Чем раньше красили брови и ресницы
Полтора часа — столько времени иногда тратили женщины СССР на подкрашивание ресниц. Какие еще косметические испытания выпали модницам советского периода?
Советским женщинам были доступны помады только вишнёвого, морковного, малинового и красного цветов (Фото: ribalych.ru)
В одной из сцен художественного фильма «Одиноким предоставляется общежитие» героиня Натальи Гундаревой насильно умывает подругу, «разукрашенную» для новогоднего вечера. Скромность и естественность — основные атрибуты внешности приличной советской девушки. Однако не всё так просто с макияжем и косметикой из СССР. Рассказы об утреннем марафете советских модниц вызывают ужас у современных женщин. Вспомним пять средств для макияжа, которыми вряд ли воспользуются девушки XXI века.
Популярная советская косметика
1. Тени
Легально купить коробочку с тенями было проблемой. Опытные модницы отправлялись в магазин для художников, где покупали пастельные мелки. Их натирали и разбавляли водой. Чтобы хорошо держались на коже, некоторые изобретательницы добавляли еще и вазелин.
«Нормальные» тени можно было достать по блату. Обычно болгарские или польские. Шиком и признаком больших связей считались немецкие тени. Цвета были исключительно с перламутром и не отличались разнообразием: серо-голубой, зелёный, фиолетовый. Однако, как говорится, не до жиру.
Накрашенные голубыми тенями до бровей веки можно встретить у героинь советских фильмов. Такой мейкап считался вполне удачным и приемлемым. Причём пользовались одинаковыми голубыми тенями и блондинки, и брюнетки.
По современным канонам переливающийся цвет и полное закрашивание верхнего века считаются вульгарными. Девушки используют яркие тени только для вечернего макияжа и подбирают цвет в соответствии с нарядом. При этом делаются смоки айс, то есть тени растушёвываются и сочетаются с более светлыми оттенками для создания дымки. Получается красивый и аккуратный макияж.
Тени для век, которые можно было купить только по блату
Серо-голубые тени на веках звезд советского кино
2. Тушь
Вспоминая о брусочке твёрдой ленинградской туши, которую нужно было размачивать перед нанесением (часто использовалась слюна), многие женщины не удерживаются от улыбки и ностальгии. Такую коробочку можно купить и сейчас. Однако вряд ли хоть одна модница из СССР захочет вернуться к «плевательнице», учитывая современное разнообразие туши.
В комплекте шла неудобная и недолговечная щёточка. Тушь щипала глаза и склеивала ресницы. Чтобы они смотрелись аккуратно, их приходилось расклеивать обычной швейной иголкой. Занятие неприятное, монотонное и опасное. На покраску ресниц могло уходить полтора часа: по полчаса на каждый глаз и по 15 минут на разделение ресниц. Опытные женщины умудрялись после такого труда создать элегантный образ.
Сейчас на выбор есть разные виды туши: чёрная, коричневая, фиолетовая, жёлтая, стойкая, удлиняющая. При этом достаточно взмахнуть пару раз кисточкой и воспользоваться специальной щёточкой-разделителем, чтобы ресницы выпрямились и не страдали от излишка краски.
Легендарная ленинградская тушь
3. Карандаши, приспособленные для глаз
В качестве подводки использовались карандаши «Косметика». Стоили они дорого и ездили за ними в Москву. Альтернативой был набор акварельных карандашей «Живопись» или «Ярославна». Выбор цветов богаче, мягкий грифель. Кроме того, можно было подводить не только глаза, но и губы. Держалась краска недолго, но смотрелась скромно.
При современном разнообразии подводок и карандашей разных цветов, шаблонов для стрелок прежний способ наведения красоты выглядит дико.
«Косметика» для подводки глаз
Карандаши «Живопись»
4. Помада
С помадой было напряжённо, как и с тенями. Оттенков мало. Можно было купить вишнёвую, морковную, малиновую или красную. «Губнушку» использовали до основания. Застрявшие «пеньки» выковыривали иголкой или шпилькой, плавили и сливали в одну баночку. В результате получался оттенок, которого не было ни в одном магазине. В советских фильмах героини чаще всего накрашены помадами морковного цвета, слегка блестящими.
Современные женщины могут выбрать оттенок на любой случай жизни, к разной одежде и типу лица. Есть матовые и глянцевые оттенки, стойкие помады и полупрозрачные блески для губ.
Выбор советских помад
5. Тональный крем, пудра, румяна
В ходу была рассыпчатая пудра «Лебяжий пух» от фабрики «Новая Заря», на которой производили также легендарные духи «Красная Москва». «Пух» выпускался в трёх оттенках и представлял собой подкрашенный тальк с отдушкой.
Популярным был тональный крем «Балет». Он ложился плотно и напоминал жидкий пластилин. Некоторые женщины делали тональную основу сами, смешивая пудру с детским кремом.
Вместо румян использовали губную помаду. Наносили штрихи на скулы и растирали пальцами или ватой. Получался румянец в тон губ.
С современным арсеналом тональных кремов, компактной и рассыпчатой пудры, румян женщины могут создать естественный оттенок лица, основательно замаскировав прыщики и неровности кожи.
А какие косметические средства времен СССР помните вы? Мы будем рады, если поделитесь своими воспоминаниями или опытом в комментариях.
Автор — Наталья Стрельникова
Не забывайте ставить лайки, подписываться на канал и делиться публикацией в соцсетях❤️. Нам будет приятно!
Источник
А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет? Конечно, да — женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства.
В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей. Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни — малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей.
Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. А еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с не накрашенными глазами — не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы.
Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов — морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры — нечто более древнее, чем мы привыкли считать.
Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки — какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую.
Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался. И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор.
Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть — с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь — тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц.
Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости — пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний — древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.
Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила — есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин — средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром.
Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня — это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению. Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности — косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах.
Хна — известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь — привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще — на основе льняного или конопляного масел.
Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае — около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.
Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави — твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.
В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца — весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза — тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» — думается, не вчера придумали.
На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике — губы подкрашивали свеклой или малиной.
Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется — натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться — страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться.
Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной — таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся трубадурами. А ярко красились тогда только скоморохи.
Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову — непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе — родине такого понятия, как мода.
Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман — не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки — баночки, флакончики и т. п. предметы средневековых модниц. После крестовых походов в моду вошли различные притирания и благовония.
А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой — она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения.
В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее — парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой — губы красили только мужчины.
Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву. Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин.
Источник
Кадр из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”
Если рассматривать моду на макияж глаз периода 70-х – начала 80-х, то совершенно отчетливо прослеживается одна-единственная тенденция: серо-голубые тени на веках (редко – зеленые), густой слой туши на ресницах и все это на фоне бледного лица с розовато-коралловой помадой.
Основной тон этой тенденции, конечно же, задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что макияж у них, несмотря на разные по характеру роли, выполнен в одном и том же стиле. Ну а на кого еще было ориентироваться советской женщине, как не на кинозвезд? Да и честно говоря, при том скудном выборе косметики, что присутствовал на прилавках магазинов, трудно было сделать какой-то другой выбор.
Кадр из фильма “Служебный роман”
Итак, давайте вспомним, чем же красили глаза красавицы того времени? Конечно же, все зависело от возрастной категории и толщины кошелька. Так, к примеру, мы, 15-летние девчонки, не имеющие доступа к маминым косметичкам, вместо теней использовали мелко толченные детские школьные мелки – они шикарно растушевывались по коже, но, к сожалению, и также быстро осыпались, оставляя еле заметный след.
Другим вариантом для изготовления теней было измельчение грифеля карандаша в мелкую пыль. В ход шли как косметические, так и обычные художественные карандаши. Кончиком лезвия измельчишь грифель в пудру, ватку туда обмакнешь, по векам проведешь – и красавица! 🙂
У наших мам возможности были, конечно, чуть шире, чем у нас. Так, к примеру, в магазинах иногда встречалась отечественная косметика марки “Елена”. У меня такие тени появились в конце 80-х и запомнились тем, что их наносить было куда удобнее прямо пальцем, нежели прилагающимся спонжем, который довольно быстро протирался или начинал крошиться.
Также у многих женщин имелись тени, упакованную в коробочку, по форме похожей на рыбку. Их делала московская фабрика “Рассвет” – основной производитель косметики того времени.
Однажды, прогуляв уроки, мы с подружкой поехали в Москву – просто побродить по улицам, поглазеть на витрины магазинов. Совершенно случайно набрели на скромный магазинчик под вывеской ВТО – Всесоюзное Театральное Общество. Это был просто кладезь, а не магазин! Там совершенно свободно продавалась театральная косметика и не было никаких очередей – что-то немыслимое для тех времен!
Мы с подружкой купили себе модные в то время голубые тени, какие-то блестки для век, а подруга еще решилась и на приобретение накладных ресниц 🙂 С тех пор тот магазин стал нашим любимым, хотя справедливости ради надо заметить. что на протяжении многих лет его ассортимент почти не менялся, а качество косметики было не особо высоким…
Вот такие тени мы долгое время покупали в том самом магазинчике ( у них довольно грубая фактура, но коже они смотрятся бледно и никаких кисточек к ним не полагалось)
А вот у мамы в косметичке были потрясающие польские тени, которые я просто обожала. Они были такие нежные, что напоминали пыльцу бабочки, на кожу ложились равномерно, держались по много часов и были довольно яркими, как будто даже немного мерцающими. Купить их было сложно – как только что-то подобное “выбрасывали” в московском магазине “Ванда”, там сразу выстраивалась многокилометровая очередь…
На фото – сиреневые тени, а у мамы были нежно-голубого оттенка.
Еще одна мечта советских женщин – набор теней от той же польской фирмы. Эту заветную коробочку купить было еще сложнее, чем тени на фото выше:
Теперь о ресницах. Привычных нам сейчас тюбиков с удобной щеточкой, которая и расчешет, и удлинит, и придаст ресницам нужный изгиб, тогда еще не было, а были легендарные “плевательницы”, которые успели облететь весь интернет и бесконечно
всем надоесть.
Но раз уж у нас тут такое небольшое погружение в тему макияжа глаз, обойтись без упоминания туши из сажи не получится. Да-да, она действительно, была сделана из сажи с добавлением мыла – именно поэтому краска так щипала и раздражала глаза, когда ее смывали или когда она текла под воздействием осадков.
Стоила такая всего лишь 40 копеек, а вот хватало ее надолго. Предполагалось, что перед использованием женщина смочит кисточку водой, разотрет краску и будет наносить ее на ресницы, но обычно все экономили время и просто слегка плевали на краску (в самом прямом смысле этого слова), тем самым увлажняя ее и делая пригодной к использованию.
Все остальные краски для бровей и ресниц “работали” по тому же типу – фасовались в пластмассовые или картонные коробочки, представляли собой брусок краски, похожей на гуталин и снабжались простенькой пластиковой кисточкой.
У моей мамы, к примеру, была такая коробочка:
Еще существовала такая же тушь, только под названием “Бархатная”. Она в продаже встречалась реже, т.к. покупали ее более охотно – эта тушь, пока была свежей, конечно, увеличивала объем ресниц, облепляя их и делая визуально гуще.
Еще одно, довольно распространенное детище фабрики “Рассвет” – тушь “Пушинка”
Считалось, что такая форма кисточки, с заостренным кончиком, придумана специально для того, чтобы потом с его помощью разделять склеенные ресницы. Не знаю, насколько это соответствовало действительности, но у нас (да и у взрослых женщин тоже, кстати) в ходу был другой прием для разделения ресниц.
Сейчас даже подумать жутко, насколько легкомысленно мы относились к своему здоровью, но склеенные тушью ресницы мы разделяли кончиком швейной иголки! Вот сидишь так перед зеркалом и иголкой водишь в непосредственной близости от глазного яблока… А ведь зачастую это делалось где-нибудь на перемене, где случайно толкнуть под руку – как нечего делать…
И был еще один прием, который также угрожал здоровью глаз, но ожидаемый эффект способствовал тому, что все забывали о технике безопасности. На ресницы нужно было нанести один слой туши из “плевательницы”, затем ресницы припудривались какой-нибудь дешевой рассыпчатой пудрой, а поверх пудры наносился еще один слой туши. Ну а дальше, как и в первом случае, нужно было вооружиться иголкой и разлеплять слипшиеся ресницы до тех пор, пока они не станут выглядеть, как пышная и густая метелка…
Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о стрелках, которые в разные годы рисовали в соответствии с модой – то удлиняя глаза аж до виска, то придавая им миндалевидную форму, то форму кошачьего глаза.
Надо сказать, что специальные косметические карандаши для глаз, бровей и губ мало чем по мягкости грифеля отличались от обычных карандашей для рисования. Поэтому грифель сначала хорошенько смачивали языком, потом рисовали стрелку, ну и затем уже делали коррекцию ее формы, подтирая лишнее спичкой, обернутой ваткой.
Кстати говоря, обгорелая спичка, заточенная на конце, также использовалась для рисования стрелок – очень удобно, если под рукой нет карандаша 🙂 Тоже самое можно было сделать и с помощью карандаша “Стеклограф” – затачиваешь спичку, смачиваешь грифель языком и возишь спичкой по карандашу, набирая краску, а потом рисуешь стрелку…
Спасибо всем, кто разделил мои воспоминания о советском макияже и о тех временах, когда ради красоты приходилось что-то выдумывать, а порой и даже рисковать здоровьем 🙂
Источник