Макияж женщин в 15 веке

Макияж женщин в 15 веке thumbnail

Потребление косметики в Европе стремительно уменьшается. Практически единственным европейским центром производства косметических препаратов остаётся Италия.

Лицо красавицы теперь должно выглядеть скромным, неземным и одухотворённым: плотно сжатые, бескровные тонкие губы, максимально открытый «чистый» овал лица и большой выпуклый лоб. Чтобы добиться этого, женщины стали выбривать волосы надо лбом и выщипывать брови (порою вместе с ресницами). Однако и эти действия подвергались осуждению.

Жоффруа де ла Тур Ландри, 1371 г.:
«Милые дочери, не выщипывайте ни брови, ни виски, ни волосы со лба, чтоб те казались выше того, как-то назначила природа».

Другой интересный момент эпохи Средневековья — мода на раскосые глаза. Добиться этого европейским красавицам было непросто.

Вера Папкова «Из истории свадебной моды»:
«…различными средствами провоцировались болезни и болезненные состояния, сопровождающиеся отёком лица — при отёке одутловатые щеки и заплывшие глаза создавали эффект „сощуренности“ и приобретали раскосость».

В моду надолго входит чрезмерная бледность, как символ аристократической красоты (загар тогда был признаком работающего под солнцем, простонародья). Особо смелые дамы даже делали себе кровопускание, но обычно в обиход шли печально известные белила из свинца. Итальянки использовали их так обильно, что быстро портили себе кожу. После чего, чтобы вернуть свежесть, прикладывали к коже… смоченные в молоке куски говядины.

Образ измождённых астеничек, готовых вот-вот покинуть сей бренный грешный мир, немного оживился с появлением трубадуров и их культа Прекрасной Дамы. Теперь от красавицы требовалось, чтобы её взгляд был ясным и весёлым, губы и ланиты алели, подобно розе, а подбородок был маленьким, круглым и раздвоенным.

Гийом де Лоррис, Жан де Мен «Роман о Розе» (XIII в.):
«Она была прекрасна и мила: косы светлы, как чаша, плоть нежней цыпленка, лоб ясный, брови — дуги. Вовек не видел я таких ресниц, а нос красивый прям, и очи сверкают, как у сокола, на зависть трусам. И сладостно её дыханье, румян и светел лик, мал пухлый ротик, ямочка на подбородке».

Новые тенденции вновь порождают спрос на косметику. Ещё в 1190 г. король Филипп II Август дал привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия».

Возродившаяся мода на косметику хорошо отображена в шутливом стихотворении трубадура по имени Монах Монтаудонский. Там статуи жалуются Господу на то, что для них не хватает краски — мол, вся она ушла на украшенье лиц средневековых модниц. А поэт, как и положено куртуазному дамопоклоннику, женщин защищает:

— …Нет! Жёнам да будет сполна
Природный их вид возвращён.
Хоть красками лик испещрён,
Сотрёт их прекрасно слюна.
 — Господь, я бы с ними пропал:
Так уж носы набелили,
Столько румян наложили,
Что я бы слюней не набрал!
Хоть дело мое — сторона,
Но кто красотой обделён,
Прикрасу искать принуждён, —
Какая ж на доннах вина?
 — Монах, но прикраса грешна:
Ведь каждый, кто ей обольщён,
В распутство уже вовлечён,
И тешится тем Сатана.
 — Господь, но Монфора жена
Элида — как розы бутон,
Слюнявить её не резон:
Живая в ней прелесть видна!

Ну, а в эпоху Средневековой «оттепели» — Ренессанса — косметика вновь становится обязательной для любой уважающей себя женщины. Попробуй-ка без посторонних средств добиться модного сочетания золотистых волос и чёрных глаз? Поэтому многие художники подрабатывают тем, что вместо полотен разрисовывают лица знатных итальянок (т.е. становятся подобием современных визажистов).

В моде ещё долго сохраняются высокие лбы, безбровость и белоснежная кожа (см. «Джоконду» Леонардо да Винчи”). Только теперь лицо должно выглядеть не болезненно бледным, а иметь здоровый оттенок румянца.

Торквато Тассо, «Освобожденный Иерусалим», 1581:

Пылает нежно-розовый румянец
На чистой белизне ее лица;
Но на губах, дыханьем сладким полных,
Нет белизны: румянец яркий только.
Белеет алебастровая шея,
Засада и убежище Амура…

В XVI—XVII вв.еках косметическим центром Европы становится Франция. Людовик XIV даже составляет т.н. «Карту нежности», где предписывал, какие оттенки должна использовать придворная дама при нанесении макияжа.

Если бы наш современник увидел живую модницу эпохи барокко или эпохи рококо, то, скорее всего, ужаснулся бы. Женщины так обильно белились и пудрились, что их лица иногда осыпались подобно штукатурке. Пудрили даже детей.

Кстати, считается, что первый прообраз компактной пудры изобрели в Испании. Там на клейкий лист пергамента наносили пудру разных оттенков, после чего можно было оторвать нужный кусочек и пройтись им по лицу.

В той же Испании появилось и понятие «голубая кровь». Дело в том, что после отвоевания страны у мавров гордостью испанских аристократов были просвечивающие голубые жилки на коже (свидетельство того, что их род не смешивался с неверными). Даже английская королева Елизавета I к старости стала рисовать подобные жилки поверх нескольких слоёв белил.

Читайте также:  Макияж для карие глаза к синему платью

В XVII—XVIII вв.еке чистая матовая бледность выходит из моды (на неё уже насмотрелись после нескольких эпидемий чумы). Лица, конечно, продолжают активно белить в духе модного тогда фарфора (для блеска в косметические средства добавляют яичный белок), но теперь не жалеют и румян. Как говорили в то время, на щеках должна отражаться «битва розы и лилии». При этом румяна начинают наносить не только на скулы, но и около губ, глаз и висков.

Кроме того, женщины чернят глаза и наводят брови. В цене кукольные миниатюрные черты: округлые лица, аккуратные ушки, курносый носик, пухлые щёчки, капризно надутые алые губки, а под ними — крохотный (часто двойной) подбородок с ямочкой.

Огромную популярность приобретают мушки — кусочки темной шёлковой ткани, которые прекрасно выделялись на белоснежной коже. Они как бы делали акцент на определённой части тела, привлекая к ней внимание. А со временем мушки стали целой системой опознавательных знаков. Мушка в углу глаза символизировала страстную натуру, на лбу — величественную, над губой — кокетливую. С помощью мушек дама могла подать сигнал любовнику: «Сегодня вечером я одна». Или, напротив: «Ко мне лучше не подходить».

Заодно мушки прекрасно скрывали прыщи, язвы, оспины, весьма распространённые в то время.

В XVIII веке нарочито искусственная красота достигает пика. Попробуй узнай, какая на самом деле дама скрывается под слоями пудры и румян, увенчанная париком и затянутая в корсет. Некоторые модные ухищрения ныне способны вызвать лишь смех. Например, накладные брови, которые делали из шкурок пушных зверей, а часто и обычных мышей. Или подушечки, которые запихивали в рот, чтобы щёки не казались обвисшими.

Не везде чрезмерное использование косметики вызывало одобрение. Так парламент пуританской Англии даже издал в 1799 году забавный закон: «Все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона прельстят подданного его величества с помощью духов, помад, румян, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками и т. д., будут судимы за колдовство, и брак будет считаться недействительным».

Во второй половине XVIII века, в конце царствования Марии Антуаннеты буйство косметики на лицах французских дам немного притихло. Теперь чрезмерно набеленная женщина ассоциируется скорее с проституткой, а не с аристократкой. Румяниться и пудриться стали меньше. Начинает всё больше цениться естественная красота, а также косметика из натуральных материалов.

Однако даже восходя на революционный эшафот, французские аристократки беспокоились о том, как они выглядят.

О. Кабанес, Л. Насс «Революционный невроз»:
«Прежде чем выйти из своей камеры, чтобы идти на эшафот, она (принцесса Стенвилль Монакская — С.К.) попросила свою служанку подать ей румян: „А что, если природа одержит верх, — воскликнула она, — и я испытаю минуту слабости? Прибегнем лучше к искусству, чтобы её скрыть“».

Продолжение следует…

Источник

На вопрос “Настенька или Марфушечка соответствует представлениям о красоте на Руси?”, большинство не задумываясь ответят: “конечно, Настенька!” Ведь именно такой и была, казалось бы, настоящая русская красавица – без этого современного макияжа! Вот только, на самом деле, вот он – настоящий идеал красоты, начиная века с XV!

Кадр из фильма “Морозко”, из свободного доступа

Итак давайте разберемся: как описывали русских красавиц иностранцы? Что больше всего шокирует в их описаниях? Правда ли, что эта красота была во всех смыслах убийственна? Что общего у китайских и русских красавиц? И что на самом деле скрывается за такими странными стандартами русской женской красоты?

К.Маковский. из свободного доступа

Портреты нежных красавиц в роскошных кокошниках – увы, вымысел художников 19 века. Об идеале женской красоты времен Древней Руси нам вобщем практически ничего не известно. Зато начиная с 15 века у нас есть воспоминания иностранных путешественников. Посещавшие Москву иностранцы в целом настроены весьма критично, но вот в том что касается женщин – единогласны – русские женщины очень красивы, вот только их облик портят тонны косметики!!!

семья купца в VII в. А.Рябушкин, 1896 г.

Вот шведский дипломат, проживший в России 4 года Петр Петрей де Ерлизунд «Что касается женщин, они чрезвычайно красивы и белы лицом, очень стройны…. безобразят себя часто тем, что не только лицо, но глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит». Ни кого не напоминает?!

Кадр из фильма “Морозко”, из свободного доступа

А вот немецкий путешественник Адам Олеарий в 1656 году: «Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».

из свободного доступа

Читайте также:  Как сделать макияж для женщины 55 лет

Голландец Ян Стрейс проехал почти всю Россию: «Женщины Московии обычно хорошо сложены…, но тем не менее они мажут свои лица мазями и делают это так искусно, как шут, посыпающий свое лицо мукой. Они красят кисточкой щеки и чернят брови, воображая, что это делает их необычайно красивыми». Косметика была столь популярна что на красной площади существовал специальный белильный ряд.

черные глаза!

Но и это еще не все. Русский Историк 19 в Иван Забелин писал , «чтобы еще больше возвысить ясность, светлость и блеск очей, подкрашивали не только ресницы под стать бровям тоже черною краскою, сурьмою, но пускали черную краску и в самые глаза, особым составом из металлической сажи с гуляфною водкою или розовою водою».

из свободного доступа

Но самое интересное, что русские красавицы на этом не останавливались. Коллинс сообщает: «Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие». Дело в том, что сначала в моду вошло отбеливание зубов специальным ртутным составом, от которого через полгода зубная эмаль разрушалась окончательно. И тогда их стали просто красить черным!

из свободного доступа

А были ли сторонницы естественной красоты? Иностранцы описывают как красавицу – супругу одного из самых знатных вельмож, которая не хотела портить свою внешность, донимали жены других бояр. и в конце концов При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться. Черные зубы, пепельно-белые лица – получаются какие то гейши, не хватает еще красных кругов на щеках – и настоящая русская красавица 17 века – готова!

из свободного доступа

Наших красавиц оклеветали иностранцы?

Так может это иностранцы оклеветали наших дам? Но нет, та же Русская церковь крайне неодобрительно относилась к такой красоте. Протопоп Аввакум сетовал: «иные же жонки лицо свое безобразят и паки красок накладут – ино червленно, ино бело ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». Этот обычай дожил и до XIX столетия. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет о жене новгородского купца: «Парасковья Денисовна, ево новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи.

Впрочем, чернили зубы сурьмой в Италии с 15 века, а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию,откуда он покатился по Европе и докатился до России. По другой версии – выбеленные лица и черные зубы – наследство Золотой Орды, в которой существовал именно такой макияж!

портрет королевы Елизаветы, из свободного доступа

Эта красота была в прямом смысле слова убийствена: соли свинца в белилах и румянах, сернистая ртуть – все это накапливалось в организме и достаточно быстро убивало красавиц.

обрядовый макияж

Однако есть версия, обьясняющая причины таких странных стандартов красоты! Образ «матрёшки» — с белым лицом и красными кругами на щеках — не совсем верен. Этнографы сообщают: «Поверхность лица была выбелена тщательным образом, резко оттеняя цвет кожи на шее; на щеках были нарисованы красные пятна — у иной в форме площади круга, у другой они имели овальную форму, у третьей — полосками и др.» Таким образом навряд ли подчеркивали природный румянец, и черность бровей. Ученые считают, что речь идет не только о стандартах красоты, но скорее об обрядовом макияже, не понятом иностранцами!

А недавно учёные детально воссоздали праздничный наряд женщин микенской культуры, именно так являлась в свет Елена Троянская. Вот он, древний обрядовый макияж древней Руси! И выбеленное лицо и круги-зари.

из свободного доступа

Нанесение ярких пятен на лицо служило оберегом от сглаза: считалось чтобы человека (особенно невесту или ребёнка) не сглазили, нужно краской поставить на лбу или лице чёрную точку, чтобы именно она привлекла внимание. В нашем случае женщину оберегают- круги – три зари: утренняя, вечерняя и ночная. Полоски – рубежи, тоже обереги! Понятно и почему иностранцы видели сплошь накрашенных русских женщин: ведь любой выход на люди, а уж тем более к иностранцам был связан с особой магической опасностью.

Нам сегодняшним сложно проникнуть за занавесу времен и понять как мыслили наши предки. В старину у всего был очень глубокий смысл. Кстати знаменитые египетские стрелки вокруг глаз рисовали вовсе не для красоты, а чтобы через глаза не проникли в человека злые духи и болезни. не отсюда ли и русское чернение глаз и тех же зубов во рту?

Читайте также:  Кисти для макияжа make up factory

Источник

Автор:

14 апреля 2015 09:54

Различные формы женского макияжа существовали практически в каждом периоде истории. Данное любопытное видео даёт наглядное представление о женском макияже начиная с древних времен до сегодняшних дней.

Источник:

Ссылки по теме:

Макияж женщин в 15 веке

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник