Кто делает макияж в цирке
В марте белорусскую столицу посетил знаменитый Cirque du Soleil с программой Dralion. Корреспондент AFISHA.TUT.BY отправился за кулисы, чтобы подсмотреть, как артисты дю Солей превращаются из обычных людей в сказочных героев волшебной истории. На помощь Афише пришел Яков Ракицкий – батутист солнечного цирка родом из Могилева. Молодой человек показал, как на его лицо наносится сценический грим, а также поделился советами по поддержанию в хорошей форме и тела, и духа.
Инструменты
У каждого артиста Cirque du Soleil есть персональный ящичек. В нем умещается зеркало и подсветка, ящичек можно поставить на любую плоскую поверхность нужной высоты, и вуаля – гримерка готова. Обычно для артистов выделяют большое помещение со столами и стульями, и красятся они все вместе. Для нашего интервью Яшу посадили не со всеми, а в отдельном кабинете.
Яша пришел с набором необходимой косметики и кисточек. Всего мы насчитали в его “косметичке” 5 рассыпчатых и 6 жидких пудр, 2 карандаша (для глаз и для губ), набор из 20 кисточек (порядка 17 из них в активном использовании).
Артисты в Монреале проходят 16-часовой курс обучения, затем получают свой переносной чемодан с необходимым количеством косметики, комплектом кисточек и спонжей, а также распечаткой с пошаговой инструкцией нанесения макияжа. Яша честно признался, что не помнит, сколько стэпов в его мэйк-апе и для чего именно нужен каждый из них. Он просто заучил последовательность действий и их правильность, а затем старательно оттачивал навыки, чтобы тратить на макияж как можно меньше времени и уметь исправлять отдельные ошибки, а не переделывать весь грим. Сейчас make up, на который в самом начале тратилось 3-4 часа, наносится за 30-40 минут.
Снимается макияж специальным маслом, а уже в гостинице Яша мажется различными кремами, чтобы не повредить кожу. Артист рассказал, что косметику, средства для ее снятия, ухода за кожей, тренировочные и концертные костюмы, обувь, даже носки, если попросишь, выдает цирк. Яша, правда, тренировочные костюмы, средства по уходу и носки покупает сам. Почему – он ответить так и не смог. С другой стороны, косметика для лица, равно как и носки – очень личное.
На коварный вопрос корреспондента Афиши, не возникало ли у Яши желания в обычной жизни что-нибудь себе замазать или подрисовать, Яша ответил отрицательно.
– Что естественно, то не безобразно! – убежден артист. – Но за кожей стараюсь следить, потому что мы много ездим, разные климаты, кожа сохнет, это не очень приятно.
Процесс
Макияж начинается с покрытия лица “жидкими” красками. Первый шаг – нанести на глаза белую сияющую пудру. Затем нужно выровнять кожу лица крем-пудрой. После этого – сгладить натуральной краской разницу между белыми “глазами” и остальным лицом, желтой пудрой выделить виски и подбородок, красной – скулы.
– Крайне важно не переборщить, – поясняет Яша. – Когда учился, часто поправляли, говорили, что немножко надо убрать грим.
Яша специальной кисточкой “уменьшает” себе брови: выкрашивает их в белый цвет. Потом черным карандашом рисует брови заново и кисточкой их ровняет.
– Брови – едва ли не самое сложное. Ровно и одинаково нарисовать обе брови – это скилл, над которым пришлось здорово попотеть.
Следующий этап – накрасить и подвести губы (тоже довольно емкий и “разноцветный” процесс), нарисовать красным цветом верхние веки, сделать телесной пудрой плавные переходы и еще раз все поправить.
После этого Яша громко выдыхает, говорит “Ну все, поехали!” и начинает наносить сверху белую рассыпчатую пудру, которая работает как закрепитель для жидких красок. Благодаря этому макияж не течет, когда артист потеет. Только губы иногда приходится подрисовывать, ведь человек так или иначе пьет, ест, разговаривает. Излишки пудры снимаются большой кистью.
Затем идентичными по цвету сыпучими красками Яша освежает все прежние цвета, делает акценты, рисует тени. Лицо после нанесения ярких крем-пудр становится плоским, а акценты и тени вновь делают его живым, эдакий формат 3D.
Черной подводкой артист “рисует” глаза сверху и снизу по контуру век. Это делается, чтобы глаза были большими. Яша еще раз обновляет все краски, убирает излишки, сглаживает переходы.
После того, как весь макияж нанесен, остается только накрасить ресницы, которые под слоем пудры совсем исчезли. И тут выяснился интересный факт. Мужчины часто смеются над тем, как девушки красят ресницы – открывают рот, морщат лицо. Оказывается, парни делают то же самое. По крайней мере, Яша именно так и делал.
Периодически в “гримерку” заглядывали коллеги белорусского артиста, которые уже успели нанести себе грим. Сначала они удивлялись, увидев Яшу, а потом начинали подтрунивать, обнаружив рядом с ним корреспондентов AFISHA.TUT.BY:
– Yasha – belorassion superstar! – доверительно говорили они.
Белорусская суперзвезда отмахивалась, стараясь качественно закончить макияж. И вот уже перед нами сидит бог огня.
– Когда одеваюсь и крашусь – я еще Яша. Но когда выхожу на сцену, там уже совсем другие ощущения, – смеется артист.
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
Пока Яша гримировался к представлению, мы беседовали о спорте, о здоровом питании и нелегком хлебе циркача.
По словам артиста, батутный спорт начинается с детства. Если начать тренироваться в 15 лет, то больших успехов в спорте уже не добьешься. Однако прыгать и ходить по стенке может каждый, уверен Яша, было бы желание.
– Профессиональные болячки у нас – спина и шея. Лечится это массажем и разминкой. А вообще я много качаюсь, программу беру у профессионалов, плачу за это, но мне это в кайф. Даже если у меня два шоу в день, я прихожу за 1,5-2 часа, таскаю железо, потом наношу грим, растягиваюсь. Хотя у меня активная жизнь, я стараюсь сделать ее еще более активной, чтобы разнообразить будни, иначе не интересно. Опять же, вызов самому себе: тренировка, затем два шоу, день заканчивается, и ты понимаешь: я смог. И даже если потом нагрузка увеличится вдвое, ты снова сможешь. Это тренирует волю и характер.
Мы попросили Яшу составить ТОП 5 советов к летнему сезону, как выглядеть и чувствовать себя так, чтобы не стыдно было показаться на пляже в купальном костюме:
1. Бегать. Медленный бег или хотя бы быстрый шаг, кому как здоровье позволяет. Это помогает держать себя в тонусе, тренировать выносливость, в том числе дыхательной системы и сердечной мышцы.
2. Упражнение на пресс. Универсальное – спортсмены называют его “встречное”: лежишь на спине и одновременно поднимаешь друг к другу вытянутый корпус и прямые ноги.
3. Приседания. Со штангой (для “продвинутых”). Это очень хорошо не только для ног, но и для спины, других мышц.
4. Самое-самое главное – рацион. 90% успеха упражнений на пресс – правильное питание. Об этом пишут во всех тематических книгах. Тренажерный зал начинается с кухни. Важно, чтобы ты съедал ровно столько, сколько нужно твоему организму для повседневных активностей.
5. Вечером тоже иногда хочется кушать. Можно отварить брокколи, скушать пару яблок… или одно яблоко. Все.
ЦИРКАЧИ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Журналист AFISHA.TUT.BY бессовестно пытал Якова Ракицкого на самые разные, в том числе и неприятные темы. Так, в ходе беседы выяснилось, что и у артистов Cirque du Soleil тоже может не быть настроения или они встают не с той ноги.
– Нужно быть профессионалом. И вести себя как профессионал. Как бы ты себя не чувствовал. Я ведь тоже не железный, по-разному бывает. Но если ты не готов улыбаться, сделай своего персонажа серьезным. Я же огонь: огонь может приносить пользу, а может и укусить. Так и я, могу улыбаться, как задорный огонек, а могу добавлять в хореографию, движения агрессию, и это тоже будет смотреться.
По словам артиста, испытанием становится молчание зала, отсутствие аплодисментов и какой-либо реакции.
– Иногда, правда, отчего-то хорошо и весело. Не думаешь ни о чем, улыбка до ушей, смеешься. Все получается так легко и приятно. Бывает так, что вот тебя “штырит”, а зал не реагирует, молчит. И все равно – улыбка, смех почти дурацкий, так хорошо. Люблю это состояние.
– Важно достойно вести себя, если что-то пойдет не по плану. Ты можешь упасть, это, в лучшем случае, неприятно. Но опять же вопрос: как ты упадешь. Можешь позорно распластаться, как сосиска, а можешь сгруппироваться, приземлиться, пусть даже и не туда, обыграть это, как настоящий актер. И зритель никогда не узнает, что нужно было не так, а как-то по-другому. У меня такое случалось.
Однажды я упал так, что со сцены едва уполз. К счастью, это случилось в самом конце номера, я должен был закончить выступление сверху на стенке, а я свалился на батут. Потом погас свет, и пришлось срочно ретироваться. Неделю потом не выступал – сильно ударился. Но я к таким моментам стараюсь относиться философски: если так получилось, значит, есть какая-то проблема. И проблема в голове: я устал и думал об усталости. Работаешь над собой – проблема проходит.
ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЧТО ТАКОЕ ДУМАТЬ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ
– Жизненная философия? Быть порядочным во всех отношениях. Если ты не прав – извинись, если прав, но кто-то так не думает, – не нервничай, не доказывай – это его мнение. Когда я был младше, мне казалось, что всю правду надо говорить в лицо. Со временем (не последнюю роль в этом сыграл цирк) понимаешь: не обязательно говорить сразу и все, а даже если и надо, то это можно сделать тактичнее, не задевая чувств человека, не вызывая его на агрессию.
Часть этого понимания пришла через книги, часть – с возрастом и ситуациями, что-то вместе с правилами привил цирк. Здесь же интернациональная команда – надо быть корректным и толерантным.
Самая вредная моя привычка – много думать и переживать, накручивать себя. Я сам по себе человек вспыльчивый. Эта вспыльчивость в спорте меня здорово притормозила, а в цирке пришлось поменяться. Я теперь не психую, понимаю, что на все надо время, что не все получается сразу.
Если мысли одолевают – медитирую, визуализирую. Просто сажусь, стараюсь очистить голову и представить то, что я хочу сделать. Иногда
нужно делать то, что тебе не нравится, чего ты боишься. Возможно, это то, что тебе поможет в жизни. Когда начинаешь пробовать, ты обнаруживаешь в себе недюжинный потенциал и кучу талантов. Думать – это не плохо, просто надо думать правильно и позитивно. А слово “если” – вообще самая большая проблема на пути к цели.
Кстати, за сценой есть флаги тех стран, артисты которых участвуют в представлении. Приятно, что среди них – и белорусский флаг. Больше фотографий закулисья можно найти TUT, а подробное описание всего, чем живет цирк дю Солей – TUT.
Источник
С детства у нас остаются яркие и неповторимые впечатления о цирке как о / празднике веселом и красочном. Режиссер театра К. С. Станиславский в сво- V—’ ей книге «Моя жизнь в искусстве» писал, что цирк — это лучшее место во всем мире! Любовь к цирку остается с детства. Надолго запоминаются яркие огни, искрящаяся музыка, искусство бесстрашных красивых людей, остроты клоунов, мастерство эксцентриков, высокий профессионализм воздушных гимнастов, акробатов, талант дрессировщиков.
«Цирк» (от лат. «circus» — букв, «круг») в современном понимании — вид искусства, включающий акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п., а также здание с ареной (манежем) в центре и амфитеатром для зрителей, в котором происходят цирковые представления.
Цирковое представление состоит из отдельных номеров, в которых используется все — начиная от веселого остроумного фарса до патетики, разнообразное по жанру. Цирковое искусство — это искусство коллектива, успех его зависит от суммы компонентов: мастерства актеров, световых эффектов, музыкального оформления, ярких удобных карнавальных костюмов и грима. Представление складывается из номеров, идущих с нарастающим успехом, в стремительном темпе. Герой в цирке всегда положительный. Цирковое искусство многогранно: оно способно сделать счастливым людей разного возраста: и старика, и ребенка.
Большое место в цирковой программе отводится клоунаде. Клоуны выступают группами, дуэтом, поодиночке. Клоун на латинском языке означает «деревенщина», «грубиян». Он исполняет пародии, эксцентрические сценки, полные гротеска и сатиры, используя при этом комические и буффонные приемы. Клоун выступает на арене в постоянной маске (гриме) и костюме (рис. 45). Он обобщает внешний облик и внутренние черты характера, типичные для достоверного персонажа. Форма и приемы сценического воплощения клоунской маски определяются характерными внешними данными исполнителя. Клоуны не только разыгрывают веселые интермедии между собой, участниками номеров, но и могут обращаться к зрителям, привлекая их к игре, трюкам при помощи реплик.
Предшественниками клоунов в странах Западной Европы были мимы, в эпоху Возрождения — персонажи итальянской комедии дель арте, в России — шуты, скоморохи, участники веселых народных представлений.
Одним из любимых клоунов был Белый (рис. 46), который всегда в зарубежном цирке являлся партнером Рыжего. До конца XIX века Белый клоун выступал один, выполняя основную комедийную часть представления. Он заполнял паузы в конных номерах, выступая комическим наездником, акробатом, дрессировщиком, пародистом. У артиста были подчеркнуто комический костюм и грим. Короткие до колен панталоны, сшитые вместе с курткой, наподобие комбинезона, из белого блестящего материала. Костюм ук-рашался аппликациями в виде ярких полос, бабочек, звезд, рыб. Лицо набелено, подрисованы сильно глаза, брови, нос и рот. В руках у клоуна — палочка с подушечкой на конце, которая называлась «батон». Клоун применял ее для оплеух, которыми награждал то и дело своих партнеров. На формирование образа Белого клоуна оказали влияние маски итальянской комедии дель арте, особенно ее персонаж Педролино и герой ярмарочного театра Пьеро.
Сначала Белый клоун изображал крестьянина-мукомола, поэтому клоун делал себе густо набеленное лицо мукой, традиционным атрибутом его являлся «батон». Со временем маска Белого клоуна заметно изменилась. Его костюм начиная с XX века приобрел вычурную пышность. Он делался из более дорогого блестящего материала, появились крахмальное жабо и манжеты. На голове — изящный белый колпачок, на ногах — лакированные или золотые туфли с бантами или помпонами. Вместо комического парика — элегантная прическа. Только грим лица мало в чем изменился. Лицо осталось набеленной маской с яркими красными губами и черными линиями бровей. Манера его игры стала более сдержанной. Заносчивые насмешки были заменены поучениями. Среди белых клоунов дореволюционного русского цирка выделялся талантливый артист С. Альперов. Советские артисты, исполняющие амплуа Белого клоуна, мастерски сочетают лучшие традиции старинной клоунады с современной сатирической тематикой, критикой пережитков. Значительных успехов и любви зрителей достигли артисты Д. Альперов, Г. Бондаренко, Д. Демаш, А. Межинский, К. Роланд, С. Ротмистров.
Ярким представителем клоунады является Рыжий клоун (рис. 47), который с 80-х годов XIX века начал выступать в дуэте с Белым клоуном, разыгрывая смешные сценки, основанные на столкновении разных контрастных характеров. Недотепа Рыжий и заносчивый насмешник Белый вызывали смех зрительного зала. Рыжий клоун — немецкий глупый Август — появился в немецком цирке в 70-х годах XIX века, заполняя веселыми трюками промежутки между отдельными номерами программы, изображая незадачливого неловкого служителя манежа, униформиста. Костюм Августа — карикатурная одежда униформиста или подобие фрака В характере клоуна сочетаются хитрость плута с детской наивностью. Предполагают, что маска Рыжего возникла из нескольких вариантов: первым Рыжим был американский наездник Том Беллинг (1873 год, цирк Ренца, Берлин), другие считали француза Дж. Гийона, англичане — Уиддикомба и Чедвика. Каждый артист вносил в исполнение роли Рыжего свои индивидуальные особенности: походка, обороты речи, манера смеха, плача, интонаций и восклицаний. Сначала у Рыжего клоуна был грим «босяцкий». Сине-черный тон на щеках (имитируя небритость), белые мешки под глазами, беззубый рот, парик с причудливо облысевшей головой. Преобладающий грим был гротесковый, эксцентрический. С течением времени изменился внешний облик Рыжего. Он имел мешковатый костюм, гигантских размеров ботинки, бант на шее. Грим лица представлял картофелеобразную налепку на нос, нарисованные брови домиком и яркий, преувеличенных размеров рот.
Грим Белого клоуна — традиционная маска. Работа по гриму начинается с подбора иллюстративного материала, создания эскиза грима. В основу работы берется схема «печальное лицо». Подготовив лицо к гриму, составляют общий тон № 1 + белая краска, так как лицо по цвету кожи должно быть белым, сохраняя традиции прошлого, когда мельник — прототип Белого клоуна был обсыпан мукой. Перед наложением общего тона надо основательно замазать естественную форму бровей при помощи специальной прозрачной мастики — ангруаза, обладающей вяжущими свойствами. Для замазывания бровей можно использовать жидкий гуммоз в смешении с общим тоном. Если брови не очень густые и жесткие, то их можно замаскировать мылом, общим тоном, смешанным с пудрой. Если брови густые и жесткие, можно использовать гримировальный клей. Кисточкой клей наносят на брови, затем промокают мокрой ватой, образуется белый налет, который покрывают общим тоном, накладывая его на лицо равномерно от центра к краям. Подглазную впадину затемняют, можно применять синюю краску в соединении с черной или серую краску (белая + черная). Тень у внутреннего угла глаза делается более интенсивной. Верхнее и нижнее веко покрывается белой краской, линию ресниц проводят черной краской, смешанной с коричневой, толстой линией. Можно наклеить искусственные черные ресницы. Брови рисуют выше естественной формы темной краской (черная + коричневая), по форме бровей печального лица. Можно вырезать форму бровей из черного или синего бархата и наклеить после завершения грима, запудривания. Форму носа делают более прямой, тонкой. Для этого затемняют стенки носа темной краской, можно использовать коричневую, серую краски. Спинку носа высветляют. Форму губ рисуют темной краской (баканом). Внутреннюю часть губ окрашивают светло-красной краской (кармином). Стушевывают грани цветов внутрь. Можно использовать парик из темных гладких волос или надеть мягкую шапочку или берет в дополнение к гриму. Этот грим смотрится более эффектно с традиционным костюмом (рис. 46).
Грим Рыжего клоуна отличается от грима Белого своей яркостью. В основу работы по гриму берется схема «веселое лицо». После подготовки лица замазывают естественную форму бровей. Если брови не особенно густые, то можно использовать их форму. Составляют и накладывают общий тон № 2 + № 3. Румяна можно сделать по схеме «лубок». Глаза подкрашивают темной краской (коричневая + черная), чтобы придать округлую форму. Линия верхнего и нижнего века в середине подкрашивается сильнее. Брови рисуют в виде полукругов, можно наклеить крепе в виде небольших торчаших кустиков. Кончик носа можно окрасить ярко-красной краской или надеть на него половинку шарика, который крепится к лицу при помощи тесемок. Налепку на нос можно сделать из поролона, из ваты (рис. 47).
На нижней части лица от носа, захватывая часть щеки и подбородка, темной краской рисуют ромб, который покрывают внутри более светлой краской, чем все лицо. Губы рисуют преувеличенной формы темно-красной краской. Контур растушевывают внутрь. Внутреннюю часть губ окрашивают более светлой краской. На губах ставят блики. Форму губ можно сделать и по-другому. Провести линию, значительно увеличив разрез губ, закончив ее маленькими шариками. Дополнением грима является характерный парик с рыжими торчащими в разные стороны волосами. Можно использовать небольшой головной убор, колпачок, шляпку, кепку, шапочку с помпоном.
Грим других клоунов в отличие от традиционной маски Белого и Рыжего может быть различен. При его исполнении фантазируйте сколько угодно, но помните об одном — грим должен быть основан на контрасте цветовой гаммы и выполняться чисто, четко, без мазни. Рисунок деталей лица можно делать произвольно, используя живописный и скульптурно-объемный прием. Не следует перегружать лицо мелкими деталями, лишними штрихами. Краски могут быть использованы различные, но при этом нужно выбрать определенную гамму, например, коричнево-красную или серо-синюю. В работе над гримом следует придерживаться определенного колорита в цвете лица и парика.
Коверный клоун также выступал в цирковых представлениях, заполняя паузы между номерами программы. Коверный клоун появился в начале 70-х годов XIX века. Он выступал обычно в качестве партнера и, подыгрывая главным исполнителям, исполнял трюки разных жанров. Коверный копировал маски популярных иностранных комиков (Пат и Паташон, Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд). Костюм коверного представлял карикатурное изображение костюмов определенных персонажей, которым он подражал. Грим делался при помощи красок, налепок, парика с сюрпризами.
В цирковом представлении часто принимают участие клоуны-мимы (рис. 48), главными выразительными средствами их являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковыми действиями. К ним могут быть отнесены клоуны-прыгуны, акробаты, каскадеры.
В выступлениях клоунов разговорного жанра основным являются речь, слово. К ним относятся клоуны-куплетисты, пародисты, эксцентрики, сатирики, музыкальные клоуны, исполняющие свои номера на различных музыкальных инструментах.
В цирке клоуны в содружестве с цирковыми режиссерами, драматургами, художниками создавали образы с элементами эксцентрики, используя в репертуаре темы, близкие зрителю. Большое значение в развитии клоунады имело искусство А. и В. Дуровых. Дуровы наравне с клоунадой разработали методы гуманной дрессировки животных. Основоположниками советской коверной клоунады являлись артисты Румянцев, Берман, Вяткин, Мусин, Сергеев, Антонов и Бартенев, которые принадлежали к старшему поколению. Представителями среднего и младшего поколения явились артисты Ю. Никулин, М. Шуйдин, О. Попов, Л. Енгибаров (рис. 49), Куклачев, Май, Маковский, Ротман, Марчевский, Николаев, Родин, Векшин, Васильев и многие другие. Имена клоунов получили мировую известность. Для цирка становится характерным образ клоуна, не толь-ко вызывающего смех зрителей, но и обладающего высоким профессиональным мастерством в области разных жанров циркового искусства: акробатики, жонглирования, эквилибристики, дрессировке.
Специфика циркового представления требует особого подхода и отношения к гриму, парику, которые должны быть дополнением праздничного зрелища. Гримы должны быть легкими и вместе с тем яркими и образными. Поэтому гримы современной клоунады разнообразны. Они характерны творческими поисками новых форм. Используют классические маски Белого и Рыжего клоунов, наряду с ними в ходу реалистический, гротесковый грим, который помогает перевоплощению.
Для циркового грима используют гримировальные краски, а также косметические средства: пудры, карандаши, помады, румяна. Созданная актером маска-грим лица и парик остаются без изменений продолжительное время, так как зрители привыкают к внешнему облику актера.
Цирковой грим требует четкости и чистоты исполнения. Детали лица делаются преувеличенных размеров, при этом подчеркивается контрастность цветов. Очень часто клоуны в гриме используют налепки на нос из поролона, папье-маше, пластических деталей (резиновые детали, изготовленные на киностудии «Мосфильм»).
Дополнением грима являются парики, которые несут в себе определенные неожиданности и сюрпризы. Парики не только придают персонажам цирка внешнюю характерность, но и становятся дополнением комических эффектов. Они должны быть сделаны с фантазией, с учетом специфики представления. Иногда в париках спрятаны специальные приспособления, которые помогают более ярко передать искусство клоунады, вызвать смех зрителей, например, ручьи слез, появление шишек на лбу, голове, встающие дыбом волосы. Парики изготовляются из синтетических материалов, а также из всевозможных тканей, стеблей растений, листьев, мочала, соломы, бумаги, картона, стружки, кожи.
Дополнением к гриму и костюму клоунов являются и некоторые детали: головные уборы, жабо, обувь. Например, солнечный клоун Олег Попов никогда не расставался с клетчатой кепкой преувеличенных размеров или Михаил Румянцев (Карандаш) всегда был в остроконечной черной шляпе, напоминающей головной убор знаменитого комика Чарли Чаплина.
И.С.Сыромятникова
«Искусство грима»
Источник