Размалеванные брови и огромная нога

Шестого июня 1799 года – день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. Эта дата важна для России, в нашей стране он поэт номер один и, можно сказать, основатель русского языка – такого, каким мы его знаем сегодня. Известно, что Пушкин был личностью неординарной и часто участвовал или даже был виновником резонансных мероприятий. В Краснодаре живёт Эмилия Николаевна Гавриленко (урождённая Каратыгина). Она рассказала «АиФ-Юг» необычную историю о том, как поэт стал виновником забавного светского скандала с ее родственницей.

Такая эпиграмма была бы обидна каждой

О Пушкине, казалось бы, всё давно изучено, рассказано, пушкинисты написали целые тома. Но осталось ещё то, о чём можно рассказать.

«Как-то случайно я услышала в телевизионной передаче упоминание о нелестной эпиграмме, которой Александр Сергеевич уколол одну даму (прозвучала фамилия: Колосова-Каратыгина). Я, к сожалению, услышала лишь концовку: «Размалёванные брови и огромная нога!», – рассказала Эмилия Гавриленко. – Поскольку я сама из дворянского рода Каратыгиных, разволновалась. Эта эпиграмма меня заинтриговала, и я стала её искать».

Искала долго, нашла в академическом издании сочинений А.С. Пушкина. Разыскала также сведения о происхождении этой эпиграммы. Поиски привели к большой интересной семье актёров императорских театров Санкт-Петербурга XIX века Каратыгиных. Василий Каратыгин был драматическим актёром, его брат Пётр – комиком и переводчиком пьес, их родители также были актёрами.

«Я знала о существовании этой ветви Каратыгиных давно, – продолжает Эмилия Николаевна. – Даже специально ездила в Санкт-Петербург, собрала о них материалы, посетив музеи, архивы, библиотеки. Составила генеалогическое древо, которое начинается с 1746 года (около 30 человек). Но это отдельная тема. Я же хочу рассказать о творческой связи актёров Каратыгиных с поэтом Пушкиным. Итак, Александра Михайловна Колосова (дочь известной балерины Евгении Ивановны Колосовой), Петербургская драматическая актриса, была знакома с семьёй Пушкиных. Она общалась с Александром Сергеевичем в театральных кругах, написала воспоминания о нём, а сам поэт часто посещал дом Колосовой и пользовался большим расположением самой Александры Михайловны. Она часто просила Пушкина написать стихи в её дневник. Он долго молчал, но когда она настойчиво просила исполнить свою просьбу, он написал такую эпиграмму, датированную 1819 годом.

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

Поступь важная в порфире,

Кудри чёрные до плеч,

Голос нежный, взор любови,

Набеленная рука,

Размалёванные брови

И огромная нога!

Пушкин зло проехался по дебюту Колосовой в главной роли в постановке «Эсфирь» и умудрился задеть такую важную тему, как внешняя привлекательность. Конечно, такая эпиграмма была бы обидна любой женщине! Между актрисой и поэтом произошла размолвка. Колосова больше не приглашала Пушкина в дом».

Бенефис был отменён из-за траура

«Через два года поэт уже сожалел об этой эпиграмме и в письме 1822 года к Александре Михайловне попросил прощения, – делится Эмилия Николаевна. – Однако обида женщины была слишком велика. И только лишь 17 июня 1827 года при посредничестве друзей и близкого друга поэта, литературного деятеля Павла Александровича Катенина, произошла, наконец, личная встреча и примирение. То есть, с момента размолвки прошло восемь лет!

Ещё через год Александра Михайловна Колосова вышла замуж и добавила к своей фамилию мужа, став Колосовой-Каратыгиной. Избранником её стал коллега по цеху – Василий Андреевич Каратыгин, который чуть позже, с 1832 года, стал ведущим актёром-трагиком Петербургского Александрийского театра. Он был первым исполнителем Чацкого, Дон-Жуана, Арбенина, огромную славу ему принесла роль Гамлета. Он был «звездой» в театральном мире своего времени. Его любил Николай Первый.

Пушкин высоко ценил талант Каратыгина, подружился с ним, с 1827 года они состояли в постоянной переписке. Однако то ли молодому мужу было обидно за оскорбление, некогда нанесённое его супруге, или же он был откровенен… Третьим лицами он о творчестве Пушкина высказывал нелестные замечания. В одном из писем Катенину Каратыгин отозвался о «Полтаве» и о «Борисе Годунове» не иначе как «галиматья в Шекспировском духе». Тем не менее, доброжелательность и открытость Пушкина одержали победу. Дружба крепла. В начале 1830 года поэт читал Каратыгину «Бориса Годунова» и просил исполнить сцену у фонтана, а ещё подарил ему рукопись пьесы «Скупой рыцарь» для бенефиса, который так и не состоялся. Актёр отменил его из-за траура в связи со смертью поэта.

Известно, что по приглашению Натальи Николаевны Пушкиной Василий Андреевич Каратыгин и его супруга Александра Михайловна Колосова-Каратыгина присутствовали на отпевании поэта.

«Я думал о нём, как о родном», – так сказал Василий Андреевич, прощаясь с другом».

Лишён дворянства за убийство в порыве гнева

Эмилия Гавриленко не имеет прямых доказательств своего родства с Кратыгиными-актёрами. Родилась она в Хабаровске, основателем её рода был бывший каторжник.

Леонид Каратыгин родился в 1866 году в городе Санкт-Петербурге в дворянской семье, учился в Высшем военном инженерном училище. «За убийство человека в порыве гнева» был лишён дворянства, наследства и отправлен на каторгу на Сахалин. Было ему в ту пору 20 лет.

Кстати, Василий Андреевич Каратыгин жизнь прожил недолгую, он скончался в 1853 году в возрасте 51 года. А вот Александра Михайловна Колосова-Каратыгина прожила 84 года, скончавшись в 1886 году. Теоретически дворяне, носящие одну фамилию, живущие в одном городе, скорее всего родственники. В таком случае, Леонид Каратыгин наверняка не раз общался с пожилой актрисой, которую когда-то обидел Пушкин, а потом просил прощения.

Читайте также:  Первый раз выщипывать брови больно

После каторги путь Леонида Каратыгина (деда Эмилии Николаевны) лежал на золотые прииски в верховьях Амура. Он неплохо обосновался в городе Зея, дела пошли в гору, информация о нём хранится в музее золотопромышленников.

Пушкин не так уж редко писал эпиграммы злые и обидные. Не щадил мужчин, женщин и самого царя. Для себя он приберёг… эпитафию. Причём задолго до того, как стал знаменитым. В 1815 году поэту исполнилось 16 лет. «Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, с любовью, леностью провёл весёлый век. Не делал доброго, однако ж был душою. Ей-богу, добрый человек».

«Ещё до революции он добивался, чтобы ему выдали чистый паспорт, мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но существовало предписание, запрещавшее ему въезд в обе столицы. Переехать он смог лишь в 1920-е годы. Упоминать о дворянском происхождении уже было опасно. Восстанавливать старые родственные связи также не имело смысла. У меня не получается соединить деда с теми самыми Каратыгиными. Просто не хватает информации», – говорит женщина.

Источник

Остряк, бретер и самый известный русский поэт. Стихотворения Александра Пушкина считаются образцом классической литературы, и с ранних лет читатели заучивают наизусть строки о «гении чистой красоты», «дне чудесном» и «голубке дряхлой», однако лиричность и высокий стиль — не совсем то, что отличает его поэзию от текстов других авторов. Часто Пушкин — хулиган, сатирик и эксцентрик, писавший едкие, а порой злые и не совсем приличные эпиграммы.

Моя эпитафия 

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

Пучкова, право, не смешна:
Пером содействует она
Благотворительным газет недельных видам,
Хоть в смех читателям, да в пользу инвалидам.

«Послушайте: я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород и Царство Золотое,
А может быть про Грозного царя…» —
И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам «Илью-богатыря».

Всё пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
грошевой солдат.

Эпиграмма 

Лечись — иль быть тебе Панглосом,
Ты жертва вредной красоты —
И то-то, братец, будешь с носом,
Когда без носа будешь ты.

Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги — понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон — умом ее стращая,
Дамис — за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая.
За что твой муж тебя имел?

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

На К. Дембровского 

Когда смотрюсь я в зеркала,
То вижу, кажется, Эзопа,
Но стань Дембровский у стекла,
Так вдруг покажется там жопа.

(Из антологии) 

Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь издох Пифон;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?  Ты, соперник Аполлона,  Бельведерский Митрофан.

Эпиграмма 

Там, где древний Кочерговский
Над Ролленем опочил,
Дней новейших Тредьяковский
Колдовал и ворожил:
Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный Вестник свой
Прыскал мертвою водою,
Прыскал ижицу живой.

Эпиграмма 

Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть.

Угрюмых тройка есть певцов —
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов —
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!

Аптеку позабудь ты для венков лавровых 
И не мори больных, но усыпляй здоровых.

Когда б писать ты начал сдуру,
Тогда б наверно ты пролез
Сквозь нашу тесную цензуру,
Как внидишь в царствие небес.

Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад;
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад.

История стихотворца 

Внимает он привычным ухом Свист;
Марает он единым духом Лист;
Потом всему терзает свету Слух;
Потом печатает — и в Лету Бух!

Ex ungue leonem 

Недавно я стихами как-то свистнул
И выдал их без подписи моей;
Журнальный шут о них статейку тиснул,
Без подписи пустив ее, злодей.
Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
Не удалось прикрыть своих показ:
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как раз.

Источник

Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

Комментарии к новостям

Пушкин. Эпиграммы на дам.  (Прочитано 2133 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Размалеванные брови и огромная нога

Небольшая подборка эпиграмм А.С.Пушкина на дам.

 ОРЛОВОЙ-ЧЕСМЕНСКОЙ
Благочестивая жена
Душою богу предана,
А грешной плотию
Архимандриту Фотию.

СОЛОВЕЙ И КУКУШКА
В лесах, во мраке ночи праздной,
Весны певец разнообразный
Урчит, и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно куку свое твердит,
И эхо вслед за нею то же.
Накуковали нам тоску!
Хоть убежать. Избавь нас, боже,
От элегических куку!

РАЗГОВОР ФОТИЯ С ОРЛОВОЙ
«Внимай, что я тебе вещаю:
Я телом евнух, муж душой».
— Но что ж ты делаешь со мной?
«Я тело в душу превращаю».

НА КОЛОСОВУ
Все пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

НИМФОДОРЕ СЕМЕНОВОЙ
Желал бы быть твоим, Семенова, покровом,
Или собачкою постельною твоей,
     Или поручиком Барковым, —
     Ах, он поручик! ах, злодей!

НА ПУЧКОВУ
Зачем кричишь ты, что ты дева,
На каждом девственном стихе?
О, вижу я, певица Ева,
Хлопочешь ты о женихе.

НА ПУЧКОВУ
        Пучкова, право, не смешна:
        Пером содействует она
Благотворительным газет недельных видам,
Хоть в смех читателям, да в пользу инвалидам.

На А. А. ДАВЫДОВУ
Оставя честь судьбе на произвол,
Давыдова, живая жертва фурий,
От малых лет любила чуждый пол,
И вдруг беда! казнит ее Меркурий,
Раскаяться приходит ей пора,
Она лежит, глаз пухнет понемногу,
Вдруг лопнул он: что ж дама? — «Слава богу!
Все к лучшему: вот новая дыра!»

ЭПИГРАММА (ПОДРАЖАНИЕ ФРАНЦУЗСКОМУ)
Супругою твоей я так пленился,
Что если б три в удел достались мне,
Подобные во всем твоей жене,
То даром двух я б отдал сатане,
Чтоб третью лишь принять он согласился.

У Кларисы денег мало,
Ты богат — иди к венцу:
И богатство ей пристало,
И рога тебе к лицу.

 «Может быть, я изящен и благовоспитан в моих писаниях, но сердце мое совершенно вульгарно…». (А.С.Пушкин)

(Изображение удалено из цитаты.)

Небольшая подборка эпиграмм А.С.Пушкина на дам.

 ОРЛОВОЙ-ЧЕСМЕНСКОЙ
Благочестивая жена
Душою богу предана,
А грешной плотию
Архимандриту Фотию.

СОЛОВЕЙ И КУКУШКА
В лесах, во мраке ночи праздной,
Весны певец разнообразный
Урчит, и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно куку свое твердит,
И эхо вслед за нею то же.
Накуковали нам тоску!
Хоть убежать. Избавь нас, боже,
От элегических куку!

РАЗГОВОР ФОТИЯ С ОРЛОВОЙ
«Внимай, что я тебе вещаю:
Я телом евнух, муж душой».
— Но что ж ты делаешь со мной?
«Я тело в душу превращаю».

НА КОЛОСОВУ
Все пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

НИМФОДОРЕ СЕМЕНОВОЙ
Желал бы быть твоим, Семенова, покровом,
Или собачкою постельною твоей,
     Или поручиком Барковым, —
     Ах, он поручик! ах, злодей!

НА ПУЧКОВУ
Зачем кричишь ты, что ты дева,
На каждом девственном стихе?
О, вижу я, певица Ева,
Хлопочешь ты о женихе.

НА ПУЧКОВУ
        Пучкова, право, не смешна:
        Пером содействует она
Благотворительным газет недельных видам,
Хоть в смех читателям, да в пользу инвалидам.

На А. А. ДАВЫДОВУ
Оставя честь судьбе на произвол,
Давыдова, живая жертва фурий,
От малых лет любила чуждый пол,
И вдруг беда! казнит ее Меркурий,
Раскаяться приходит ей пора,
Она лежит, глаз пухнет понемногу,
Вдруг лопнул он: что ж дама? — «Слава богу!
Все к лучшему: вот новая дыра!»

ЭПИГРАММА (ПОДРАЖАНИЕ ФРАНЦУЗСКОМУ)
Супругою твоей я так пленился,
Что если б три в удел достались мне,
Подобные во всем твоей жене,
То даром двух я б отдал сатане,
Чтоб третью лишь принять он согласился.

У Кларисы денег мало,
Ты богат — иди к венцу:
И богатство ей пристало,
И рога тебе к лицу.

  К а.Керн :”У дамы Керны ноги скверны”

Теги:

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Источник

Шестого июня 1799 года – день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. Эта дата важна для России, в нашей стране он поэт номер один и, можно сказать, основатель русского языка – такого, каким мы его знаем сегодня. Известно, что Пушкин был личностью неординарной и часто участвовал или даже был виновником резонансных мероприятий. В Краснодаре живёт Эмилия Николаевна Гавриленко (урождённая Каратыгина). Она рассказала «АиФ-Юг» необычную историю о том, как поэт стал виновником забавного светского скандала.

Такая эпиграмма была бы обидна каждой

О Пушкине, казалось бы, всё давно изучено, рассказано, пушкинисты написали целые тома. Но осталось ещё то, о чём можно рассказать.

«Как-то случайно я услышала в телевизионной передаче упоминание о нелестной эпиграмме, которой Александр Сергеевич уколол одну даму (прозвучала фамилия: Колосова-Каратыгина). Я, к сожалению, услышала лишь концовку: «Размалёванные брови и огромная нога!», – рассказала Эмилия Гавриленко. – Поскольку я сама из дворянского рода Каратыгиных, разволновалась. Эта эпиграмма меня заинтриговала, и я стала её искать».

Искала долго, нашла в академическом издании сочинений А.С. Пушкина. Разыскала также сведения о происхождении этой эпиграммы. Поиски привели к большой интересной семье актёров императорских театров Санкт-Петербурга XIX века Каратыгиных. Василий Каратыгин был драматическим актёром, его брат Пётр – комиком и переводчиком пьес, их родители также были актёрами.

«Я знала о существовании этой ветви Каратыгиных давно, – продолжает Эмилия Николаевна. – Даже специально ездила в Санкт-Петербург, собрала о них материалы, посетив музеи, архивы, библиотеки. Составила генеалогическое древо, которое начинается с 1746 года (около 30 человек). Но это отдельная тема. Я же хочу рассказать о творческой связи актёров Каратыгиных с поэтом Пушкиным. Итак, Александра Михайловна Колосова (дочь известной балерины Евгении Ивановны Колосовой), Петербургская драматическая актриса, была знакома с семьёй Пушкиных. Она общалась с Александром Сергеевичем в театральных кругах, написала воспоминания о нём, а сам поэт часто посещал дом Колосовой и пользовался большим расположением самой Александры Михайловны. Она часто просила Пушкина написать стихи в её дневник. Он долго молчал, но когда она настойчиво просила исполнить свою просьбу, он написал такую эпиграмму, датированную 1819 годом:

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

Поступь важная в порфире,

Кудри чёрные до плеч,

Голос нежный, взор любови,

Набеленная рука,

Размалёванные брови

И огромная нога!

Пушкин зло проехался по дебюту Колосовой в главной роли в постановке «Эсфирь» и умудрился задеть такую важную тему, как внешняя привлекательность. Конечно, такая эпиграмма была бы обидна любой женщине! Между актрисой и поэтом произошла размолвка. Колосова больше не приглашала Пушкина в дом».

Бенефис был отменён из-за траура

«Через два года поэт уже сожалел об этой эпиграмме и в письме 1822 года к Александре Михайловне попросил прощения, – делится Эмилия Николаевна. – Однако обида женщины была слишком велика. И только лишь 17 июня 1827 года при посредничестве друзей и близкого друга поэта, литературного деятеля Павла Александровича Катенина, произошла, наконец, личная встреча и примирение. То есть, с момента размолвки прошло восемь лет!

Ещё через год Александра Михайловна Колосова вышла замуж и добавила к своей фамилию мужа, став Колосовой-Каратыгиной. Избранником её стал коллега по цеху – Василий Андреевич Каратыгин, который чуть позже, с 1832 года, стал ведущим актёром-трагиком Петербургского Александрийского театра. Он был первым исполнителем Чацкого, Дон-Жуана, Арбенина, огромную славу ему принесла роль Гамлета. Он был «звездой» в театральном мире своего времени. Его любил Николай Первый.

Пушкин высоко ценил талант Каратыгина, подружился с ним, с 1827 года они состояли в постоянной переписке. Однако то ли молодому мужу было обидно за оскорбление, некогда нанесённое его супруге, или же он был откровенен… Третьим лицами он о творчестве Пушкина высказывал нелестные замечания. В одном из писем Катенину Каратыгин отозвался о «Полтаве» и о «Борисе Годунове» не иначе как «галиматья в Шекспировском духе». Тем не менее, доброжелательность и открытость Пушкина одержали победу. Дружба крепла. В начале 1830 года поэт читал Каратыгину «Бориса Годунова» и просил исполнить сцену у фонтана, а ещё подарил ему рукопись пьесы «Скупой рыцарь» для бенефиса, который так и не состоялся. Актёр отменил его из-за траура в связи со смертью поэта.

Известно, что по приглашению Натальи Николаевны Пушкиной Василий Андреевич Каратыгин и его супруга Александра Михайловна Колосова-Каратыгина присутствовали на отпевании поэта.

«Я думал о нём, как о родном», – так сказал Василий Андреевич, прощаясь с другом».

Лишён дворянства за убийство в порыве гнева

Эмилия Гавриленко не имеет прямых доказательств своего родства с Кратыгиными – актёрами. Родилась она в Хабаровске, основателем её рода был бывший каторжник.

Леонид Каратыгин родился в 1866 году в городе Санкт-Петербурге в дворянской семье, учился в Высшем военном инженерном училище. «За убийство человека в порыве гнева» был лишён дворянства, наследства и отправлен на каторгу на Сахалин. Было ему в ту пору 20 лет.

Кстати, Василий Андреевич Каратыгин жизнь прожил недолгую, он скончался в 1853 году в возрасте 51 года. А вот Александра Михайловна Колосова-Каратыгина прожила 84 года, скончавшись в 1886 году. Теоретически дворяне, носящие одну фамилию, живущие в одном городе, скорее всего родственники. В таком случае, Леонид Каратыгин наверняка не раз общался с пожилой актрисой, которую когда-то обидел Пушкин, а потом просил прощения.

После каторги путь Леонида Каратыгина (деда Эмилии Николаевны) лежал на золотые прииски в верховьях Амура. Он неплохо обосновался в городе Зея, дела пошли в гору, информация о нём хранится в музее золотопромышленников.

Пушкин не так уж редко писал эпиграммы злые и обидные. Не щадил мужчин, женщин и самого царя. Для себя он приберёг… эпитафию. Причём задолго до того, как стал знаменитым. В 1815 году поэту исполнилось 16 лет. «Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, с любовью, леностью провёл весёлый век. Не делал доброго, однако ж был душою. Ей-богу, добрый человек».

«Ещё до революции он добивался, чтобы ему выдали чистый паспорт, мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но существовало предписание, запрещавшее ему въезд в обе столицы. Переехать он смог лишь в 1920-е годы. Упоминать о дворянском происхождении уже было опасно. Восстанавливать старые родственные связи также не имело смысла. У меня не получается соединить деда с теми самыми Каратыгиными. Просто не хватает информации», – говорит женщина.

Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы

Источник

Источник