, не назвал ли сын ее Вакула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посереди хаты, вылезла из печки, скинула теплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле.

Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, – как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это – заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! Черт-баба!»

Источник

Федор Старченков

29 мая  · 307

С какими историческими событиями можно связать текст песни «Ой, да не вечер», мне малым мало спалось..? Налетели ветры с восточной стороны, есаул…

Филолог, автор блога “FiveWeeksMagazine”

Учитывая то, что данная песня часто называется “Сном Степана Разина” или “Песней Степана Разина”, то можно предположить, что песня эта, насыщенная разнообразными мрачными предзнаменованиями является вещим сном Степана Разина, чувствующего скорую неудачу собственного восстания и собственную погибель. Действительно ли имеет эта песня отношение к Степану Разину и настолько ли она старая сказать невозможно, первый раз она была задокументирована собирателями казачьего фольклора только в конце XIX века.

Прочитать ещё 1 ответ

Подскажите кто поет: мне так тесно под этим небом что надеясь поймать волну я когда нибудь выйду за хлебом и случайно покину страну?

Это стихи Александра Николаева. Не нашла, чтобы кто-то исполнял эти стихи в песне. Вот сам стих:

Мне так тесно под зимним небом,
Что надеясь поймать волну
Я когда-нибудь выйду за хлебом
И случайно покину страну.

Улечу я туда,где теплее
И трава зеленее вокруг.
Солнце более ярко там светит.
В этом просто уверен я,друг.

Лягу на берегу океана,
В горизонт буду молча смотреть.
Вдруг во мне что-то ёкнуло странно
И Домой захотелось лететь.

Вновь вернусь я под зимнее небо.
Я нашел на чужбине ответ:
“Как бы Дома нам не было скверно,
Хорошо только там,где нас нет.”

Крутятся в голове слова песни. Приблизительно так: По степи по доннику,где шумит ковыль.шли по полю конники поднимая пыль.Может кому знаком?

Инженер электронщик, программист.
“И швец, и жнец и на дуде игрец”…

Читайте также:  Оксидант для краски для бровей refectocil

Не похоже на это?

За рекой за косогором,
Где шумит ковыль,
Шла девчонка в платье белом,
Поднимая пыль.
Ветерок за нею мчался,
Развивая шаль.
Он от радости метался,
Унося печаль.
Та девчонка распустила
Косы на ветру,
Чтобы ею любовался
Милый поутру.
По росе босыми ножками
Не спеша та шла,
Средь травы лесной, дорожками,
Песнь свою вела.
Эту песенку протяжную
Ветер подпевал,
Нежно взяв её за талию,
В губы целовал.

Слова из песни —- синеглазые озера и полей просто. Что за песня и кто исполнитель ?

Приведенные вами слова – отрывок песни “Синеглазые озёра” шансон исполнителя Жеки, полный текст который выглядит так:

Как в озёра глаз синеву,
Трепеща душой погружаюсь,
И безмолвной рыбой плыву,
Ртом целуя соль твоих слёз.

Больше я сюда не приду, —
Завтра я к тебе возвращаюсь
Вместе пить в кудрявом лесу
Сладкий сок весенних берёз.

Спит, дыша тревожно барак,
Снами переломанных судеб,
Ну а мне не спится никак-
Утра жду щемящий звонок.

Больше я сюда не приду,
Синевою глаз твоих будет,
Направленье завтра моё —
Жизнью предназначенный срок.

Припев:
В синеглазые озёра.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла.
Упаду твои я скоро.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла. Ла.

Мы с тобою вместе пойдём,
Сдерживая силу желаний,
Чувствуя на спинах глаза —
Тех, что задвигают запор.

Больше нет дороги туда,
Как суровей нет наказанья
Чем не падать грешной душой
В счастье синеглазых озёр.

Припев:
В синеглазые озёра.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла.
Упаду твои я скоро.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла. Ла.

[Проигрыш:]

В синеглазые озёра.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла.
Упаду твои я скоро.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла. Ла.

В синеглазые озёра.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла.
Упаду твои я скоро.
Ла-ла-ла. Ла-ла-ла. Ла.

Источник

Alex

Профи

(867)

10 лет назад

…По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. “Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. Лгут люди, я совсем не хороша”. Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. “Разве черные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть”.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо кузнец, – и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

“Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, – продолжала хорошенькая кокетка, – как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! ” И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца…

юля якоби

Ученик

(105)

3 года назад

…По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. “Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. Лгут люди, я совсем не хороша”. Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. “Разве черные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть”.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо кузнец, – и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

“Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, – продолжала хорошенькая кокетка, – как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! ” И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца…

Источник

        I

Áóõòû èçðåçàëè íèçêèé áåðåã,
Âñå ïàðóñà óáåæàëè â ìîðå,
À ÿ ñóøèëà ñîëåíóþ êîñó
Çà âåðñòó îò çåìëè íà ïëîñêîì êàìíå.
Êî ìíå ïðèïëûâàëà çåëåíàÿ ðûáà,
Êî ìíå ïðèëåòàëà áåëàÿ ÷àéêà,
À ÿ áûëà äåðçêîé, çëîé è âåñåëîé
È âîâñå íå çíàëà, ÷òî ýòî – ñ÷àñòüå.
 ïåñîê çàðûâàëà æåëòîå ïëàòüå,
×òîá âåòåð íå ñäóë, íå óíåñ áðîäÿãà,
È óïëûâàëà äàëåêî â ìîðå,
Íà òåìíûõ, òåïëûõ âîëíàõ ëåæàëà.
Êîãäà âîçâðàùàëàñü, ìàÿê ñ âîñòîêà
Óæå ñèÿë ïåðåìåííûì ñâåòîì,
È ìíå ìîíàõ ó âîðîò Õåðñîíåñà
Ãîâîðèë: “×òî òû áðîäèøü íî÷üþ?”

Çíàëè ñîñåäè – ÿ ÷óþ âîäó,
È åñëè ðûëè íîâûé êîëîäåö,
Çâàëè ìåíÿ, ÷òîá íàøëà ÿ ìåñòî
È ëþäè íàïðàñíî íå òðóäèëèñü.
ß ñîáèðàëà ôðàíöóçñêèå ïóëè,
Êàê ñîáèðàþò ãðèáû è ÷åðíèêó,
È ïðèíîñèëà äîìîé â ïîäîëå
Îñêîëêè ðæàâûå áîìá òÿæåëûõ.
È ãîâîðèëà ñåñòðå ñåðäèòî:
“Êîãäà ÿ ñòàíó öàðèöåé,
Âûñòðîþ øåñòü áðîíåíîñöåâ
È øåñòü êàíîíåðñêèõ ëîäîê,
×òîáû áóõòû ìîè îõðàíÿëè
Äî ñàìîãî Ôèîëåíòà”…
À âå÷åðîì ïåðåä êðîâàòüþ
Ìîëèëàñü òåìíîé èêîíêå,
×òîá ãðàä íå ïîáèë ÷åðåøåí,
×òîá êðóïíàÿ ðûáà ëîâèëàñü
È ÷òîáû õèòðûé áðîäÿãà
Íå çàìåòèë æåëòîãî ïëàòüÿ.

ß ñ ðûáàêàìè äðóæáó âîäèëà.
Ïîä îïðîêèíóòîé ëîäêîé ÷àñòî
Âî âðåìÿ ëèâíÿ ñ íèìè ñèäåëà,
Ïðî ìîðå ñëóøàëà, çàïîìèíàëà,
Êàæäîìó ñëîâó òàéíî âåðÿ.
È î÷åíü êî ìíå ðûáàêè ïðèâûêëè.
Åñëè ìåíÿ íà ïðèñòàíè íåòó,
Ñòàðøèé çà ìíîþ ñëàë äåâ÷îíêó,
È òà êðè÷àëà: “Íàøè âåðíóëèñü!
Íûí÷å ìû êàìáàëó æàðèòü áóäåì”.

Ñåðîãëàç áûë âûñîêèé ìàëü÷èê,
Íà ïîëãîäà ìåíÿ ìîëîæå.
Îí ïðèíåñ ìíå áåëûå ðîçû,
Ìóñêàòíûå áåëûå ðîçû,
È ñïðîñèë ìåíÿ êðîòêî: “Ìîæíî
Ñ òîáîé ïîñèäåòü íà êàìíÿõ?”
ß ñìåÿëàñü: “Íà ÷òî ìíå ðîçû?
Òîëüêî êîëþòñÿ áîëüíî!” – “×òî æå, •
Îí îòâåòèë, – òîãäà ìíå äåëàòü,
Åñëè òàê ÿ â òåáÿ âëþáèëñÿ”.
È ìíå ñòàëî îáèäíî: “Ãëóïûé! –
ß ñïðîñèëà, – ÷òî òû – öàðåâè÷?”
Ýòî áûë ñåðîãëàçûé ìàëü÷èê,
Íà ïîëãîäà ìåíÿ ìîëîæå.
“ß õî÷ó íà òåáå æåíèòüñÿ, –
Îí ñêàçàë, – ñêîðî ñòàíó âçðîñëûì
È ïîåäó ñ òîáîé íà ñåâåð…”
Çàïëàêàë âûñîêèé ìàëü÷èê,
Îòòîãî ÷òî ÿ íå õîòåëà
Íè ðîç, íè åõàòü íà ñåâåð.
Ïëîõî ÿ åãî óòåøàëà:
“Ïîäóìàé, ÿ áóäó öàðèöåé,
Íà ÷òî ìíå òàêîãî ìóæà?”
“Íó, òîãäà ÿ ñòàíó ìîíàõîì, –
Îí ñêàçàë, – ó âàñ â Õåðñîíåñå”.
“Íåò, íå íàäî ëó÷øå: ìîíàõè
Òîëüêî äåëàþò, ÷òî óìèðàþò.
Êàê ïðèäåøü – îäíîãî õîðîíÿò,
À äðóãèå, çíàåøü, íå ïëà÷óò”.
Óøåë íå ïðîñòèâøèñü ìàëü÷èê,
Óíåñ ìóñêàòíûå ðîçû,
È ÿ åãî îòïóñòèëà,
Íå ñêàçàëà: “Ïîáóäü ñî ìíîþ”.
À òàéíàÿ áîëü ðàçëóêè
Çàñòîíàëà áåëîþ ÷àéêîé
Íàä ñåðîé ïîëûííîé ñòåïüþ,
Íàä ïóñòûííîé, ìåðòâîé Êîðñóíüþ.

Читайте также:  Почему одна бровь стала выше другой

            II

Áóõòû èçðåçàëè íèçêèé áåðåã,
Äûìíîå ñîëíöå óïàëî â ìîðå.
Âûøëà öûãàíêà èç ïåùåðû,
Ïàëüöåì ìåíÿ ê ñåáå ïîìàíèëà:
“×òî òû, êðàñàâèöà, õîäèøü áîñà?
Ñêîðî âåñåëîé, áîãàòîé ñòàíåøü,
Çíàòíîãî ãîñòÿ æäè äî Ïàñõè,
Çíàòíîìó ãîñòþ êëàíÿòüñÿ áóäåøü;
Íè êðàñîòîé òâîåé, íè ëþáîâüþ,
Ïåñíåé îäíîþ ãîñòÿ ïðèìàíèøü”.
ß îòäàëà öûãàíêå öåïî÷êó
È çîëîòîé êðåñòèëüíûé êðåñòèê.
Äóìàëà ðàäîñòíî: “Âîò îí, ìèëûé,
Ïåðâóþ âåñòü î ñåáå ìíå ïîäàë”.
Íî îò òðåâîãè ÿ ðàçëþáèëà
Âñå ìîè áóõòû è ïåùåðû;
ß â êàìûøå ãàäþê íå ïóãàëà,
Êðàáîâ íà óæèí íå ïðèíîñèëà,
À óõîäèëà ïî þæíîé áàëêå
Çà âèíîãðàäíèêè â êàìåíîëîìíþ, –
Òóäà íå êîðîòêîé áûëà äîðîãà.
È ÷àñòî ñëó÷àëîñü, ÷òî õîçÿéêà
Õóòîðà íîâîãî ìíå êèâàëà,
Êëèêàëà èçäàëè: “×òî íå çàõîäèøü?
Âñå ãîâîðÿò – òû ïðèíîñèøü ñ÷àñòüå”.
ß îòâå÷àëà: “Ïðèíîñÿò ñ÷àñòüå
Òîëüêî ïîäêîâû äà íîâûé ìåñÿö,
Åñëè îí ñïðàâà â ãëàçà ïîñìîòðèò”.
 êîìíàòû ÿ âõîäèòü íå ëþáèëà.

Äóëè ñ âîñòîêà ñóõèå âåòðû,
Ïàäàëè ñ íåáà êðóïíûå çâåçäû,
 íèæíåé öåðêâè ñëóæèëè ìîëåáíû
Î ìîðÿêàõ, óõîäÿùèõ â ìîðå,
È çàïëûâàëè â áóõòó ìåäóçû, –
Ñëîâíî çâåçäû, óïàâøèå çà íî÷ü,
Ãëóáîêî ïîä âîäîé ãîëóáåëè.
Êàê æóðàâëè êóðëûêàþò â íåáå,
Êàê áåñïîêîéíî òðåùàò öèêàäû,
Êàê î ïå÷àëè ïîåò ñîëäàòêà, –
Âñå ÿ çàïîìíèëà ÷óòêèì ñëóõîì,
Äà òîëüêî ïåñíè òàêîé íå çíàëà,
×òîáû öàðåâè÷ ñî ìíîé îñòàëñÿ.
Äåâóøêà ñòàëà ìíå ÷àñòî ñíèòüñÿ
 óçêèõ áðàñëåòàõ, â êîðîòêîì ïëàòüå,
Ñ äóäî÷êîé áåëîé â ðóêàõ ïðîõëàäíûõ.
Ñÿäåò ñïîêîéíàÿ, äîëãî ñìîòðèò,
È î ïå÷àëè ìîåé íå ñïðîñèò,
È î ïå÷àëè ñâîåé íå ñêàæåò,
Òîëüêî ïëå÷î ìîå íåæíî ãëàäèò.
Êàê æå öàðåâè÷ ìåíÿ óçíàåò,
Ðàçâå îí ïîìíèò ìîè ïðèìåòû?
Êòî åìó äîì íàø ñòàðûé óêàæåò?
Äîì íàø ñîâñåì âäàëè îò äîðîãè.

Îñåíü ñìåíèëàñü çèìîé äîæäëèâîé,
 êîìíàòå áåëîé îò îêîí äóëî;
È ïëþù ìîòàëñÿ ïî ñòåíêå ñàäà.
Ïðèõîäèëè íà äâîð ÷óæèå ñîáàêè,
Ïîä îêîøêîì ìîèì äî ðàññâåòà âûëè.
Òðóäíîå âðåìÿ äëÿ ñåðäöà áûëî.
Òàê ÿ øåïòàëà, íà äâåðè ãëÿäÿ:
“Áîæå, ìû ìóäðî öàðñòâîâàòü áóäåì,
Ñòðîèòü íàä ìîðåì áîëüøèå öåðêâè
È ìàÿêè âûñîêèå ñòðîèòü.
Áóäåì áåðå÷ü ìû âîäó è çåìëþ,
Ìû íèêîãî îáèæàòü íå ñòàíåì”.

              III

Âäðóã ïîäîáðåëî òåìíîå ìîðå,
Ëàñòî÷êè â ãíåçäà ñâîè âåðíóëèñü,
È ñäåëàëàñü êðàñíîé çåìëÿ îò ìàêîâ,
È âåñåëî ñòàëî îïÿòü íà âçìîðüå.
Çà íî÷ü îäíó íàñòóïèëî ëåòî.
Òàê ìû âåñíû è íå âèäàëè.
È ÿ ñîâñåì ïåðåñòàëà áîÿòüñÿ,
×òî íîâàÿ äîëÿ ìèíåò.
À âå÷åðîì â Âåðáíóþ Ñóááîòó,
Èç öåðêâè ïðèäÿ, ÿ ñåñòðå ñêàçàëà:
“Íà òåáå ñâå÷êó ìîþ è ÷åòêè,
Áèáëèþ íàøó äîìà îñòàâëþ.
×åðåç íåäåëþ íàñòàíåò Ïàñõà,
È ìíå äàâíî ïîðà ñîáèðàòüñÿ, –
Âåðíî öàðåâè÷ óæå â äîðîãå,
Ìîðåì çà ìíîé îí ñþäà ïðèåäåò”.
Ìîë÷à ñåñòðà íà ñëîâà äèâèëàñü,
Òîëüêî âçäîõíóëà, ïîìíèëà âåðíî
Ðå÷è öûãàíêèíû ó ïåùåðû.
“Îí ïðèâåçåò òåáå îæåðåëüå
È ñ ãîëóáûìè êàìíÿìè êîëüöà?”
“Íåò, – ÿ ñêàçàëà, – ìû íå çíàåì,
Êàêîé îí ïîäàðîê ìíå ãîòîâèò”.

Áûëè ìû ñ ñåñòðîé îäíîëåòêè,
È òàê äðóã íà äðóãà ïîõîæè,
×òî ìàëåíüêèõ íàñ ðàçëè÷àëà
Òîëüêî ïî ðîäèíêàì íàøà ìàìà.
Ñ äåòñòâà ñåñòðà õîäèòü íå óìåëà,
Êàê âîñêîâàÿ êóêëà ëåæàëà;
Íè íà êîãî îíà íå ñåðäèëàñü
È âûøèâàëà ïëàùàíèöó,
Áðåäèëà äàæå âî ñíå ðàáîòîé;
Ñëûøàëà ÿ, êàê îíà øåïòàëà:
“Ïëàù Áîãîðîäèöû áóäåò ñèíèì…
Áîæå, àïîñòîëó Èîàííó
Æåì÷óæèí äëÿ ñëåç äîñòàòü ìíå íåãäå”.
Äâîðèê çàðîñ ëåáåäîé è ìÿòîé,
Îñëèê ùèïàë òðàâó ó êàëèòêè,
È íà ñîëîìåííîì äëèííîì êðåñëå
Ëåíà ëåæàëà, ðàñêèíóâ ðóêè,
Âñå î ðàáîòå ñâîåé ñêó÷àëà, –
 ïðàçäíèê òàêîé ãðåøíî òðóäèòüñÿ,
È ïðèíîñèë ê íàì ñîëåíûé âåòåð
Èç Õåðñîíåñà çâîí ïàñõàëüíûé.
Êàæäûé óäàð îòäàâàëñÿ â ñåðäöå,
Ñ êðîâüþ ïî æèëàì ðàñòåêàëñÿ.
“Ëåíî÷êà, – ÿ ñåñòðå ñêàçàëà, –
ß óõîæó ñåé÷àñ íà áåðåã.
Åñëè öàðåâè÷ çà ìíîé ïðèåäåò,
Òû îáúÿñíè åìó äîðîãó.
Ïóñòü îí ìåíÿ â ñòåïè íàãîíèò.
Õî÷åòñÿ íà ìîðå ìíå ñåãîäíÿ”.
“Ãäå æå òû ïåñåíêó óñëûõàëà,
Òó, ÷òî öàðåâè÷à ïðèìàíèò?” –
Ãëàçà ïðèîòêðûâ, ñåñòðà ñïðîñèëà:
“Â ãîðîäå òû ñîâñåì íå áûâàåøü,
À çäåñü ïîþò íå òàêèå ïåñíè”.
Ê ñàìîìó óõó åå ñêëîíèâøèñü,
ß ïðîøåïòàëà: “Çíàåøü, Ëåíà,
Âåäü ÿ ñàìà ïðèäóìàëà ïåñíþ,
Ëó÷øå êîòîðîé íåò íà ñâåòå”.
È íå ïîâåðèëà ìíå è äîëãî,
Äîëãî ñ óïðåêîì îíà ìîë÷àëà.

             IV

Ñîëíöå ëåæàëî íà äíå êîëîäöà,
Ãðåëèñü íà êàìíÿõ ñêîëîïåíäðû,
È óáåãàëî ïåðåêàòè-ïîëå,
Ñëîâíî ïàÿö ãîðáàòûé êðèâëÿÿñü,
À âûñîêî âçëåòåâøåå íåáî
Êàê Áîãîðîäèöûí ïëàù ñèíåëî, –
Ïðåæäå îíî òàêèì íå áûâàëî.
Ëåãêèå ÿõòû ñ ïîëäíÿ ãîíÿëèñü,
Áåëûõ áåçäåëüíèö ñòîëïèëîñü ìíîãî
Ó Êîíñòàíòèíîâñêîé áàòàðåè, –
Âèäíî èì âåòåð íûí÷å óäîáíûé.
Òèõî ïîøëà ÿ âäîëü áóõòû ê ìûñó,
Ê ÷åðíûì, ðàçëîìàííûì, îñòðûì ñêàëàì,
Ïåíîé ïîêðûòûì â ÷àñû ïðèáîÿ,
È ïîâòîðÿëà íîâóþ ïåñíþ.
Çíàëà ÿ: ñ êåì áû öàðåâè÷ íè áûë,
Ñëûøèò îí ãîëîñ ìîé, ñìóòèâøèñü, –
È îòòîãî ìíå êàæäîå ñëîâî
Êàê Áîæèé ïîäàðîê áûëî ìèëî.
Ïåðâàÿ ÿõòà íå øëà – ëåòåëà,
È äîãîíÿëà åå âòîðàÿ,
À îñòàëüíûå åäâà âèäíåëèñü.

Êàê ÿ ëåãëà ó âîäû – íå ïîìíþ,
Êàê çàäðåìàëà òîãäà – íå çíàþ,
Òîëüêî î÷íóëàñü è âèæó: ïàðóñ
Áëèçêî ïîëîùåòñÿ. Ïåðåäî ìíîþ,
Ïî ïîÿñ ñòîÿ â âîäå ïðîçðà÷íîé,
Øàðèò ðóêàìè ñòàðèê îãðîìíûé
 ùåëÿõ ãëóáîêèõ ñêàë ïðèáðåæíûõ,
Ãîëîñîì õðèïëûì çîâåò íà ïîìîùü.
Ãðîìêî ÿ ñòàëà ÷èòàòü ìîëèòâó,
Êàê ìåíÿ ìàëåíüêóþ ó÷èëè,
×òîáû ìíå ñòðàøíîå íå ïðèñíèëîñü,
×òîá â íàøåì äîìå áåä íå áûâàëî.
Òîëüêî ÿ ìîëâèëà: “Òû Õðàíèòåëü!”
Âèæó – â ðóêàõ ñòàðèêà áåëååò
×òî-òî, è ñåðäöå ìîå çàñòûëî…
Âûíåñ ìîðÿê òîãî, êòî ïðàâèë
Ñàìîé âåñåëîé, êðûëàòîé ÿõòîé,
È ïîëîæèë íà ÷åðíûå êàìíè.

Äîëãî ÿ âåðèòü ñåáå íå ñìåëà,
Ïàëüöû êóñàëà, ÷òîáû î÷íóòüñÿ:
Ñìóãëûé è ëàñêîâûé ìîé öàðåâè÷
Òèõî ëåæàë è ãëÿäåë íà íåáî.
Ýòè ãëàçà çåëåíåå ìîðÿ
È êèïàðèñîâ íàøèõ òåìíåå, –
Âèäåëà ÿ, êàê îíè ïîãàñëè…
Ëó÷øå áû ìíå ðîäèòüñÿ ñëåïîþ,
Îí çàñòîíàë è íåâíÿòíî êðèêíóë:
“Ëàñòî÷êà, ëàñòî÷êà, êàê ìíå áîëüíî!”
Âåðíî ÿ ïòèöåé åìó ïîêàçàëàñü.
 ñóìåðêè ÿ äîìîé âåðíóëàñü.
 êîìíàòå òåìíîé áûëî òèõî,
È íàä ëàìïàäêîé ñòîÿë âûñîêèé,
Óçêèé ìàëèíîâûé îãîíå÷åê.
“Íå ïðèõîäèë çà òîáîé öàðåâè÷, –
Ëåíà ñêàçàëà, øàãè óñëûøàâ:
ß ïðîæäàëà åãî äî âå÷åðíè
È ïîñûëàëà äåòåé íà ïðèñòàíü”.
“Îí íèêîãäà íå ïðèäåò çà ìíîþ,
Îí íèêîãäà íå âåðíåòñÿ, Ëåíà.
Óìåð ñåãîäíÿ ìîé öàðåâè÷”.
Äîëãî è ÷àñòî ñåñòðà êðåñòèëàñü;
Âñÿ ïîâåðíóâøèñü ê ñòåíå, ìîë÷àëà.
ß äîãàäàëàñü, ÷òî Ëåíà ïëà÷åò.

Ñëûøàëà ÿ – íàä öàðåâè÷åì ïåëè:
“Õðèñòîñ âîñêðåñå èç ìåðòâûõ”, –
È íåñêàçàííûì ñâåòîì ñèÿëà
Êðóãëàÿ öåðêîâü.

1914

Источник