Добрая пословица не в бровь а в глаза
В.И. Даль. Пословицы русского народа
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
См. ПОСЛОВИЦА – ПОГОВОРКА
IV. Одна турецкая пословица
Кстати и на всякий случай, вверну здесь одну турецкую пословицу (настоящую турецкую, не сочиненную): «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до
«Такая грусть… И, подпирая бровь…»[81]
Л.Л.
Такая грусть… И, подпирая бровь
Очки — свинцом на переносице.
Ах, отчего так велика любовь,
А о любви мне петь не хочется?..
Ах, отчего, когда цветет сирень
И ты нежна, мне вспоминается
Убогий край, разрушенный плетень
И речка, где
«Чёрный полумесяц – бровь…»
Чёрный полумесяц – бровь
И лицо моё в слезах…
Надо выстрадать любовь,
Надо видеть свет в глазах,
Надо просто с верой жить,
Над собой уметь смеяться…
Я хочу тебя любить —
Перестань
Хорошая пословица
Осень. Наташа — студентка, 19 лет. Шмыгает носом, простудилась. Я говорю:— Ты знаешь пословицу: нет плохой погоды, есть плохая одежда.— Нет, я знаю другую: в красивом платье никогда не
Не в бровь, а в глаз
— Почти сто лет меня рисуют, — сказал Корней Иванович Чуковский. — Кто только не рисовал на меня шаржей: Репин, Маяковский, Реми, Радлов, Антоновский, Ротов, Кукрыниксы, Ефимов… и обязательно рядом со мной рисуют муху: один — на носу, другой — на темени,
Анатолий Шалашов
ПОСЛОВИЦА
Этой ночью в Геок-Тепе снова стреляли в медную дощечку на памятнике погибшим казакам. Но разве музыка заставит упасть на землю плоды тамаринга? На этот раз русские не искали виновников среди туркмен, как бывало при царе.…Меред лежал на кошме у
Привет № 12. Народная пословица
С.239: «… народная пословица, сведанная нами от Кранца, писавшего в XV и XVI веке: quis potest contra Deum et magnum Novgardiam? кто против Бога и великого Новгорода? (Wandalia, стр.5)…»Возникает недоумённый вопрос, чем уж так страшен был в XV и XVI веках латиноязычным
Глава 3
Прямо здесь, прямо сейчас: присутствие в настоящем
Стефани чувствует, как сердце начинает сжиматься у нее в груди, когда она входит в дом и красивая улыбающаяся женщина берет ее пальто. Стефани широко улыбается в ответ, с грустью понимая, что ее зубы далеко не такие
НЕ В БРОВЬ, А ПРЯМО В ГЛАЗ
Общеизвестное изречение это можно было бы обойти без разъяснения, тем более, что и пословицы наши на большую часть имеют недоброе свойство «колоть не в бровь, а прямо в глаз». Не столько личная привычка искать начала в исторических событиях, сколь
Не в бровь, а в глаз / Общество и наука / Телеграф
Не в бровь, а в глаз
/
Общество и наука
/
Телеграф
Любители не расставаться со смартфонами рискуют поплатиться собственным зрением. Британские офтальмологи предупреждают: частое использование
НЕ В БРОВЬ, А В ПАХ
“В Москве Ньютона посадили на толчок”, “Смерть въезжает в Москву по железной дороге”, “Любить Родину попой, в отличие от иностранцев, мы пока не научились” – изо дня в день кричат аршинные заголовки на первых полосах популярной газеты. В рубрике “Срочно в
20. Прямо здесь и прямо сейчас.
Все силы мира долго старались наполнить и ублажить меня, И вот сейчас стою я здесь, крепкий душою.
– Уолт Уитмен
–Я подъезжал к дому около пяти часов. Я догадывался, что Сонайа специально подстроила моё отсутствие, и предполагал выяснить,
6. Не в бровь, а в глаз
Во время конференции в Бостоне меня поразило присутствие большого числа ведущих торговых агентов страны. Некоторые из них приехали даже из Калифорнии, Техаса и Флориды.Я спросил своего нового знакомого мистера Хансикера об этом.— Послушайте, —
Источник
Гипотеза
Если приобщить детей в игровой занимательной форме к удивительному миру устного народного творчества, то ребята откроют для себя точность, лаконизм, мудрость и юмор пословиц и поговорок, приобретут опыт их применения в жизненных ситуациях.
Предполагаемый результат
Дети с пользой и интересом проведут ненастное время, когда нет возможности находиться на свежем воздухе.
Ребята научатся понимать богатство, глубину и мудрость языка на примере отдельных пословиц и поговорок, откроют для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. Сами станут частью этого мира, потому что примут участие в создании рукописной книги «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», проявив личностные способности.
Цель проекта:
Пополнение активного словаря детей поговорками и пословицами, уточнение смысла и значения некоторых из них.
Задачи проекта:
познакомить детей с многообразием пословиц и поговорок, их тематикой; организовать познавательный досуг и учить детей использовать пословицы и поговорки в общении; развивать творческие способности. Создать рукописную книгу «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз»; создать атмосферу творчества, хорошего настроения у участников проекта.
Подготовительный этап – май
Анализ информационных и материальных ресурсов по теме проекта. Подбор атрибутов, изготовление плакатов с ребусами и заданиями. Оформление обложки и титульного листа будущей рукописной книги. Разработка сценарного плана игровой встречи. Оформление помещения для игровых встреч.
Технологический этап
Для каждого отряда оздоровительных лагерей при школах проект реализуется в течение одной игровой программы с учетом возраста детей. Перед началом игры отряд делится на команды (количество команд зависит от численности отряда и площади помещения).
План проведения игровой программы
«Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз»
Материалы и оборудование:
Компьютер (магнитофон) для воспроизведения фонограмм (песня «Любитель рыболов» (муз. Старокадомского, ст. Барто), веселые инструментальные мелодии на усмотрение ведущего), магнитные удочки (одна на каждую команду), плоскостные рыбки с прикрепленными скрепками, наборы фломастеров, цветных и простых карандашей, бумага для рисования и записи ответов, плакаты с заданиями, атрибуты для угадывания поговорок: калькулятор, иллюстрация на осеннюю тему, игрушка цыпленок, мешок, шило, удочка, рыбка, наборы разрезанных на части пословиц и поговорок по количеству команд, список некоторых пословиц и поговорок на каждую команду, карточки с числами и цифрами на каждую команду, колокольчик.
Ведущий: «От доброго слова язык не отсохнет» – гласит поговорка, поэтому нашу сегодняшнюю встречу я начинаю с приветствия в ваш адрес и пожелания успеха в игре, хорошего настроения. Здравствуйте, ребята и взрослые! Вы, конечно же, обратили внимание на оформление двери, когда входили в кабинет, и без труда назовете тему нашей встречи.
Ответы детей.
Ведущий: Правильно, сегодня мы говорим и играем в пословицы и поговорки. Пословица не на ветер молвится, а добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз! Готовы в этом убедиться? Тогда, в путь по миру лаконичных и четких, серьезных и остроумных наблюдений и высказываний народов мира, и пусть дождливая погода не будет нам помехой! А для этого я предлагаю вспомнить и собрать рассыпавшиеся пословицы и поговорки о дожде.
(Каждая команда получает одинаковые наборы разрезанных на части пословиц и поговорок. Кто быстрее их сложит, тот и победит).
Здесь и далее во время работы команд звучат фонограммы веселых инструментальных произведений.
От дождя уйдешь, а от беды не уйдешь.
Без тучи нет дождя, без печали нет слез.
Быть бы ненастью, да дождь помешал.
Мокрый дождя не боится.
Рыбаку дождь не помеха.
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
По капле дождь, по росинке роса.
Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
Дождь не потеря, а находка.
Дождь прибьет, солнышко поднимет.
В дождь избу не кроют.
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Дождь — мужику рожь.
Дождливое лето не осени чета.
Дождь — кормилец.
Дождь как из ведра.
Ведущий: Не зря говорится, что одна голова хорошо, а две лучше. Вы прекрасно справились с этим заданием, тем, кто не занял первого места, мы желаем не вешать нос и победить в следующем конкурсе «Назови пословицу». Каждой команде я покажу набор предметов, постарайтесь угадать по ним пословицу. У нас есть для вас подсказка – список некоторых пословиц и поговорок, прочитайте их. Они могут помочь.
(Каждой команде показывается свой набор предметов:
– калькулятор, иллюстрация на осеннюю тему, игрушка цыпленок («Цыплят по осени считают»);
– мешок, шило («Шила в мешке не утаишь»);
– удочка, рыбка («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
Ведущий: Молодцы! А теперь я предлагаю вам проверить на собственном опыте, верна ли пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и приглашаю на рыбалку!
Фонограмма песни «Любитель рыболов» (муз. Старокадомского, ст. Барто).
(Команды раскладывают на полу рыбок с прикрепленными металлическими скрепками, встают вокруг и с помощью магнитных удочек вытаскивают их. Какая команда быстрее выловит рыбок, та и победит.)
Ведущий: Какой замечательный улов у каждой команды, потому что вы не спешили языком, а торопились делом. Ну, верна пословица о труде, рыбке и пруде?
Ответы детей.
Ведущий: Наше следующее задание посложнее, отгадайте пословицу, спрятавшуюся в этом плакате!
(Приложение, задание 1. Победит команда, прочитавшая пословицу первой).
Ведущий: Мы не будем похожими на ленивых котов, и активно поучаствуем в следующем конкурсе. Я читаю неоконченную поговорку, в которой речь идет о животном. Первая команда изображает это животное (молча!), вторая команда – называет. Потом я читаю неоконченную поговорку второй команде, которая изображает это животное (молча!), третья команда – называет. И так по кругу. Готовы? Начали!
– Голодный, как … (волк);
– Пищит, как … (мышь);
– Ползет, как … (черепаха);
– Рычит, как … (тигр или лев);
– Трусливый, как … (заяц);
– Неуклюжий, как … (медведь).
Ведущий: Вы обладаете замечательными артистическими способностями! А теперь конкурс на сообразительность!
(Приложение, задание 2. Победит команда, прочитавшая пословицу первой).
Ведущий: Действительно, мало хотеть чего-либо, надо уметь это делать, вот сейчас вы и продемонстрируете своё умение находить ошибки в пословицах и поговорках. Каждой команде я читаю пословицу или поговорку с ошибками, команда исправляет их.
– В темноте, да не в обиде.
– Дареному коту в зубы не смотрят.
– Дыма без коня не бывает.
– Старый друг хуже новых двух.
– Близко локоть, да не откусишь.
– Один ум хорошо, а два хуже.
Ведущий: Именно в этом вам и предстоит убедиться.
(Приложение, задание 3. Победит команда, прочитавшая пословицу первой).
Ведущий: Действительно, знания лишними не бывают. Сейчас мы посмотрим, как они вам пригодятся в нашем следующем конкурсе «Цифры и числа в пословицах и поговорках».
У вас есть карточки с числами и цифрами. Я произношу пословицу или поговорку, вместо цифр или чисел звоню в колокольчик. Ваша задача – поднять карточки с подходящими для данной пословицы или поговорки числами или цифрами. (Ведущий не называет числа, выделенные в тексте).
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
У семи нянек дитя без глазу
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Семь бед – один ответ.
Семь раз примерь – один отрежь
Семеро одного не ждут.
Опять двадцать пять.
Вена да осень – погод восемь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Ведущий: Вот и мне очень хочется увидеть ваши рисунки, посвященные пословицам и поговоркам. Выбирайте одну из них и нарисуйте. Из ваших работ мы составим сборник. Он пригодится в нашей повседневной работе, поможет поступать правильно, избегая ошибок. Увидеть готовый альбом вы сможете на празднике, посвященном закрытию лагерной смены.
(Самостоятельная работа детей. Готовые работы помещаются в файлы и крепятся в оформленную папку.)
Ведущий: Конец – всему делу венец, учит народная мудрость. Посмотрите на наш сборник. Благодаря вам он пополнился новыми рисунками, вашими представлениями о смысле, сути пословиц и поговорок. Спасибо вам за работу! Хорошего и интересного отдыха вам, ребята!
Заключительный этап
Презентация альбома – сборника «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз» как экспоната выставки «Отдыхаем и творим», посвященной окончанию первой лагерной смены. Фотовыставка, посвященная ходу реализации проекта. Рефлексия педагогов, авторов и организаторов проекта.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Воскобойникова работы первоклассников в период обучения грамоте// Начальная школа. – Начальная школа. – 2007. – №12 Зигуненко словарь пословиц и поговорок в картинках.
Астрель, 2012 г.
Ивашкина воспитание младших школьников через изучение пословиц и поговорок// Начальная школа. – 2007. – №7 Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Детская литература, 1984 Черногрудова использования русских народных пословиц на уроках// Начальная школа. – 2009. – №1 Сайт https://dohcolonoc. ru/ Сайт https://www. o-detstve. ru/ Сайт https://nsportal. ru/
Приложение
Расшифруй поговорку, используя лабиринт.
м | у | м | |||
е | н | о | к | о | ы |
л | и | в | у | т | ш |
м | а | т | ь | . | е |
й | о | п | е | н | й |
(«Ленивому коту мышей не поймать».)
Прочитай пословицу, используя ключ.
,
.
Ключ:
х л о т е
.
н д м у е а ь
(« Мало хотеть, надо уметь».)
Прочитай поговорку, используя таблицу – подсказку.
у | с | и | а | |
в | г | т | п | о |
е | ч | д | я |
(«Учиться всегда пригодится».)
Источник