Макияж в ссср как это было
Сегодня я хочу сравнить советских женщин разных десятилетий. Как менялся макияж и как менялось отношение к макияжу?
Во времена когда строился коммунизм, женщины работали так же тяжело, как и мужчины. Их образ жизни был аскетичным, не было места роскошным нарядам и украшениям, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. Не было времени и сил задумываться о способах сделать себя более привлекательными при помощи косметики. Одежда должна была быть удобной и универсальной, подходящей и женщинам, и мужчинам.
Агитационный плакат
Агитационный плакат
И только в 30-х годах двадцатого века руководящий аппарат страны принял решение обратить внимание на вопросы личной гигиены: появляется образ женщины, которая может и работать и следить за собой. Именно в это время, появляются первые косметические кабинеты, фабрики по производству грима для кино и театра, открылся даже Институт Красоты. Декоративная продукция производилась в больших количествах и стоила дешево. Цель – научить население страны ухаживать за собой. Давайте посмотрим на образы Советских актрис того периода:
Советская актриса театра и кино Любовь Орлова
Советская актриса театра и кино Любовь Орлова
Советская актриса театра и кино Любовь Орлова
Советская актриса театра и кино Любовь Орлова
Советская актриса театра и кино Любовь Орлова
А вот начало 40-х годов – самое сложное и тяжелое время. Военное время, которое подвергло людей жестоким физическим и психоэмоциональным пыткам, тогда было не до макияжа и украшения себя.
Послевоенные годы – время возрождения разрушенного и динамического роста экономики. Не смотря на все трудности, женщины по-прежнему стремились к красоте. И в 1947 году начала выпускаться первая ленинградская тушь для ресниц, которая продаётся и по сей день. Её нужно смочить перед применением. Но она была не всем по карману и поэтому, девушки придумали рецепт (пробка, воск и мыло) и сами варили такую тушь.
Ленинградская тушь
В 50-х открываются ещё несколько косметических фабрик и ситуация потихоньку начинает улучшатся. Но женщины либо вообще не красились, либо красились совсем немного.
Рекламные плакаты того времени
Рекламные плакаты того времени
60-е годы считаются самым светлым периодом советской истории: полет Гагарина в космос стал победой и достижением всего народа, внушил веру в то, что все возможно. Подъем науки и культуры, так же утвержденная в то время Хрущевым пятидневная рабочая неделя – все это прибавляло поводов для радости. На Западе в это время бушевала культурная и сексуальная революция – The Beatles, Элвис, рок-н-ролл и мини-юбки. Советским людям лишь слегка удавалось подсматривать за ней со своей стороны «железного занавеса», и от влияния Запада не куда было деться.
Если хотите прочувствовать атмосферу того времени, обязательно посмотрите фильм “Стиляги”
Если хотите прочувствовать атмосферу того времени, обязательно посмотрите фильм “Стиляги”
Плюс новая эра химической промышленности – на пике популярности «космического футуризма» самым модным стало искусственное. Это касается и новых синтетических тканей: нейлон, винил, лайкра и многие другие. И крашеных волос, причем, у обоих полов. Специальные краски появятся в стране не раньше конца десятилетия, так что в начале ухищрялись, как могли – смешивали в разных пропорциях хну и басму, тонировали волосы отваром из луковой шелухи, «отбеливали» перекисью водорода.
Ключевое значение в 60х приобрели стрелки и голубые тени. Самыми модными были радикально широкие и длинные, как у Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке».
Светлана Светличная в фильме “Бриллиантовая рука”
Светлана Светличная в фильме “Бриллиантовая рука”
Про 70-е судим по таким фильмам, как «Иван Васильевич меняет профессию», «С легким паром», «Служебный роман». Макияж похож на 60-е, но стрелочек либо нет, либо маленькие и скромные. Полукруглые брови, выщипанные до ниточки. Все такие же голубые тени, густо накрашенные ресницы. Тональным кремом почти не пользовались так, как он был больше похож на затирку. Ценился естественный цвет кожи и поэтому, кожу только припудривали. Цвет помады выбирали морковный или коричневый. Потом, что другие цвета было достать очень сложно.
Кадры из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «С легким паром», «Служебный роман»
В 80-х появляется больше возможностей себя в красить. Приходят латино-американские сериалы с которых девушки брали пример причёсок и макияжа. Появляется много модных журналов с западной и американской модой. Это, конечно, внесло свои коррективы и началось буйство красок: розово-фиолетовые, сливовые, ярко-голубые тени, цветные туши, перламутровые ядовитых цветов помады.
В конце 80-хх – начале 90-хх в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы. Если в 80-е акцент восстании делали на глазах, то в 90-е выделяли и глаза, и губы. Брови делали, либо тонкими и прямыми, либо с чётко очерченным уголком. Также стало можно высветлять кожу.
А потом Советский Союз закончился и началась совсем другая история.
Мода какого десятилетия вам нравится больше всего? Естественность или кричащие, яркие цвета?
Источник
Просматривая старые фотографии или наслаждаясь шедеврами советского кинематографа, мы искренне восхищаемся красотой женщин той эпохи. Дескать, как прекрасны они в своей естественности — ни тебе бровей-гусениц, ни надутых губ в половину лица… Простота тогдашнего мейк-апа и причёсок делает своё дело — женщина предстаёт перед нами самой собой, без маски из “штукатурки”.
Нехитрая советская косметика и не доведённые до совершенства приёмы нанесения макияжа позволяют разглядеть маленькие несовершенства внешности. И мы ценим это, поскольку уже присытились вездесущей “кукольностью” современных красавиц.
Но ведь если сравнить советский макияж с современным, сравнение будет явно не в пользу первого. И не столько потому, что наши мамы и бабушки не умели краситься. Просто у них не было того огромного выбора косметики, который предлагают нам сегодня магазины. Вот и получался макияж в стиле “я лицо слепила из того, что было”:
https://www.pinterest.ru
Ужас номер раз — перламутровые голубые тени
Помните знаменитый эпизод из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”? — героиня Натальи Кустинской, прижав к уху телефонную трубку, восторженно щебечет: “Алло, Галочка? Ты щас умрёшь! Потрясающая новость!..”. Лицо актрисы в этот момент показано крупным планом, и мы можем видеть, насколько ужасен её макияж: голубые тени нанесены на всё подвижное веко аж до бровей, без всяких переходов, а губы, накрашенные алой помадой, делают образ ещё более вульгарным.
https://www.pinterest.ru
Сейчас, к счастью, в продаже имеется гораздо больше оттенков голубых теней, что позволяет модницам с синими, серыми и зелёными глазами делать более грамотный и аккуратный мейк. Переходы от светлых оттенков к более тёмным, высветление внутреннего уголка, растушёвка — все эти приёмы освоены нынешними любительницами макияжа.
https://www.pinterest.ru
Ужас номер два — карандаши для рисования, используемые для подводки глаз
В комментариях к видео на советскую тематику девушка вспоминает:
“Когда мы с братом были маленькие, мы любили рисовать. Всякий раз, когда папа приносил нам новый набор карандашей, мама сразу же изымала из коробки чёрный — говорила: “Глаза буду подводить”. Ну, вряд ли можно осудить предыдущее поколение за то, что им приходилось искать альтернативы даже косметическим средствам. Правда, смотрелась такая “подводка” не очень выигрышно, да и стойкостью не отличалась…
https://www.pinterest.ru
Сегодня ситуация с выбором средств для подводки век, к счастью, улучшилась. Да и множество лайфхаков появилось, благодаря которым современные красотки знают, как подвести глаза так, чтобы сразить взглядом наповал.
https://www.pinterest.ru
https://www.pinterest.ru
Ужас номер три — разделение накрашенных ресниц иголкой
Тушь “Ленинградская”, в которую нужно было хорошенько так плюнуть, прежде чем воспользоваться ею — это ещё полбеды. Её неудобная щёточка — это три четверти беды. А беда в чистом виде — это разделение ресниц с помощью обыкновенной швейной иглы после нанесения туши. Специально предназначенных для этого расчёсочек в СССР не было, приходилось использовать “подручные средства”. Представляете, как надо было сосредоточиться в процессе, чтобы не попасть иголкой в глаз?.. А ещё тушь чаще всего ложилась неровно, реснички под нею слипались, и, чтобы добиться объёма, нужно было наносить её в два-три слоя. Занятие не для слабонервных…
https://www.pinterest.ru
Хорошо, что сегодня женщинам уже не приходится подвергать себя подобным ежедневным истязаниям!
https://www.pinterest.ru
Ужас номер четыре — один цвет помады на все случаи жизни
Ну, может быть, и не один оттенок помады имелся в продаже, но актрисы в советских фильмах, все как одна, носили, кажется, одну и ту же помаду — красновато-рыжеватую. Предназначенная, вроде бы, для того, чтобы подчеркнуть губы, она наоборот “стирала” их с лица.
В результате, любимые многими киногероини — Надя из “Иронии судьбы”, Людмила Прокофьевна из “Служебного романа” и Ниночка из эпопеи о Шурике — такие разные во многом, но внешне отчасти стали копией друг дружки:
https://www.pinterest.ru
А от сегодняшнего обилия советов по подбору оттенка помады к типу лица и цвету кожи/волос просто глаза разбегаются…
https://www.pinterest.ru
https://www.pinterest.ru
Ужас номер пять — парфюм и его названия
Чего стоят только женские духи “Наташа” и одеколон для мужчин “Саша”. Представители старшего поколения сами признаются — ароматы у этих двух наименований были ещё те… Резкие, сладкие, заполняющие собой всё пространство… А представьте себе встречу “Саши” с “Наташей” — самая настоящая химическая атака получится!
Ну, и легендарную “Красную Москву” нельзя не вспомнить — этот аромат только ленивый не хаял. Кстати, до сих пор в общественном транспорте можно встретить бабушек, благоухающих “Красной Москвой”. Находясь рядом с ними, невольно ощущаешь себя обречённым узником газовой камеры…
https://www.pinterest.ru
Названия духов и одеколонов, как видно, незамысловатые. Это неудивительно — в лексиконе советских людей ещё не появилось такого количества слов, заимствованных из английского, французского или немецкого языка. А наиболее известным парфюмерным брендом был не парижский “Lacoste”, а московская “Новая заря”. Зато теперь купить парфюм, изготовляемый во всех странах мира и разлитый в самые причудливые скляночки не составляет труда.
https://www.pinterest.ru
Каким бы прекрасным ни было прошлое, нынешняя эпоха даёт нам массу возможностей для того, чтобы выглядеть прекрасно. Давайте не будем упускать ни одной из них 🙂
Понравился материал? Поставьте, пожалуйста, лайк и подписывайтесь на канал
Спасибо, что читаете ЛЕДИ Лайк❤❤❤
Источник
Кадр из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”
Если рассматривать моду на макияж глаз периода 70-х – начала 80-х, то совершенно отчетливо прослеживается одна-единственная тенденция: серо-голубые тени на веках (редко – зеленые), густой слой туши на ресницах и все это на фоне бледного лица с розовато-коралловой помадой.
Основной тон этой тенденции, конечно же, задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что макияж у них, несмотря на разные по характеру роли, выполнен в одном и том же стиле. Ну а на кого еще было ориентироваться советской женщине, как не на кинозвезд? Да и честно говоря, при том скудном выборе косметики, что присутствовал на прилавках магазинов, трудно было сделать какой-то другой выбор.
Кадр из фильма “Служебный роман”
Итак, давайте вспомним, чем же красили глаза красавицы того времени? Конечно же, все зависело от возрастной категории и толщины кошелька. Так, к примеру, мы, 15-летние девчонки, не имеющие доступа к маминым косметичкам, вместо теней использовали мелко толченные детские школьные мелки – они шикарно растушевывались по коже, но, к сожалению, и также быстро осыпались, оставляя еле заметный след.
Другим вариантом для изготовления теней было измельчение грифеля карандаша в мелкую пыль. В ход шли как косметические, так и обычные художественные карандаши. Кончиком лезвия измельчишь грифель в пудру, ватку туда обмакнешь, по векам проведешь – и красавица! 🙂
У наших мам возможности были, конечно, чуть шире, чем у нас. Так, к примеру, в магазинах иногда встречалась отечественная косметика марки “Елена”. У меня такие тени появились в конце 80-х и запомнились тем, что их наносить было куда удобнее прямо пальцем, нежели прилагающимся спонжем, который довольно быстро протирался или начинал крошиться.
Также у многих женщин имелись тени, упакованную в коробочку, по форме похожей на рыбку. Их делала московская фабрика “Рассвет” – основной производитель косметики того времени.
Однажды, прогуляв уроки, мы с подружкой поехали в Москву – просто побродить по улицам, поглазеть на витрины магазинов. Совершенно случайно набрели на скромный магазинчик под вывеской ВТО – Всесоюзное Театральное Общество. Это был просто кладезь, а не магазин! Там совершенно свободно продавалась театральная косметика и не было никаких очередей – что-то немыслимое для тех времен!
Мы с подружкой купили себе модные в то время голубые тени, какие-то блестки для век, а подруга еще решилась и на приобретение накладных ресниц 🙂 С тех пор тот магазин стал нашим любимым, хотя справедливости ради надо заметить. что на протяжении многих лет его ассортимент почти не менялся, а качество косметики было не особо высоким…
Вот такие тени мы долгое время покупали в том самом магазинчике ( у них довольно грубая фактура, но коже они смотрятся бледно и никаких кисточек к ним не полагалось)
А вот у мамы в косметичке были потрясающие польские тени, которые я просто обожала. Они были такие нежные, что напоминали пыльцу бабочки, на кожу ложились равномерно, держались по много часов и были довольно яркими, как будто даже немного мерцающими. Купить их было сложно – как только что-то подобное “выбрасывали” в московском магазине “Ванда”, там сразу выстраивалась многокилометровая очередь…
На фото – сиреневые тени, а у мамы были нежно-голубого оттенка.
Еще одна мечта советских женщин – набор теней от той же польской фирмы. Эту заветную коробочку купить было еще сложнее, чем тени на фото выше:
Теперь о ресницах. Привычных нам сейчас тюбиков с удобной щеточкой, которая и расчешет, и удлинит, и придаст ресницам нужный изгиб, тогда еще не было, а были легендарные “плевательницы”, которые успели облететь весь интернет и бесконечно
всем надоесть.
Но раз уж у нас тут такое небольшое погружение в тему макияжа глаз, обойтись без упоминания туши из сажи не получится. Да-да, она действительно, была сделана из сажи с добавлением мыла – именно поэтому краска так щипала и раздражала глаза, когда ее смывали или когда она текла под воздействием осадков.
Стоила такая всего лишь 40 копеек, а вот хватало ее надолго. Предполагалось, что перед использованием женщина смочит кисточку водой, разотрет краску и будет наносить ее на ресницы, но обычно все экономили время и просто слегка плевали на краску (в самом прямом смысле этого слова), тем самым увлажняя ее и делая пригодной к использованию.
Все остальные краски для бровей и ресниц “работали” по тому же типу – фасовались в пластмассовые или картонные коробочки, представляли собой брусок краски, похожей на гуталин и снабжались простенькой пластиковой кисточкой.
У моей мамы, к примеру, была такая коробочка:
Еще существовала такая же тушь, только под названием “Бархатная”. Она в продаже встречалась реже, т.к. покупали ее более охотно – эта тушь, пока была свежей, конечно, увеличивала объем ресниц, облепляя их и делая визуально гуще.
Еще одно, довольно распространенное детище фабрики “Рассвет” – тушь “Пушинка”
Считалось, что такая форма кисточки, с заостренным кончиком, придумана специально для того, чтобы потом с его помощью разделять склеенные ресницы. Не знаю, насколько это соответствовало действительности, но у нас (да и у взрослых женщин тоже, кстати) в ходу был другой прием для разделения ресниц.
Сейчас даже подумать жутко, насколько легкомысленно мы относились к своему здоровью, но склеенные тушью ресницы мы разделяли кончиком швейной иголки! Вот сидишь так перед зеркалом и иголкой водишь в непосредственной близости от глазного яблока… А ведь зачастую это делалось где-нибудь на перемене, где случайно толкнуть под руку – как нечего делать…
И был еще один прием, который также угрожал здоровью глаз, но ожидаемый эффект способствовал тому, что все забывали о технике безопасности. На ресницы нужно было нанести один слой туши из “плевательницы”, затем ресницы припудривались какой-нибудь дешевой рассыпчатой пудрой, а поверх пудры наносился еще один слой туши. Ну а дальше, как и в первом случае, нужно было вооружиться иголкой и разлеплять слипшиеся ресницы до тех пор, пока они не станут выглядеть, как пышная и густая метелка…
Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о стрелках, которые в разные годы рисовали в соответствии с модой – то удлиняя глаза аж до виска, то придавая им миндалевидную форму, то форму кошачьего глаза.
Надо сказать, что специальные косметические карандаши для глаз, бровей и губ мало чем по мягкости грифеля отличались от обычных карандашей для рисования. Поэтому грифель сначала хорошенько смачивали языком, потом рисовали стрелку, ну и затем уже делали коррекцию ее формы, подтирая лишнее спичкой, обернутой ваткой.
Кстати говоря, обгорелая спичка, заточенная на конце, также использовалась для рисования стрелок – очень удобно, если под рукой нет карандаша 🙂 Тоже самое можно было сделать и с помощью карандаша “Стеклограф” – затачиваешь спичку, смачиваешь грифель языком и возишь спичкой по карандашу, набирая краску, а потом рисуешь стрелку…
Спасибо всем, кто разделил мои воспоминания о советском макияже и о тех временах, когда ради красоты приходилось что-то выдумывать, а порой и даже рисковать здоровьем 🙂
Источник
«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.
Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:
«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»
Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.
Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:
«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».
Реклама косметики. 1920-е. Источник
Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.
Белая ночь. Реклама. 1930-е. Источник
«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. ИсточникКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. ИсточникКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник
Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:
«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».
«Москвичка». Реклама. 1930-е. Источник
Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:
«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».
Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.
«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник
В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:
«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».
Косметология в СССР. Маска для лица. Источник
Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.
Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.
Любовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник
Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.
Фрагмент из фильма «Весна»
Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.
Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».
Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».
Карикатура из журнала «Крокодил». Источник
Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.
Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.
Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.
Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Вместо привычных нам щипцов женщины использовали для завивки ресниц раскаленную вилку или обычный… столовый нож. В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» лирический герой с удовольствием разглядывает, как прихорашивается его возлюбленная:
«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные… Эта возня с колющими и режущими предметами (у самых глаз!) казалась Леве рискованной и опасной, а то спокойствие и деловитость, с каким Фаина это всё проделывала, и восхищали, и пугали его, как смелость артиста в цирке».
Кадр из фильма «Служебный роман». Источник
Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:
«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».
Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».
Кадр из фильма «Дети Дон-Кихота». Источник
Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.
Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.
Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».
Кадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник
Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.
Ирина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник
Советская реклама. Помада
Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.
После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.
В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.
Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.
Источник