Чем же очи мои чем же брови мои

Чем же очи мои чем же брови мои thumbnail

По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.

– Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша. – Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. – Разве черные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо кузнец. – И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

– Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, – продолжала хорошенькая кокетка, – как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! – И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца…

Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил.

Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; всё это так смешалось и так было неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз – вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего.

– Зачем ты пришел сюда? – так начала говорить Оксана. – Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?

– Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

– Кто же тебе запрещает, говори и гляди!

Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.

– Позволь и мне сесть возле тебя! – сказал кузнец.

– Садись, – проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.

– Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! – произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе в намерении схватить поцелуй.

Но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.

– Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.

Тут она поднесла зеркало и снова начала перед ним охорашиваться.

«Не любит она меня, – думал про себя, повеся голову, кузнец. – Ей всё игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И всё бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить».

– Правда ли, что твоя мать ведьма? – произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его всё засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и за всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

– Что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, и всё, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, всё отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». – «Не хочу, – сказал бы я царю, – ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану!»

– Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, – проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. – Однако ж дивчата не приходят… Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно.

Читайте также:  Удаление татуажа бровей отзывы 2017

– Бог с ними, моя красавица!

– Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

– Так тебе весело с ними?

– Да уж веселее, чем с тобою. А! кто-то стукнул; верно дивчата с парубками.

«Чего мне больше ждать? – говорил сам с собою кузнец. – Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу…»

Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» – прервал его размышления.

– Постой, я сам отворю, – сказал кузнец и вышел в сени в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

Черт таким же порядком отправился вслед за нею. Но так как это животное проворнее всякого франта в чулках, то не мудрено, что он наехал при самом входе в трубу на шею своей любовницы, и оба очутились в просторной печке между горшками.

Путешественница отодвинула потихоньку заслонку, поглядеть, не назвал ли сын ее Вакула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посереди хаты, вылезла из печки, скинула теплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле.

Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, – как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это – заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! Черт-баба!»

Источник

Äîðîãîé ÷èòàòåëü! Ïîëíóþ âåðñèþ ïüåñû ìîæíî ñêà÷àòü â èíòåðíåòå â ìî¸ì ñáîðíèêå “Íîâîãîäíèå ïüåñû”. https://ridero.ru/books/novogodnie_pesy/

Êàðòèíà âòîðàÿ
ÇÀÍÀÂÅÑ ÎÒÊÐÛÂÀÅÒÑß

Õàòà áîãàòîãî êîçàêà ×óáà. Ïåðåä çåðêàëîì âåðòèòñÿ åãî äî÷ü Îêñàíà.
 õàòó òèõî çàõîäèò êóçíåö Âàêóëà, ìí¸òñÿ ó äâåðè.

Îêñàíà: (âñìàòðèâàåòñÿ â çåðêàëî)×òî ëþäÿì âçäóìàëîñü ðàññëàâëÿòü, áóä-òî ÿ õîðîøà? Ëãóò ëþäè. ß ñîâñåì íå õîðîøà. Ðàçâå ÷òî ÷¸ðíûå áðîâè è î÷è ìîè òàê õîðîøè, ÷òî óæå ðàâíûõ èì íåò è íà ñâåòå? ×òî òóò õîðîøåãî â ýòîì âçä¸ðíóòîì êâåðõó íîñå? È â ùåêàõ? È â ãóáàõ? Áóä-òî õîðîøè ìîè ÷¸ðíûå êîñû? Óõ! Èõ ìîæíî èñïóãàòüñÿ âå÷åðîì: îíè êàê äëèííûå çìåè, ïåðåâåëèñü è îáâåëèñü âîêðóã ìîåé ãîëîâû! ß âèæó òåïåðü, ÷òî ÿ ñîâñåì íå õîðîøà! Íåò, õîðîøà ÿ! Àõ, êàê õîðîøà! ×óäî! Êàêóþ ðàäîñòü ïðèíåñó ÿ òîìó, êîãî áóäó æåíîþ! Êàê áóäåò ëþáîâàòüñÿ ìíîþ ìîé ìóæ! Îí íå âñïîìíèò ñåáÿ! Îí çàöåëóåò ìåíÿ íàñìåðòü!

Âàêóëà: (â çàë) ×óäíàÿ äåâêà! È õâàñòîâñòâà ó íåå ìàëî! Ñ ÷àñ ñòîèò ãëÿäÿñü â çåðêàëî è íå íàãëÿäèòñÿ, è åù¸ õâàëèò ñåáÿ âñëóõ!

Îêñàíà: ( Íå çàìå÷àÿ Âàêóëû, êðóæèòñÿ ïåðåä çåðêàëîì) Äà, ïàðóáêè! Âàì ëè ÷åòà ÿ? Âû ïîãëÿäèòå íà ìåíÿ, êàê ÿ ïëàâíî âûñòóïàþ! Ó ìåíÿ ñîðî÷êà øèòà êðàñíûì ø¸ëêîì. À êàêèå ëåíòû íà ãîëîâå! Âàì âåê íå óâèäàòü áîãà÷å ãàëóíà! Âñ¸ ýòî íàêóïèë ìíå îòåö ìîé äëÿ òîãî, ÷òîáû íà ìíå æåíèëñÿ ñàìûé ëó÷øèé ìîëîäåö íà ñâåòå! Àõ (óâèäåëà êóçíåöà, ñóðîâî îñòàíîâèëàñü ïåðåä íèì).

Êóçíåö ðàñòåðÿííî îïóñêàåò ðóêè

Îêñàíà: Çà÷åì òû ïðèø¸ë ñþäà? Ðàçâå õî÷åòñÿ, ÷òîáû âûãíàëà çà äâåðü ëîïàòîþ? Âñå âû ìàñòåðà ïîäúåçæàòü ê íàì. Âìèã ïðîíþõàåòå, êîãäà îòöîâ íåò äîìà. Î, ÿ çíàþ âàñ! ßòî, ñóíäóê ìîé ãîòîâ?

Âàêóëà: Áóäåò ãîòîâ, ìî¸ ñåðäåíüêî, ïîñëå ïðàçäíèêà áóäåò ãîòîâ. Åñëè áû òû çíàëà, ñêîëüêî âîçèëñÿ âîçëå íåãî: äâå íî÷è íå âûõîäèë èç êóçíèöû; çàòî íè ó îäíîé ïîïîâíû íå áóäåò ïîäîáíîãî ñóíäóêà. À êàê áóäåò ðàñïèñàí! Ïî âñåìó ïîëþ áóäóò ðàñêèäàíû êðàñíûå è ñèíèå öâåòû! Ãîðåòü áóäåò, êàê æàð! Íå ñåðäèñü æå íà ìåíÿ! Ïîçâîëü æå ïîãîâîðèòü, õîòü ïîãëÿäåòü íà òåáÿ!

Читайте также:  Как смыть напыление с бровей

Îêñàíà: Êòî æ òåáå çàïðåùàåò, ãîâîðè, ãëÿäè! – (ñàäèòñÿ íà ëàâêó è ëþáóåòñÿ ñîáîé ïåðåä çåðêàëîì).

Âàêóëà: Ïîçâîëü è ìíå ñåñòü âîçëå òåáÿ.

Îêñàíà: Ñàäèñü.

Âàêóëà: ×óäíàÿ, íåíàãëÿäíàÿ Îêñàíà, ïîçâîëü ïîöåëîâàòü òåáÿ ( ïîòÿíóëñÿ ê Îêñàíå, ïûòàÿñü îáíÿòü Îêñàíó, íî òà îòòàëêèâàåò êóçíåöà)

Îêñàíà: ×åãî òåáå åù¸ õî÷åòñÿ? Åìó êîãäà ì¸ä, òàê è ëîæêà íóæíà! Ïîäè ïðî÷ü, ó òåáÿ ðóêè æ¸ñò÷å æåëåçà! Äà è ñàì òû ïàõíåøü äûìîì. ß äóìàþ, ìåíÿ âñþ îáìàðàë ñàæåþ.
Ñòàëêèâàåò Âàêóëó ñî ñêàìåéêè, äàëüøå ðàçãëÿäûâàåò ñåáÿ â çåðêàëå. Âàêóëà õî÷åò óéòè, íî ïåðåäóìàë.

 Âàêóëà: (Ãîâîðèò â çàë) Íå ëþáèò îíà ìåíÿ. Åé âñ¸ èãðóøêè: à ÿ ñòîþ ïåðåä íåé, êàê äóðàê è î÷åé íå ñâîæó ñ íå¸. ×óäíàÿ äåâêà! ×åãî áû ÿ íå äàë, ÷òîáû óçíàòü, ÷òî ó íå¸ íà ñåðäöå, êîãî îíà ëþáèò. Íî íåò, åé è íóæäû íåò íè äî êîãî. Îíà ëþáóåòñÿ ñàìà ñîáîþ; ìó÷èò ìåíÿ áåäíîãî. À ÿ å¸ òàê ëþáëþ, êàê íè îäèí ÷åëîâåê íà ñâåòå íèêîãäà íå ëþáèë è íå áóäåò íèêîãäà ëþáèòü.

Îêñàíà: Êàê, òû åù¸ çäåñü? Ïðàâäà ëè, ÷òî òâîÿ ìàòü âåäüìà? (ñìå¸òñÿ)

Âàêóëà: ×òî ìíå äî ìàòåðè? Òû ó ìåíÿ ìàòü è îòåö è âñ¸, ÷òî íè íàåñòü äîðîãîãî íà ñâåòå! Åñëè á ìåíÿ ïðèçâàë öàðü è ñêàçàë: «Êóçíåö Âàêóëà, ïðîñè ó ìåíÿ âñåãî, ÷òî íè íàåñòü ëó÷øåãî â ìî¸ì öàðñòâå, âñ¸ îòäàì òåáå». «Íå õî÷ó, – ñêàçàë áû ÿ öàðþ, íè÷åãî èç òâîåãî öàðñòâà, äàé ìíå ëó÷øå ìîþ Îêñàíó».

Îêñàíà: (óñìåõàåòñÿ) Âèäèøü, êàêîé òû! Òîëüêî îòåö ìîé ñàì íå ïðîìàõ! Óâèäèøü, êîãäà îí íå æåíèòñÿ íà òâîåé ìàòåðè. (îòâîðà÷èâàåòñÿ è ïðîèçíîñèò êàïðèçíî) Îäíàêî æ, äåâ÷àòà íå ïðèõîäÿò. ×òî á ýòî çíà÷èëî? Äàâíî óæ ïîðà êîëÿäîâàòü. Ìíå ñòàíîâèòñÿ ñêó÷íî.

Âàêóëà: Äà áîã ñ íèìè, ìîÿ êðàñàâèöà!

Îêñàíà: Êàê áû íå òàê! (ëóêàâî) Ñ íèìè, âåðíî, ïðèäóò ïàðóáêè. Òóò-òî ïîéäóò áàëû! Âîîáðàæàþ, êàêèõ íàãîâîðÿò èñòîðèé!

Âàêóëà: (îáèæåííî) Òåáå òàê âåñåëî ñ íèìè?

Îêñàíà: Äà óæ, âåñåëåå, ÷åì ñ òîáîþ! À!(âñòðåïåíóëàñü) Êòî-òî ñòóêíóë: âèäíî äèâ÷àòà!

Âàêóëà: (â çàë) ×åãî ìíå áîëüøå æäàòü? Îíà èçäåâàåòñÿ íàäî ìíîþ.

 äâåðè ñòó÷àò, ñëûøåí êðèê: «Îòâîðè!»

Âàêóëà: Ïîñòîé, ÿ ñàì îòêðîþ.

Íà ñöåíó ñ õîõîòîì âáåãàþò ïîäðóãè Îêñàíû ñ ìåøêàìè äëÿ êîëÿäîê.
Îêñàíà áåæèò èì íàâñòðå÷ó.

Îêñàíà: Äèâ÷àòà, îõ è äîëãî æå âû! (îñòàíàâëèâàåòñÿ è ñ óäèâëåíèåì) Îäàðêà, ó òåáÿ íîâûå ÷åðåâèêè? Àõ, êàêèå õîðîøèå, ñ çîëîòîì! Õîðîøî òåáå, Îäàðêà, ó òåáÿ åñòü òàêîé ÷åëîâåê, êîòîðûé òåáå âñ¸ ïîêóïàåò; à ìíå íåêîìó äîñòàòü òàêèå ñëàâíûå ÷åðåâèêè (ñ âûçîâîì ñìîòðèò íà Âàêóëó).

Âàêóëà: Íå òóæè, ìîÿ íåíàãëÿäíàÿ Îêñàíà! ß òåáå äîñòàíó òàêèå ÷åðåâèêè, êàêèå ðåäêàÿ ïàííî÷êà íîñèò.

Îêñàíà: (íàäìåííî) Òû? Ïîñìîòðþ ÿ, ãäå òû äîñòàíåøü ÷åðåâèêè, êîòîðûå  ÿ ìîãëà áû íàäåòü íà ñâîþ íîãó. Ðàçâå ïðèíåñ¸øü òå ñàìûå, êîòîðûå íîñèò öàðèöà.

Äåâóøêè: (ñ õîõîòîì) Âèøü, ÷åãî çàõîòåëà!

Îêñàíà: Äà!(ãîðäî) Áóäüòå âñå âû ñâèäåòåëüíèöû, åñëè êóçíåö Âàêóëà ïðèíåñ¸ò òå ñàìûå ÷åðåâèêè, êîòîðûå íîñèò öàðèöà, òî âîò ìî¸ ñëîâî, ÷òî âûéäó òîò ÷àñ æå çà íåãî çàìóæ!

Âñå äåâóøêè õîõî÷óò, çàòåì íà÷èíàþò ðàññìàòðèâàòü îáíîâêè Îêñàíû, çàáûâ ïðî êóçíåöà.

Âàêóëà: Ñìåéñÿ, ñìåéñÿ! ß ñàì ñìåþñü íàä ñîáîþ! ( â çàë) È êóäà äåâàëñÿ ìîé óì? Îíà ìåíÿ íå ëþáèò. Íó, áîã ñ íåé. Áóäòî òîëüêî íà âñ¸ì ñâåòå îäíà Îêñàíà. Ñëàâà áîãó, äèâ÷àò ìíîãî õîðîøèõ è áåç íå¸ íà ñåëå. Äà ÷òî Îêñàíà? Ñ íå¸ íèêîãäà íå áóäåò õîðîøåé õîçÿéêè: îíà òîëüêî ìàñòåðèöà ðÿäèòüñÿ. Íåò, ïîëíî, ïîðà ïåðåñòàòü äóðà÷èòüñÿ.(óõîäèò)

Îêñàíà: (óäèâë¸ííî ïðîâàæàåò ãëàçàìè Âàêóëó, íî òóò æå íàñìåøëèâî ïðîèçíîñèò) Ïóñòü óõîäèò. Ñêó÷íî ñ íèì.

1-ÿ äåâóøêà: Àõ, Îêñàíà, ãîâîðÿò, ÷òî åãî ìàòü Ñîëîõà – âåäüìà!

Îêñàíà: Ìíå òî ÷òî äî íå¸?

Îäàðêà: Òî÷íî âåäüìà! Ãîâîðÿò, ÷òî ïàðóáîê Êóçÿêîëóïåíêî âèäåë ó íå¸ ñçàäè õâîñò, âåëè÷èíîþ íå áîëåå áàáüåãî âåðåòåíà.

2-ÿ äåâóøêà: À åù¸ ãîâîðÿò, ÷òî îíà â ïîçàïðîøëûé ÷åòâåðã îáîðîòèëàñü ÷¸ðíîé êîøêîþ è ïåðåáåæàëà äîðîãó êîçàêó Ñâåðáûãóçó…

3-ÿ äåâóøêà: À îäèí ðàç ê ïîïàäüå ïðèáåæàëà ñâèíüÿ, çàêðè÷àëà ïåòóõîì, íàäåëà íà ãîëîâó øàïêó îòöà Êîíäðàòà è óáåæàëà íàçàä.

Îêñàíà: Íó è ÷òî. È ïðè ÷¸ì æå çäåñü Ñîëîõà?  Ïðàâäà, îíà ìíå ñàìà íå íðàâèòñÿ. Íî Âàêóëà íå ÷åòà åé. Íè êòî íè áóäü, à èìåííî îí íàìàëåâàë íà ñòåíå öåðêîâíîé â ïðàâîì ïðèòâîðå êàðòèíó, ãäå Ñâÿòîé ϸòð â äåíü ñòðàøíîãî ñóäà èçãîíÿåò çëîé äóõ.

Îäàðêà: Òþ, Îêñàíà, äà òû, íèêàê, çàùèùàåøü Âàêóëó…

1-ÿ äåâóøêà: (åõèäíî) Óæ íå âëþáèëàñü ëè?

Îêñàíà: (âñêàêèâàåò) Âîò åù¸! Äèâ÷àòà, àéäà êîëÿäîâàòü, à òî è íî÷ü ïðîéä¸ò!..

Äåâóøêè ñ õîõîòîì óáåãàþò ñî ñöåíû.
Çàíàâåñ çàêðûâàåòñÿ.

Äîðîãîé ÷èòàòåëü! Ïîëíóþ âåðñèþ ïüåñû ìîæíî ñêà÷àòü â èíòåðíåòå â ìî¸ì ñáîðíèêå “Íîâîãîäíèå ïüåñû”. https://ridero.ru/books/novogodnie_pesy/
Ñ íàñòóïàþùèì Âàñ Íîâûì ãîäîì!!!

Источник

На сегодняшний день Сергей Есенин самый популярный поэт. По рейтингам социальных сетей он занимает первое место по количеству упоминаний и цитированию. Здесь хочется сказать, что свою неугасающую славу Есенин заслужил. И чтобы эта слава не умолкала долго поэт начал строить о себе легенды ещё при жизни, хотя многие его методы считаются весьма противоречивыми.

Читайте также:  Как накрасить брови мастер класс

О противоречивости поэта и поговорим в этой статье

Очень многие люди, не знакомые с биографией поэта, воспринимают его как наивного лирика или «пастушка» из деревни, пишущего воздушные стихи о любимой девушке, о братьях наших меньших, о природе и родном крае. Здесь нужно сказать, что Сергей Есенин сознательно выбрал линию «светлоголового леля» и вплоть до революции следовал этому образу. Наивным же он никогда не был. Начиная с первой поездки в Петербург Есенин рассчитал всё до мелочей, отправившись в гости к самому Александру Блоку. Тот его и ввёл в литературную среду.

Но долго Есенин «прилизанным» не ходил…

После революции 1917 года у поэта прорывается свой голос. Есенин чувствует свободу и дух эпохи. Его уже не устраивает образ деревенского “паренька с дудочкой”, который выдумал для него старший наставник Николай Клюев дабы развлекать публику в салонах.

Есенин и Николай Клюев. Примерно 1915-16 год

С этого момента начинает формироваться образ скандалиста и хулигана, который Есенин тоже выбрал сознательно и умело его эксплуатировал. Но об этом не будем.

Всё чаще в его стихах слышится грусть и печаль. В произведениях 1917-22-х годов Есенин всё больше погружается в философию жизни и смерти, но не забывает упомянуть про свой шальной образ жизни.

«Коль гореть, так уж гореть сгорая…»

Есенин понял, что именно скандальная слава выведет его на новый уровень популярности и заставит его звезду гореть ярче.

Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит.

Многие знакомые поэта вспоминали позже, что ради славы он был готов пойти на всё. Стоит отметить, что он был хулиган, но уж точно не подхалим или головорез идущий по головам товарищей.

Есенин и поэт Анатолий Мариенгоф в 1922 году

Здесь ещё нужно сказать о невероятной способности поэта заводить нужные знакомства и покровителей, которые постоянно вытаскивали его после очередного пьяного скандала или выходки.

В свои 25 лет Есенин уже дважды женат и у него двое детей. С женами жил довольно мало (он успел жениться официально 3 раза). Поэт долго не сидит на одном месте и постоянно «продвигает себя». В 1921 году Есенин начинает «крутить» роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая старше его на 18 лет. Вскоре женится на ней. Многие окрестили этот брак «очередной выходкой» и желанием прославиться. И нужно сказать, что здесь Есенин рассчитал всё верно – он уезжает в мировое турне за новой славой. За границей поэта восприняли весьма прохладно и больше считали за молодого мужа известной танцовщицы, чем за русского поэта.

Есенин и Дункан в заграничном турне

В том же 1921 году, ему всего 26 лет, поэт пишет своё самое известное стихотворение, которое в последствии будет положено на музыку огромное количество раз. В этом стихотворении молодой поэт как-бы подводит итоги своей бурной молодости и даже жизни. В стихах Есенина довольно часто звучат нотки раннего ухода и даже самоубийства. Например:

«Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть»

Попытки уйти из жизни самостоятельно у него действительно будут, правда всегда показательные в присутствии людей. В Америке он пытался скинуться с высотки, в Баку прыгает в резервуар с нефтью, где его едва вылавливают и отмывают. В общем его всегда кто-то спасал, и подобных выходок судя по воспоминаниям современников было не мало.

Странных и противоречивых поступков у Есенина много, но ему можно простить всё за его стихи!

Есенин и группа новокрестьянских поэтов. 1925 год. Баку

И вот почти век прошёл, а люди всё гадают что-же случилось в ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице Англетер, где утром обнаружили тело 30 летнего поэта повешенного на трубе парового отопления. Кто-то говорит, что эта была его очередная, но неудавшиеся выходка (он рассчитывал, что его опять успеют снять, но никто не пришёл на помощь), кто-то говорит, что его убили (следы драки в номере действительно присутствуют), но следуя стратегии жизни поэта можно смело сказать, что умирать он точно не хотел (вот-вот должно было выйти полное собрание сочинений).

То самое полное собрание сочинений 1926 года, которое поэт так и не увидел.

Говорят, что в 2025 году (будет 100 лет с гибели поэта) наконец-то рассекретят какие-то «тайные» документы и мы уже точно узнаем, что там случилось. Есенин умел создавать легенды о себе, а простой бытовой уход великих людей никогда не устраивает поклонников, которые только подпитывают общество якобы новыми обстоятельствами гибели.

В любом случае у нас есть прекрасное стихотворение (и ещё много других), в котором Есенин рассказал о себе буквально всё.

Не жалею, не зову, не плачу

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Как вы относитесь к творчеству поэта?

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник