Она была очень бела и полна бровей у нее почти совсем не было
II
Он ушел, а Обломов сел в неприятном расположении духа в кресло и долго, долго освобождался от грубого впечатления. Наконец он вспомнил нынешнее утро, и безобразное явление Тарантьева вылетело из головы: на лице опять появилась улыбка.
Он стал перед зеркалом, долго поправлял галстук, долго улыбался, глядел на щеку, нет ли там следа горячего поцелуя Ольги.
Два «никогда», сказал он, тихо, радостно волнуясь, и какая разница между ними: одно уже поблекло, а другое так пышно расцвело…
Потом он задумывался, задумывался все глубже. Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошел, что любовь в самом деле становилась долгом, что она мешалась со всею жизнью, входила в состав ее обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски.
Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый ее луч, а там она будет уже не блистать ярко, а согревать невидимо жизнь; жизнь поглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной. И отныне проявления ее будут так просты, обыкновенны.
Поэма минует, и начнется строгая история: палата, потом поездка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение дороги, нескончаемый разбор дел с мужиками, порядок работ, жнитво, умолот, щелканье счетов, заботливое лицо приказчика, дворянские выборы, заседание в суде.
Кое-где только, изредка, блеснет взгляд Ольги, прозвучит Casta diva, раздастся торопливый поцелуй, а там опять на работы ехать, в город ехать, там опять приказчик, опять щелканье счетов.
Гости приехали и то не отрада: заговорят, сколько кто вина выкуривает на заводе, сколько кто аршин сукна ставит в казну… Что ж это? Ужели то сулил он себе? Разве это жизнь?.. А между тем живут так, как будто в этом вся жизнь. И Андрею она нравится!
Но женитьба, свадьба все-таки это поэзия жизни, это готовый, распустившийся цветок. Он представил себе, как он ведет Ольгу к алтарю: она с померанцевой веткой на голове, с длинным покрывалом. В толпе шепот удивления. Она стыдливо, с тихо волнующейся грудью, с своей горделиво и грациозно наклоненной головой, подает ему руку и не знает, как ей глядеть на всех. То улыбка блеснет у ней, то слезы явятся, то складка над бровью заиграет какою-то мыслью.
Дома, когда гости уедут, она, еще в пышном наряде, бросается ему на грудь, как сегодня…
«Нет, побегу к Ольге, не могу думать и чувствовать один, мечтал он. Расскажу всем, целому свету… нет, сначала тетке, потом барону, напишу к Штольцу вот изумится-то! Потом скажу Захару: он поклонится в ноги и завопит от радости, дам ему двадцать пять рублей. Придет Анисья, будет руку ловить целовать: ей дам десять рублей; потом… потом, от радости, закричу на весь мир, так закричу, что мир скажет: «Обломов счастлив. Обломов женится!» Теперь побегу к Ольге: там ждет меня продолжительный шепот, таинственный уговор слить две жизни в одну!..»
Он побежал к Ольге. Она с улыбкой выслушала его мечты; но только он вскочил, чтоб бежать объявить тетке, у ней так сжались брови, что он струсил.
Никому ни слова! сказала она, приложив палец к губам и грозя ему, чтоб он тише говорил, чтоб тетка не услыхала из другой комнаты. Еще не пора!
Когда же пора, если между нами все решено? нетерпеливо спросил он. Что ж теперь делать? С чего начать? спрашивал он. Не сидеть же сложа руки. Начинается обязанность, серьезная жизнь…
Да, начинается, повторила она, глядя на него пристально.
Ну, вот я и хотел сделать первый шаг, идти к тетке…
Это последний шаг.
Какой же первый?
Первый… идти в палату: ведь надо какую-то бумагу писать?
Да… я завтра…
Отчего ж не сегодня?
Сегодня… сегодня такой день, и уйти от тебя, Ольга!
Ну хорошо, завтра. А потом?
Потом сказать тетке, написать к Штольцу.
Нет, потом ехать в Обломовку… Ведь Андрей Иванович писал, что надо делать в деревне: я не знаю, какие там у вас дела, постройка, что ли? спросила она, глядя ему в лицо.
Боже мой! говорил Обломов. Да если слушать Штольца, так ведь до тетки век дело не дойдет! Он говорит, что надо начать строить дом, потом дорогу, школы заводить… Этого всего в целый век не переделаешь. Мы, Ольга, вместе поедем, и тогда…
А куда мы приедем? Есть там дом?
Нет: старый плох; крыльцо совсем, я думаю, расшаталось.
Куда ж мы приедем? спросила она.
Надо здесь квартиру приискать.
Для этого тоже надо ехать в город, заметила она, это второй шаг…
Потом… начал он.
Да ты прежде шагни два раза, а там…
«Что ж это такое? печально думал Обломов. Ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»
На другой день он, с листом гербовой бумаги, отправился в город, сначала в палату, и ехал нехотя, зевая и глядя по сторонам. Он не знал хорошенько, где палата, и заехал к Ивану Герасимычу спросить, в каком департаменте нужно засвидетельствовать.
Тот обрадовался Обломову и без завтрака не хотел отпустить. Потом послал еще за приятелем, чтоб допроситься от него, как это делается, потому что сам давно отстал от дел.
Завтрак и совещание кончились в три часа, в палату идти было поздно, а завтра оказалась суббота присутствия нет, пришлось отложить до понедельника.
Обломов отправился на Выборгскую сторону, на новую свою квартиру. Долго он ездил между длинными заборами по переулкам. Наконец отыскал будочника; тот сказал, что это в другом квартале, рядом, вот по этой улице и он показал еще улицу без домов, с заборами, с травой и с засохшими колеями из грязи.
Опять поехал Обломов, любуясь на крапиву у заборов и на выглядывавшую из-за заборов рябину. Наконец будочник указал на старый домик на дворе, прибавив: «Вот этот самый».
«Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел въехать на двор.
Двор величиной был с комнату, так что коляска стукнула дышлом в угол и распугала кучу кур, которые с кудахтаньем бросились стремительно, иные даже в лёт, в разные стороны; да большая черная собака начала рваться на цепи направо и налево, с отчаянным лаем, стараясь достать за морды лошадей.
Обломов сидел в коляске наравне с окнами и затруднялся выйти. В окнах, уставленных резедой, бархатцами и ноготками, засуетились головы. Обломов кое-как вылез из коляски; собака пуще заливалась лаем.
Он вошел на крыльцо и столкнулся с сморщенной старухой, в сарафане, с заткнутым за пояс подолом:
Вам кого? спросила она.
Хозяйку дома, госпожу Пшеницыну.
Старуха потупила с недоумением голову.
Не Ивана ли Матвеича вам надо? спросила она. Его нет дома; он еще из должности не приходил.
Мне нужно хозяйку, сказал Обломов.
Между тем в доме суматоха продолжалась. То из одного, то из другого окна выглянет голова; сзади старухи дверь отворялась немного и затворялась; оттуда выглядывали разные лица.
Обломов обернулся: на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством.
Откуда-то появился сонный мужик в тулупе и, загораживая рукой глаза от солнца, лениво смотрел на Обломова и на коляску.
Собака все лаяла густо и отрывисто, и, только Обломов пошевелится или лошадь стукнет копытом, начиналось скаканье на цепи и непрерывный лай.
Через забор, направо, Обломов видел бесконечный огород с капустой, налево, через забор, видно было несколько деревьев и зеленая деревянная беседка.
Вам Агафью Матвеевну надо? спросила старуха. Зачем?
Скажи хозяйке дома, говорил Обломов, что я хочу с ней видеться: я нанял здесь квартиру…
Вы, стало быть, новый жилец, знакомый Михея Андреича? Вот погодите, я скажу.
Она отворила дверь, и от двери отскочило несколько голов и бросилось бегом в комнаты. Он успел увидеть какую-то женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную, которая усмехнулась, что ее увидел посторонний, и тоже бросилась от дверей прочь.
Пожалуйте в комнату, сказала старуха воротясь, ввела Обломова чрез маленькую переднюю в довольно просторную комнату и попросила подождать. Хозяйка сейчас выйдет, прибавила она.
«А собака-то все еще лает», подумал Обломов, оглядывая комнату.
Вдруг глаза его остановились на знакомых предметах: вся комната завалена была его добром. Столы в пыли; стулья, грудой наваленные на кровать; тюфяки, посуда в беспорядке, шкафы.
Что ж это? И не расставлено, не прибрано? сказал он. Какая гадость!
Вдруг сзади его скрипнула дверь, и в комнату вошла та самая женщина, которую он видел с голой шеей и локтями.
Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.
Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено.
Она не ожидала гостей, и когда Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом. Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.
Он привстал и поклонился.
Я имею удовольствие видеть госпожу Пшеницыну? спросил он.
Да-с, отвечала она. Вам, может быть, нужно с братцем поговорить? нерешительно спросила она. Они в должности, раньше пяти часов не приходят.
Нет, я с вами хотел видеться, начал Обломов, когда она села на диван, как можно дальше от него, и смотрела на концы своей шали, которая, как попона, покрывала ее до полу. Руки она прятала тоже под шаль.
Я нанял квартиру; теперь, по обстоятельствам, мне надо искать квартиру в другой части города, так я пришел поговорить с вами…
Она тупо выслушала и тупо задумалась.
Теперь братца нет, сказала она потом.
Да ведь этот дом ваш? спросил Обломов.
Мой, коротко отвечала она.
Так я и думал, что вы сами можете решить…
Да вот братца-то нет; они у нас всем заведовают, сказала она монотонно, взглянув в первый раз на Обломова прямо и опустив опять глаза на шаль.
«У ней простое, но приятное лицо, снисходительно решил Обломов, должно быть, добрая женщина!» В это время голова девочки высунулась из двери. Агафья Матвеевна с угрозой, украдкой кивнула ей головой, и она скрылась.
А где ваш братец служит?
В канцелярии.
В какой?
Где мужиков записывают… я не знаю, как она называется.
Она простодушно усмехнулась, и в ту же минуту опять лицо ее приняло свое обыкновенное выражение.
Вы не одни живете здесь с братцем? спросил Обломов.
Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, еще бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; прежде на рынок ходила с Акулиной, а теперь с Николы перестала: ноги стали отекать. И в церкви-то все больше сидит на ступеньке. Вот и только. Иной раз золовка приходит погостить да Михей Андреич.
А Михей Андреич часто бывает у вас? спросил Обломов.
Иногда по месяцу гостит; они с братцем приятели, всё вместе…
И замолчала, истощив весь запас мыслей и слов.
Какая тишина у вас здесь! сказал Обломов. Если б не лаяла собака, так можно бы подумать, что нет ни одной живой души.
Она усмехнулась в ответ.
Вы часто выходите со двора? спросил Обломов.
Летом случается. Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили.
Что ж, там много бывает? спросил Обломов, глядя, чрез распахнувшийся платок, на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь.
Нет, нынешний год немного было; с утра дождь шел, а после разгулялось. А то много бывает.
Еще где же бываете вы?
Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома.
Ужели всё дома?
Ей-богу, правда. В прошлом году были в Колпине, да вот тут в рощу иногда ходим. Двадцать четвертого июня братец именинники, так обед бывает, все чиновники из канцелярии обедают.
А в гости ездите?
Братец бывают, а я с детьми только у мужниной родни в светлое воскресенье да в рождество обедаем.
Говорить уж было больше не о чем.
У вас цветы: вы любите их? спросил он.
Она усмехнулась.
Нет, сказала она, нам некогда цветами заниматься. Это дети с Акулиной ходили в графский сад, так садовник дал, а ерани да алоэ давно тут, еще при муже были.
В это время вдруг в комнату ворвалась Акулина; в руках у ней бился крыльями и кудахтал, в отчаянии, большой петух.
Этого, что ли, петуха, Агафья Матвевна, лавочнику отдать? опросила она.
Что ты, что ты! Поди! сказала хозяйка стыдливо. Ты видишь, гости!
Я только спросить, говорила Акулина, взяв петуха за ноги, головой вниз, семьдесят копеек даст.
Подь, поди в кухню! говорила Агафья Матвеевна. Серого с крапинками, а не этого, торопливо прибавила она, и сама застыдилась, спрятала руки под шаль и стала смотреть вниз.
Хозяйство! сказал Обломов.
Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, отвечала она, поглядев гораздо смелее на Обломова.
И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение; даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной, известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием.
Надо бы было это разобрать, заметил Обломов, указывая на кучу своего добра…
Мы было хотели, да братец не велят, живо перебила она и уж совсем смело взглянула на Обломова. «Бог знает, что у него там в столах да в шкафах… сказали они, после пропадет к нам привяжутся…» Она остановилась и усмехнулась.
Какой осторожный ваш братец! прибавил Обломов.
Она слегка опять усмехнулась и опять приняла свое обычное выражение.
Усмешка у ней была больше принятая форма, которою прикрывалось незнание, что в том или другом случае надо сказать или сделать.
Мне долго ждать его прихода, сказал Обломов, может быть, вы передадите ему, что, по обстоятельствам, я в квартире надобности не имею и потому прошу передать ее другому жильцу, а я, с своей стороны, тоже поищу охотника.
Она тупо слушала, ровно мигая глазами.
Насчет контракта потрудитесь сказать…
Да нет их дома-то теперь, твердила она, вы лучше завтра опять пожалуйте: завтра суббота, они в присутствие не ходят…
Я ужасно занят, ни минуты свободной нет, отговаривался Обломов. Вы потрудитесь только сказать, что так как задаток остается в вашу пользу, а жильца я найду, то…
Нету братца-то, монотонно говорила она, нейдут они что-то… И поглядела на улицу. Вот они тут проходят, мимо окон: видно, когда идут, да вот нету!
Ну, я отправляюсь… сказал Обломов.
А как братец-то придут, что сказать им: когда вы переедете? спросила она, встав с дивана.
Вы им передайте, что я просил, говорил Обломов, что, по обстоятельствам…
Вы бы завтра сами пожаловали да поговорили с ними… повторила она.
Завтра мне нельзя.
Ну, послезавтра, в воскресенье: после обедни у нас водка и закуска бывает. И Михей Андреич приходит.
Ужели и Михей Андреич приходит? спросил Обломов.
Ей-богу, правда, прибавила она.
И послезавтра мне нельзя, отговаривался с нетерпением Обломов.
Так уж на той неделе… заметила она. А когда переезжать-то станете? Я бы полы велела вымыть и пыль стереть, спросила она.
Я не перееду, сказал он.
Как же? А вещи-то куда же мы денем?
Вы потрудитесь сказать братцу, начал говорить Обломов расстановисто, упирая глаза ей прямо в грудь, что, по обстоятельствам…
Да вот долго нейдут что-то, не видать, сказала она монотонно, глядя на забор, отделявший улицу от двора. Я знаю и шаги их; по деревянной мостовой слышно, как кто идет. Здесь мало ходят…
Так вы передадите ему, что я вас просил? кланяясь и уходя, говорил Обломов.
Вот через полчаса они сами будут… с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка, стараясь как будто голосом удержать Обломова.
Я больше не могу ждать, решил он, отворяя дверь.
Собака, увидя его на крыльце, залилась лаем и начала опять рваться с цепи. Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей; куры опять, в тревоге, побежали в разные стороны; в окно выглянуло несколько голов.
Так я скажу братцу, что вы были, в беспокойстве прибавила хозяйка, когда Обломов уселся в коляску.
Да, и скажите, что я, по обстоятельствам, не могу оставить квартиры за собой и что передам ее другому или чтоб он… поискал…
Об эту пору они всегда приходят…. говорила она, слушая его рассеянно. Я скажу им, что вы хотели побывать.
Да, на днях я заеду, сказал Обломов.
При отчаянном лае собаки коляска выехала со двора и пошла колыхаться по засохшим кочкам немощеного переулка.
В конце его показался какой-то одетый в поношенное пальто человек средних лет, с большим бумажным пакетом под мышкой, с толстой палкой и в резиновых калошах, несмотря на сухой и жаркий день.
Он шел скоро, смотрел по сторонам и ступал так, как будто хотел продавить деревянный тротуар. Обломов оглянулся ему вслед и видел, что он завернул в ворота к Пшеницыной.
«Вон, должно быть, и братец пришли! заключил он. Да чорт с ним! Еще протолкуешь с час, а мне и есть хочется и жарко! Да и Ольга ждет меня… До другого раза!»
Ступай скорей! сказал он кучеру.
«А квартиру другую посмотреть? вдруг вспомнил он, глядя по сторонам, на заборы. Надо опять назад, в Морскую или в Конюшенную… До другого раза!» решил он.
Пошел скорей!
Источник
Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник П. Н. Пинкесевич |
Агафья Матвеевна Пшеницына является одним из наиболее светлых и трогательных персонажей знаменитого романа “Обломов” Гончарова.
Ниже представлена цитатная характеристика Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”: описание внешности и характера героини, ее дома, хозяйства и т.д.
Характеристика Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”: описание внешности и характера героини
Агафья Пшеницына является хозяйкой дома, в котором главный герой романа Илья Обломов снимает жилье.
Полное имя героини – Агафья Матвеевна Пшеницына. Ее девичья фамилия – Мухоярова (такую фамилию носит ее родной брат):
“Славная баба Агафья Матвевна!..” (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
Возраст Агафьи – около 30 лет:
“Ей было лет тридцать…” (часть 3 глава II)
Агафья Пшеницына является вдовой с двумя детьми. У нее есть 8-летний сын Ваня и 6-летняя дочь Маша:
“…вдова, с двумя детьми…” (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
“…ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын…” (часть 4 глава I)
“…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…” (Агафья о себе, часть 3 глава II)
“Иногда придет к нему Маша, хозяйская девочка… <…> или зазовет он к себе Ваню, ее сына…” (часть 3 глава IV)
Смотрите: Биография Агафьи Пшеницыной
Агафья, ее двое детей и брат господин Мухояров живут в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:
“…в переулок, на Выборгскую сторону…” (часть 2 глава V)
“…будочник указал на старый домик на дворе…” (часть 3 глава II)
Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной
Госпожа Пшеницына является бедной женщиной. Чтобы прокормить семью, она сдает часть дома жильцам (в частности Обломову), а также разводит кур на продажу и продает яйца:
“Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.” (Мухояров о сестре, часть 3 глава III)
“Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она…” (часть 3 глава II)
Судя по всему, Агафья является дворянкой, “барыней”. Вероятно, дворянский титул достался ей от покойного мужа, а сама она по происхождению дворянкой не была. Так, господин Тарантьев называет свою куму Агафью “благородной женщиной”, что обычно означало принадлежность к дворянству (благородному сословию). Также Обломов называет Агафью “барыней”, что опять же указывает на ее статус дворянки:
“…ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины…” (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
“Сама барыня на рынок ходит!..” (Обломов об Агафье, часть 3 глава IV)
Агафья называет себя и своих детей “замарашками”, судя по всему, имея в виду свое недворянское происхождение:
“Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…” (часть 4 глава X)
Агафья Пшеницына является свежей, здоровой женщиной:
“Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…” (часть 3 глава IV)
У нее приятное лицо:
“У ней простое, но приятное лицо…” (часть 3 глава II)
“Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами…” (часть 3 глава II)
“…соколиными очами, без бровей…” (часть 3 глава IV)
“…круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек…” (часть 4 глава V)
У Агафьи серые глаза:
“Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…” (часть 3 глава II)
У нее полное белое тело:
“…женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную…” (часть 3 глава II)
“Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности…” (часть 3 глава II)
“…спросил Обломов, глядя, чрез распахнувшийся платок, на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь.” (часть 3 глава II)
У нее белые, красивые, но жесткие руки, судя по всему, от постоянной работы по дому:
“…руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…” (часть 3 глава II)
“…чистыми, белыми руками и с голыми локтями…” (часть 4 глава I)
“Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать…” (часть 3 глава IV)
У Агафьи всегда открыты локти, об этом неоднократно говорится в тексте. Сама она поясняет, что с открытыми руками ей удобнее работать по дому. Открытые локти героини являются своеобразным символом ее трудолюбия:
“Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь…” (часть 3 глава IV)
“Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти…” (часть 3 глава III)
“…Обломов любовался ее полными, круглыми локтями…” (часть 3 глава IV)
Будучи небогатой женщиной, Агафья носит простую, недорогую одежду:
“Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом.” (часть 3 глава II)
“Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно…” (ее домашнее платье, часть 3 глава II)
“…продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой…” (часть 4 глава V)
“У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской!..” (цитата о том, как у Агафьи появляются более дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги после аферы Мухоярова и Тарантьева, часть 4 глава IX)
У нее плавные, ровные движения и голос:
“…ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко… потом она встанет, не суетясь…” (часть 4 глава I)
“Она по-прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает…” (часть 4 глава IX)
Агафья Пшеницына – добрая женщина:
“…должно быть, добрая женщина!..” (мысли Обломова, часть 3 глава II)
“Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…” (часть 3 глава VI)
Она является славной женщиной, по словам Обломова:
“Славная баба Агафья Матвевна!..” (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
Агафья Пшеницына – женщина-клад, по словам ее кума Тарантьева:
“Я пристроил тебя здесь, нашел женщину-клад…” (Тарантьев об Агафье, часть 4 глава VII)
Она является спокойной женщиной. Ей несвойственно беспокойство:
“Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…” (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
“…с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка…” (часть 3 глава II)
“…она строго, но с спокойствием и достоинством сделает замечание Акулине и забудет…” (часть 4 глава I)
“…он знал, что лишь только он проснется, чай ему готов, и даже в ту самую минуту, как проснется. И главное, все это делалось покойно…” (часть 4 глава I)
Ее манера разговора отличается монотонностью:
“Нету братца-то, – монотонно говорила она, – нейдут они что-то…” (Агафья о брате, часть 3 глава II)
“…не видать, – сказала она монотонно, глядя на забор…” (часть 3 глава II)
Она является кроткой женщиной:
“…она, такая добрая и кроткая…” (автор о ней, часть 4 глава I)
“Мой, – коротко отвечала она…” (часть 3 глава II)
Агафья – робкая, застенчивая женщина:
“Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…” (часть 3 глава II)
“Сама Агафья Матвеевна не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит…” (часть 4 глава I)
Агафья Пшеницына – трудолюбивая, живая, бодрая, энергичная женщина. Она с утра до вечера занята домашними делами:
“А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…” (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
“Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет и уже не церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь полуотворенную дверь, только усмехнется и опять заботливо толчет, гладит и трет на большом столе.” (часть 3 глава IV)
“…опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком…” (часть 4 глава I)
“…в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах…” (часть 4 глава I)
“Вечно заняты! – сказал он, входя к хозяйке…” (часть 4 глава I)
Она всегда находит себе работу по дому, она не привыкла ничего не делать:
“– А когда нет работы, что ж вы делаете?
– Как нет работы? Работа всегда есть, – сказала она, – утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин.” (часть 3 глава IV)
“…она не села; это было не в ее привычках: она вечно на ногах, вечно в заботе и в движении…” (часть 3 глава VI)
Энергичная Агафья никогда не отдыхает, по ее собственным словам:
“– Ужели же вы никогда не отдыхаете?
– Ей-богу, правда!” (часть 3 глава IV)
Госпожа Пшеницына – простая женщина, по мнению Обломова:
“Какая она… простая, – подумал Обломов…” (часть 3 глава III)
“Она простодушно усмехнулась…” (часть 3 глава II)
Агафья является малообразованной женщиной. Она с трудом пишет по-русски, то есть пишет криво и косо. По ее собственным словам, она совсем отвыкла писать:
“Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать… она подписала криво, косо и крупно…” (часть 4 глава V)
“– Писать-то я отвыкла совсем.” (часть 4 глава VI)
Судя по всему, малограмотная Агафья не читает книг:
“…– А читаете что-нибудь?
Она поглядела на него тупо и молчала…” (часть 3 глава IV)
Агафья Пшеницына является ограниченной, “тупой” женщиной. Ее собственный брат Мухояров сравнивает ее с коровой, которая не реагирует ни на положительные, ни на отрицательные события. Однако эта тупость пропадает, когда Агафья говорит о знакомом ей предмете. В остальных случаях она отвечает на вопросы усмешкой и молчанием:
“Она тупо выслушала и тупо задумалась…” (часть 3 глава II)
“…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием.” (часть 3 глава II)
“Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” (часть 3 глава II)
“– Разве умеет свои выгоды соблюсти? Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой!..” (Мухояров о своей сестре, часть 3 глава X)
Ее брат Мухояров прямо называет Агафью “дурой” за ее ограниченный ум. Андрей Штольц при первой встрече видит в ней “дуру или плутовку”:
“– Сестра – дура: что с ней будешь делать?” (Мухояров о своей сестре Агафье, часть 4 глава I)
“«Что она, дура или плутовка?» – подумал Штольц.” (часть 4 глава VI)
Глуповатая Агафья является доверчивой женщиной. Так например, она слепо доверяет своему брату-аферисту и по его просьбе подписывает бумаги, которые в итоге вредят и ей, и Обломову:
“…Агафья Матвеевна подписала такое же письмо на имя братца, не подозревая, что такое и зачем она подписывает…” (часть 4 глава V)
Агафья – бескорыстная женщина. Она не умеет преследовать свои интересы, “соблюсти свою выгоды”, по словам ее брата:
“Разве умеет свои выгоды соблюсти?..” (часть 3 глава X)
Простая и ограниченная Агафья никогда не копается в себе и не пытается разобраться в своих чувствах. Так например, она не сразу понимает, что влюблена в Обломова:
“Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя…” (часть 4 глава I)
“И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.” (о чувствах к Обломову, часть 4 глава I)
Ей не свойственно задумываться над чем-либо. Никто никогда не видел ее задумчивой:
“…ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей…” (часть 4 глава I)
У нее узкий кругозор, ее интересует только хозяйство:
“А здесь с кем болтать? С хозяйкой только и разговору, что о хозяйстве…” (часть 3 глава IV)
Она редко бывает в гостях, в театре и т.д. В основном она все время проводит дома. Для нее приготовить ужин оказывается важнее, чем побывать в театре:
“Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома… Ей-богу, правда…” (Агафья о себе, часть 3 глава II)
“…– И в театре не бываете?
– […] Когда мне? А ужин как? – спросила она…” (часть 3 глава IV)
Агафья Пшеницына является чудесной хозяйкой, “царицей” на своей кухне:
“…как Агафья Матвеевна царствует в кухне…” (часть 3 глава IV)
“Этот практический урок в другое время пролетел бы над гениальной хозяйкой, не коснувшись ее головы…” (автор об Агафье, часть 4 глава V)
“Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…” (мнение Обломова, часть 3 глава VI)
“– Вам бы замуж надо выйти, – сказал Обломов, – вы славная хозяйка.” (часть 3 глава IV)
Смотрите: Описание дома и хозяйства Агафьи Пшеницыной
Агафья – проворная, энергичная хозяйка. Она проворно мелет кофе, проворно шьет:
“….заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах…” (часть 3 глава IV)
“Что это как у вас проворно ходит игла мимо носа, Агафья Матвеевна!..” (часть 4 глава I)
Уставая каждый день от домашних дел, Агафья крепко спит до 6 утра, так что ее трудно разбудить:
“…она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов…” (часть 4 глава I)
Хозяйственная Агафья вкусно готовит. По мнению Захара, слуги Обломова, ее пироги не хуже обломовских:
“Пирог не хуже наших обломовских, – заметил Захар, – с цыплятами и с свежими грибами…” (часть 3 глава III)
“Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые…” (часть 3 глава IV)
“Обед являлся вкусный и чисто поданный…” (часть 4 глава V)
Она готовит сама, даже когда у нее есть возможность поручить это прислуге:
“Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли…” (Захар об Агафье, часть 3 глава III)
“Я еще в будничном платье, все на кухне была. Сейчас оденусь…” (Агафья о себе, часть 3 глава III)
Агафья любит чистоту и порядок в доме. Она тоже чистоплотна в своей одежде. Так, она носит чистую нижнюю юбку и чистые чулки, даже если их почти не видно под платьем:
“…никто тебя не тронет; ни шуму, ни гаму, чисто, опрятно…” (часть 1 глава IV)
“В прочих комнатах везде было светло, чисто и свежо…” (часть 4 глава IX)
“…когда она нагибалась, видны были чистая юбка, чистые чулки…” (часть 3 глава III)
Когда Обломов начинает снимать у Агафьи жилье, она окружает его такой заботой, какую дает не каждая жена. Она создает своему жильцу такой уют и комфорт, каким его окружали его родители в Обломовке. Агафья ухаживает за Обломовым и лелеет его, как драгоценное растение:
“За другим жена так не смотрит – ей богу!..” (Обломов об Агафье, часть 4 глава VI)
“Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.” (об Агафье и Обломове, часть 4 глава I)
Со временем Агафья влюбляется в своего жильца Обломова. До встречи с ним она никогда не была влюблена, она не любила своего покойного мужа Пшеницына. Илья Обломов становится первой и единственной любовью в жизни Агафьи:
Простая Агафья любит Обломова таким, какой он есть, и не пытается изменить его в отличие от Ольги Ильинской, которая пыталась переделать Обломова:
“…полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку…” (часть 4 глава I)
“За что или отчего полюбила она его именно, отчего, не любя, вышла замуж, не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?” (часть 4 глава I)
“Она так полно и много любила: любила Облом?