История возникновения макияжа и косметики
Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?
Из глубины веков
Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.
Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т. п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.
Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.
Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали.
Средние века и Новое время
Когда в Европе наступила эпоха Средневековья, косметика перестала приветствоваться, ведь все, что от плоти и ради плоти, – «от дьявола». Но для светской жизни высших сословий это имело мало значения. При весьма низком уровне гигиены модники и модницы покупали в Италии помады, благовония, средства для грима и прочее. Кстати, в разные периоды Средневековья европейские барышни могли то увеличивать высоту лба, выбривая волосы на несколько сантиметров к макушке, то, наоборот, скрывать лоб. Бледный оттенок лица показывал принадлежность к высшему обществу, а испанские проститутки специально красили лица в розовый цвет, чтобы подчеркнуть свое отличие от бледнолицего высшего сословия. Со временем искусством макияжа овладела Франция. В XVIII веке эталоном женской красоты там служила столь тонкая кожа, через которую бы просвечивали жилки. Достичь необходимого эффекта позволяли белила, поверх которых рисовались эти самые жилки.
Елизавета I Тюдор
На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.
Источник
Посмотри, как изменились наши представления о красоте за 100 лет!
Эпоха Тулуза Лотрека и Эдвардианской красоты: в моде аристократическая бледность, рисовая пудра и розовая помада в сочетании с густо наложенными тенями. Великая Анна Павлова, Глейдис Купер, Теда Бара — иконы стиля. В моде румяна: их наносят довольно плотным слоем на скулы и середину щек. Косметика становится доступна широким массам: компания Bourjois представляет свой первый набор для макияжа — «Дамский угодник» («L’ami Des Dames») – и покоряет дам во всем цивилизованном мире. Небольшой цилиндрический корпус содержал пудру для лица, губную помаду, кисточку и карандаш для глаз и бровей. Затем бренд выпустил еще более компактный набор с губной помадой, пудрой, маленькой кисточкой, мини-пуховкой из лебединого пуха и зеркальцем.
В Америке появляется фирма Maybelline с легендарным рекламным слоганом May be it’s nature, may be it’s Maybelline (Игра слов: Возможно, это природа, возможно — Maybelline). Первую тушь для своей сестры Мейбл, чье имя и стало основой для названия марки, создал 19-летний Том Лайл Вильямс, заметивший, как сестра смешивает сажу и вазелин, чтобы потом нанести на ресницы для объема. Поработав с химической формулой, юноша создал первую готовую тушь для ресниц, которая мгновенно приобрела сумасшедшую популярность. Другой популярной маркой становится основанный русским коммерсантом Максимилианом Факторовичем бренд Max Factor. Инновацией стал изобретенный Фактором грим для актрис немого кино: он имел 12 оттенков и консистенцию крема, тогда как ранее старый грим делался на основе жира. В рекламе новое средство не нуждалось: его расхваливали на каждом углу голливудские актеры-комики Чарли Чаплин, Фатти Арбакль, Бастер Китон: новый макияж дал им полную свободу мимики. Довершает инновационную эпоху Хелена Рубинштейн, основательница одноименного бренда, первая, кому пришло в голову классифицировать кожу по типам (сухая, нормальная, жирная), а также изобретательница средства для снятия макияжа, глубоко очищающего кожу. Иконы стиля — Айседора Дункан и Ида Рубинштейн.
Тонкие, как ниточки, брови — фактически символ 30-х годов в макияже. Многие модницы ПОЛНОСТЬЮ выщипывали брови в салонах красоты, чтобы потом рисовать их угольным карандашом самостоятельно, придавая модный дугообразный вид. Грета Гарбо, Джин Харлоу, Кароль Ломбард становятся культовыми красавицами, а прическа «с кудельками» — стопроцентным хитом десятилетия. Уходят в прошлое густо подведенные глаза, в моде макияж легкий и сексуальный. На пике продаж — всевозможные помады, женские журналы пестрят рекомендациями по выбору текстуры и оттенка. Самые модные — малиновые и винные. Если в 1921 году в Европе в день продавалась одна помада, то в 1931 — 1500! На рынок выходят новые косметические бренды: Coty, Tangee, а Helena Rubinstein выпускает первую водостойкую тушь. В моде стрелки: девушки подводят верхнее веко черным карандашом, усиливая эффект от туши. Впервые на арене тени: считается эффектным нанести их тонким слоем по всему веку. Особенно популярны светло-зеленые, голубые и лиловые.
Несмотря на парализовавшую мир Вторую Мировую Войну, индустрия косметики не прекращала работу, и новые модные веяния не замедлили прийти на смену устаревшим 30-м. Брови становятся заметно толще, помады становятся исключительно красными, а пухлые губы — пределом мечтаний всех красоток. Гиды по макияжу подробно рассказывают, как увеличить рот с помощью косметики: провести контур специальным карандашом вне естественного, густо закрасить помадой. На рынке появляются первые компактные пудры и практически полностью вытесняют рассыпчатые, ведь их так удобно носить с собой! Кстати, именно в 40-х появляется выражение «попудрить носик» как эвфемизм для «отлучиться в туалет». Если бы Дита фон Тиз жила в 40-е, она точно стала бы иконой стиля: белая мраморная кожа, высокая прическа и темный цвет волос, акцент на губах и общий слегка надменный вид: так представляли себе безупречность в те времена. Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Кетрин Хепберн и Марлен Дитрих стали воплощением стиля. В 1946-м появляется бренд Estee Lauder, но декоративную косметику EL мир увидит позже.
Мир впервые узнает, что такое «лицо марки»: рекламные постеры с красотками становятся массовыми. Благодаря рекламным кампаниям зажигаются звезды многих моделей и актрис, а эталоном красоты становятся Одри Хепберн, Мерилин Монро, Грейс Келли и Элизабет Тейлор. Возникает культ молодости: теперь макияж наносится не только с целью сделать лицо более привлекательным, но и для маскировки возрастных изменений. Оттенки становятся более приглушенными, красную помаду сменяет пастельно-розовая (первым успел запустить Revlon), а после заявления Одри Хепберн »Я верю только в розовые оттенки» у темных и красных помад просто не остается шансов. Набирают популярность жидкие тональные средства, они позволяют более качественно замаскировать недостатки кожи, и эффект маски никого не смущает: зато на фото выглядит безупречно. Тени для век становятся блестящими: идея добавить в пигмент перламутровые частицы публика воспринимает на ура, как и идею смешивания оттенков: палетки теней из 3-4 тонов становятся хитами продаж.
Идеальная кожа, розовая помада, цветные тени и прорисованные брови: в 60-х макияж становится искусством, близким к живописи. Впервые появляются видео-уроки макияжа: девушек учат, как наносить тональный крем, румяна и тени, а также — мы сами удивились — припудривать губы после нанесения помады! Посмотри сама!
Идеалом десятилетия становится Твигги: хрупкая девушка-подросток с огромными глазами, а резко вниз идет популярность помад, теперь модно лишь слегка коснуться губ бесцветным блеском. Зато для макияжа глаз средств не жалеют: темные тени, smoky eyes, тушь в несколько слоев — это повседневный макияж 60-х! Заметным событием на рынке косметических средств становится появление компании Mary Kay – первой в истории марки, осуществляющей прямые продажи.
Впервые появляется понятие «сияющая кожа», а полностью матовое, «фарфоровое» лицо становится неактуальным. Мерцающие частицы добавляются в пудру, тени и даже некоторые тональные средства. Особенно популярны перламутровые помады, их вводят в моду Джейн Биркин и Фара Фоссет, чей образ лег в основу при создании новой куклы Барби.
Другим культовым образом стал имидж Бьянки Джаггер (первой жены Мика Джаггера) — рок-гламур, классический макияж с красной помадой и широкие, непричесанные брови.
В моду входит загар, появляются первые бронзирующие тональные средства. Модницы щедро покрывают лица темными пудрами, а на солнце жарятся буквально до черноты: об опасности загара тогда никто толком не говорил. Появляется первый в мире автозагар! На самом деле, изобретен его состав был в Германии еще 10 лет назад, но позже обнаружилось, что при попадании на кожу вещество с названием дигидроксиацетон вызывает потемнение верхнего слоя клеток. Состав был запатентован компанией Coppertone, еще в 60-х представившей на рынке средство «Быстрый загар» ( “Quick Tan”), но только в начале 70-х получившей сертификат безопасности FDA.
Да будет цвет! В 80-х красивый макияж — это яркий макияж. Неоновые тени, накладные ресницы, сочные румяна и побольше, насыщенные помады: «слишком много» в эти годы просто не могло быть. Самый модный оттенок — фуксия (неважно, мы о тенях, помаде или румянах). На смену изысканности приходит вызов и эпатаж. Вся в леопарде, с розовыми губами и голубыми тенями на все веко? Ты крута, детка! Золотые тени и оранжевые румяна — супер! И больше блеска! Avon и Maybelline выпускают блески для губ со вкусом яблока, клубники, апельсина и шоколада, и с тех пор «вкусная» косметика уже не уйдет со сцены.
Мадонна, Шэр, героини телесериала «Династия»: чем экстравагантнее, тем лучше!
Ив Сен-Лоран в 1980-е сказал пророческую фразу: «Светит нам звезда, которая скоро закатится, и только точная линия и безупречный крой смогут нас спасти». Но до возвращения в моду элегантных оттенков и пастельных тонов было еще далеко.
Яркие цвета ушли так же быстро, как пришли: в 90-х в моду входит матовая кожа, натуральные брови и натуральный же макияж. Иконой стиля становится Рейчел в исполнении Дженнифер Энистон (сериал «Друзья»). Коричнево-бежевые оттенки — стопроцентный хит, причем как в макияже, так и в прическах. Румяна забыты, зато стотысячными тиражами расходятся коричневые помады и блески, преимущественно перламутровых тонов. Клаудиа Шиффер становится образцом для подражания для всех блондинок, а брюнетка равняются на Синди Кроуфорд. В качестве альтернативы возникает стиль «героиновый шик»: бледная кожа, густо подведенные глаза — его иконой становится Кейт Мосс. Безумно популярной становится пудра в шариках — первые «Метеориты» от Guerlain. Эта пудра состояла из шариков разных оттенков, что позволяло идеально скорректировать цвет лица, а светоотражающая способность пигментов оптически уменьшала морщины. С тех пор вышло несколько десятков версий знаменитой пудры и множество лимитированных выпусков.
Автозагар, бронзер, еще автозагар! В 2000-х девушки поголовно мечтали стать блондинками в шоколаде, подражая Перис Хилтон – наследнице многомиллионного состояния, прожигавшей жизнь в самых пафосных местах планеты. Мода на темную кожу держалась удивительно долго. Другой иконой стиля стала Вики Бэкхем: суровая, недоступная и Очень стройная, Очень загорелая и Очень гламурная. Модным направлением в макияже 2000-х стал перламутр: тени, помады, туши для ресниц и лаки для ногтей щедро сдабривались блестками всех сортов и размеров. Лишь в конце десятилетия крикливый автозагар и блесточки стали сдавать позиции в пользу нюда: «макияж, который не заметен» стал благословением для тех, кто устал «носить лицо». В моду вошли натуральная косметика, минеральные пудры и тени, тональные кремы с полупрозрачной текстурой. Открылась первая Sephora: магазин косметики, где покупательницам предоставлялась возможность самостоятельно подбирать себе средства, покупая их «в разлив», где были представлены почти все марки, и предоставлялись тестеры на все средства.
Поуспокоившись с инъекциями, девушки перешли к использованию макияжа в качестве антивозрастного средства. Контуринг, стробинг, бейкинг, тонтуринг, чего только не придумывали бьюти-гуру, чтобы лицо выглядело более скульптурным, скулы — высокими, нос — узким и прямым, а глаза — большими. Иконой эпохи стала Ким Кардашьян: девушка, которая прославилась исключительно благодаря своей внешности (точнее, тем объемом усилий, который она потратила на создание и поддержание этой внешности). Тенденция воплощается в многочисленных палетках: для кожи лица, для глаз, мультитональные наборы — настоящая примета времени.
Огромное значение внезапно приобретают брови: об их форме спорят стилисты и визажисты, тем не менее признавая абсолютным совершенством Кару Делевинь. Наборы для бровей выпускают все ведущие марки.
Однако, в середине 2010-х наметился новый тренд – »голый» макияж, или настолько натуральный, что его почти незаметно. Появились cc-кремы с легчайшей текстурой и маскирующим эффектом, праймеры, придающие коже сияние, средства с эффектом свечения кожи, нейтрального оттенка гели для бровей, туши с эффектом натуральных ресниц. Эталон — Блейк Лайвли, Джиджи Хадид и Кейт Бланшетт: реальный возраст, реальная кожа, натуральный вид, естественность. Что ждет нас дальше? Посмотрим!
Загрузка статьи…
Источник
Женщины всегда стремятся к красоте – обустраивают жилище, шьют красивые платья, делают причёски и, конечно же, красятся. Кто-то тратит на make up по несколько часов в день, а кто-то всего 20 минут, но без косметики не обходится практически никто. Понятно, что «рисовать» себе лицо представительницы прекрасного начали очень давно, но мало кто знает, с чего это началось. И как вообще появились первая декоративная косметика. Истоки науки о красоте – Египет, Греция, Рим А началось всё много веков назад. В те далёкие времена искусством изготавливать краски для лица владели жрецы храмов. Они использовали их при проведении различных ритуалов. В древнем Египте косметику использовали только фараоны и представители высшего сословия. Также специальные масла и составы применяли жрецы при бальзамировании тел правителей, которые отправились в царство Аида. В Египте существовали целые трактаты, которые были посвящены науке красоты. Египтянки пользовались услугами массажисток и косметологов. Для изготовления кремов для лица использовали травы, внутренность животных, сурьму, смолы, касторовое масло и животные жиры. Бледность лицу придавали при помощи белил, а румянец – с помощью румян. Румяна и губную помаду тогда изготавливали из порошка красной глины. Из Египта косметические средства попали сначала в Грецию, потом в Рим. Греция Термин «косметика» пришёл к нам именно оттуда. Он означает порядок. Как известно, в Греции поддерживали культ красоты, и поэтому искусство создания косметических средств достигло там своего рассвета. Очень большое значение древние греки уделяли эстетике тела. Они занимались спортом и посещали бани. Именно там проводились сеансы массажа, который благотворно влияет на состояние кожи. Женщины уже тогда пользовались косметикой, но в весьма умеренных количествах. Ярко краситься было не принято. Именно в Греции были созданы белила на основе свинца, которые использовали вплоть до 19 века. Такая пудра помогала скрыть следы различных кожных заболеваний, но со временем наносила большой урон коже лица. Духи и ароматические масла хранили в красиво украшенных сосудах ручной работы. Очень часто они стоили дороже, чем их содержимое. В Риме косметика пользовалась огромной популярностью. Зажиточные горожанки тратили огромное количество денег на покупку благовоний, массажных масел, румян, белил, помады и средств для окраски волос. Практически все римлянки хотели быть блондинками. Поэтому часто осветляли волосы и нередко оставались лысыми. Осветляющий состав был достаточно вредным, и плохо влиял на структуру и рост волос. Оставшиеся без волос женщины покупали парики. Макияж и аскетизм Средневековья Несмотря на то, что в средние века церковь пропагандировала аскетизм, женщины всегда оставались женщинами. Крестоносцы привозили из своих походов розовую воду, кремы и масла которыми пользовались прекрасные дамы. Вот только любовь к баням в Европе не прижилась, для того чтобы замаскировать неприятный запах знать использовала духи. Правда, доступны они были представительницам высшего сословия. Тогда же огромной популярностью стала пользоваться беладонна. Настойку из этой травы закапывали в глаза. Она придавала им блеск, однако вследствие её применения можно было потерять зрение. Церковь негативно относилась к искусству макияжа. Ярко накрашенная женщина в то время, как правило, была либо актрисой, либо проституткой. Век 17-ый. Король солнце и любовь к пудре Во времена царствования французского короля Людовика XIV модно было быть очень бледным. Именно поэтому и мужчины и женщины наносили на лицо огромное количество пудры. В России белила тоже прижились после того как Пётр Великий «прорубил» окно в Европу. А что у нас? В нашей стране косметология как наука появилась только в 19 веке. Научные сотрудники изготавливали не только образцы декоративной косметики, но и гигиенические средства – мыло с отдушками, шампуни, массажные масла. Современная история макияжа Мода на яркий “раскрас” впервые появилась в начале 20-х годов. Этому способствовало бурное развитие кинематографа и появление звёзд Голливуда. В те времена особой популярностью пользовалась помада ярких оттенков. Кстати в то же время в моду постепенно начал входить загар. Также гримёр из Голливуда первым начал применять на практике теорию о цветотипах. Господин Фактор открыл салон, в котором работало 4 кабинета – для блондинок, рыжих, брюнеток и шатенок. Первым поклонником товаров Max Factor стал Чарли Чаплин. В 40-ые настоящей иконой стиля стала Марлен Дитрих. Тонкие подчёркнутые карандашом брови, густые ресницы, ну и конечно волосы, уложенные в красивые локоны. Спустя двадцать лет на модный Олимп взошли стрелки. Мода на большие выразительные глаза захватила все европейские страны.
Коды для вставки:
Как это будет выглядеть? relook.ru История возникновения макияжа
|
Источник