Как рисовать брови и глаза человека
Всем известна пословица: глаза зеркало души. Портретная галерея показывает значение этого выражения в полной мере: смотря на глядящее с холста лицо создается ощущение присутствия человека, можно понять его эмоции и настроение, вся информация считывается с глаз, устанавливается тонкий зрительный контакт.
Поэтому очень важно научиться правильно рисовать глаза человека, художник-портретист должен уметь передать эмоциональный фон, иначе люди изображенные на картинах будут выглядеть как обычные куклы. Данная статья поможет всем желающим почувствовать себя художниками и научиться просто, быстро и правильно рисовать глаза человека.
Этапы построения глаза
Для начала работы необходимо ознакомиться со строением глаза, выделить его характерные черты. Для понимания техники рисования нужно запомнить основные составные части глаза:
- Глазное яблоко или склера;
- радужка и зрачок;
- верхнее и нижнее века, представленные характерными складками;
- слезник;
- ресницы;
- бровь.
Данный состав при правильной прорисовке всех пропорций представит яркое и незабываемое изображение человеческого глаза.
Как нарисовать глаза карандашом
Общие принципы рисования глаз, мастер-класс.
- Для начала необходимо научиться делать произвольный набросок глаза, не вдаваясь в нюансы и особенности строения. Для этого нужно запастись специальными простыми карандашами, подходящей твердости: В,3В, 8В, подготовить плотный лист бумаги и ластик.
- Обозначаем зону глаза, обозначая его в угловатые рамки в виде ромба. Для более точного воспроизведения, можно воспользоваться зеркалом и рассмотреть свой глаз и постараться сделать эскиз на бумаге. На данном этапе удобнее использовать тонкий карандаш и выполнять действия без нажима.
- Далее необходимо сгладить углы, линии прорисовать более плавные. Нужно наметить радужку глаза, зрачок и обозначить бровь. Зрачок и радужка рисуется самым мягким карандашом. Радужка прорисовывается штрихами: нижние более темные, верхние посветлее. На этом этапе прорисовывается толщина века, и обозначается слезник. Обозначается глубина слезного канала, для этого заштриховывается край глаза мягким карандашом, для придания влажности глазу.
- Радужка делается более эффектной: для этого используя мягкую ткань необходимо растушевать штрихи на радужке. Далее делаются радиальные волнообразные штрихи карандашом 3В. Основа аккуратно затирается. Далее более четко прорисовывается бровь, немного истончается. Прорисовывается тень под верхним веком. Добавляются тени на округлой части глазного яблока.
- Завершающим этом прорисовываются ресницы верхнего и нижнего века. Верхние ресницы длиннее нижних. Чтобы ресницы смотрелись реалистичнее, нужно начинать их от нижней стороны верхнего века и вести их выше складки на веке. Нарисованное отражение ресниц в самом глазе придаст им естественный вид.
Уроки детальной прорисовки глаза
Форма
Человеческий глаз по своей сути представляет шар, закрепленный внутри глазницы. Видимая часть глаза представлена в форме овала заостренного с внешнего конца и округлого с внутреннего (миндалевидная форма), остальная часть шара прикрыта веками.
Форма миндального ореха несимметричная, очень похожа на видимую часть глаза: в этом можно убедиться, если провести горизонтальную линию, разделяющую глаз и обозначить вертикальную линию, которая соединяет точки самого широкого места верхней и нижней части, будет видно, что точки находятся в разных частях овала.
В верхней части эта точка ближе к слезному каналу, а в нижней – к внешнему углу глаза. Рисуя глаза необходимо помнить, что светотени наносятся на шаровидную форму, значит используются радиальные штрихи для затемнения.
Веки глаза
Веки глаза не следует изображать плоскостями, они имеют ощутимую толщу, которая покрывает глазное яблоко. Толщину век можно рассмотреть, повернув лицо в профиль, тут же можно заметить, что посадка нижнего века глубже, чем верхнего.
Толщина века отображается линиями, расстояние между которыми 1,5 -2 мм. Верхнее и нижнее веко отбрасывают тень на глазное яблоко, поэтому толщина нижнего века светлее толщины верхнего, так как на него падает больше света.
Складка
Над верхним веком всегда отображается складка кожи, которая прикрывает его часть. У разных людей эта складка отображается по своему, так как у разных народностей, есть особенности формы и строения глаз.
Слезник
Во внутреннем уголке глаза находится слезник, он выпуклый и вытянутый, в форме полуовала. Без слезника глаз будет выглядеть неправдоподобно, поэтому нужно обязательно его прорисовывать.
Радужка и зрачок
Направление взгляда можно определить по радужке и зрачку. Зрачок всегда обозначается темным кругом, который располагается в центре радужной оболочки. Глаза в спокойном положении они обычно прикрыты на 30 процентов веками.
- Широко раскрытые глаза рисуются с полным изображение радужной оболочки.
- Прищуренный взгляд рисуется с неполным изображением радужки, часть ее прикрывается веками.
Радужная оболочка имеет форму, похожую на чашку, она выпуклая, это можно заметить в профиль. Зрачок плоский, не имеющий объёма круг. Не нужно рисовать зрачок на краю радужки, он находится немного внутри.
Блик и рефлекс
Глазная радужка всегда поблескивает на свету. Поэтому для естественного отображения глаза всегда прорисовывается блик и рефлекс. Блик располагается на округлой форме радужки, рефлекс представляет собой пятно рассеянного света и располагается напротив. Блик образуется с той стороны, откуда падает свет.
Ресницы
В конце прорисовывания глаза всегда нужно добавлять ресницы. Ресницы отображаются в виде штрихов, у основания толщина больше, в конце тоньше. Густота ресниц тоже индивидуальная. Если ресницы необходимо выделить, их не нужно рисовать одной длины и одинаковой толщины.
Как нарисовать глаза красками
Акриловые краски наиболее подходят для изображения глаз. В данной технике исполнения они получаются очень реалистичными. Красками рисовать сложнее, но при некоторой тренировке, справиться с работой не составит труда.
Поэтапный разбор техники рисования.
- Берется палитра для рисования, на которую наносятся подходящие краски: серая краска и титановые белила, сиена натуральная, красная натуральная и английская, светло-желтая, ультрамариновая и умбра жженая.
- Для прорисовки контура глаз берется толстая кисть и темно-коричневой краской делается набросок верхнего и нижнего века, обозначается радужка и зрачок. Разведенной краской добавляются световые акценты.
- Смешиваются цвета на палитре: бежевый, титановые белила, коричневый и красный. Далее получившийся цвет наносится на верхнее веко, показываются светлые места. Для реалистичного отображения в уголки глаза добавляется красный оттенок: смесь коричневого с красным.
- Нижнее веко также прорисовывается смесью красного с коричневым цветом. Для верхнего века делается смесь теплого бежевого с белилами.
- На палитру добавляется травяная краска и начинается прорабатываться радужка глаза. Затем прибавляется темная краска и далее прорисовывается радужка. Зрачок обозначается темно-серым цветом. Далее добавляются голубые и оливковые тона для завершения работы над радужкой.
- Усиливается тень от верхнего века, для этого используется светло-коричневая краска. Смесью коричневой и зеленой краски со светлым тоном используется для прорисовки блика в глазу.
- Завершающим этапом рисуются ресницы черным цветом. Они могут иметь различную длину и толщину.
Научится рисовать глаза не так уж и сложно, главное соблюдать последовательность в работе, не забывать о тонкостях и деталях. В данной статье представлены различные техники рисования глаз: карандашом и красками. Начинающий художник может выбрать для себя и освоить любую понравившуюся технику рисования глаз.
Фото идеи и примеры для рисования глаз карандашом
Источник
Немецкая концепт-художница Магда Проски составила краткое руководство на тему того, как рисовать разные выражения на лицах персонажей. Она проанализировала анатомию лица и то, как разные черты движутся и работают вместе, чтобы выразить эмоции. Итак, если вы хотите нарисовать по-настоящему выразительное лицо персонажа, то вот главные подсказки.
Как построить голову?
Лицо — это один из самых сложных объектов для рисования. Во-первых, как и на любом другом трехмерном объекте, на нём много выпуклостей и впадин. Но кроме этого, лицо должно рассказывать историю, вызывать эмоции и создавать иллюзию того, что с плоского двухмерного холста на зрителя смотрит реальный человек. В современном мире мы привыкли к тому, что видим фото каких-нибудь людей на каждом углу. Представьте себе времена, когда фотографии не существовало — каким невероятным переживанием было увидеть нарисованный портрет человека! Искусство передачи эмоций оттачивалось веками.
Начнём с построения головы. Существует столько же разных способов построить на бумаге человеческую голову, сколько самих художников. В жизни голова и лицо состоят из двух типов тканей. Твердая и неподвижная ткань — это кости черепа; мягкая и гибкая ткань — это мышцы и жир. Магда предлагает построить череп из трёх геометрических фигур: продолговатой сферы, прямоугольного параллелепипеда и полуцилиндра.
Если вы хотите улучшить свои портретные навыки, то лучше выучите форму черепа наизусть. Эта часть головы мало меняется, она у всех более-менее одинаковая.
Если вы сумеете нарисовать правильный череп, то лицо потом можно стилизовать любыми возможными способами, и оно всегда будет смотреться правдоподобно.
В черепе всего один подвижный элемент — челюсть. У неё довольно гибкий сустав: он позволяет не только открывать и закрывать рот, но и двигать челюстью вперед, назад и в стороны. Попробуйте сымитировать своими зубами разный прикус или просто поскрипеть ими, и вы поймёте, о чём речь.
Это возможно благодаря тому, что наш челюстной сустав имеет очень хитрый рабочий механизм.
Когда мы открываем рот, шарнир, обеспечивающий вращение, не остаётся на одном месте — вместо этого вся челюсть немного сдвигается вперед! Прижмите палец к щеке в том месте, где вы можете почувствовать движение сустава. Теперь откройте и закройте рот — и вы заметите лёгкое движение челюсти вперед и назад. Как это связано с рисованием? Очень просто: если вы рисуете человека с открытым ртом, его подбородок придётся немного сдвинуть вперед. Иначе у вас не получится добиться правдоподобного вида.
Размеры лица
Череп очень важен для базового построения лица, но по-настоящему внешность зависит от формы мягких тканей, прикрепленных к кости. Как мы уже упоминали, череп покрыт слоями мышц и жира. В некоторых местах эти слои довольно тонкие, поэтому мы легко можем увидеть форму черепа под ними. В других местах мышцы и жир достаточно толстые, поэтому они будут сильно сдвигаться с обычного места при изменении выражения лица.
На этой схеме зеленым цветом обозначены области, где мягкие ткани тоньше всего, и под ними чувствуется кость. Форма этих участков меняется минимально. Что касается мест, которые могут сильно менять форму, то это в первую очередь щеки, губы и кожа вокруг глаз. Впрочем, на зелёных участках мы тоже можем наблюдать поверхностные изменения: там меняется натяжение кожи, а также возникают или исчезают морщины.
Вот ещё одна важная вещь, которую следует помнить: лицо не плоское, оно выпуклое. То есть, когда вы будете разворачивать его в пространстве под разными углами, вы должны располагать его не на плоской поверхности, а, грубо говоря, на боковой поверхности цилиндра. Нужно помнить, что все элементы лица в конечном счете размещаются на голове, тяготеющей к форме шара.
Выражение лица
Когда мы улыбаемся, мы не только приподнимаем уголки губ. Настоящая улыбка состоит из целого набора мышечных движений по всему лицу. В движение приходят брови и крылья носа, меняется форма глаз и рта — то, как именно они движутся, зависит от выражаемой эмоции и индивидуальных особенностей человека.
В этом отношении полезно наблюдать за друзьями и корчить разные лица перед зеркалом, чтобы внимательно изучить, как разные люди показывают эмоции. Это хороший способ прокачать навыки — вскоре вы заметите, что ваши персонажи стали более правдоподобными.
Выражения лица: 1 — нейтральное, 2 — радостное, 3 — печальное, 4 — удивлённое, 5 — испуганное, 6 — рассерженное, 7 — брезгливое
На картинке выше в упрощенном виде показаны базовые эмоции человека. Зеленые стрелки указывают направление движения мышц, а синими линиями отмечены морщины, которые при этом образуются. Если вы хотите, чтобы персонажи выглядели молодо, не рисуйте им мимические морщины в виде черных линий. Потому что чем больше таких морщин вы нарисуете, тем старше/уродливее будет выглядеть персонаж. Вместо этого лучше обратить внимание на нюансы в изменении формы глаз, бровей и рта — они способность совершать огромное количество разнообразных движений.
Движения глаз и бровей
Как гласит народная мудрость, глаза — зеркало души. Это и правда чрезвычайно выразительная черта лица. Одних глаз достаточно, чтобы показать такие эмоции, как веселье, страх или гнев.
Глаз окружают многочисленные группы мышц. С их помощью человек может, например, широко раскрыть веки, показав всю радужную оболочку. Другое сокращение мышц приведет к тому, что глаз, наоборот, прищурится, вокруг него возникнут морщины.
У бровей есть отдельные, свои собственные группы мышц. Внешними и внутренними кончиками бровей управляют разные мышцы, поэтому брови могут не только подниматься и опускаться, но и принимать волнообразную форму! Есть ещё и специальные мышцы, с помощью которых мы сводим брови над переносицей.
Выше на рисунке приведены примеры глаз (J1, J2 и J3), выражающих одну и ту же эмоцию — радость.
Бровь находится в нейтральном положении или слегка приподнимается. Важно также, что когда мы улыбаемся, внешние уголки глаз прищуриваются и приподнимаются вверх благодаря смещению щёк. По наличию этого прищура искреннюю улыбку можно отличить от фальшивой.
На рисунках A1, A2 и A3 изображены глаза, выражающие гнев или отвращение. Очень тяжелую работу здесь выполняют мышцы над переносицей. Они сводят брови вместе и тянут их вниз, создавая тем самым множество морщин между бровями и на переносице. Глаза на рисунках F1, F2 и F3 выражают потрясение и страх. Это единственное выражение лица, при котором веки открывают всю радужку. В зависимости от формы бровей широко открытые глаза могут выражать разные эмоции — от удивления до ужаса.
Движения рта
Губы тоже окружены множеством групп мышц, что дает им возможность принимать бесконечное количество форм. Это позволяет нам не только выражать эмоции, но и произносить различные звуки.
Вы когда-нибудь задумывались, почему по бокам от уголков рта мы рисуем маленькие вертикальные линии? Угол рта включает в себя узел (N), к которому прикреплено множество мышц (рисунок S1). Этот узел имеет сферическую форму, которая и создаёт небольшую изогнутую тень в углу рта.
На рисунках выше и ниже показаны некоторые формы губ, характерные для выражения радости, страха и гнева. Рисуя рот, не забывайте, что когда зубы размыкаются, подбородок нужно опустить вниз. Верхняя губа имеет свойство поджиматься и обнажать зубы. Если это происходит при улыбке, изгиб губы будет незначительным (рисунки S2 и S3). Но чтобы передать гнев или отвращение, губа изогнётся более агрессивно, как показано ниже (G1, G2 и G3).
Мышцы рта могут работать несимметрично, например, мы можем улыбаться одним уголком губ. Чтобы понять, какие это открывает возможности, поэкспериментируйте перед зеркалом.
Движения носа
Когда речь идет о выражении эмоций, роль носа недооценивают. Тем не менее, он способен привнести в выражение лица трудноуловимые, но важные нюансы — если рисовать его правильно, конечно. Обратите внимание, что на рисунке N4 ноздри вытягиваются вместе со ртом. А когда человек глубоко вдыхает, они открываются шире обычного. Это поможет нарисовать напряжённое выражение лица, как на рисунке N5. Когда мы злимся или испытываем отвращение, мы морщим нос (N2 и N3).
Выражения лица с соответствующим носом: N1 — нейтральное, N2 — отвращение, N3 — гневное отвращение, N4 — удивлённое, N5 — напряжённое
Советуем вам побольше экспериментировать, смешивать разные эмоции и создавать уникальные выражения на лицах персонажей. Главное, как можно больше наблюдайте натуру! Зеркало — незаменимый инструмент для любого разработчика персонажей.
Рисуем иллюстрацию, где главное — выражение эмоций
Понимание основ открывает неограниченные возможности стилизации персонажей. Вернемся к началу статьи, где мы рассматривали базовое геометрическое построение. Три основные фигуры остаются неизменными, но их пропорции можно и нужно менять! Это позволяет создавать стилизованные и в то же время правдоподобные лица.
Работа с простыми геометрическими фигурами также помогает контролировать наклон головы в перспективе. Например, мы хотим нарисовать симпатичного персонажа с большими глазами и круглым лицом, который слегка откинул голову назад. Для этого надо увеличить размер параллелепипеда, а полуцилиндр сделать короче, и учесть ракурс при построении этих фигур. На следующем этапе рисуем череп, соответствующий этим пропорциям, и уже поверх него — собственно лицо.
Чтобы улыбка выглядела искренней, давайте приподнимем брови и немного прикроем нижнее веко щекой. Обратите внимание, как растянутый рот приподнимает щёку и делает её форму более округлой.
Об авторе:
Магдалена Прошовска, или просто Магда Проски — немецкая художница польского происхождения. Известна в первую очередь своими стилизованными, броскими портретами и иллюстрациями. Она работает старшим концепт-художником в немецкой студии Ubisoft, которая занимается разработкой строительной стратегии The Settlers. Примечательно, что как цифровой художник Магда — самоучка. Что не мешает ей быть приглашенным преподавателем в университетах игрового искусства в Кёльне и Дюссельдорфе.
Оригинал статьи на английском
Источник
Сегодня мы нарисуем лицо человека. Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Читайте следующий материал и попробуйте нарисовать лицо поэтапно.
Оси и пропорции
Рисуя лицо человека, обязательно нужно изучить и постоянно легко наносить осевые линии.
С опытом, можно будет обходиться одной-двумя направляющими, или вовсе без них. Не нужно думать, что оси это скучно и неинтересно, они помогут вам быстро и правильно построить лицо с правильными пропорциями, одинаковыми глазами, симметричными частями.
В дальнейшем, визуально представляя себе эти оси, вы сможете работать с мимикой и эмоциями человека. Ведь чтобы показать грусть, нужно опустить брови и уголки рта, прикрыть глаза, а для этого необходимо представлять на каком уровне находятся все эти части лица в состоянии спокойствия.
Линия глаз
Первые и основные оси, которые обязательно нужно запомнить это:
Линия глаз у всех взрослых людей находится посередине головы.
Ось симметрии и глаз
Делим овал головы на две равных части горизонтально — здесь будут располагаться глаза. Также намечаем вертикальную линию симметрии.
Вначале сделать это на глаз сложно, поэтому проверяйте себя, отмеряя одинаковые отрезки с помощью карандаша или линейки.
Линия бровей волос носа
Дальше нужно поделить овал головы горизонтальными линиями на три с половиной части. Верхняя ось — роста волос, посередине — уровень бровей, ниже — ось основания носа. Расстояние от волос до бровей равно высоте лба. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит из трех равных частей, которые равны высоте лба.
Линия рта и губ
Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа и до кончика подбородка) нужно поделить пополам — так мы найдем линию края нижней губы. Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет линия рта.
Рот и губы
Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне, а вот размеры верхней и нижней губы бывают совершенно разными.
Где расположить уши
Как бы ни было странно, но очень часто при более-менее удачном построении лица, уши крепятся совсем не в том месте, где они должны располагаться. Поэтому мы уделим отдельное внимание ушным раковинам.
Правильно размещаем уши
Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.
Как правильно разместить глаза
Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого линию глаз нужно поделить на 8 равных частей.
Намечаем глаза
- Между глазами должен помещаться еще один глаз (2/8).
- Каждый глаза шириной в 2/8.
- От внешних уголков глаз до контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза).
Это приблизительные ориентиры. У разных людей эти пропорции немножечко отличаются. Необязательно каждый раз делить ось на 8 частей, просто проверяйте себя.
Также читайте статью о том, как нарисовать глаза реалистично и правильно.
Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко друг к другу, или, наоборот — слишком далеко. Эти параметры помогут контролировать размер глаз, чтобы они не были чрезмерно большими или маленькими. Внутренние уголки глаз всегда должны располагаться на линии глаз.
На первый взгляд все эти линии — это громоздко и сложно, но для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных осей. По ходу работы у вас будут возникать вопросы и вы сами придете к тому, что нужны еще и вертикальные направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете рисовать лица без предварительной разметки и осей.
Глаза, крылья носа, рот
Внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или зрачком, если человек смотрит прямо.
На этом фото легкими линиями и показано что:
- уголки глаз лежат на одном уровне с крыльями носа
- а центр глаз лежит на одной линии с уголками рта
Схема рисования лица
Собственно, если вы будете намечать все направляющие, то у вас должна получиться вот такая схема. Вы можете распечатать ее как образец, поскольку сразу все запомнить сложно и тренироваться рисовать лицо человека с правильными пропорциями.
Схематическое изображение лица человека
Позже вы сможете придавать лицам черты конкретных людей и рисовать портреты всех, кто вам интересен.
На этом с осями, пропорциями и направляющими мы закончим и приступим к рисованию.
Рисуем поэтапно
Сегодня мы не будем рисовать портрет какого-то конкретного человека, а будем учиться создавать быстрые наброски с правильными пропорциями и размещением всех основных частей.
Рисования лица — тот навык, который улучшается с опытом. Если вы никогда не рисовали портреты людей важно сначала просто на уровне механики и повторения усвоить, как и на каком уровне размещать глаза, нос, рот, брови, уши, и соотношение между ними. Для этого подсматривайте схему в предыдущем разделе, и легко наносите направляющие.
Повторение мать учения ????
Обозначаем форму
Первый этап самый простой, нам нужно обозначить форму лица, его проще всего вписать в овальную, яйцевидную или другую округлую фигуру. Вертикальная ось поможет создать симметричный рисунок, горизонтальная — правильно показать глаза.
Намечаем основные элементы лица
Все ранее намеченные линии будут нам помогать строить лицо. Эти оси нужно наносить очень легко, едва заметно, чтобы потом можно было легко и незаметно их стереть.
Нет особенной разницы с чего именно вы начнете прорисовывать черты лица, главное, чтобы вы не застревали и не концентрировались на чем-то одном: носе, глазах, губах, бровях.
Сначала быстро и легко обозначьте все части лица, не вдаваясь в детали, не пытаясь быть слишком точным. Все линии наносим очень легко, так, чтобы было легко исправить.
Если что-то получилось кривовато, неточно, вы сможете это исправить на следующем этапе.
Уточняем формы и размеры
На этом этапе мы корректируем размеры и форму глаз, ушей, бровей, носа, губ, уточняем форму лица. Исправляем все, что неправильно получилось на предыдущем этапе.
Добавляем детали и тени
С помощью штрихов добавляем тени возле носа, глаз, под верхней губой, выделяем скулы. Рисуем волосы. Показываем шею и тень на ней.
Этот портрет достаточно примитивен, и не проработан, но для обучения вполне достаточно такого быстрого наброска.
В следующих уроках мы обязательно будем рассматривать нюансы рисования глаз, носа, губ и ушей. Также рассмотрим мимику и эмоции человека, но для этого всего обязательно нужно хорошенько потренироваться.
Смотрите наш урок, как нарисовать лицо девушки в профиль.
Видеоурок
Видео как рисовать лицо человека:
Надеюсь, этот урок был для вас интересен и полезен.
Желаю успехов в творчестве!
Пишите комментарии и присылайте свои работы ????
Смотрите мои работы, в которых я обязательно использую все, о чем только-что рассказала вам:
Источник