Макияж с чулком на голове
Самую прекрасную половину человечества с легкостью можно назвать еще и самой сообразительной! Ведь чего только мы, женщины, не напридумываем, чтобы стать еще красивее.
Некоторые выдумки просто поражают своей изобретательностью, хотя большую их часть можно назвать действительно странными. Только посмотрите на эти чудоковатые лайфхаки, которые работают, как бы смешно они не выглядели.
Макияж русалки
Планируете тематическую вечеринку или сказочную фотосессию? Надевайте на голову чулок в сетку!
Этот макияж точно заставит всех обратить на вас внимание, ведь он блестящий, эффектный и, согласитесь, отлично имитирует чешую на лице.
Лучи
Вам понадобится только тонкий скотч и несколько оттенков ваших любимых теней. Кстати, чтобы кожа не страдала от жесткого действия скотча, прежде, чем клеить его на лицо, несколько раз приклейте и сразу отклейте его на руку.
Такой макияж точно станет изюминкой вашего праздничного образа!
Блестки на веках
Макияж с использованием глиттеров смотрится очень эффектно, и потому заполняет главные страницы модных глянцевых журналов. Если вы не можете найти глиттеры, то можно просто нанести на веко тонкий слой гигиенической помады и приклеить обычные блестки.
Цветная тушь
А хотите научим делать такую красоту самостоятельно? Для этого нужно взять бесцветную тушь и цветные сухие тени. Раскрошите их и засыпьте в пузырек.
После тщательного перемешивания эту смесь можно будет наносить на ресницы.
Приспособление для снятия лака
Хватит не экономно пользоваться обыкновенным средством для снятия лака! Мы с вами поделимся рецептом создания намного более удобного приспособления.
Отрежьте жесткую часть губки и поместите ее в баночку. Туда нужно налить совсем немного средства для снятия лака.
А теперь ааа-ле-оп! На несколько секунд кладем палец в баночку и достаем абсолютно чистый ноготь.
Ремонт ногтя
Каждой девушке знакома это ужасно бесящая ситуация, когда один единственный сломанный ноготок портит всю картину идеального маникюра?) Хватит такое терпеть!
Предлагаем вам решение: вырежьте небольшой кусочек чайного пакетика, покройте ноготь бесцветным лаком, а затем капните капельку специального клея. Наклейте пакетик, снова нанесите бесцветный лак, а затем уже любой другой.
Густые брови
Каждая девушка мечтает, чтобы у нее были брови, как у лучших моделей мировых подиумов!
Чтобы добиться подобного эффекта, сухую щеточку для туши хорошо натрите мылом и расчешите брови. Дальше просто красим их, как обычно. Получится очень натурально!
Пожалуйста, берите только натуральное и качественно мыло, чтобы не получить раздражения или сухости кожи.
Губка для макияжа
Помните все эти модные спонжики для растушевки? Верхняя жесткая часть мочалки – то же самое.
Новый взгляд
Внимание: это накладные ресницы. Только их пучки приклеены задом наперед! Теперь от ваших глаз исходят лучи… ????
Идеальный тон
Нарисуйте две тройки с помощью тонального средства, как показано на картинке. Они должны быть разных оттенков: темнее вашего тона кожи и светлее. Теперь нужно очень хорошо все растушевать. Используйте для этого спонжик или кисточку.
Специалисты утверждают, что такая уловка поможет быстро воссоздать на вашем лице самый идеальный тон.
Чиним помаду
Все гениальное просто. Разогрейте нижнюю часть отломанного кончика помады. Это же действие нужно проделать и с оставшимся на держателе кончиком.
Осторожно, не расплавьте помаду.)
После, прикрепите один кончик к другому и пройдитесь кисточкой. Недолго подержите в холодильнике – и ваша помада будет как новенькая.
Простой маникюр
Если вы давно хотели сменить уже наскучивший однотонный маникюр, то пройдитесь по ногтям щеточкой, предварительно смоченной в цветном лаке.
Это свободная форма, вы можете творить, как хотите, так что любых погрешностей никто не заметит!
Любой из этих лайфхаков отлично разнообразит ваш повседневный образ.
А хотите увидеть идеалы красоты в каждой стране мира? Жмите!
Понравилось? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен
Источник
«Афиша» показывает 12 простых, эффектных и небанальных вариантов макияжа и украшений на Хеллоуин: кровь из глаз, ожерелье из крыс, Фуриоза из «Безумного Макса» и Мистер Таблетка. Повторить их можно за пять минут до выхода на вечеринку.
Объемные фигурки
Соберите по рабочем столу все игрушки и другие мелочи, валяющиеся без дела. Важно — выбирайте легкие предметы: скрепки, игрушки из «Киндер-сюрприза», игровые кости и тому подобное. Возьмите сандарачный клей (им обычно приклеивают искусственные усы, бороду и бакенбарды). Подходящий есть, например, в «Криолане». Скорее всего, долго веселиться вы с фигурками на скулах и шее не сможете. Они сами свалятся, или друзья помогут, но для убедительной фотографии для инстаграма точно сгодятся.
Кровь из глаз
Топ, собственность модели; линзы, xlenses.ru
Склеральные линзы знакомы многим по клипам Мэрилина Мэнсона и продаются в интернет-оптиках. Линзы максимально большого диаметра закрывают видимую часть глазного белка. Вид их сам по себе настолько ужасен, что делать больше ничего не нужно. Надевать их, само собой, следует чистыми руками и прислушаться к себе — нет ли зуда, не слезятся ли глаза — и потом уже накраситься и идти веселиться. Если ощущения неприятные, обойдитесь без линз. Капните пипеткой искусственной крови в уголки глаз, а на губы нанесите красный блеск. Тоже ведь ужас.
Капрон и парик
Водолазка Uniqlo, «Атриум»
Образ куклы в нашей подборке — самый сложный. В одиночку его не повторить. Вы можете ходить, здороваться с друзьями и даже заказывать напитки в баре с чулком на голове, но сначала кто-то должен нарисовать вам новое лицо: поверх чулка нанести тени, румяна, помаду и наклеить ресницы. Если сторонней помощи нет, сделайте второй вариант — без макияжа. Просто наденьте капроновый чулок, а узел спрячьте под париком. Получится человек без лица.
Змея
Бомбер Filles à papa, «Цветной»
Змею-муляж можно найти в любом магазине с подарками и приколами. Приклеиваем ее на двусторонний скотч, обильно промазав сандарачным клеем. Обвиваем лицо, вплетаем в волосы, закрепляем шпильками и завязываем узлом.
Стразы
Водолазка Uniqlo, «Атриум»
Макияж за пару секунд. Берете наклейки с объемными стразами и жемчужинами. Впрочем, сгодятся и любые другие стикеры. Их легко найти в любом книжном, канцелярском, «все для грима» или магазине с детскими товарами. Только украшаете ими не телефон, смэшбук или блокнот, а лицо и губы. Клейте хаотичным образом. Для надежности берем все тот же сандарачный клей или для накладных ресниц. Теперь вы выглядите загадочно и нарядно даже в простой водолазке.
Клубок ниток
Вариант для тех, кто уже по нашим советам записался на курсы кройки и шитья. Возьмите разноцветные нитки или жгуты разной толщины. Теперь хаотично обматываете ими лицо. Плотно затяните концы на затылке. Образ клубка готов! Катитесь хоть к самому черту. Язык завязывать не обязательно.
Безумный Макс
Топ Claire Barrow, km20.ru
Аквагрим популярен на любом празднике. Рисовать тигра или медведя на лице мы не будем. Набираем черный аквагрим марки Kryolan и делаем грубые мазки плоской кистью вокруг глаз. Вариация на тему Шарлиз Терон в «Безумном Максе» готова. Фотографироваться можно, наполнив рот пищевым красителем для тортов металлического цвета.
Переводные татуировки
Жакет Hyein Seo, km20.ru; линзы, xlenses.ru
Переводные татуировки — вполне самостоятельный праздничный элемент. Такие найти можно хоть в «Детском мире» на Лубянке. Переводим водой картинки на лицо и тело. Двусмысленные надписи наносим аквагримом. Волосы нужно намочить и зафиксировать с помощью геля для укладки.
Блестки
Хеллоиун — в первую очередь вечеринка. Даже блесток из карнавального магазина будет достаточно, чтобы соответствовать. Пальцами наносим вазелин на лицо или область, которая должна засверкать — скажем, щеки, лоб, уши, веки, губы. Блестки насыпаем сверху. Хорошо бы еще надеть все блестящее, что есть в гардеробе. Не экономьте блеск и подсыпьте конфетти на корни волос — как это сделали на показе Ashish.
Паутина
Платье Vetements, km20.ru
Такую паутинку можно найти во многих магазинах с театральными снастями. Скажем, мы взяли в «Артэ-грим» невесомую паутину для оформления интерьера. Просто обмотайте ей лицо и закрепите невидимками.
Паучки и чокер из крыс
Рубашка Lemaire, km20.ru; линзы, xlenses.ru
Делаем нейтральный макияж: тон, пудра, румяна. Пластиковых паучков находим в театральном магазине в углу, где лежат разные вещи для устрашающего оформления интерьера. Клеим пауков на лицо, как велит фантазия. Понадобится все тот же сандарачный клей. Резиновых мышей связываем хвостиками — чокер на шею готов!
Мистер Таблетка
Водолазка MM6 Maison Martin Margiela, «Цветной»
Еще одна вариация на тему — клеим мелкие предметы на лицо. Нужен все тот же сандарачный клей и аскорбиновая кислота. Нужно в прямом смысле упасть в таблетки лицом. Важный момент: не забудьте купить средство для удаления клея. Иначе ходить вам с таблетками на лбу до следующего утра.
Источник
Любая женщина сталкивалась с ситуацией, когда отражение в зеркале вызывает чувство диссонанса, незавершенности. Причина банальна – один штрих не соответствует образу, к примеру, прическа не подходит к выбранному типу макияжа.
Содержание статьи:
1. Формирование образа
2. Макияж и прически – стили и особенности
3. Классика
4. Романтика
5. Прически и макияж в стиле ретро
6. Экстравагантность
7. Греческий стиль в прическе и макияже
8. Цвет волос, прическа и макияж – как добиться гармонии
9. Девушка «зима»10. Цветотип «лето»
11. Женщина «осень»
12. Весна – поле для фантазий
Быть женщиной, выглядеть идеально – это искусство, которому можно учиться всю жизнь, в любом возрасте, причем процесс обучения всегда увлекателен и не может наскучить. Азы искусства мы осваиваем еще в подростковом возрасте, постоянно совершенствуем навыки, самостоятельно и бесплатно дома или посещая специальные курсы, онлайн, тем не менее, вопросы по созданию идеального образа всегда возникают. Самые популярные из них – как сочетать прическу и макияж, маникюр и педикюр, какая укладка подойдет для торжественного грима или офисного варианта, как выбрать оттенки декоративной косметики под цвет волос, способна ли прическа структурировать лицо.
удачное сочетание прически и макияжа
Формирование образа
Каждая женщина обязана быть профессиональным стилистом для себя любимой. И это не роскошь, не супер навык, а жизненно важная ежедневная необходимость, которую нужно использовать не только перед фотосессией. Только освоив в совершенстве искусство парикмахерства, косметологии, визажа и стиля, можно всегда выглядеть идеальной, ухоженной и привлекательной. Прежде чем решить, что надеть, какой сделать макияж и укладку, нужно определиться с тем, образ какого стиля необходимо создать:
- дневной или вечерний,
- офисный, деловой,
- свадебный, торжественный,
- возрастной.
Каждому из перечисленных типов образов соответствуют особенные техники макияжа и укладки причесок, подбор которых требует времени и сил.
Дневной образ отличается от вечернего (романтического) простотой, комфортом и отсутствием сложных деталей. Вечерний, для встречи с друзьями, любимым человеком или похода в клуб, так же должен быть простым, не вычурным, но элегантным, соответствовать месту, куда его «выводят».
Торжественный образ, к которому относится и свадебный – это тематический тип. Часто группа людей обсуждает своеобразный дресс-код перед мероприятием. Особенность образа невесты в подчеркнутой свежести, нежности.
Женщины, перешагнувшие определенный возраст, деловые дамы и сотрудницы офиса обязательно должны быть элегантными. Дерзкая прическа и яркий макияж в этом случае совершенно не подходят.
Фантазийный образ, смешение нескольких направлений, стилисты рекомендуют «примерять» только молоденьким девушкам или женщинам до 27 лет, дерзок и неординарен, подойдет не для каждой ситуации.
Макияж и прически – стили и особенности
Если классифицировать женские образы по принципу профессиональной стилистики, то можно выделить несколько основных направлений, исключая межвидовые, такие как «спортивный», «нюд», «минимализм», «футуризм» или «этника». Создавая женский образ с учетом типа макияжа и вида прически, профессиональные стилисты выбирают одно из направлений:
- классика,
- романтика,
- ретро,
- экстравагантность,
- греческий стиль.
Для каждого из них используются определенные оттенки декоративной косметики, техники ее нанесения, цвет волос и способы их укладки.
Классика
Классические макияж и прически актуальны всегда, независимы от тенденций моды. Макияж этого типа практически незаметен. Его главная задача – подчеркнуть природную красоту, не допустить ярко выраженного акцентирования на конкретных чертах лица, создать четкие и одновременно мягкие, нежные контуры. Прически отвечают тем же требованиям – строгая симметричность, четкие линии. К классическому макияжу подойдут такие укладки и стрижки, как
- конский хвост,
- пучок,
- каре,
- короткая стрижка без филировки.
Романтика
Романтический макияж нежный и женственный, и прическа должна быть такой же – обилие крупных локонов, плавных линий, если косы, то заплетенные не туго, если декор, то с цветами или бабочками. При создании макияжа нельзя использовать кричащие цвета, предпочтение отдается пастельным оттенкам.
макияж и прическа в романтическом стиле
Прически и макияж в стиле ретро
Этот стиль универсален – он подойдет женщинам с любой формой лица, любого цветотипа. Для ретро-макияжа характерны выделение глаз стрелками умеренной дины, пушистые ресницы на фоне лиловых, голубых или зеленых теней, яркие сочные губы. Прекрасно дополнят такой макияж прически в стиле Брижит Бардо, Гэтсби, Вероники Лейк, «Бабетта», низкий пучок, стрижки «пикси», «паж», короткое каре с ярко выраженной челкой.
Экстравагантность
Этот стиль легко распознать и создать, так как он является полной противоположностью классики. Для него характерны яркость и непредсказуемость, смелое сочетание контрастных оттенков и форм, причем это касается и макияжа, и причесок. Главная их задача – привлечь внимание окружающих, выделить обладательницу в толпе.
Греческий стиль в прическе и макияже
Греческий макияж достаточно яркий, привлекающий внимание. При его создании важно прочерчивать линию бровей и губ четко, симметрично. Кроме этого, необходимо структурировать лицо – подчеркнуть скулы, скрыть темные круги под глазами. Прическа должна быть соответствующей – четкой, без лишних линий и неряшливости. Прекрасно дополнят греческий макияж косы вокруг головы в технике «колосок», короткая челка, направленные назад локоны, обручи и ленты в качестве декора.
Цвет волос, прическа и макияж – как добиться гармонии
Подбирать макияж, прическу и цвет волос нужно не только под одежду, но и в соответствие с формой лица и цветотипом кожи. Стилисты разделяют типы внешности на 4 группы:
- лето
- осень,
- зима,
- весна.
Каждая из групп делится на три подгруппы – светлая (яркая), холодная, темная (мягкая). Обычной женщине будет довольно трудно разобраться в такой сложной классификации и правильно подобрать тип макияжа, прическу. Можно определить лишь свой основной цветотип, не вдаваясь в профессиональные стилистические хитрости, и подобрать под него прическу, цвет волос и макияж.
Цветотип лица определяется при дневном цвете с помощью зеркала, белой повязки на голову и листов цветной бумаги. А теплый или холодный у вас оттенок кожи, поможет определить апельсин.
Девушка «зима»
Если ваш цветотип «зима», то вам подойдет макияж с использованием серых, фиолетовых, малиновых, вишневых оттенков, в романтическом, классическом и экстравагантном стиле. Оптимальные цвета волос – темные, каштановые, но никак не рыжий или «блонд». Если говорить о прическах и укладках, то в этом плане нет ограничений. Единственное, что рекомендуют стилисты – избегать слишком коротких стрижек.
Цветотип «лето»
Внешность в этом случае, как правило, лишена ярких красок и акцентов, поэтому женщина вправе экспериментировать, примерять новые яркие оттенки, стили макияжа, цвет волос и оригинальные прически. Можно пробовать все стили, выбрать оптимальный для себя вариант и удачно варьировать им, внося кардинальные или незначительные изменения. Единственное правило – постарайтесь сохранить естественный цвет волос и кожи, не использовать тональную основу и краску для волос контрастного оттенка.
Женщина «осень»
Осень – вовсе не означает увядание. Женщинам этого цветотипа подойдут макияж с румянами, тенями и помадой теплых оттенков, бежевые, медовые тональные основы. Цвет волос не может быть холодным – предпочтение стоит отдавать сочным цветам – рыжему, медному, каштановому. Прически – лучше мягкие, без четких линий, с локонами и кудрями. Основные стили причесок и макияжа – классика, ретро, романтика. Но не стоит бояться и экспериментов – можно «примерить» образ экстравагантной дамы, возможно, он будет к лицу.
цветотип “осень”
Весна – поле для фантазий
Цветотип «весна» – это элегантность, утонченность, романтизм и максимум простоты. Выбирая стиль макияжа и прическу, необходимо руководствоваться именно этими понятиями. Образ должен быть максимально приближен к естественности – никаких насыщенных или холодных оттенков в макияже, отсутствие кричащих и экстравагантных укладок. Если говорить о цвете волос, то будет уместно легкое мелирование, колорирование, но отличие прядей строго на тон или два от естественного оттенка.
Даже самая модная одежда и лучшая декоративная косметика не помогут создать идеальный образ, если макияж не соответствует выбранной прическе или наоборот. Важно понимать это и уделять должное внимание выбору укладки и стилю макияжа, их соответствию ситуации.
Источник
За роскошной модой прошлых столетий скрывается немало страшных тайн. Белила вызывали у дам «свинцовые колики», яркие наряды — «цветные отравления», в нарядных париках заводились мыши, а пышные юбки загорались и попадали под колеса карет. Рассказываем, на какие жертвы шли модницы ради красоты.
Кожа: цианистый калий от веснушек и белила из свинца
Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом (фрагмент). 1848. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь
Алексей Рябушкин. Московская девушка XVII века (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Уже при Иване Грозном в Гостином дворе существовали «белильные ряды», где продавали заморские средства для выравнивания цвета кожи. Особенно популярны были «венецианские белила» с высоким содержанием свинца. Он придавал коже аристократическую бледность, но вызывал жуткие отравления — «свинцовые колики». Кроме белил городские барышни наносили на лицо румяна из киновари и токсичную сулему — хлорид ртути — для смягчения кожи.
…В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами…
Брови дамы подкрашивали сурьмой. Повторяя за итальянскими аристократками, нередко закапывали в глаза ядовитый сок белладонны: зрачки расширялись, появлялся выразительный блеск. Однако у этого средства были побочные эффекты — слепота и галлюцинации. В деревнях женщины тоже красились, но пользовались подручными средствами: мукой, толченым мелом, протертыми ягодами, свеклой и сажей.
Депилировали чаще всего лицо и руки. Сначала хлебным мякишем и смолой, с XVIII века начали использовать негашеную известь. В книге «Дамский туалет» 1791 года автор приводил рецепт смеси с известью, серой, селитрой и щелоком, в которую надлежало добавить «масла лоделовандового или какой другой благовонной эссенции». А еще через два столетия в некоторых регионах даже выводили волосы рентгеновскими лучами.
В XIX веке модными стали голубые прожилки на свинцово-бледном лице — их рисовали анилиновыми красками, которые вызывали анемию. Веснушки, напротив, удаляли с помощью цианистого калия, калийной селитры или сулемы.
Это средство, как очень сильное и могущее иметь влияние на общее здоровье организма надо употреблять только в самых упорных случаях. Растворить в потребном количестве спирта двадцать грамм сулемы и затем долить этот раствор на стакан воды. Прикладывать небольшие, смоченные этим раствором компрессы на веснушки и печеночные пятна, держа компрессы не дольше пяти минут.
Волосы: прически на каркасах и мытье аммиачной водой
Григорий Кучин. Портрет неизвестной с высокой прической (фрагмент). 1778. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Девушка в костюме Флоры. 1881. Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск
Павел Десятов. Девушка, расчесывающая волосы (фрагмент). 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В эпоху Петра I в российскую моду вошел парик — его носили женщины и мужчины. Изготавливали парики не только из натуральных волос, но из шерсти животных, морских трав, волокон кукурузы. С 1730-х годов стало модно покрывать парик пудрой для фарфоровой белизны, парикмахеров даже называли «мерлан» — буквально «рыба, обваленная в муке». В таких укладках заводились блохи, моль и даже грызуны.
С 1760-х годов стали популярны вычурные и объемные прически — альтернатива парику. Конструкции сооружали с помощью каркаса из железных или деревянных прутьев, фальшивых конских локонов, перьев и цветов. Иногда их не разбирали по несколько недель — для сохранности причесок спали на специальных валиках. Дамы с трудом забирались в кареты и цеплялись волосами за ветки деревьев.
Жена Петра Андреича была смиренница… пудриться, по ее словам, было для нее смертью. Поставят тебе, рассказывала она в старости, войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом вымажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают — не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя — обидятся, — мука!
В начале XIX века от абсурдной пышности отказались, но на место причесок пришли украшения для волос. Гирлянды из искусственных цветов держали форму за счет ртутных примесей, которые медленно отравляли модниц.
Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье… На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами.
Проблемной была гигиена самой кожи головы и волос. Пышные прически смачивали влажной тканью. Но мыли волосы редко — аммиачной водой, прожигающей кожу. Зимой чаще наносили яичную или медово-спиртовую массу. Со вшами боролись вычесыванием, эссенциями из говяжьего или свиного сала, мазью из ядовитой вшивой травы и уксуса. Настоящий шампунь появился только в начале XX века: в 1903 году — порошковый, в 1927-м — жидкий.
Платья: «муслиновые лихорадки» и секонд-хенд
Карл Брюллов. Юлия Самойлова с воспитанницей (фрагмент). 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Пукирев. Прием приданого по росписи (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Жан-Лоран Монье. Парадный портрет Елизаветы Алексеевны (фрагмент). 1805. Челябинский музей изобразительных искусств, Челябинск
В начале XVIII века женские платья стали шить со шлейфами. Их длина показывала знатность и статус. Однако, красиво «подметая» улицы, женщины собирали у себя под юбкой дорожную пыль и грязь. Спасала «пажа» — специальная петля для придерживания волочащейся ткани.
Идет по бульвару, а сзади пустит шлейф в полтора аршина и пыль метет; каково идти сзади: или беги обгоняй, или отскакивай в сторону, не то и в нос и в рот она вам пять фунтов песку напихает.
Праздничные платья не стирали годами. Жирные пятна выводили токсичными химикатами, а если не получалось, то просто заменяли другим куском материала. Часто богатые тетушки передавали платья по наследству — и секонд-хенд-одежда с платяными вшами в швах и складках переходила к новой молодой хозяйке.
Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом.
В конце XVIII века из наполеоновской Франции пришла мода на муслиновые платья. Муслин — очень тонкая ткань полотняного переплетения, названная в честь иракского города Мосул. Из ее сортов — тарлатана, зефира, нансука — изготавливали воздушные платья с глубоким вырезом в стиле ампир. Их надевали на голое тело и часто обливали водой, чтобы они плотно прилегали к телу. Модницы носили «голые» платья летом и зимой, сильно простужались, зарабатывая себе «муслиновые лихорадки».
Одной из первых жертв такой моды стала Екатерина Тюфякина, жена князя Петра Тюфякина, главного директора Императорских театров. Она умерла в 1802 году от воспаления легких — художница Элизабет Виже-Лебрён даже не успела закончить ее портрет. Через год скончалась от чахотки 24-летняя Мария Лопухина, загадочная барышня с картины Владимира Боровиковского. Появилась даже легенда: стоит раз юной особе взглянуть на этот портрет, не миновать скорой смерти. Хотя все было менее прозаично: девушки на выданье слепо следовали моде.
В одежде подстерегала еще одна опасность — красивые цвета. В 1778 году шведский химик-фармацевт Карл Вильгельм Шееле изобрел новый, зеленый краситель. В 1814 году химики усовершенствовали его состав — на основе двойной соли уксуснокислой и мышьяковистокислой меди получили изумрудный оттенок. Он вошел в историю моды как цвет «парижской зелени» и возбудитель головных болей, отравлений, язв на коже.
В середине 1850-х годов в массовое производство поступили анилиновые красители. Дешевые, но токсичные материалы позволяли получать насыщенные цвета — мадженту, коралловый, лиловый, электрик, шарлах, карминный и другие. Модницы носили яркие костюмы и шали, перчатки и шляпы, а со временем получали «цветные» отравления. От избытка нитробензола кожа становилась пепельно-серой, а губы — темно-ежевичными.
Красивый силуэт: тугие корсеты, фижмы и «хромые юбки»
Иван Вишняков. Портрет Сарры Фермор. 1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Сватовство майора. 1848 (фрагмент). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет баронессы Икскуль фон Гильденбандт (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эталоном женской красоты XVIII столетия была осиная талия. Над ней работали с детства: с помощью корсетов из китового уса, ивовых или металлических прутьев. Такие каркасы вызывали обмороки и приступы удушья, деформировали грудную клетку и сдавливали внутренние органы.
Лизавета Николавна велела горничной снять с себя чулки и башмаки и расшнуровать корсет, а сама, сев на постель, сбросила небрежно головной убор на туалет, черные ее волосы упали на плечи; — но я не продолжаю описания: никому неинтересно любоваться поблекшими прелестями, худощавой ножкой, жилистой шеею и сухими плечами, на которых обозначались красные рубцы от узкого платья, всякий, вероятно, на подобные вещи довольно насмотрелся.
Борьбу за освобождение от «рабства корсетов» начали европейские феминистки во второй половине XIX века. С начала 1910-х годов и в Российской империи женщины стали носить «бюстодержатели».
Каркасы из китового уса, ивовых и тонких металлических прутьев для создания пышной юбки — попали в Россию в 1710-е годы из Германии. Немецкие «фишбейны» стали звучать по-русски как «фижмы». Такие «корзинки» крепились к талии и заменяли кучу накрахмаленных нижних юбок. Но были тяжелыми и ранили ноги, если прутья выбивались из конструкции.
В 1850–60-е на пике моды был «кринолин» — широкие юбки на обручах. Менее тяжелые, они давали свободу ногам, держали мужчин на расстоянии, скрывали несовершенства фигуры и иногда беременность. Но такие «стальные клетки» порой доходили диаметром почти до двух метров и не всегда позволяли войти в дверь или сесть в карету.
…Гулянье в Летнем саду убедило меня решительно в неслыханном безобразии кринолинов. О боже! до чего может довести мода! Неужели эти самошевелящиеся юбки, надутые как шары, красивы и удобны?.. умоляю иногородних дам и барышень: не увлекаться безобразной модой кринолина — и торжественно отвергнуть его.
Было сложно контролировать подол, задрапированный метрами ткани. Он мог попасть под колеса кареты или загореться. Появился даже термин «кринолиновые пожары». Самыми огнеопасными были материалы газового переплетения — газ-кристалл, газ-марабу, газ-шамбери, бареж, дымка, а еще дешевые имитации шелковых тканей на основе древесной целлюлозы.
Кринолины сменил турнюр, который изобрел Чарльз Уорт. За счет подушечки или сборчатой накладки на заднике юбки он создавал нарочитую выпуклость нижней части тела. При этом турнюр туго стягивал колени и в сочетании с корсетом и высокими каблуками приводил к искривлению осанки — так называемому «греческому наклону». Присесть девушки могли только боком, а при ходьбе развевающийся шлейф так шуршал, что турнюр в быту прозвали «фру-фру».
Мода вообще капризна и причудлива. Мы не удивимся, если дамы начнут носить лошадиные хвосты на шляпах и буферные фонари вместо брошек. Нас не удивят даже турнюры, в которые «для безопасности» мужья и любовники будут сажать цепных собак. (А такие турнюры будут. Их на днях предложил в каком-то дамском обществе часовщик Ч.)»
В 1910-е модными стали «хромые юбки» — придумка Поля Пуаре. Узкая юбка стягивала колени, сужалась еще сильнее у щиколоток, заставляя девушек «хромать»: двигаться мелкими шажками, еле перешагивая через бордюры и периодически падая. Феминистки сравнивали «хромые юбки» с кандалами заключенных и стреноживанием лошадей.
Аксессуары: ртутные шляпки, острые булавки и длинные шарфики
Михаил Врубель. 1898. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель (фрагмент). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Брюллов. Портрет Марии Бек с дочерью. 1840. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Во второй половине XIX века на пике моды оказались шляпы с чучелами птиц. Для мумификации шляпники-таксидермисты использовали мышьяк. А саму основу, например жесткий фетр из овечьей или низ