Можно ли в макияже совершать намаз
Опишите нормы, касающиеся одежды и макияжа при посещении мечети для совершения пятничной молитвы.
Важны умеренность, опрятность (чистота тела и одежды), аккуратность. Если хотите, делайте «естественный» макияж.
Для пользы дела процитирую вам ответ одного из современных арабских богословов[1] на реплику о макияже одного из «умных» в вопросах богословия, который, прочитав несколько брошюр или книг на арабском, захотел сделать сенсационное заявление. Имам аль-Буты ответил следующим образом: «Вы говорите, что «макияж для женщин — это крайне нежелательно, почти запретно (макрух тахриман)?!» Где это вы нашли такое положение, дорогой мой, утвердительно заявляющий друг? Да, запрещается женщине выставлять напоказ перед чужими для нее мужчинами[2] свою природную красоту, а также то, что делает ее более привлекательной, например макияж. Что же касается абсолютной запретности макияжа, то это я услышал только от вас (уважаемый, категорически заявляющий). То, что мы хорошо знаем из исламских положений, так это «разрешенность всего, что не имеет запрета каноническим текстом или богословско-оправданной причиной». Поэтому женщина, находясь дома или в кругу своих родных и близких, может применять все формы улучшения своего внешнего вида (подчеркивающие ее женственность и привлекательность). Еще в доисламский период женщины-арабки применяли различные способы увеличения своей привлекательности. С приходом канонов последнего Писания было поставлено ограничение на демонстрацию и подчеркивание женственности и красоты (через оголение тела) перед чужими людьми. Что касается окружения родных и близких, то это осталось дозволенным (мубах)».
«Я не знаю, — продолжает аль-Буты, — вы даете фетву (богословское заключение) или спрашиваете о ней. Но как вы можете говорить о том, что женщине нельзя молиться, когда, например, на лице у нее макияж?! И из какого это богословского источника вы взяли, что если женщина собирается молиться, то ей необходимо смыть тушь или косметические средства, что у нее на лице?! Правило гласит: «Все разрешено, за исключением того, что имеет запрещающий текст».
Думаю, что у уважаемого хорошо развито воображение, которое и выдает богословские заключения, что, в свою очередь, является крайне пагубным и недопустимым в религии. В Священном Коране сказано:
«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — запретно (харам), а это — разрешено (халяль)» (см. Св. Коран, 16:116)»[3].
Можно ли делать неброский макияж, выходя на улицу или работу? Просто не хочется, чтобы окружающие думали, что мусульманки совсем за собой не следят.
Естественной природной красоты вполне достаточно: чистота, опрятность, стильность, элегантность. Мусульманки всегда следят за собой, по крайней мере это очень важно и необходимо. Проявляется это прежде всего в манерах, выражении лица, естественной легкости, проницательности взгляда, внешней опрятности, аккуратности на рабочем месте, воспитанности в общении и внимании не только к душе, но и к телу, а также к интеллекту[4].
Женщинам лишь кажется, что макияж столь важен. На самом деле он больше отвлекает самих же женщин, особенно когда портится из-за воздействия влаги или других причин. Также замечу, что макияж чаще раздражает мужчин.
Неброский макияж, о котором вы спрашиваете, возможен[5], но это далеко не единственное из того, что украшает девушку, женщину.
Можно ли делать татуаж на лице в косметических целях? Люба, 21 год.
Можно ли делать татуаж бровей, век или губ с разрешения мужа? Насыпхан.
Это косметическая процедура, в процессе которой специалист вносит вещество краски (пигмент) в верхний слой кожи (татуаж век), бровей (татуаж бровей) или губ (татуаж губ). Не смываемо. Поэтому относится к «изменению облика, данного Всевышним», что запрещается текстом Священного Писания:
«Буду [говорит Сатана] приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]» (см. Св. Коран, 4:119).
Считаю, что не стоит этого делать. Кстати, что значит «в косметических целях»?
Отмечу, что многие (примерно 95%) сделавшие татуаж впоследствии сожалеют об этом, ибо понимают, что процедура испортила естественную красоту да к тому же требует поддержания полученных новых форм и очертаний бровей, губ или век. Это влечет за собой немалое количество непредвиденных ранее финансовых расходов, времени и вызывает море сомнений в привлекательности нового образа.
Можно ли молиться, если на лице косметика? Егяна.
Можно.
Можно ли подводить глаза сурьмой? Елена.
Можно.
Как совершать малое омовение, если на лице макияж (находясь на работе, постоянно удалять и заново наносить грим крайне неудобно)? Хамида.
Извините, конечно, но зачем так мучить себя, или, устраиваясь на работу, вы дали обещание об обязательном наличии грима или макияжа вашему начальнику?
Если макияж столь обязателен, то я советовал бы вам наносить его по минимуму, так, чтобы легко можно было смыть и восстановить. Поверьте, естественный внешний вид и облик человека намного более приятен для окружающих.
Нужно ли смывать тушь для ресниц перед совершением омовения? Я слышала, что тушь, как и лак для ногтей, мешает прохождению воды во время омовения. Получается, что от туши надо отказаться вовсе, невозможно наносить ее 4–5 раз в день. Диана.
При разумно нанесенном количестве туши на ресницы смывать ее не нужно.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Это Рамадан аль-Буты, который часто делает акцент на жесткость, а не послабление, например, в отличие от Юсуфа аль-Кардави.
[2] Те, которые не являются ее близкими родственниками.
[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 23, 24.
[4] В аятах Корана и хадисах человек, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, многократно призываем к разумению, осмыслению и просвещению. Без этого жизнь не понять.
[5] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 480, 485.
Источник
Вопрос: Создает ли помехи макияж женщины при совершении малого омовения?
Ответ: Если есть опасения, что из-за макияжа вода не достигнет кожи, то перед совершением малого омовения макияж следует в обязательном порядке очистить.
Вопрос: Считается ли бисер, содержащийся в макияже или же на одежде, преградой для воды во время малого омовения?
Ответ: Обязательно следует очистить. Но если есть убежденность, что бисер не создает никаких проблем для контакта воды с кожей лица, то не обязательно.
Вопрос: Разрешается ли женщине с макияжем выполнять намаз, если известно, что она нанесла его до совершения малого омовения?
Ответ: Намаз верен.
Вопрос: Создает ли макияж во время земного поклона преграду между лбом и мохуром?
Ответ: Это не считается преградой во время земного поклона.
Вопрос: Является ли харамом выполнение намаза с макияжем?
Ответ: Это не харам. Однако женщине следует прикрыть лицо, чтобы ее не увидел посторонний мужчина. Если макияж является преградой для воды во время малого омовения, то ее следует очистить до совершения малого омовения.
Вопрос: Аннулируется ли малое омовение, совершенное с сурьмой на глазах?
Ответ: Малое омовение не аннулируется. Но если сурьма является преградой для контакта воды с кожей во время малого омовения, то малое омовение аннулируется.
Вопрос: Некоторые люди наносят на свое тело татуировку. Если она будет нанесена на части тела, омываемые во время малого омовения, то аннулирует ли это малое омовение, препятствуя контакту воды с кожей?
Ответ: Если не будет находиться под кожей, то создает для воды преграду.
Вопрос: Если цветная татуировка будет на коже, и будет считаться преградой для воды во время малого омовения, то следует ли ее очищать?
Ответ: Нанесение татуировки как таковое разрешено. Но если она будет считаться украшением, то женщинам запрещено демонстрировать ее при посторонних мужчинах. Если цветная татуировка будет нанесена на кожу, и будет препятствием для контакта воды с кожей, то перед совершением малого омовения ее обязательно следует полностью очистить. Если ее невозможно очистить, то разрешение использования цвета сомнительно.
Вопрос: Можно ли совершать малое омовение с искусственными ногтями?
Ответ: Совершение малого омовения с искусственными ногтями запрещено. Потому что они препятствуют попаданию воды на тот участок, куда приклеены.
Вопрос: Многие женщины красят волосы, а некоторые мужчины волосы и бороду. Аннулирует ли это малое и большое омовение?
Ответ: Если хна на волосах, по мнению людей, будет не столь заметной, то она не является препятствием для воды. В таком случае разрешается обтирать четвертую часть головы спереди.
Вопрос: Является ли лак, нанесенный на ногти, препятствием для воды во время малого омовения?
Ответ: Да, является. Ее обязательно следует очистить.
Вопрос: Некоторые женщины используют накладные ресницы, и они остаются на глазах приблизительно в течение недели. Разрешено ли их использование с точки зрения верности малого омовения и намаза?
Ответ: Они являются помехой для малого и большого омовения. Согласно предосторожности, если не будет уважительной с точки зрения шариата причины, вроде устранения невыносимой трудности (например, женщина, не имеющая своих ресниц, будет обременена комплексами), то это не разрешено. Если это будет считаться украшением, то, согласно предосторожности, глаза следует прикрыть.
Источник
маргарита вирова
Сегодня, когда бьюти-блогеры в хиджабах перестали быть диковинкой, дискуссии о косметике в жизни мусульманок только набирают обороты. Как известно, в Коране нет прямых инструкций по нанесению макияжа — и многие трактуют религиозные предписания по своему усмотрению. Разбираемся, как мусульманские женщины выбирают косметику и используют её в повседневной жизни.
Можно ли мусульманкам краситься
В сегодняшнем мире мусульманки бывают очень разными: кто-то исправно соблюдает религиозный канон во всём, включая внешний вид, а кто-то выбирает образ жизни, более адаптированный под западные реалии. Свой вклад в трактовку «женского этикета» вносят и исламские учёные, и
сами девушки. А макияж и способы украшения себя — тема живо обсуждаемая. Учитываются при этом не только требования шариата, но и конкретная «носибельность» косметических продуктов — они не должны мешать женщине совершать молитву.
Даже в самых ортодоксальных течениях ислама считается, что женщина должна украшать себя — разумеется, для мужа, — что и делает бьюти-практики обычной вещью для религиозных женщин. Разрешение «явной красоты» вполне присутствует в Коране: женщины могут красить глаза и руки хной и сурьмой, носить кольца и браслеты — подразумевается, что и посторонние могут видеть украшения на тех частях тела, которые не закрыты одеждой. Да, для тех, кто стремится жить в соответствии с ортодоксальным миропорядком, регулярный яркий макияж, как правило, оказывается запретной территорией, но в реальности большая часть мусульманок обсуждает множество нюансов. Например, если демонстрировать красоту перед мужчинами действительно нельзя, то про женщин ничего не сказано — так и действуют мусульманские бьюти-блогеры с закрытыми аккаунтами, а макияж остаётся вполне невинным развлечением и способом коммуникации.
Сегодня мусульманские учёные спорят даже о ботулотоксине и татуаже, вроде бы подпадающих под категорию недопустимых изменений внешности, не заложенных природой: в условиях гибкой морали оказывается, что и цели применения для этих процедур могут быть разными. Свобода выбора в обращении с собственным лицом и телом становится для мусульманок всё более важным вопросом, и способы его решения не так уж сильно совпадают с фотографиями западных блогеров в хиджабах. Макияж амбассадора CoverGirl Нуры Афиа можно увидеть на свадьбе, но в повседневной жизни мусульманки редко выбирают многослойную основу и контуринг всего подряд.
Макияж и молитва
Для того чтобы молитва считалась действительной, при омовении перед намазом ничто не должно препятствовать доступу воды к телу — с этим и связаны появившиеся на бьюти-рынке халяльные лаки для ногтей. Orly, кстати, не первая западная марка, которая делает для покупательниц такое предложение — так называемые дышащие лаки уже
несколько лет существуют в ассортименте Inglot, а в прошлом году таковые появились у марки Maya Cosmetics. В связи с этим же требованием мусульманки редко выбирают плотные тональные основы, предпочитая им легко обновляющуюся пудру. Кто-то смывает макияж перед молитвой, а кто-то просто выбирает водостойкую косметику, которая и не потечёт, и оставит воду после намаза чистой соответственно требованиям Корана. Хитростей много, и, в общем-то, многие действуют по принципу разрешения всего того, что не запрещено прямо. Например, женщины не совершают намаз во время месячных — что означает, что на несколько дней в месяц «неудобная» косметика становится доступной. По той же логике к омовению нельзя приступать с накладными ресницами и ногтями.
Халяльная косметика
Халяль, конечно, представляет собой набор требований не только к еде, но и к косметике, бытовой химии и другим продуктам повседневного пользования. «Чистая» с точки зрения религиозных требований косметика не должна содержать алкоголя (то есть спирта и его производных) и веществ, полученных после переработки продуктов из свинины; накладные
ресницы и парики не могут быть сделаны из человеческих волос. Помимо всего прочего, есть интересное предписание по поводу выщипывания бровей: поскольку Коран запрещает кардинально менять вид частей тела, то предполагается, что щипцы лучше отложить. Тем не менее многие девушки аккуратно поправляют естественную форму бровей и уж тем более благосклонно относятся к средствам для их макияжа.
По сути, ограничений не так уж много, и для того, чтобы ненароком не нанести на лицо что-то запретное, пользователям достаточно внимательно читать составы. Халяльные продукты способны предложить многие марки органической косметики и веганские бренды, поэтому отдельных мусульманских линеек на рынке мало и большой популярностью они не пользуются. Но многие находят удобство в выборе косметики, помеченной соответствиями религиозным требованиям, и небольшая аудитория у марок вроде калифорнийской Amara Halal Cosmetics или индийской Iba всё же есть.
Отдельно стоит сказать о двух веществах — это хна и сурьма. Хной привычно красят волосы и украшают ладони и ступни: нам эта практика знакома по менди или мехенди, росписи по телу, не так давно ставшей на время модной. Красящее вещество сурьма было известно на Востоке и в Египте ещё в древности, и его применяли для макияжа глаз и бровей. На арабском название звучит как «кохль» — по аналогии с ним применяется современный мягкий карандаш-кайал для подводки глаз. Сурьма по сей день пользуется успехом в Индии и восточных странах — и благодаря разнообразию форм, в которых она выпускается, и благодаря устоявшейся вере в её полезность для бровей и ресниц. Хна и сурьма оговорены и одобрены Кораном.
Источник
Вопрос: Учитывая то, что «уашм» запрещен Исламом из-за его вредного воздействия на кожу, в качестве альтернативы для этих целей люди используют хну для нанесения разного рода рисунков и узоров. Однако недостаток этого способа в том, что желаемый узор не получается столь отчетливо как при нанесении реального тату и несмотря на то, что впоследствии рисунок можно удалить, он все же держится на коже в течении продолжительного периода. С учетом проблематичности обоих этих способов в качестве замены им предлагается нанесение тату при помощи наклеек, более известное как «стикер-тату». Так, к примеру, ее можно нанести ночью и избавиться от нее тут же после того как цель, для которой она предполагалась, будет достигнута. Каково шариатское постановление относительно «стикер-тату», клеящегося на тело, а затем удаляемого с него без следа?
Ответ:
Хвала Аллаху!
Во-первых:
С точки зрения Шариата существует разница между украшением тела при помощи окончательного изменения формы или цвета какого-либо из органов тела или участков кожи, и между подобными украшениями, имеющим временный характер. Что касается первого, то это является запретным и расценивается как изменение творения Всевышнего Аллаха, что же до второго, то это дозволено и относится к разрешенным видам украшения тела.
Уашм (тату) – это изменение цвета кожи (на определенном участке тела) при помощи прокалывания ее иглой до момента появления крови, а затем подкрашивание этого места сурьмой или иной краской, для того чтобы добиться изменения ее первоначального сотворенного Всевышним Аллахом цвета.
Что же касается нанесения узоров на кожу при помощи хны и подобных веществ, то это не относится к изменению творения Аллаха, поскольку не меняет цвет кожи, являясь не более чем рисунками и надписями, самоудаляемыми, со временем, естественным образом.
Всевышний Аллах позволил женщинам украшаться при помощи подобных узоров, с условием, что данные рисунки не будут олицетворять собой какие либо живые существа, как например людей или животных, а также не будут демонстрироваться для посторонних им мужчин. Способ, которым пользуются испокон веков, упомянутый нами выше (при помощи иглы).
Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах писал:
«Уашима это женщина, наносящая татуировки, а именно, прокалывающая кожу с помощью иглы, спицы или нечто подобного, на тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах или на иных органах тела женщины, до момента появления крови, затем подкрашивающая эти места сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый оттенок. С помощью этого она может наносить на кожу различные узоры и надписи в виде больших или маленьких рисунков. Проделывающая все это называется «уашимой». Женщина же, которой наносятся татуировки, называется «маушумой», а та кто просит нанести ей на кожу татуировку – «мустаушимой». Это является запретным, как для той, кто делает эти татуировки, так и для тех, кому они наносятся, с их позволения или по их просьбе». См. «Шарх ан-Науауи ‘аля Муслим» 14/106.
2) Использования разного рода химических препаратов и хирургического вмешательства, приводящих к изменению цвета всей кожи или некоторой ее части.
Шейху Мухаммад Салих аль-‘Усаймину, да помилует его Аллах, однажды задали вопрос:
Среди людей сегодня, а особенно среди женщин, широко распространено использование химических препаратов, а также препаратов, растительного происхождения с целью изменить природный цвет кожи и придать ей иной желаемый цвет. Так, например, после прохождения всех этих процедур, смуглая коричневая кожа становится белой. Не является ли это запретным с точки зрения Шариата? Следует также отметить, что порой сами мужья велят своим женам делать с собой это, объясняя это тем, что женщина обязана украшаться перед своим супругом.
На что шейх ответил:
«Если это изменение имеет окончательный и необратимый характер, то это безусловно запрещено, более того это является одним из величайших грехов, ибо это даже хуже чем уашм (татуировки). Достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял «уасылю и мустаусылю», «уашиму и мустаушиму». В обоих «Сахихах» приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Проклял Аллах метящих и просящих об этом, выщипывающих и просящих об этом, подпиливающих для красоты – изменяющих творение Аллаха». Затем Ибн Мас’уд сказал: «Почему же и я не должен проклинать тех, кого проклял сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!»
Уасыля (подвязывающая) – это женщина, занимающаяся подвязыванием прядей к голове женщины у которой свои волосы редкие или короткие.
Мустаусыля – это та, кто просит о подвязывании прядей.
Уашима (метящая) – это, так кто при помощи иглы наносит на кожу татуировки, изменяющие цвет кожи.
Мусташима – это, так то просит о нанесении татуировок.
Намиса (выщипывающая) – это та, кто выщипывает и удаляет волосы с лица женщины, например брови.
Мустанмиса – та, кто просит об этом.
Мутафаллиджа – это женщина, обращающаяся с просьбой о подпиливании ее зубов, так чтобы между ее зубами появились щели.
Все это является изменением творения Аллаха. А процедуры, о которых говорит задающий вопрос еще хуже, чем изменения творения Аллаха, упомянутые в хадисе». См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх ‘Усаймин» 17/4.
3) Метод нанесения временных тату, срок длительности которых может достигать года и более.
Шейха ‘Абдуллаха ибн Джибрина, да помилует его Аллах, спросили:
В наши дни появились новые технологии нанесения татуировок, а также изменения и корректировки контуров губ при помощи нанесения временных тату, срок которых может достигать шести и даже двенадцати месяцев. Каково постановление Шариата относительно этого?
Шейх ответил:
«Это не позволительно, поскольку также входит в понятие «уашм», а ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял уашиму и мустаушиму. Так, эффект от подведения контура глаз и губ при помощи это способа длится от полугода до года, затем когда достигнутый результат ослабевает, женщина возобновляет эту процедуру для того чтобы эффект длился постоянно. И, таким образом, это становится подобным постоянному уашму.
В основе своей сурьма является средством лечения болезней глаз. Как правило, она бывает черного или серого цвета. Ее закладывают под веко или наносят на ресницы при конъюктивите или для профилактики глазных заболеваний. Также она используется, женщинами, в качестве дозволенного украшения. Что же касается корректировки контура губ при помощи временной татуировки (с использованием сурьмы), то я считаю, что это недозволенно. И пусть женщины остерегаются совершения подобного рода сомнительных поступков. Аллаху ведомо лучше, и да благословит Он и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников».
Наше мнение относительного временного «уашма» (кстати более правильным будет не называть его «уашм», поскольку, если это полностью соответствует тому виду, о котором упомянуто в вопросе и не относится к запретным видам татуировок, в Шариате это имеет положение нанесения узоров при помощи хны и не более). Однако дозволенность этих тату обусловлена следующими пунктами:
1. Чтобы данный узор можно было удалить, и он не был постоянным.
2. Чтобы в подобных узорах не фигурировало изображение живых существ.
3. Чтобы эти тату не демонстрировались посторонним мужчинам.
4. Чтобы их нанесение не нанесло вреда кожи с точки зрения медицины.
5. Чтобы в этих узорах не прослеживалось уподобление распутницам или неверным.
6. Чтобы тату не содержали в себе отличительных символов и орнаментов искаженных религий, порочных идеологий и заблудшего образа жизни.
7. Чтобы наносящей эти тату была женщиной, и чтобы они не наносились на места «‘аурата».
Имам ас-Сан’ани, да помилует его Аллах, писал: «В некоторых хадисах запретность уашма мотивируется изменением творения Аллаха, к которому он приводит. Однако нельзя утверждать, что нанесение узоров при помощи хны содержит в себе тот же мотив. И даже если заявить подобное, то это все равно являлось бы исключением согласно единогласному мнению ученых (иджма’) а также, поскольку это практиковалось при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. «Субуль ас-Салям» (1/150).
Ранее мы уже приводили вопрос заданный шейху ‘Усаймину:
«Среди людей сегодня, а особенно среди женщин, широко распространено использование химических препаратов, а также препаратов, растительного происхождения с целью изменить природный цвет кожи…»
В продолжении своего ответа шейх сказал:
«…процедуры, о которых говорит задающий вопрос еще хуже, чем изменения творения Аллаха, упомянутые в хадисе. Что же касается изменения временного, не носящего постоянный необратимый характер, как например узоры при помощи хны и т.п., то нет никаких проблем в их использовании, поскольку они устраняются естественным путем и подобны сурьме, губной помаде и румянам для щек. Однако следует помнить, что обязательно остерегаться самим и предостерегать других от изменений творения Аллаха, более того необходимо распространять это среди людей, дабы в последствие в исламской Умме это зло не стало нормой, устранение которой будет затруднительным».
См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх ‘Усаймин» 17/4.
Также следует отметить, что некоторые медики предостерегает от нанесения временных «стикер-тату».
Так в саудийской газете «аль-Йаум» была размещена статья следующего содержания:
«…Временные тату, сегодня, пользуется растущим спросом среди девушек всех возрастных категорий, особенно это заметно в период праздников и начала школьных каникул. Однако доктор Усама аль-Багдади – специалист по кожным заболеваниям – предупреждает о вредных последствий этих стикеров. В первую очередь, это опасность обезображивания участка кожи, на который они были нанесены. Также это риск развития разного рода кожных заболеваний, зависящий от степени опасности клея, используемого в стикерах. Этот клей, сквозь поры кожи, проникает в организм и смешивается с системой кровообращения. Помимо этого химические красители, входящие в состав самой тату, могут негативно отразиться на общем состоянии здоровья». См. Газета «аль-Йаум» №11159, от 11/11/1424 г.х. соответствующему 1/3/2004 г.г.
Итак, если выяснится, что данный вид тату («стикер-тату») приводит к кожным или иным заболеваниям, то это станет запретным с точки зрения Шариата, поскольку мусульманин не имеет право совершать что-либо приносящее вред ему самому или кому-либо другому. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет в Исламе причинения вреда самому себе или кому-либо другому». См. «Сунан ибн Маджах»/784. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Ируа аль-Гъалиль».
А Аллаху ведомо лучше!
https://islamqa.com/ar/ref/99629/
الوشم
Источник