Почему у узбеков такие брови

Монобровые – это с одной сплошной бровью, если кто не понял.

Не секрет, что у многих народов из восточных и вообще, южных стран, очень обильно растут волосы. Густая борода у мужчин и в наше время многими считается привлекательной. Но вот растительность на женском лице назовут красивой далеко не все.

Но на востоке эталон красоты всегда был немного другой. Практически до нашего времени у азиатских прелестниц особо ценили сросшиеся брови или монобровь. Такая мода сохранилась до сих пор, но только в сельских районах, куда веяния современности приходят позже.

Желающим посмеяться над странными вкусами восточных народов хотел бы сказать, что это далеко не самая странная вещь, которая считалась красивой. Египтяне, индейцы майя и гунны ценили измененную форму черепа. Китайцы перебинтовывали ноги, чтобы ступня получалась маленькой. Народ падаунг из Мьянмы вытягивает шею специальными кольцами. Да и наши, русские крестьяне вплоть до 20-о века выбирали девушек побольше, да помясистей. Считалось, что такая лучше выносит детей, да и в хозяйстве от нее толку больше, чем от худышки.

Кроме того, монобровь в свое была популярна и в Европе. Многое в западном мире пошло из культуры Древней Греции, и такие брови тоже назывались «греческими». Даже если их отращивали француженки. Ну или итальянки.

На самом деле, волоски на переносице растут у каждого человека. Только обычно они маленькие и светлые, а потому их особо не видно. Но у восточных народов из-за другой генетики брови часто образуют одну непрерывную линию. Как известно, что естественно, то не безобразно. И в результате если у какой-нибудь Лейлы или Жасмин вырастала монобровь, в глазах соплеменников это считалось только достоинством.

У тех, кого природа этим не наградила, все же был выход. Брови мазали соком усьмы, растения вроде горчицы, которого в Азии в изобилии. При достаточной настойчивости бровь на переносице рано или поздно вырастала.

С чем же связано появление такой моды?

Отчасти – с исламской религией. Мусульманские лидеры были людьми дотошными и высказались, в том числе, по этому вопросу. Сподвижник пророка Мухаммеда, Абдуллах ибн Умар передал его слова: «Он проклял ту, которая подвязывает волосы чужими волосами и ту, которая просит подвязать их ей, и ту, которая наносит татуировки и ту, которая просит нанести их ей, и ту, которая выщипывает брови, и ту, которая просит их выщипать ей.»

К тому же, мусульмане с давних времен наряжали своих женщин так, что было видно лишь одни глаза. Поэтому они были единственным оружием прекрасного пола. Соответственно, за бровями и ресницами ухаживали так, как более свободным европейкам и не снилось.

Помимо собственно красоты, насчет сросшихся бровей были и другие приметы. Такие барышни считались более ревнивыми, мстительными, чувственными, верными. Жизнь с ними была бы, как приключение.

Интересно, что у такого мнения есть и научная основа. У людей с густой растительностью на лице обычно высокое содержание тестостерона, мужского гормона. Вот они и будут в жизни немного решительнее, даже если это девушки.

Правда, иногда (но крайне редко) это может быть признаком генетических заболеваний. В медицине монобровь называется синофриз, и может быть показателям разных нехороших болячек.

Источник

Обычно вы можете отличить их друг от друга по внешности. А если не по внешности, то по культуре, языку и обычаям, вы легко поймете, кто есть кто. Давайте рассмотрим все четыре народа.

Киргизы

Киргизские дамы

Они выглядят более «восточноазиатскими». Они прибыли из Центральной Сибири несколько тысячелетий назад и имели уникальные гены: у некоторых были рыжие волосы и зеленые глаза. Такая внешность встречается и сейчас, но из-за смешения в древности с иными народами, они имеют другой вид, который варьируется в зависимости от региона.

Например, в 17 веке в Среднюю Азию пришел приток алтайцев из Южной Сибири. А на юге киргизы, как правило, смешивались с узбеками, поэтому они несколько смуглее. На севере Киргизии люди, как правило, бледнее. Там взаимопроникновения народов было гораздо меньше.

Киргизы традиционно были кочевниками – это и сейчас отражает их одежда и обычаи. Наряды в сельских районах по-прежнему имеют тенденцию выглядеть прочными и сделанными с учетом удобства использования, а не красоты.

Оседлые узбеки и таджики имеют больше арабского и персидского влияния, а киргизы не попадали ни под какое иное влияние, кроме российского во время Советского Союза.

Киргизский язык является частью кипчакской верви тюрскских языков. Он имеет другое звучание, чем туркменский и узбекский, которые происходят от огузов и карлуков соответственно. Он звучит более твердо.

Таджики

Таджикская семья

Они не тюркского происхождения, поэтому их внешний вид, обычаи и язык отличаются от трех других народов. Это индоевропейцы, точнее, индоиранцы. Они, как правило, довольно бледнокожие. По строению их лиц можно увидеть явное отличие от тюрок. Но от того, что они долго жили в Средней Азии с другими тюркскими народами, некоторые таджики, особенно в Ферганской области, сильно с ними смешались. Особенно это касается афганских таджиков. А некоторые изолированные таджикские популяции имеют светлые волосы и голубые глаза.

Культура тоже отличается. Они гораздо строже, когда речь заходит о гендерных ролях, чем тюркские народы. Таджики в Сурхондарьинской области Узбекистана стойко сохраняют свои обычаи, поэтому их легко выделить даже там.

Читайте также:  Почему появились прыщи между бровями

Туркмены

Молодые люди из Туркмении

Некоторые из них имеют более узкие глаза, другие выглядят практически по-европейски. Они смешались со многими народами, прежде всего иранцами и афганскими таджиками, что придает им уникальный вид.

Туркмены – очень разнообразная группа и могут выглядеть совсем по-разному, в зависимости от их места жительства. В 1848 году европейцы описали, как туркменские мужчины обычно женились на персидских женщинах, но не наоборот.

Туркменская культура гораздо сильнее подвержена влиянию персов, хотя этот народ хорошо сохранил кочевые традиции. Тут любят плов, а не бешбармак, и ткут красивые ковры.

Туркменский язык кажется похожим на турецкий и азербайджанский из-за огузского происхождения.

Узбеки

Известная певица Шахзода

Узбекистан находится в самом центре Азии, поэтому население тут перемешалось основательно. До монгольского нашествия узбеки больше походили на нынешних туркмен, но в настоящее время они различаются по регионам. На северо-востоке Ферганской области узбеки обычно больше похожи на киргизов.

Узбекская культура в древности находилась под сильным влиянием Персии, но после того, как кочевые узбеки почти полностью захватили центральную Азию в 16 веке, появилась нечто новое. Узбекская мода уникальна, а традиционные наряды очень яркие и эффектные.

Узбекский язык очень отличается по звучанию от киргизского и туркменского. Хотя слова общие. Ну и, конечно, в нем больше персидских заимствований.

Источник

Не знаю, хорошо это или плохо, но, время от времени, приходится иметь дело с узбеками. Для меня они абсолютно такие же люди, как все. Никогда не было к ним ненависти или тому подобного. Конечно, среди них есть и хорошие, и плохие люди, но скажите мне, где не так? Поэтому судить по одному какому-то случаю, который вы слышали несколько лет назад – нельзя.

Все мои знакомые, абсолютно все, уж очень негативно настроены по отношению к мигрантам. Причём к любым. Я никогда такого отношения не понимал. Ведь для меня они в первую очередь люди, и любой из нас может оказаться в трудной жизненной ситуации. А дальше все зависит только от характера человека. Если он крепкий и стойкий, то он пойдёт работать и будет думать, как обеспечить себя и семью, если нет – просить милостыню. Я кончено больше склоняюсь, и уважаю людей, которые относятся к первому типу. Хотя никто не знает, что будет завтра.

Всё бы ничего, но вот уж слишком много узбеков я вижу во Владивостоке. Куда не посмотри – везде они. Вот это меня немного напрягает. После этого наблюдения решил узнать у узбека на работе, зачем конкретно он приехал в Россию. Он назвал мне 3 конкретных фактора, из-за которых он и его друзья перебираются в Россию.

Фото из открытых источников.

Причина 1 – уровень жизни.

Многие из нас догадываются, в каких условиях живут приезжие мигранты. Это съёмные квартиры, максимум за 10 000 рублей в месяц. Во Владивостоке, например, даже за 10 000 сложно найти более менее пригодную для жилья квартиру. А я уверен, что они снимают их за ещё меньшую цену. Там ужасные условия для русского человека. Голые стены, деревянные окна и куча тараканов. Но для узбеков, это уже лучше, нежели на родине. Даже в таких условиях они чувствуют себя комфортнее. Тогда только представьте, где они жили у себя в стране. Любому человеку хочется жить лучше, нежели есть сейчас. Даже если его всё устраивает – это не предел. Можно ещё лучше. Но в случае с мигрантами – это вынужденная мера, чтобы их существование можно было хоть назвать «жизнь».

Как многие живут в Узбекистане.

Причина 2 – заработная плата.

Дело в том, что найти нормальную работу на родине они не могут. Так, чтобы хватало на жизнь, да и время свободное было. Если там работать за деньги, на которые можно нормально прожить месяц, годно трудиться чуть ли не сутками. Здесь же, работая тем же грузчиком несколько дней в неделю по пол дня, они уже будут получать гораздо больше. Это учитывая то, что они платят за квартиру, откладывают и отправляют на родину родственникам. Им совершенно не важен комфорт, потому что для них такие условия – это уже комфорт. А если таковые поселяются рядом с нами, что мы сразу ждать будем? – Правильно, тараканов. Для нас – это ужас, а для них комфорт.

Причина 3 – семья в родной стране.

Узбек, с которым я разговаривал честно признался мне, что устал. То есть не только от работы, а и от обстановки в доме. Говорит, жена не работает, 3 детей, а работает только он. В таких условиях сложно вообще найти такую работу, чтобы на пятерых членов семьи денег хватало. И по его словам, так делают очень многие. Они уезжают, оставляю в Узбекистане жену, детей и родителей. Уезжают на заработки. И либо ездят постоянно туда-сюда, навестить семью на родину и заработать в Россию. Либо, если в России складывается всё хорошо, стараются всю свою семью перевезти в Россию. Такой вариант, честно говоря, мне не нравится. Потому что по городу часто вижу, как маленькие нерусские дети ходят и просят деньги. То есть у них с детства появляется такой стереотип, что не нужно работать, а можно просто ходить и попрошайничать. Такого я не понимаю и не поддерживаю, поэтому против массового переселения этих мигрантов в Россию.

Попрошайки в подземных переходах.

Читайте также:  Какие брови под какой тип лица

Такие 3 причины мне назвал узбек. По его словам, это ключевые факторы, по которым большинство мигрантов прибывает в Россию. В принципе, ничего против их не имею, если они приезжают сюда всё таки на заработки, а не на постоянное место жительства. Ведь уже даже в моём родном Владивостоке, узбеков стало гораздо больше, нежели китайцев. Хотя раньше Владивосток ассоциировался именно с множеством китайцев, сейчас это уже не так. И самое страшное то, что государство поддерживает такую политику, и зачастую делают многое, чтобы облегчить и увеличить приток мигрантов в Россию. Для чего – мне не понятно. Сейчас официальные данные по показателю мигрантов в России довольно высоки, но все мы понимаем, что они гораздо выше, и с этим нужно что-то делать.

Источник

«Мысль семейная занимала его»
Л.Толстой «Анна Каренина»

Этнология, этнография, антропология – ненаписанная страница моей биографии. Хотелось еще с детства. Но судьба распорядилась родиться за железным занавесом, в рамках весьма забавной идеологии, в которой университетская этнография практически исчерпывалась записью песен и быличек у старушек, а составителям сборника детских считалок от компетентных органов рекомендовали (мне рассказывала участница разговора – свидетельство второго рода по Геродоту):
– Вот тут у вас считалка: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана – буду резать, буду бить, все равно тебе водить!». Так какая-то она не такая… пропаганда насилия, жестокости…
– Но ведь дети именно так считаются!
– Все равно. Можно оставить, но немножко переставить акценты…
– Как?!!
– Ну вот, например, так: «Вышел месяц из тумана, отнял нож у хулигана…» Сразу ведь другой коленкор получается, согласитесь, – наш, советский!
Занялась и посейчас занимаюсь другими вещами. Вполне эффективно, получая удовлетворение. Но – тянет, тянет, блин, к чему-то такому, псевдоэтнографическому! Не владея методикой, почти не понимая и не запоминая терминов из прилежно прочитанных в зрелом возрасте учебников (заржавевшие мозги просто отказываются принять и запомнить еще одну кристаллическую решетку!) … И все равно – «хочется чего-нибудь такого»! Специалисты, будьте снисходительны!

Несколько дней назад вернулась из Средней Азии, из Узбекистана. Моя (лишь чуть-чуть приукрашенная против действительных обстоятельств) легенда оказалась весьма симпатичной для всех слоев местного населения – со мной охотно и вполне доверительно общались.
Вот результаты.

Оговорюсь сразу: в Ташкенте и (менее выражено) в других крупных городах в основном живут люди, которые по образу жизни, ценностным ориентациям и даже виду ничем не отличаются от нас с вами. Имеют одного-двух детей, знают два-три языка, делают карьеру, сидят в Интернете, развлекаются в клубах и ресторанах, слушают приблизительно ту же музыку, смотрят те же фильмы и читают те же книги.
В городах поменьше и особенно в кишлаках все иначе.

Главная ценность и главная задача в жизни узбека – семья. Родить, вырастить и воспитать детей, выдать замуж, женить, обустроить в жизни. Все остальное по сравнению с этим даже не на втором, а на девятом-десятом месте. Традиционные европейские ценности: «интересная работа, свобода, равенство, та или иная идеология, путешествия, смысл жизни» – зачастую человек просто не понимает, о чем его спрашивают. Например, работа может быть: тяжелой и не очень, высокооплачиваемой и низкооплачиваемой, перспективной в плане увеличения заработка и не перспективной…
Жизненный цикл мужчины-узбека, по словам нескольких информантов, таков: он все время собирает деньги. Нужно выдать замуж дочерей, женить сыновей, построить им дома. Все время что-то нужно. Когда дети выросли, продолжает делать то же самое по привычке. Иногда не успел потратить, умер. Не делать этого нельзя – долг. Для него самого когда-то то же самое делал отец.

Женщина-узбечка рожает четыре-пять детей. По словам многих информантов: это мало, еще недавно было семь-девять. Как ни странно при таком количестве беременностей, у узбечек вроде бы нет варикоза. Ноги берегут? – ходят мало и медленно, всегда в мягких тапках без задников. Если в провинции среди ног в обуви увидишь лодочки или кожаные туфли – поднимешь глаза, там – русская. Женщины никогда не бегают (мужчины-узбеки даже зрелого возраста любят бегать в качестве демонстрации спешки). При этом до старости сохраняют подвижность суставов: видела несколько глубоких старух, которые сидели на скамье на одеяле по-турецки, чуть ли не в позе лотоса. Даже детишки бегают довольно неуклюже, прыгают редко и невысоко (что роднит их с арабами и решительно отличает от негритят). Все женщины красят волосы, закрашивают седину. Никто не красится в блондинок. Две встреченные мною в аэропорту удивительно вульгарного вида «блондинки» возвращались из родного Андижана в Москву, где уже восьмой год работают на овощебазе близ Черкизовского рынка.
Жительницы провинции носят изумительно красочные и часто очень красивые национальные наряды (халат и штанишки), которые не продаются ни в магазинах, ни на рынках. Мне объяснили, что шьется все это великолепие дома или по частным заказам из купленных на рынке тканей.

Замуж девушка может выйти и в 17 и в 23-25 лет. Исключение составляют цыгане (жители Бухары называют их джуги или джугиши). Они живут на окраине городов и поселков. У них есть свои дома, скот. Попрошайничают, как считают местные жители, по привычке, по обычаю. Основной заработок джугишей: ездят в Россию, там покупают всякую ерунду, секонд-хенд, в Бухаре продают. Обычным делом у бухарских цыган считается 12-летняя невеста. Мужу при этом – 14. Сразу начинают рожать и рожают каждый год. Информантка рожала в роддоме с джугишкой: в 27 лет у той – тринадцатый ребенок, все мальчики. Муж сказал: будешь рожать, пока девочку не родишь!

Читайте также:  Как восстановить брови свои брови

Этнических типов несколько. Различаются плоскостью физиономии и степенью присутствия монголоидных черт. Сами узбеки объясняют такое разнообразие смесями с туркменами и казахами. Вроде бы к иранской группе из среднеазиатов относятся только таджики, но тем не менее в толпе есть и явные персы. Встречаются дети и юноши изумительной красоты – с тонкими европеоидными чертами, со светлозелеными глазами с темным ободком по радужке, обрамленными густющими черными ресницами. Глаза кажутся нарисованными, весь облик, как у танцовщика из петербургского балета, загримированного к восточному спектаклю.
Кто они такие? Не знаю.
Есть рыжие узбеки с веснушками и карими глазами. Причем рыжий информант категорически настаивал на своей «чистокровной узбекскости» и отрицал наличие каких-либо примесей вплоть до прадедушек.

Начиная с тринадцати лет девушка не может пригласить домой юношу, даже попить чаю и познакомить с родителями. Прежде юноши в дом должны войти сваты.

Знакомиться и строить отношения надо где-то вне дома. Иногда вообще не знают друг друга, пока не сосватают родители. Возможны вечеринки, например, пригласить одноклассников. Там – девочки и мальчики вместе, но это тоже лет до 13-14.
Есть специальные школы для девочек, где их учат готовить, шить, вести дом. Информантка утверждала их светский характер, но при этом называла «михрабами». Эти школы посещаются лет с 13, помимо обычной общеобразовательной школы.

Свадьбы огромные, индивидуальных приглашений не рассылают, приходят все, кто знает эту семью. ДО тысячи человек. Длится три дня. Режут быка до 500 килограммов. Баранов не считают – по словам информанта, это так, как у вас на закуску, салатики…

В девушке-невесте ценится: из какой семьи и душевно-хозяйственные качества. Внешность почти не имеет значения. Юношам, конечно, хочется красавицу, но их не особенно спрашивают. Да они и сами реалисты.
Засылают сватов. Семья девушки либо соглашается, либо отказывает.
О ценности родственных связей. Информант рассказал такую историю из своей жизни. За его младшую дочь его же сестра сватала своего сына. Он отказал. Объяснения: во-первых, нельзя по религиозным и медицинским показаниям, ведь они двоюродные брат и сестра. Во-вторых, если у молодых не сложится, информант потеряет сестру (поссорятся), а его дети – брата. Такая катастрофическая убыль родственников недопустима.

сомса жарится в тандыре

жилой квартал в центре Хивы (Хорезма)

Истории любви «наперекор всему» случаются, но от них все (даже сами участники) ждут трагического финала. Так обычно и бывает. Если все сделано по обычаю, то ожидания всех: все будет без страстей, но правильно. О «грейт лавстори» рассказывают с печалью, но пониманием: надо же про что-то петь песни и рассказывать сказки. Обычная жизнь узбека для этого не слишком пригодна.
Впрочем, у каракалпаков до сих пор бытуют два вида свадеб: «со сватами» и «побег». У них же в полной мере сохранен калым – плата за невесту.

Женщина после свадьбы уходит жить в семью мужа. Рожает детей и помогает свекрови вести дом. Если случится развод, вернется в родительскую семью. Раньше дети по шариату оставались с отцом. Теперь – по-советски – с матерью. Если мать снова выходит замуж, она опять уходит в новую семью, дети практически всегда остаются в дедом и бабкой. Новый муж этими детьми никогда не интересуется. Разведенная женщина может рассчитывать только на брак с разведенным же мужчиной. Девственность невесты (при первом браке) не обсуждается. Она должна быть.

Образование для девушек поощряется, это повышает стоимость на рынке невест. Но не потому, чтобы с ней об умном разговаривать, а потому, что показатель «приличности» семьи. Очень стараются дать образование всем – и сыновьям, и дочерям. Политика государства направлена на то же самое – множество новых колледжей и институтов, гранты на обучение в Англии и т.д. Сейчас женщины все чаще тоже работают, причем это их выбор.

Почти все современные узбекские фильмы – это «романы воспитания», обычные в европейской литературе 18-19 веков. Жутко наивные, что-то вроде того, как один парень сбился с пути, а старшие товарищи помогли ему понять, где правда. Я просмотрела до конца три штуки. В одном молодой узбек начал играть в карты на деньги, во втором – употреблять наркотики, в третьем – вообще жуть: парень связался с плохой компанией, они изнасиловали его сестру. Потом убили и его самого. Их третья сестра всем отомстила: влюбила в себя главаря банды, он раскаялся, посадил всех в машину и упал вместе с машиной с обрыва: типа искупил вину. Кошмар полный! Русская информантка: вот это (третье) у узбеков самое хорошее кино, остальное – глупое и неинтересное.

Источник