Мона лиза брови и ресницы

Мона лиза брови и ресницы thumbnail

На чтение 7 мин.

     Отсутствие бровей у дамы, изображенной на картине “Джоконда”, впервые отметил в 1817 г.  французский писатель  Анри Стендаль.  А “Джоконда” датируется предположительно периодом 1503-1515 гг.

     Версий, почему бровей нет (или же не видно) сейчас существует много, вот некоторые из них.

     1 -я версия:

    Леонардо да Винчи на многих портретах и картинах специально едва прорисовывал брови, чтобы акцентировать внимание именно на глазах, выделить их, подчеркнуть, придать взгляду загадочность и значительность (что ему всегда удавалось!)… Так что это вроде как обычный его прием…

     2-я версия: просто тогда это было модно!

   “Мода на высоко выбритый лоб с бритыми бровями действительно  была Изабелла Баварскаяраспространена среди женщин в XV веке в аристократических кругах Италии, Франции и Нидерландов. Введение этого обычая, как принято считать, связывают с именем Изабеллы Баварской (1395 год).

     Красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая (змеиная) шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Высокий выпуклый лоб был модным, и для его создания волосы надо лбом и затылком (для создания эффекта длинной шеи) иногда подбривали на два, а то и четыре пальца, а брови выщипывали. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних. ” –  Википедия  

     Рассмотрим  несколько женских портреты, написанные знаменитыми художниками средневековья из разных стран,  на предмет наличия бровей.

Рогир ван дер Вейден Портрет леди 1460 г.       Нидерланды:  У дамы, послужившей моделью для “Портрета леди”, написанном Рогиром Ван дер Вейденом в 1460 г., брови либы выбриты, либо выщипаны.

Агнесса Соррель

     Франция: Изображенная Жаном Фуке в 1450 году знаменитая куртизанка Агнесса Сорель, дама де Боте, фаворитка Франции Карла VII, также  брила брови. Она считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи! Агнессе приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого люда и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: “У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете”.

Портрет герцогинь Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских, Кранах Старший, Лукас, Около 1535, 62 x 89 см, Дерево, масло, Возрождение

     Германия:  А вот портрет  трех практически безбровых герцогинь Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских, написанный немецким живописцем той эпохи Кранахом Лукасом Старшим около 1535 г. 

Кранах Лукас Старший

      Портрет его же кисти “Мезальянс”- 1532 г.

Рембрандт, Харменс ван Рейн Портрет Саскии с цветком 1641 г. Нидерланды, Голландия

     Нидерланды: Знаменитый “Портрет Саскии с цветком” Рембрандта, написанный в 1641 г.   

Елизавета I     Англия: Действительно, такая мода имела место, и ей следовали весьма  высокопоставленные персоны – например,  портрет  английской королевы Елизаветы I (1558-1603 г.г., кстати, это она ввела моду на рыжий цвет волос)  говорит о том, что и она тоже брила брови. 

     Т.е., такая мода продержалась почти три   века?

     Говорят, новое – это хорошо забытое старое…  Вот и сейчас как будто бы мода  на бритые брови возвращается… “Лоб Джоконды” время от времени просят сделать и некоторые современные модницы. Женщины удаляют волосы на затылке, чтобы зрительно увеличить шею и носить высокие прически. Долой сросшиеся брови: говорят, это признак дурного характера…

     Недавно на показах элитных брендов Balenciaga и Prada сезона осень-зима 2009 стилисты  сбрили брови своим известным высокооплачиваемым  моделям…

Тренд

Брови ДжокондыБрови Джоконды

     Неизвестно, выйдет ли эта мода на улицы, – как воспримут это современные люди – ведь бритые брови пока, так же как и в средние века, предлагаются  элите…

    Но ведь жена торговца шелками  по своему общественному положению не могла считаться аристократкой! Да и до бритья ли бровей ей было, если (по некоторым версиям) ее одеяние является траурным? Впрочем, по некоторым сведениям, ее мужу в 1510 году  удалось сделать во Флоренции выдающуюся политическую карьеру и в течение последующих семи лет он определял судьбы своего родного города. Мона Лиза была его второй или третьей супругой. И либо она  была большой поклонницей  высокой моды того времени, тем более, что жила во Флоренции – одном из самых крупных культурных центров того времени, и подражала высокопоставленным модным особам, либо…

     3-я версия: Это не она!

… либо все-таки моделью послужила другая дама, – действительно аристократка, брить брови для которой было действительно показателем ее высокого происхождения, общественного положения и чуть ли не обязанностью!

      4-я версия: тайный замысел Леонардо!  

     Отсутствие бровей – это  знак, который должен привлечь внимание зрителя к отгадке  шифра Леонардо! Эту интересную, и очень красивую  версию Вы можете посмотреть на ролике The mystery of the Divine Gioconda Smile – Тайна Джоконды  в разделе ВИДЕО. Оказывается, если правильно рассматривать картину, на ней возникает эфемерный образ прекрасного ангела!

      5-я версия: болезнь

      В среде знати того времени были часты уродства,  бесчисленные детские болезни, особенно рахит. Никогда не было столько калек, горбунов и карликов, как тогда, когда появился идеал средневековой красоты – маленькая, хрупкая фигурка с чуть вздутым животом, подчеркнутым фасоном платья, одутловатое бледное лицо с большим выпуклым лбом, без бровей и ресниц – их лишались из-за болезней. Даме, изображенной на картине “Джоконда”, современные врачи ставят множество диагнозов – и один из них – алопеция (отсутствие волос)

      6-я версия: брови все-таки были!

     Французский инженер Паскаль  Котт изобрел специальную ультрасовременную цифровую фотокамеру с разрешением 240 мегапикселов, так называемую Multi-spectral Imaging Camera, которая при помощи патентованной технологии работы в инфракрасном диапазоне при интенсивном освещении способна как бы пронзать верхние слои краски и лака, нанесенные неловкими реставраторами за все прошедшие столетия. С помощью этой своей камеры Котт сумел выяснить, как изначально выглядела Мона Лиза, как были наложены краски самим да Винчи, – отделив все последующие чужеродные слои.
До и после     После двух лет тщательного анализа Котту открылось настоящее синее небо, розовый цвет лица девушки, гораздо более яркие горы и зеленые деревья. Котт считает, что брови и ресницы были случайно стерты во время реставрационных работ или краска просто выцвела за почти пятьсот лет. Доказательством является фото с разрешением 150 тысяч точек на дюйм, на котором лицо Моны Лизы увеличено в 24 раза. На нем различим единственный мазок кисти одного волоска над левой бровью, который подтверждает, что брови когда-то все-таки были. Если внимательно посмотреть на место рядом с глазом Джоконды, то можно заметить, что трещинки вокруг него постепенно сходят на нет – это следы неумелой реставрации.Мона Лиза

Читайте также:  Брови во сне к чему это

ВВЕРХ В МЕНЮ

В РАЗДЕЛ ДЖОКОНДА

Post Views:
3 384

Источник

«Мона Лиза» – пожалуй, самое известное произведение искусства во всем мире. Вряд ли хоть одна картина в истории живописи подвергалась столь тщательному исследованию и анализу или была бы овеяна таким количеством легенд и загадок. Поразительная улыбка женщины столетиями служит предметом споров.

Предыстория

Картину написал Леонардо да Винчи, знаменитый итальянский живописец, между 1504-м и 1519-м. На ней по пояс изображена молодая женщина по имени Лиза Герардини. Считается, что портрет великому мастеру заказал ее муж, Франческо дель Джокондо, поэтому изображенную даму также называют Джокондой. А «Мона Лиза» буквально означает «Госпожа Лиза». Работа да Винчи вывешена в парижском музее Лувре.

Лиза Герардини происходила из известной семьи, которая пользовалась влиянием в Тоскане и Флоренции. Она вышла замуж за Франческо дель Джокондо, преуспевающего купца, торговавшего шелком. Портрет Лизы был заказан Франческо по случаю рождения их второго сына и должен был стать украшением их жилища. Личность изображенной на картине женщины стала известна лишь в 2005-м, а до тех пор выдвигалось бесчисленное количество версий относительно того, кто на самом деле нарисован на портрете.

Гений мастера

«Мона Лиза» прославилась по ряду причин. Одной из них была, конечно, личность и популярность самого художника. Леонардо да Винчи можно назвать самым узнаваемым живописцем в мире. Он был не только художником, но также ученым, изобретателем и врачом. Своими познаниями в области анатомии человека мастер во многом обязан препарированию трупов.

Благодаря возможности наиболее близко знакомиться со строением человеческого тела, да Винчи рисовал более точно, чем другие художники его времени. Хотя его «Мона Лиза» признана величайшим произведением искусства, Леонардо был в большей степени графиком, чем живописцем. Красками он написал лишь несколько картин. А его самый знаменитый рисунок – «Виртрувианский человек», хорошо известный каждому, кто изучал анатомию, физиологию или искусство.

Но прославился Леонардо не только картинами, но и изобретениями. Среди самых известных его идей были предшественники современного вертолета и танка. Кроме «Моны Лизы», огромной известностью пользуется его фреска «Тайная вечеря». Да Винчи писал на самых разных поверхностях, экспериментируя, изобретая.

«Иоанн Креститель» кисти да Винчи

Техника «Джоконды»

«Мона Лиза» написана маслом на дощечке из тополиного дерева (так что это не полотно, как считают некоторые). Возможно, такая основа для картины – одна из причин ее необычных свойств. За несколько столетий своего существования работа даже ни разу не была реставрирована – что очень неожиданно, учитывая возраст шедевра.

Большинство художников эпохи Ренессанса использовали в работе библейские сюжеты. Это отличало живопись от других направлений искусства того периода. Анатомическая достоверность – характерный признак эпохи, и «Мона Лиза» выделяется из величайших произведений искусства благодаря точности изображения деталей – рук, глаз, губ. В уголках рта и глаз женщины да Винчи использовал затенение, что придало изображению удивительную правдоподобность. При этом в выражении лица можно проследить сдерживаемое веселье и хитрость, как будто она знает какую-то тайну и радуется ей.

Да Винчи также изобразил фон, который выглядит как вид сверху на прекрасный пейзаж. Однако все элементы картины, кроме лица и рук женщины, умело затемнены. Еще одна уникальная особенность – отсутствие видимых мазков кисти. Неудивительно, что эту картину считают подлинным шедевром искусства.

Кража

«Мона Лиза» известна не только по этой причине. В 1911-м ее выкрали из Лувра. Как ни странно, в числе главных подозреваемых был художник Пабло Пикассо. Его даже бросили в тюрьму, но позже освободили. Два года шедевр считался утерянным.

В 1913-м итальянец Винченцо Перуджа был арестован за похищение знаменитой картины. Оригинал шедевра вернулся на законное место в галерею Лувра. Перуджа в то время был одним из служащих музея и считал, что картина принадлежит Италии и должна вернуться на родину. Два года он прятал ее в своей квартире, но попался, когда пытался продать ее в галерею во Флоренции, Италия.

Акты вандализма

Не обошли картину стороной и акты надругательства. Впервые она подверглась нападениям вандалов в 1956-м, когда кто-то облил нижнюю половину работы кислотой и нанес ей сильный урон. В том же году другой вандал швырнул в нее камнем, повредив тем самым краску у локтя женщины. Позже следы надругательства были скрыты. После этого картину поместили под пуленепробиваемое стекло, чтобы предотвратить дальнейшие попытки уничтожить ее.

Загадки «Моны Лизы»

Ученые и искусствоведы объединенными усилиями бьются над разгадыванием тайн, которые хранит произведение да Винчи. Главная из них – поразительная улыбка изображенной женщины. Дело в том, что уголки рта лишь самую малость приподняты, поэтому глядя только на губы Моны Лизы, сложно утверждать, что она улыбается. А вот если оценивать портрет целиком, то кажется, что улыбка действительно есть. Более того, с разных ракурсов выражение лица меняется.

Объяснить этот феномен непросто. Кое-кто выдвигал версию, что изображенная женщина ждет ребенка и это придает ее улыбке такую загадочность. Теория не выдерживает критики: как известно, Мона Лиза как раз незадолго до этого произвела на свет второго сына.

Многие верят, что Леонардо изобразил на картине самого себя в женском обличье, но и этому нет доказательств. Другие утверждают, что да Винчи, будучи нетрадиционной ориентации, тайно написал портрет своего возлюбленного.

Есть и еще одно объяснение загадочной улыбки, которое, кстати, не сразу бросается в глаза. Дело в том, что у изображенной женщины полностью отсутствуют брови; ресницы тоже не прорисованы. Одни объясняют это веянием моды: многие дамы того времени не только удаляли брови, но и сбривали часть волос на голове, чтобы визуально увеличить высоту лба. Однако французский искусствовед Паскаль Котт, изучивший картину, утверждает, что брови изначально были, просто со временем краски или выцвели, или же были счищены.

Читайте также:  Можно ли покрасить брови во время беременности

Ученый и врач индийского происхождения Мандип Мехра привел свое объяснение отсутствию бровей. Изучив отдельные черты, такие как цвет лица, линии шеи, очертания пальцев и особенности роста волос, он пришел к неожиданному заключению. По его мнению, изображенная женщина страдала от гипотиреоза – заболевания щитовидной железы. И таинственная улыбка – лишь результат мышечной слабости.

Интересно, что улыбка Моны Лизы вызывает не только положительные впечатления. Многие находят ее отталкивающей, тревожной, неприятной и даже «бесовской». В любом случае, чем дольше зритель вглядывается в ее лицо, тем более широкий спектр ощущений у него появляется.

Еще одна загадка картины – ее оригинал. Известно, что изначально изображение выглядело несколько иначе, но позже Леонардо сам закрасил и видоизменил отдельные участки. Было обнаружено, что поменялось положение пальцев на руке и покрывала на коленях женщины. Открытия были сделаны с помощью инфракрасной и лазерной визуализации. В 2015-м было даже обнаружено, что и выражение лица модели было другим. Кто был изображен изначально, остается тайной.

________________________

Спасибо за внимание! Если понравилось – можно подписаться на канал и следить за обновлениями 🙂

Также читайте:

Источник

 Более 500 лет назад Леонардо да Винчи написал шедевр, вокруг которого до сих пор не утихают споры. Но многие его тайны удалось приоткрыть…

В московском арт-центре «Ветошный» проходит выставка «Гений да Винчи». Это самая полная из когда-либо созданных передвижных экспозиций, посвящённых величайшему изобретателю. О ней рассказывает Брюс Петерсон, управляющий компанией-организатором «Гранд Экзибишнз».

«АиФ»: – В каких городах уже побывала экспозиция «Гений да Винчи» и что её отличает от других подобных выставок?

Б.П.: – На сегодняшний день мы выставлялись в более чем 40 городах по всему миру, на пяти континентах. В 2012 г. кроме Москвы запланированы выставки в Испании и США.

Наша задача состояла в том, чтобы собрать под одной крышей работы Леонардо, показывающие весь спектр его гения – изобретателя, художника, анатома, скульптора, инженера, музыканта и архитектора. На создание выставки ушло более 10 лет. Зато теперь можно увидеть в натуральную величину большое количество изобретённых им механизмов, воссозданных по личным дневникам да Винчи, а также репродукции его наиболее известных картин, факсимильные копии рукописей, работы по анатомии, рисунки, скульптуры.

Автопортрет (1665-1669) Рембрандт.

«АиФ»: – Правда, что вам удалось воссоздать оригинал «Моны Лизы»?

Б.П.: – Да, это так. Более 500 лет прошло со времени создания этой картины. Правительство Франции и дирекция Лувра предоставили инженеру Паскалю Котте, изобретателю передовой 240-мегапиксельной фотокамеры, почётное право – сделать серию снимков «Моны Лизы» в высочайшем разрешении. Его камера использует запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины, виртуального снятия одного за другим слоёв наложенного на неё за века лака. Котте потратил около трёх часов, создавая снимки «голой» картины – без рамы и защитного стекла. В результате ему удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза». Теперь мы можем насладиться оригинальным цветом красок этого портрета, то есть цветом пигментов, которые использовал Леонардо. Там небо цвета лазурита, тёпло-розовый цвет кожи лица, отчётливо прорисованные горы, зелёные деревья. Благодаря фотографиям Паскаля Котте мы узнали о 25 тайнах «Моны Лизы», ранее неизвестных. Например, стало ясно, что Леонардо не закончил работу над картиной. Видно, что положение рук натурщицы изменялось. Поначалу она поддерживала рукой покрывало, выражение лица и улыбка были несколько иными. Наконец, мы можем убедиться, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!

«АиФ»: – Какие устройства и механизмы увидят посетители вашей выставки?

Б.П.: – Представлены изобретённые Леонардо летательные аппараты, музыкальные и оптические устройства, механизмы из физики и механики, гидравлические и, наконец, военные машины. Некоторые из них показаны в натуральную величину, другие – в уменьшенном масштабе. Наши итальянские мастера воссоздали более 120 придуманных да Винчи механизмов. 65 из них можно увидеть на выставке. Эти машины сделаны впервые. Напомню, Леонардо никогда не строил большинство из своих изобретений – он только представлял их и рисовал.

«АиФ»: – Известно, что да Винчи специально допускал в своих чертежах ошибки, писал неточные комментарии. Для чего?

Б.П.: – Леонардо иногда делал это, чтобы защитить свои идеи от воровства. Желающих украсть их или как-то  дискредитировать хватало. Ведь эти идеи и стратегии могли стать хорошим источником дохода. Намеренно допуская ошибки, Леонардо как бы «патентовал» свои идеи. Наши мастера потратили много лет, расшифровывая преднамеренные ошибки Леонардо, чтобы создать работающие механизмы. Их вы и увидите на выставке, куда лучше приходить всей семьёй.

Смотрите также:

  • Жертвы войны. Почему не возвращаются объекты культуры, вывезенные из страны →
  • Джоконда из конструктора. Интервью с автором выставки «Искусство LEGO» →
  • Похищение века. Кто и зачем украл «Джоконду»? →

Источник

Совершенство или собрание пороков? Загадка Моны Лизы

Если бы картину не украли…

Ах, как жаль, что история не приемлет условно-сослагательное наклонение – «что было бы, если бы…» Допусти она эту вольность, очень хотелось бы провести один любопытный эксперимент.

Взять и «отмотать» на сто с небольшим лет назад «ленту» жизни и сделать так, чтобы в 1911 году вовремя схватить за руку Винченцо Перуджиа – никому не ведомого художника-любителя – чтобы он не сумел украсть из Лувра картину «Мона Лиза», написанную Леонардо да Винчи.

Знаете ли вы о том, что Микеланджело трудился, превозмогая боль? Чем страдал Мастер? Узнать здесь

Да, позже пропажу нашли и вернули на место. Но хотелось бы узнать: привлекала бы к себе эта работа столь пристальное внимание миллионов людей, восторгались бы они только лишь гениальным творением великого Мастера – или всё же полотно стало столь широко известным исключительно за счёт «криминальной» биографии? Ведь люди так падки на сенсации, а если таковых нет – придумывают их себе сами.

Читайте также:  Когда лучше выщипывать брови время

Однако, коль уж с историей не поиграешь в такие игры, давайте попытаемся сами разобраться в феномене популярности Джоконды с её загадочной полуулыбкой.

Кто изображён на холсте?

Хорошо хоть, что нет сомнений в том, кто написал «Мону Лизу». Разумеется, знаменитый Леонардо. Но зато как же досталось от многочисленных исследователей самой изображённой на полотне даме!

БОЛЬШИНСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ УВЕРЕНЫ:
НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕНА СУПРУГА (ТРЕТЬЯ ПО
СЧЁТУ) НЕКОЕГО ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ ДЖОКОНДО –
ФЛОРЕНТИЙСКОГО ТОРГОВЦА МАНУФАКТУРОЙ

Такое ощущение, что многие из них включились в негласное соревнование: кто больше сделает предположений о том, чем болела Джоконда. Впрочем, об этом чуть ниже. Пока же несколько слов об истории создания картины «Мона Лиза».

Время написания – начало XVI века. Полное название – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски: «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo». В русском варианте в слове «Монна» (от сокращённого итальянского ma donna – госпожа) почему-то неведомо куда исчезла одна «н», и получилось – «Мона».

Большинство исследователей уверены: на картине изображена супруга (третья по счёту) некоего Франческо дель Джокондо – флорентийского торговца мануфактурой. Её полное имя – Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини. Родилась 15 июня 1479 года, стала матерью пятерых детей, шестой был приёмным.

Если вам, читатель, так будет спокойнее, считайте, что на знаменитой картине именно Мона Лиза Джоконда. Но, вообще-то, на всякий случай, имейте в виду, что, по разным предположениям, сделанным в разное же время, это могут быть как шесть совершенно других женщин, так и изображение некоего юноши, а также портрет матери да Винчи (версия З. Фрейда) и даже автопортрет самого Леонардо.

Читайте материал по теме: Спасти человечество или разбогатеть? О чём мечтал Зигмунд Фрейд?

Впрочем, я бы всё же остановился на версии о том, что знаменитая улыбка Джоконды принадлежит именно Лизе Герардини. В 2005 году специалисты Гейдельбергского университета нашли старинный фолиант, он принадлежал одному лично знакомому с автором портрета флорентийскому чиновнику, и тот на полях указал как раз это женское имя – чиновник засвидетельствовал, что да Винчи работал над её портретом.

ПО РАЗНЫМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ, МОНА
ЛИЗА – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕКОЕГО ЮНОШИ,
А ТАКЖЕ ПОРТРЕТ МАТЕРИ ДА ВИНЧИ (ВЕРСИЯ
З. ФРЕЙДА) И ДАЖЕ АВТОПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО 

Повод для заказа картины был таким: торговец выстроил для своей семьи новый дом, и, к тому же, у супругов родился второй сын, Андреа.

«Хороши также грудь и улыбка»

Не подумайте, читатель, «ничего такого», я, к счастью, не эксперт по старинным портретам: в подзаголовке всего лишь цитата – это пел Андрей Миронов в нашем старом чудесном фильме «Обыкновенное чудо».

Так вот, об улыбке Моны Лизы. Вот тут-то многочисленные знатоки человеческой психологии и физиологии дали себе такую волю, что начинаешь понимать: пределов человеческой фантазии просто нет.

Так, один американский специалист по лечению зубов и, по совместительству, искусствовед (бывает, оказывается, и такое) уверен: бедная Джоконда, судя по её скупой улыбке, утратила немало зубов и, позируя, просто стеснялась улыбнуться пошире, «по-американски».

Читайте материал по теме: Улыбайтесь! Как перестать бояться стоматолога?

Вносят свой вклад и офтальмологи: глядя на картину, они признают у «бедной Лизы» и косоглазие, и катаракту, и, заодно, гетерохромию радужки – якобы, разглядели, что глаза у неё разного цвета.

А ещё, оказывается, эта странная улыбка свидетельствует о наличии у её владелицы… олигофрении, алкоголизма, глухоты и, самое невинное – астмы. О как! Спасибо «экспертам», теперь хоть буду знать, как улыбаются астматики.

Ну, что ж, наше почти детективное расследование подходит к концу, осталось только выяснить, почему у Моны Лизы нет бровей.

Один вариант: мода тогда такая была – выщипывали их. Для красоты. Правда, и здесь найдутся критики – у Джоконды же ещё и ресниц не видно! Значит, делают они вывод, однозначно, болезнь – скажем, алопеция (выпадение волос).

Читайте больше наших статей каждый день в официальной группе компании ВКонтакте

Другое мнение: художник использовал новую технологию, накладывая краски слой за слоем, и просто не закончил портрет, не успел дорисовать брови и ресницы.

Есть и ещё версия: картина не раз подвергалась реставрации, вот как-то случайно и смыли брови.

Всё это было бы смешно…

Знаете, уважаемые читатели, в конечном итоге, я предлагаю вам самим решить, в чём же заключается секрет Моны Лизы. Напоследок лишь поделюсь собственным мнением на этот счёт – разумеется, ни в коем случае не претендуя на истину.

Человек, укравший «Джоконду» из Лувра, получил за это по суду один год и 15 дней тюрьмы. А споры о картине длятся уже не одно столетие. И, кажется, с каждым годом, новых версий всё больше.

Нет, я понимаю: в этом многолетнем обсуждении участвуют уважаемые люди, иногда с мировыми именами. Всё бы ничего, но… До историков доходят какие-то разрозненные, порой откровенно противоречивые факты. У врачей нет ни анамнеза многочисленных «заболеваний» Джоконды, ни серьёзных научных фактов – лишь предположения.

Согласитесь, читатель, всё это напоминает горячий спор о том, «есть ли жизнь на Марсе». То есть говорить-то можно что угодно, а докопаться через века до истины, похоже, уже никто не сможет.

На мой взгляд, те, кто пытаются в очередной раз доказать, что таки нашли разгадку «Моны Лизы», не столько хотят поставить точки над «i» в затянувшейся полемике, сколько на этой модной волне о себе-любимых заявить.

Мне кажется, ситуация выглядит куда проще. До нас дошла гениальная работа Мастера. Порадуемся этому. Смотрим. Любуемся. Наслаждаемся.

Вот и всё.

Текст: Игорь Чичинов

Также вам могут быть интересны:

Катастрофа Альфреда Хичкока

«Если мне не позволят писать, я умру…» Как мольберт и кисть спасли Кустодиева

«Золотые монеты» – не главная загадка «Данаи» Рембрандта?

Источник