Элдридж лиза краски история макияжа pdf
Загрузка…
Название: Краски. История макияжа
Автор: Лиза Элдридж
Год: 2016
Жанр: Дом и Семья: прочее, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Здоровье
Читать онлайн
Скачать книгу
О книге «Краски. История макияжа» Лиза Элдридж
Лиза Элдридж — опытный визажист со всемирно известным именем, в настоящее время — креативный директор легендарной компании Lancome. Ее книга “Краски. История макияжа” — шикарная находка для тех, кто интересуется миром моды и искусством создания макияжа. Начиная читать это произведение, оказываешься у истоков декоративной косметики, познаешь секреты красоты царицы Клеопатры и погружаешься в увлекательные исследования и смелые эксперименты, которые внесли кардинальные изменения в бьюти-индустрию.
“Краски. История макияжа” — очень увлекательная и познавательная книга, которая заинтересует даже женщин, далеких от истории моды и косметики. В первой главе Лиза Элдридж раскрывает психологические тонкости данного вопроса — повествует об истоках желания раскрашивать свое тело, углубляясь в древнюю историю человечества времен аборигенов и ранних цивилизаций. Автор приводит ужасающие факты о небезопасности декоративной косметики, которая из-за вредных химических соединений могла даже убить женщин несколько столетий назад.
В последующих главах автор знакомит с историей появления в макияже основных оттенков — красного, белого, черного, с особенностями построения бизнеса в бьюти-индустрии и ее коммерческими возможностями. История журналов моды, навязывание модных образов мировым “звездам” и другие “тонкости” рекламы в этой сфере сделали масштабный прорыв в производстве декоративной косметики.
Одной из наиболее интересных является глава об историческом экскурсе косметички любой современной женщины. Что мы можем в ней найти? Помаду, тушь, лак для ногтей, тени, румяна, пудру, тональный крем — о каждом из этих атрибутах создания красоты Лиза Элдридж слагает целую оду, рассказывая их историю происхождения. Не обделила вниманием визажист и популярные на весь мир торговые марки Max Factor, Bourjois, Kryolan и другие, рассказав об их истоках и соперничестве между собой. Интересно читать и о законодателях высокой моды Dior и Chanel, их идеологических концепциях и причин их возникновения. Заключительные главы произведения “Краски. История макияжа” отправляют читателя из прошлого в фантастическое будущее, повествуя о сверхсовременных технологиях создания и поддержания красоты.
Кроме исторического становления индустрии красоты, это произведение знакомит читателя с личностью автора и ее профессиональными взглядами на мир косметики. Лиза рассказывает, как она связала свою жизнь с модой и макияжем, раскрывает свое отношение к современным модным тенденциями, делает некоторые прогнозы насчет мира красоты в будущем. Автор раскрывает читателю своих кумиров, называя их “музами макияжа”, периодически вставляя в повествование небольшие очерки об этих выдающихся женщинах.
“Краски. История макияжа” — книга, которая обязательно вдохновит вас на создание невероятного образа при помощи всех возможностей современной косметики.
На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Краски. История макияжа» Лиза Элдридж в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Скачать бесплатно книгу «Краски. История макияжа» Лиза Элдридж
В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt: Скачать
Рекомендуем к прочтению:
Источник
Эта потрясающе красивая и безумно интересная книга – шикарный подарок всем, кто интересуется искусством создания макияжа и историей моды. Ее написала легендарная Лиза Элдридж, один из самых уважаемых и опытных визажистов в мире. В настоящий момент она занимает пост глобального креативного директора Lancome.
Книга полна загадочных историй, причудливых жизненных анекдотов о косметике, удивительных результатов исследований. По всей книге разбросаны главки, посвященные личным кумирам Лизы, ее “музам макияжа”. Эти музы, законодательницы мод и нарушительницы правил, сделали великое дело – они изменили взгляд общества на то, какой должна быть женщина и как она может выглядеть. Каждый, кто прочтет эту книгу, сможет взглянуть на содержимое своей косметички другими глазами. И, возможно, совершенно по-другому посмотрит и на всю историю женщин.
Об авторе Лиза Элдридж – один из самых уважаемых и опытных визажистов. Список знаменитостей, с которыми она работала, – практически справочник-путеводитель по миру самых шикарных женщин, включая Кейт Уинслет, Кэти Перри, Киру Найтли и Эмму Уотсон. Активно участвует в масштабных фотосессиях для глянца, сотрудничая с лучшими модными фотографами мира, включая дуэт Mert & Marcus, Сольве Сундсбо, Питера Линдберга и Патрика Демаршелье. Многие из самых престижных модных Домов и косметических марок приглашали ее к участию в съемках для рекламных кампаний и модных показов – в том числе, Chloe, Alberta Ferretti и Prada. В настоящий момент Лиза занимает пост глобального креативного директора Lancome, а в прошлом она разработала линию косметики для японской марки Shiseido. 7 интересных фактов о книге: 1. Это не сборник советов визажиста, а история макияжа, где make-up – это искусство, культура, жизнь, своего рода маркер развития общества. 2. Скрупулезность, научный подход, точное знание того, о чем пишет, – главные достоинства Лизы Элдридж как автора. Список литературы, которую ей пришлось изучить в процессе работы над книгой, исчисляется десятками страниц. 3. Это увлекательное beauty-путешествие во времени и пространстве, где главными героями первой части становятся не сухие факты, выстроенные в хронологическом порядке, а три самых популярных в макияже цвета – красный, белый и черный. 4. Истории создания и успеха многих мировых beauty-брендов – вторая часть книги. Здесь есть всё: взлеты и падения, любовь и ненависть, биографии и фотографии. Словом, это сама жизнь, посвященная служению Ее Величеству Красоте во всех ее проявлениях. 5. В своей книге Лизе удалось сделать потрясающее открытие, изучив при этом огромное количество исторических архивных документов. Она убедительно доказала, что именно мужчины во все времена диктовали женщинам стандарты красоты, под которые те подстраивались. 6. Разрушение стереотипов. Элдридж как никто знает, что работа в beauty-индустрии – не праздник, сплошное удовольствие и символ богемной жизни. На самом деле – это тяжелый труд, где главным для всех его участников становится только одно желание – сделать наш мир прекрасным. И ей верят! 7. Кто они, музы макияжа Лизы Элдридж? Это мало кому известная танцовщица XIX века – Лолу Метос, первой составившая сборник советов по уходу за собой для женщин, и знаменитая Твигги, прославившаяся на весь мир не только своей худобой, но и потрясающими ресницами. Они интересны автору и сами по себе, как сложившиеся личности, и как женщины, создавшие свой стиль, ставшие для миллионов эталоном для подражания. Отзывы о книге «Неожиданно серьезная книга о такой, казалось бы, несерьезной вещи, как макияж. И – неожиданно захватывающая. История румян и помады от ледникового периода до XXI века и история главных действующих лиц и икон красоты от Макса Фактора до Мадонны читается, как детектив». – Яна Зубцова, главный редактор www.beautyinsider.ru «Эта книга – кладезь знаний и фактов не только о макияже, но и обо всем, что касается красоты и косметики. Вначале ее стоит просто пролистать и насладиться потрясающими иллюстрациями, а затем вдумчиво прочитать главу за главой. Не ищите здесь make-up-схем и советов по нанесению. «Face Paint» – не практическое руководство, а энциклопедия, благодаря которой вы поймете, почему макияж называют искусством». – Мария Тараненко, корпоративный директор отдела красоты ELLE Russia & Psychologies Russia
Источник
Чтобы добавить книгу в свою библиотеку либо оставить отзыв, нужно сначала войти на сайт.
- Аннотация
Эта потрясающе красивая и безумно интересная книга – шикарный подарок всем, кто интересуется искусством создания макияжа и историей моды. Ее написала легендарная Лиза Элдридж, один из самых уважаемых и опытных визажистов в мире. В настоящий момент она занимает пост глобального креативного директора Lancome.
Книга полна загадочных историй, причудливых жизненных анекдотов, удивительных результатов исследований и неизвестных фактов о косметике. По всей книге разбросаны главки, посвященные личным кумирам Лизы, ее «музам макияжа». Эти музы, законодательницы мод и нарушительницы правил, сделали великое дело – они изменили взгляд общества на то, какой должна быть женщина и как она может выглядеть. Каждый, кто прочтет эту книгу, сможет взглянуть на содержимое своей косметички другими глазами. И возможно, совершенно по-другому посмотрит и на всю историю женщин.
В формате PDF A4 сохранен издательский дизайн.
Новый взгляд на стандартные вещи
Интересоваться косметикой я начала только с прошлого лета, когда сходила на курсы по визажу, и когда я увидела и прочитала аннотацию книги, то я поняла, что в данный момент это именно то, что я хочу. Сейчас же, после прочтения данной книги, я могу сказать, что она все же не совсем мне подошла, но начнем по порядку.
Автор начинает свой рассказ с трех цветов, которые нашли наибольшее отражение в макияже на протяжении долгих лет, далее мы уже перемещаемся ближе к современности и говорим больше о формах и виде продуктов, которыми сейчас пользуемся и даже не задумываемся о том, как долго химики-косметологи искали нужную форму и подачу того или иного косметического средства. И, конечно же, мы вспомним и о первопроходцах и о тех, кто создал настоящие концерны косметики. А уже под конец заглянем немного в будущее, чтобы побольше узнать о новых взглядах в косметике.
Самое интересное, что вот я сейчас описала кратко про что нам рассказывает автор, и понимаю, что это именно то, что я ожидала, но несмотря на это над книгой я упорно засыпала. Не знаю чья в этом вина, может у самого автора сухой язык, а может и переводчик свою руку в русле приложил, но книгу я использовала вместо снотворного.
Но то что меня в книге расстроило больше всего, это химические ляпы. Я понимаю, что редактор данной книги не обязан быть магистром по химии, но какие-то начальные знания быть должны, хотя я все же не могу отрицать тот факт, что ошибки могла сделать автор, а наши издательства просто перевели не сильно задумываясь об этом, но как человек, который получает химическое образование и изучает химию углубленно вот уже третий год, от некоторых ляпов у меня глаза просто на лоб лезли. Так, например, “…с помощью крайне ядовитых минералов окиси свинца, киновари, сульфида ртути получали пылающий румянец…”, все бы ничего, но киноварь и сульфид ртути – это одно и то же вещество. Да если мы сейчас уйдем очень сильно в химию, то можно доказать, что там есть различия, но т.к. в данном месте автор делает упор именно на действующее вещество, то получается глупая тавтология, которую, к сожалению, заметят только люди, которые либо увлекаются химией, либо являются специалистами в этой сфере. Но даже этот косяк я готова была простить, но когда я увидела следующий, тут уже я была очень расстроена: “…оксида меди, охры, золы, малахита (зеленого пигмента из ОКСИДА СЕРЫ)…”. Да простят меня все люди, которые не любили химию, но тут у меня все вскипело, когда я это прочла, то сначала подумала, что я что-то не так поняла, ноооо малахит – это основный карбонат меди двухвалентной, и серы там нет и никогда не было, да так как это природный минерал, то какие-то примеси могут быть,но действующего вещества оксида серы там нет. В общем я пошла снова успокаиваться, т.к. все же слишком больная это тема химия.
В целом же впечатление от книги осталось очень приятное, и я даже возможно прочту еще что-нибудь данного автора, но такие косяки подпортили остаточное отношение к книге, поэтому я и не могу сказать, что книга выше всяких похвал, а жаль.
Источник
Эта потрясающе красивая и безумно интересная книга – шикарный подарок всем, кто интересуется искусством создания макияжа и историей моды. Ее написала легендарная Лиза Элдридж, один из самых уважаемых и опытных визажистов в мире. В настоящий момент она занимает пост глобального креативного директора Lancome. Книга полна загадочных историй, причудливых жизненных анекдотов о косметике, удивительных результатов исследований. По всей книге разбросаны главки, посвященные личным кумирам Лизы, ее “музам макияжа”. Эти музы, законодательницы мод и нарушительницы правил, сделали великое дело – они изменили взгляд общества на то, какой должна быть женщина и как она может выглядеть. Каждый, кто прочтет эту книгу, сможет взглянуть на содержимое своей косметички другими глазами. И, возможно, совершенно по-другому посмотрит и на всю историю женщин.
Об авторе:
Лиза Элдридж – один из самых уважаемых и опытных визажистов. Список знаменитостей, с которыми она работала, – практически справочник-путеводитель по миру самых шикарных женщин, включая Кейт Уинслет, Кэти Перри, Киру Найтли и Эмму Уотсон. Активно участвует в масштабных фотосессиях для глянца, сотрудничая с лучшими модными фотографами мира – включая дуэт Mert & Marcus, Сольве Сундсбо, Питера Линдберга и Патрика Демаршелье. Многие из самых престижных модных Домов и косметических марок приглашали ее к участию в съемках для рекламных кампаний и модных показов – в том числе, Chloe, Alberta Ferretti и Prada. В настоящий момент Лиза занимает пост глобального креативного директора Lancome, а в прошлом она разработала линию косметики для японской марки Shiseido.
7 интересных фактов о книге
1. Это не сборник советов визажиста, а история макияжа, где make up – это искусство, культура, жизнь, своего рода маркер развития общества.
2. Скрупулезность, научный подход, точное знание того, о чем пишет, – главные достоинства Лизы Элдридж как автора. Список литературы, которую ей пришлось изучить в процессе работы над книгой, исчисляется десятками страниц.
3. Это увлекательное beauty-путешествие во времени и пространстве, где главными героями первой части становятся не сухие факты, выстроенные в хронологическом порядке, а три самых популярных в макияже цвета – красный, белый и черный.
4. Истории создания и успеха многих мировых beauty брендов – вторая часть книги. Здесь есть все: взлеты и падения, любовь и ненависть, биографии и фотографии. Словом, это сама жизнь, посвященная служению Ее Величеству Красоте во всех ее проявлениях.
5. В своей книге Лизе удалось сделать потрясающее открытие, изучив при этом огромное количество исторических архивных документов. Она убедительно доказала, что именно мужчины во все времена диктовали женщинам стандарты красоты, под которые те подстраивались.
6. Разрушение стереотипов. Элдридж как никто знает, что работа в beauty-индустрии – не праздник, сплошное удовольствие и символ богемной жизни. На самом деле – это тяжелый труд, где главным для всех его участников становится только одно желание – сделать наш мир прекрасным. И ей верят!
7. Кто они, музы макияжа Лизы Элдридж? Это мало кому известная танцовщица XIX века – Лолу Метос, первой составившая сборник советов по уходу за собой для женщин, и знаменитая Твигги, прославившаяся на весь мир не только своей худобой, но и потрясающими ресницами. Они интересны автору и сами по себе, как сложившиеся личности, и как женщины, создавшие свой стиль, ставшие для миллионов эталоном для подражания.
Отзывы о книге
«Неожиданно серьезная книга о такой, казалось бы, несерьезной вещи, как макияж. И – неожиданно захватывающая. История румян и помады от Ледникового периода до XXI века и история главных действующих лиц и икон красоты от Макса Фактора до Мадонны читается, как детектив».
Яна Зубцова, главный редактор www.beautyinsider.ru
«Эта книга – кладезь знаний и фактов не только о макияже, но и обо всем, что касается красоты и косметики. Вначале ее стоит просто пролистать и насладиться потрясающими иллюстрациями, а затем вдумчиво прочитать главу за главой. Не ищите здесь makeup-схем и советов по нанесению. «Face Paint» – не практическое руководство, а энциклопедия, благодаря которой вы поймете, почему макияж называют искусством».
Мария Тараненко, корпоративный директор отдела красоты ELLE Russia & Psychologies Russia
Источник
Lisa Eldridge
FACE PAINT: THE STORY OF MAKEUP
Серия «KRASOTA. История моды»
Благодарим BeautyInsider.ru за помощь в работе над русским изданием книги
Copyright © Abrams Image, an imprint of ABRAMS.
First published in the English language in 2015 by Harry N. Abrams, Incorporated, New York / ORIGINAL ENGLISH TITLE: FACE PAINT: THE STORY OF MAKEUP (All rights reserved in all countries by Harry N. Abrams, Inc.)
© Фаррелл О. О., перевод на русский язык, 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016
* * *
Прочитайте ЭТУ КНИГУ, и вы будете смотреть на СОДЕРЖИМОЕ своей косметички ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ.
Лиза Элдридж, креативный директор Lancome
«Неожиданно серьезная книга о такой, казалось бы, несерьезной вещи, как макияж.
И – неожиданно захватывающая. История румян и помады от Ледникового периода до XXI века и история главных действующих лиц и икон красоты от Макса Фактора до Мадонны читается как детектив».
«Эта книга – кладезь знаний и фактов не только о макияже, но и обо всем, что касается красоты и косметики. Не ищите здесь makeup-схем и советов по нанесению. Это не практическое руководство, а энциклопедия, благодаря которой вы поймете, почему макияж называют искусством».
Мария Тараненко, корпоративный директор отдела красоты ELLE Russia & Psychologies Russia
«Блестяще! Книга станет настольной для любого бьютиголика. Лиз удалось задорно, но при этом обстоятельно рассказать о главных вехах истории макияжа, дать свой прогноз трендов и вспомнить икон красоты, которые повлияли на развитие бьюти-индустрии. Вызывает желание немедленно зарыться в косметичку».
Екатерина Данилова, директор отдела красоты Allure, и. о. главного редактора
Я счастлива, что моя книга теперь выходит и в России – стране с невероятно богатой историей.
На страницах «Красок» я лишь вкратце касаюсь влияния русской культуры и макияжа на косметическую индустрию, но сама давно вдохновляюсь русской красотой. А из главы «Урок истории в косметичке» вы узнаете, что шикарные представления и эффектный высокохудожественный макияж труппы «Русских балетов» оказали огромное влияние на общемировые тенденции в красоте и послужили вдохновением для пионеров индустрии – Элизабет Арден и Елены Рубинштейн.
Желаю увлекательного путешествия по страницам книги, которая расскажет вам, как и почему мы используем краски для лица, и погружения в захватывающую историю макияжа.
Моей маме, благодаря чьей косметике я здесь и оказалась
Введение
Со времен Ледникового периода мы изменяли внешность с помощью масел и красок для лица и использовали для этого определенные художественные приемы.
На протяжении тысяч лет люди раскрашивали свои тела и лица самыми разнообразными способами. Но в XXI веке мы делаем это иначе. Мы руководствуемся иными причинами, используем другие методы и средства и можем выбирать из сотен – в буквальном смысле – тенденций и стилей. В нашем распоряжении весь спектр цветов, и выбор зависит исключительно от нашей фантазии, настроения и возможностей, а никак не от предписаний сверху и не от цензуры, хотя сравнительно недавно она активно вмешивалась в этот процесс.
Сегодня макияж, по сути, стал одним из видов изящного искусства. Но чтобы понять, как и когда это произошло, надо вернуться к истокам. Посмотреть, как развивались наши отношения с косметикой, и изучить путь, который проделало человечество, прежде чем красота стала многомиллиардной промышленностью.
Я восхищалась косметикой с детства. Сначала меня завораживали цвета, запахи, краски и ощущение близости, сопричастности к какой-то волшебной истории. Затем – снедало желание попробовать все на себе. На 13-й день рождения друзья моих родителей подарили мне книгу о театральном гриме, и я точно решила, что буду визажистом. С тех пор это стало моей жизнью. В начале 1990-х я начала коллекционировать винтажные предметы макияжа, пудреницы и старинные баночки для румян. Никогда не забуду волнение, которое испытала, наткнувшись на лондонском блошином рынке Портобелло на свою первую находку. Обнаруживая что-то стоящее для пополнения своей коллекции, до сих пор испытываю тот же трепет.
Декоративная косметика сверкала всеми цветами.
Все самое необходимое для древней косметички предоставляла природа.
Последние двадцать лет я занималась тем, что раскрашивала лица моделей и знаменитостей – для глянцевых журналов, рекламных кампаний, модных показов по всему миру. В остальное время я участвовала в телепередачах и снимала видеоуроки – мне хотелось, чтобы женщины, которые не занимаются этим профессионально, делая по утрам макияж, могли использовать те же маленькие профессиональные трюки, которые использую и я. Кроме того, я была (и остаюсь) креативным директором по макияжу некоторых крупнейших марок – Shiseido, Boots № 7 и, в настоящее время, Lancôme. В ходе этой работы мне удалось узнать, как создается, рекламируется и продается косметика. У меня сложилось точное понимание того, насколько люди в разных частях света по-разному воспринимают красоту. Никогда не думала, что буду интересоваться производством косметики (в школе химия не была моим любимым предметом) – но, однако, это меня просто захватило. Я начала вникать в научные детали и технологические подробности, определяющие будущее косметики, с таким же энтузиазмом, с каким до этого изучала историю. Моя любовь к краскам превратилась в стремление вникнуть во все способы их использования и приготовления, которыми человечество пользовалось на протяжении веков. В итоге я прошла полный круг, он замкнулся – и итогом этого пути стала книга, которую вы держите в руках.
Самым сложным в ее подготовке было решить, что в нее не войдет. Моих заметок, полных загадочных историй, причудливых жизненных анекдотов и удивительных результатов исследований хватило бы, чтобы написать увесистый фолиант – в десять раз больше и толще этой книги. Но в конце концов мне пришлось взять лишь самые интересные из них. Надеюсь, что вы согласитесь с моим выбором.
Что касается структуры, я решила следовать логике математической, а не исторической; отчасти потому, что мне самой это показалось более привлекательной идеей, а отчасти – потому, что, как часто бывает в истории, многие события пересекались, повторялись и развивались органичным, но всегда линейным образом. Мне также пришлось проявить дисциплину и придерживаться заявленной темы. История макияжа настолько тесно переплетена с историей происхождения парфюмерии и средств ухода за кожей и за волосами, и эти темы сами по себе настолько необъятны, что я разрешала себе только слегка их коснуться, и только там, где это было совершенно необходимо. По всей книге я разбросала главки, посвященные моим личным кумирам, моим «музам макияжа». Эти музы, законодательницы мод и нарушительницы правил, сделали великое дело – они изменили взгляд общества на то, какой должна быть женщина и как она может выглядеть. Именно им мы обязаны тем, что сегодня, без оглядки на чье-либо мнение, смело примеряем на себя и носим такое бессчетное количество самых разных образов.
Эта книга написана по большой любви. Моя главная мечта – чтобы каждый, кто ее прочтет, взглянул на содержимое своей косметички другими глазами. И, возможно, совершенно по-другому посмотрел бы и на всю историю женщин.
Вступление
Накрашенное лицо
Раскрашивание лица – такая же часть человеческой природы, как потребность в еде и сне. Фотограф Ирвин Пенн, © Condé Nast. Vogue, ноябрь 1994 г.
Согласно определению, данному Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA), косметика – это практически все, что можно «втирать, наливать, рассыпать или распылять, вводить или другим образом наносить на человеческое тело… для очищения, украшения, повышения привлекательности или изменения внешности»[1]. И если верить этому определению, мы с вами изменяли кожу с помощью красок и масел и пользовались художественными приемами и уловками для повышения привлекательности еще со времен Ледникового периода.
Но откуда берется наше желание раскрашивать собственное тело?
Антропологи считают, что самые первые случаи раскрашивания лица и тела были, скорее всего, формой камуфляжа, частью ритуала или попыткой защититься от стихии. При раскопках пещер в Северной Африке были найдены большие количества красной охры (пигмент, имеющий красноватый оттенок благодаря минералу гематиту), которым предположительно сто или сто пятьдесят тысяч лет. Отсутствие в этом районе наскальной живописи и предметов искусства позволяет заключить, что охра использовалась для тела и лица – «доисторическая косметика», как описал ее Стивен Митен, профессор археологии и антропологии Университета Ридинга. Мы знаем, что краски также использовались, чтобы подчеркнуть принадлежность к определенному племени или запугать врагов (хороший пример – древние бритты, которые перед битвой раскрашивали лица синей краской, полученной из листьев вайды). Некоторое время спустя декоративная роспись лица стала ассоциироваться с украшением, социальным статусом и сохранением юности, а начиная с XVIII века и по сей день тесно связана с модой.
«Хорошему художнику нужны только три цвета: черный, белый и красный».
Тициан
Но какой бы ни была причина ее использования, декоративная косметика древности была очень и очень яркой: настоящий взрыв пигментов, порошков и паст, которые если в чем-то и уступают современной палитре, то точно не в насыщенности цвета. Эти краски нельзя было просто пойти и купить когда заблагорассудится: их надо было тщательно готовить, часто по очень сложным рецептам. Сегодня это трудно представить, но оттенки, выходящие за пределы базовой палитры: из красного, зеленого, черного, желтого, синего и белого, – появились и начали использоваться только в последние сто лет. Все самое необходимое для древней косметички предоставляла природа. Во всех уголках Земли человек для декорирования собственного лица применял одни и те же ингредиенты наподобие мела, диоксида марганца, угля, ляпис-лазури, медной руды и желтой охры. Этим занимались и аборигены племен Папуа – Новой Гвинеи, и представители ранних цивилизаций Месопотамии и Египта. Так что можно предположить, что раскрашивание лица – часть человеческой природы, может быть, чуть менее базовая, чем потребность в еде и сне.
Здесь, в этой книге, изучая косметику древности, я исследую корни косметики современной и показываю, насколько те средства, которыми мы пользуемся сегодня, обязаны своим существованием краскам прошлого.
История декоративной косметики – огромная, бесконечная тема, охватывающая несколько тысячелетий. О многом мы можем только догадываться, но нам повезло, что археологические исследования вкупе с упоминаниями в литературе и искусстве позволяют собрать мозаику и лучше понять косметические привычки прошлых столетий. Мы можем определить, какие цвета были доступны и популярны в тот или иной исторический период, как их изготавливали и, самое главное, что думали и говорили о женщинах с макияжем на лице.
Средства, которыми мы пользуемся сегодня, обязаны своим существованием краскам и пигментам прошлого.
Часть первая
Палитра древности
Женщина наносит краску на губы. (Портрет Тиё, майко из Гиона) Хасигути Гойо, 1920 г.
Красный
Самый древний пигмент в нашей косметичке
Нарисованный красный рот поразительным образом одновременно и отсылает к античности и традициям, и выглядит современно и смело.
Красно-розовый rouge – самый древний пигмент в истории макияжа и при этом самый универсальный. Именно его использовали люди несколько тысячелетий назад, когда, как сказали бы мы сегодня, хотели «сделать акцент» на губах и щеках. В разные эпохи интенсивность макияжа менялась, подстраиваясь под моду и общественное мнение, но красный никогда не сдавал позиций. Сегодня красный пигмент добавляют практически во все средства – от традиционных сухих румян до жидких чернил-стейнов, не говоря уже о помадах, блесках и гелях для губ и щек.
Но почему именно красный?.. Что заставляет целые поколения женщин во всем мире раскрашивать лица во все оттенки алого?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить все цепочки ассоциаций, которые он вызывает. В разных культурах интерпретации могут разниться, но в подавляющем большинстве этот цвет ассоциируется со страстью, любовью, юностью и здоровьем. На Востоке красный символизирует счастье – поэтому женщины Китая, Индии и Вьетнама выходят замуж в алых платьях. Красный также часто и щедро используется в гриме актеров китайской оперы и японского театра кабуки. Есть у него, правда, и другие коннотации: это цвет крови, опасности, революции, который ассоциируется с крайне левыми политическими убеждениями. Что касается макияжа, то красный используется для имитации прилива крови к коже. Поэтому одна из причин популярности – чисто биологическая. Как точно описывает эволюционный психолог Нэнси Эткофф: «Румяные щеки и красные губы – сексуальные сигналы, признаки женщины юной, не познавшей родов и полной здоровья»[2]. Другая научная причина притягательности красного цвета – физическая: из всех цветов спектра, воспринимаемых человеческим глазом, именно у него – наибольшая длина волны. Следовательно, он вызывает более сильный подсознательный отклик, чем остальные оттенки[3]. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, представьте себя в комнате с красным полом, стенами и потолком – или вспомните, сколько взглядов устремляется на женщину в красном платье, когда она входит в комнату. Как пишет Эткофф, «красный – цвет крови, покрасневшей и разгоряченной кожи, сосков, губ и гениталий, переполненных сексуального волнения; он виден издалека и возбуждает сильные эмоции»[4].
Первыми румянами в истории макияжа были палочки красной охры, формой и размерами напоминающие современные тени для век в толстом карандаше-стике. Чтобы получить охру, оксид железа смешивали с животным или растительным жиром. Затем – и вплоть до XIX века, когда их начали продавать в аптеках, – румяна изготавливались вручную из самых разнообразных ингредиентов и существовали в самых разнообразных оттенках и текстурах. Карминовый пигмент кроваво-красного цвета извлекали из насекомых кошенили и кермеса; с помощью крайне ядовитых минералов окиси свинца, киновари, сульфида ртути получали пылающий румянец; растения и их экстракты – картамин из сафлора, корень алканы красильной, толченая шелковица и клубника, сок красной свеклы и красный амарант – служили для создания широкой палитры оттенков, от едва заметного розового до насыщенного алого.
Юная гейша-ученица наносит «бени» (помаду) из чашки, поверхность которой покрыта слоем сухого сафлора. Намокая, он превращался в густо-красную краску. Так «бени» красили губы со времен периода Эдо.
Красный в племенной раскраске
Красную краску наносили не только на губы и щеки. Многие древние и ныне существующие племена используют ее для рисунков на лице и теле. Антрополог Альфред Гелл предположил, что одна из причин такой раскраски – вера в то, что «новая кожа означает новую личность»[5]. Звучит довольно убедительно, но есть и другие причины. Например, представители африканского племени химба, проживающего в нынешней Намибии, известны не только тем, что начали разводить коз и рогатый скот еще в XVI веке. В зависимости от возраста и семейного статуса женщины-химба заплетают волосы в косички разных видов – и ежедневно натирают лицо, тело и волосы смесью красной охры с жиром. Эта смесь, которую они называют «отжизе», немного напоминает по цвету красную африканскую землю и в культуре химба считается олицетворением красоты. Главный смысл данного ритуала – чисто эстетический. Но попутно смесь охры и жира защищает кожу женщин-химба от солнечных лучей.
Самые совершенные по меркам тех времен краски для лица производились примерно за 10 тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте. Египтяне были отличными химиками и знали толк и в косметике, и в компонентах, необходимых для производства увлажняющих кремов, макияжа и лаков для ногтей. К щепотке порошка из натурального вещества – например, из измельченных орехов и минералов – они добавляли животное сало или растительное масло. И получали текстуру, которая стойко держалась на глазах, губах или щеках. В древнейших египетских захоронениях были найдены инструменты для смешивания красок – палитры, дробилки и аппликаторы, что позволяет предположить, что они были не только неотъемлемой частью повседневной жизни, но и ценностью в жизни загробной. Египтяне внесли бесспорный вклад в индустрию красоты, создав невероятный макияж глаз, где основным цветом был черный. Но и красный цвет они тоже применяли смело. Чтобы сдел?