Боярыня собою лепа бровями союзна
Федор Федоровский. Эскиз костюмов для оперы “Хованщина”, 1912
Написание о царях московских
1
Царь Иван был ликом некрасив,
Очи имея серы, пронзительны и беспокойны.
Нос протягновенен и покляп.
Ростом велик, а телом сух.
Грудь широка и туги мышцы.
Муж чудных рассуждений,
Многоречив зело,
В науке книжной опытен и дерзок.
А на рабы от Бога данные жестокосерд.
В пролитьи крови
Неумолим.
Жен и девиц сквернил он блудом много.
И множество народа
Немилостивой смертью погубил.
Таков был царь Иван.
Дмитрий Стеллецкий. “Иван Грозный”, 1907
2
Царь же Федор
Был ростом мал,
А образ имея постника,
Смирением обложен,
О мире попеченья не имея,
А только о спасении душевном.
Таков был Федор-царь.
Дмитрий Стеллецкий. Эскиз костюма Бориса Годунова к трагедии А.К. Толстого “Федор Иоаннович”. 1908
3
Царь Борис — во схиме Боголеп —
Был образом цветущ,
Сладкоречив вельми,
Нищелюбив и благоверен,
Строителен зело
И о державе попечителен.
Держась рукой за верх срачицы, клялся
Сию последнюю со всеми разделить.
Единое имея неисправленье:
Ко властолюбию несытое желанье
И ко врагам сердечно прилежанье.
Таков был царь Борис.
Фёдор Федоровский. Царь Борис. Эскиз костюма царя. 1927 к опере «Борис Годунов»
4
Царевич Федор — сын царя Бориса —
Был отрок чуден,
Благолепием цветущ,
Как в поле крин, от Бога преукрашен,
Очи велики, черны,
Бел лицом,
А возраст среден.
Книжному научен почитанью.
Пустошное али гнилое слово
Из уст его вовек не исходише.
Иван Билибин. Эскиз декорации просцениума первого действия к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского (неосуществленная постановка). 1941
5
Царевна Ксения
Власы имея черны, густы,
Аки трубы лежаще по плечам.
Бровьми союзна, телом изобильна,
Вся светлостью облистана
И млечной белостью
Всетельно облиянна.
Воистину во всех делах чредима.
Любила воспеваемые гласы
И песни духовные.
Когда же плакала,
Блистала еще светлее
Зелной красотой.
Глинский Н.Б., Мусоргский “Борис Годунов”. 1945 г. Эскиз костюма Ксении.
6
Расстрига был ростом мал,
Власы имея руды.
Безбород и с бородавкой у переносицы.
Пясти тонки,
А грудь имел широку,
Мышцы толсты,
А тело помраченно.
Обличьем прост,
Но дерзостен и остроумен
В речах и наученьи книжном.
Конские ристалища любил,
Был ополчитель смел.
Ходил танцуя.
Фёдор Федоровский «Стрельцы». Эскиз мужских костюмов к спектаклю. 1949. «Хованщина»
7
Марина Мнишек была прельстительна.
Бела лицом, а брови имея тонки.
Глаза змеиные. Рот мал. Поджаты губы.
Возрастом невелика,
Надменна обращеньем.
Любила плясания и игрища,
И пялишася в платья
Тугие с обручами,
С каменьями и жемчугом,
Но паче честных камней любяше негритенка.
Владимир Дмитриев. Эскиз женского костюма к опере “Борис Годунов” М.П. Мусоргского. 1928
8
Царь Василий был ростом мал,
А образом нелеп.
Очи подслеповаты. Скуп и неподатлив.
Но книжен и хитер.
Любил наушников,
Был к волхованьям склонен.
Дмитрий Стеллецкий. “Княжеские палаты” (диптих), 1915
9
Боярин Федор — во иночестве Филарет —
Роста и полноты был средних.
Был обходителен.
Опальчив нравом.
Владетелен зело.
Божественное писанье разумел отчасти.
Но в знании людей был опытен:
Царями и боярами играше,
Аки на тавлее.
И роду своему престол Московский
Выиграл.
Михаил Григорьев. Эскиз декорации Красного крыльца к сп. “Борис Годунов”. 1939.
10
Так видел их и, видев, записал
Иван Михайлович
Князь Катырев-Ростовский.
Максимилиан Волошин
23 августа 1919 (Коктебель)
______________________
Данный текст является переложением на современный русский язык реального древнего текста, оставленного князем Катыревым-Ростовским. Князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, либо некто под его присмотром, написал «Повесть книги сея от прежних лет: о начале царствующего града Москвы» (так называемую «Летописную книгу»), рассказывающую о событиях начала XVII века, которая является наиболее связным рассказам о Смутном времени. К ней и присоединено это «написание вкратце о царех московских».
Исходник Написания, использованный Волошином, под катом для любознательных.
[Нажмите, чтобы прочитать]
Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп; возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широкы, мышцы толсты; муж чюднаго разсуждения, в науке книжняго почитания доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятель. На рабы от бога данныя ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многия грады своя поплени, и многия святителския чины заточи и смертию немилостивою погуби, и казни многая содеях над рабы своими, жен и дщерей блудом оскверни. Той же царь Иван многая и благая сотвори, воинство велми любляше и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше. Таков бе царь Иван.
Царь же Федор возрастом мал бе, образ посничества нося, смирением обложен, о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечение имея, токмо о душевном спасении. От младенства даже и до конца своего тако пребысть, за сие же спасенное дело бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно подаде. Таков бе царь Феодор.
Царь же Борис благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошел, возрасту посредство имея; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяше. Едино же имея неисправление и от бога отлучение: ко врачей сердечное прилежание и ко властолюбию несытное желание; и на прежебывших ему царей ко убиению имея дерзновение, от сего же и возмездие восприят.
Царевич Федор Борисович, сын царя Бориса, отроча зело чюдно, благолепием цветуще, яко цвет дивный на селе, от бога преукрашен, и яко крин в поле цветущи; очи имея велики черны, лице же ему бело, млечною белостию блистаяся, возрастом среду имея, телом изобилен. Научен же бе от отца своего книжному почитанию, во ответех дивен и сладкоречив велми, пустошное же и гнилое слово никогда же изо уст его исхождаше, о вере же и о поучении книжном со усердием прилежа.
Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румянна, червлена4 губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы из очию испущаше, тогда наипаче светлостию зелною блистаху; бровми союзна, телом изобилна, млечностию белою облиянна, возрастом не высока, ни ниска, власы велики имея черны, велики, аки трубы по плечам лежаху. Во всех женах благочиннейша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием воистину во всех делех чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне слушати желаше.
Рострига возрастом мал, груди широкы имея, мышцы толсты, лице же имея не царсково достояния, препростое обличив имея, и все тело его велми помраченно. Остроумен же, паче и в научении книжном доволен, дерзостен и многоречив зело, конское рыстание любляше велми, на враги своя ополчитель смел, храбрость и силу имея, воинство же любяше. Таков бо Рострига.
Царь Василий возрастом мал, образом же нелеп, очи подслепы имея, книжному почитанию доволен и в рассуждении ума зело силен, скуп велми и неподатлив; ко единым же тем тщание имея, которые во уши ему ложное на люди шептаху, он же сих веселым лицем восприимае, и в сладость их послушати желаше, и к волхвованию прилежаше, а о воех своих не радяше.
При сравнении с исходником видно, что поэт дополнил галерею лиц Смутного века недостающими персонами, например, Мнишек и Филаретом.
Стихотворение Волошина, второе авторское название которого «Запись о смутнянках», входит в его стихотворный цикл «Пути России». Оно было первым опытом Волошина в переложении оригиналов древнерусской литературы. Еще известно его переложение Жития протопопа Аввакума, Жития инока Епифания, а также он написал поэму о граде Китеже, «О Дметриусе — императоре», о Владимирской Богоматери и т. д.
- Лит.: Коновалова О. Ф. «Написание о царях московских» И. М. Катырева-Ростовского в переложении М. А. Волошина // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979 . — Т. XXXIII. — С. 380—384.
Источник
Шпак. Начисто, Зинаида Михайловна! Я извиняюсь, граждане, никто не встречал на лестнице блондинку из Большого театра сузлами? Она и обработала… Вот какой домик у нас, Зинаида Михайловна!
Иоанн. Убиваешься, добрый человек?
Шпак. Гражданин артист, как же не убиваться?…
Иоанн. Чего взяли-то у тебя?
Шпак. Патефон, портсигар, зажигалку, часы, коверкотовое пальто, костюм, шляпу… все, что нажил непосильными трудами, все погибло!… (Плачет.)
Иоанн. Ты чьих будешь?
Шпак. Я извиняюсь, чего это – чьих, я не понимаю?
Иоанн. Чей холоп, говорю?
Зинаида. О боже, что сейчас будет!…Шпак. Довольно странно!…
Иоанн (вынув монету). Бери, холоп, и славь царя и великого князя Ивана Васильевича!…
Зинаида. Не надо, что вы делаете?!
Шпак. Извиняюсь, что это вы все – холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое?
Зинаида. Он пошутил!
Шпак. За такие шутки в народный суд влететь можно. Да не нужна мне ваша монетка, она ненастоящая.
Иоанн. Ты что же, лукавый смерд, от царского подарка отказываешься?
Зинаида. Это он из роли, из роли…
Шпак. Эта роль ругательная, и я прошу ее ко мне не применять. До свиданья, Зинаида Михайловна, и не рад, что зашел. Где Иван Васильевич? Я хочу, чтобы он засвидетельствовал жуткую покражу в моей квартире… (Уходит.)
Зинаида. Выслушайте меня. Карп, только умоляю вас, спокойно. Это – настоящий Иоанн Грозный… Не моргайте глазами.
Якин. Ваш дом, Зинаида, сумасшедший!…
Зинаида. Нет, это Кокина работа. Я вам говорила про его машину… что он вызвать хочет не то прошлое, нето будущее… Это он вызвал из прошлого царя.
Якин. Бред!
Зинаида. Я сама близка к помешательству…
Якин (всмотревшись в Иоанна). Товарищи, что это такое?… (Зинаиде.) Что? Что?! Вы правду говорите?!
Зинаида. Клянусь!
Якин.Позвольте! В наши дни, в Москве!… Нет, это… Он же умер!
Иоанн. Кто умер?
Якин. Я… я не про вас это говорю… это другой, который умер… который… Доктора мне!… Я, кажется, сошел с ума… Да ведь он же мог меня зарезать!Иоанн. Подойди! Подойди и отвечай! Доколе же ты…
Якин. Аз семь… умоляю, не хватайтесь за ножик!… Я сплю… Зинаида, звоните куда-нибудь, спасите меня!… За что он взъелся на меня? Где ваш муж? Пусть уберет его!
Иоанн. Ты боярыню соблазнил?
Якин. Я… я… Житие мое…
Иоанн. Пес смердящий! Какое житие?! Ты посмотри на себя! О, зол муж! Дьявол научиши тя долгому спанию, по сне зиянию, главоболию с похмелья и другим злостям неизмерным и неисповедимым!…
Якин. Пропал! Зинаида, подскажите мне что-нибудь по-славянски!… Ваш муж не имеет права делать такие опыты!! (Иоанну.) Паки, паки… Иже херувимы!… Ваше величество, смилуйтесь!
Иоанн. Покайся, любострастный прыщ!
Зинаида. Только не убивайте его! Якин. Каюсь!…
Иоанн. Преклони скверную твою главу и припади к честным стопам соблазненной боярыни…
Якин. С удовольствием. Вы меня не поняли!!! Не поняли!…
Иоанн. Как тебя понять, когда ты ничего не говоришь!
Якин. Языками не владею, ваше величество!… Во сне это или наяву?…
Иоанн. Какая это курносая сидела у тебя?
Якин. Это эпизод, клянусь кинофабрикой! Зинаида Михайловна не поняла!
Иоанн. Любишь боярыню?
Якин. Люблю безумно!…
Иоанн. Как же ее не любить? Боярыня красотою лепа, бела вельми,
червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?!
Якин. Ничего не надо!… Ничего!
Иоанн. Так женись, хороняка! Князь отпускает ее.
Якин. Прошу вашей руки, Зина!
Зинаида. Вы меня не обманете на этот раз, Карп? Я так часто была обманута…
Якин. Клянусь кинофабрикой!
Иоанн. Клянись преподобным Сергием Радонежским!
Якин. Клянусь Сергием преподобным Радонежским!
Иоанн. Ну, слушай, борода многогрешная! Ежели я за тобой что худое проведаю… то я тебя… я…
Якин. Клянусь Сергием…
Иоанн. Не перебивай царя! Понеже вотчины у тебя нету, жалую тебе вотчиной в Костроме.
Якин (Зинаиде). Еще минута здесь, и меня свезут в сумасшедший дом!… Едем скорее отсюда?… Куда-нибудь!… Везите меня!…
Зинаида. Дорогой царь, нам на поезд пора.
Иоанн. Скатертью дорога!
Зинаида (Иоанну). Простите, что я вас беспокою… я не понимаю, как Кока не догадался… Вам нельзя в таком виде оставаться здесь… вас могут увидеть…
Иоанн. О господи, вседержитель!… Ведь я-то забыл, где я… Я забыл!…
Зинаида (берет костюм Милославского). Вы не сердитесь. Я советую вам переодеться. Не понимаю, откуда это тряпье? Карп, помогите ему.
Источник
В фильме “Иван Васильевич меняет профессию” Царь говорит “Боярыня красотою лепа, бела вельми, бровями союзна, губами червлена..” Но почему “бровями союзна”, ведь речь идет о русской женщине, а этот антропологический признак не принадлежит славянской внешности. Может быть, Булгаков что-то напутал? Хунвейбин 9 лет назад Ну конечно Иван Васильевич очень польстил бровям актрисы Тимофеевой: А что касается того присущи “союзные” брови русским женщинам или нет, то это вопрос спорный, больше такие брови свойственны конечно южным и азиатским народам, а в времена Ивана Грозного многие представители высшей знати, да и не только, были потомками межнациональных браков, заключенных во времена татаро-монгольского нашествия с представителями завоевателей. Кроме того не следует забывать что в Центральной и Восточной Европе существовала примета:”У кого сросшиеся брови, тот будет удачлив во всех делах, а особенно в любовных”. То есть Иван Васильевич этой фразой как бы намекал Тимофеевой на то что и сам был бы не прочь составить ей счастье в делах любовных. система выбрала этот ответ лучшим Каролина 9 лет назад “Союзные” значит сросшиеся. У славян нередко брови были густые, как раньше говорили – “соболиные”. Бог славян Вий имел очень длинные ресницы и густые брови. Идеалом женской красоты у славян было белое (бела вельми) с румянцем лицо, алые губы (червлена губами), густые брови (бровьми союзна), длинные волосы. владсандрович 3 года назад Данный пример из кинофильма, говорит нам о том, что в разные времена, эталоны красоты, были разные. Во времена Ивана Грозного, достаточно много, было женщин, у которых, были густые и сросшиеся брови, хоть и нельзя сказать, что все это свойственно для славян в полной мере. Однако, как не крути, но это считалось, грациозно и сексуально и высказывалось, определенно как комплимент. Если брать семантику самого слова “союзна“, то оно говорит что между ними есть союз, то есть, они по сути, срослись с друг другом. Хотя в наше время, барышни бы просто не дали этому случиться и выщипали бы их до такой степени, что от бровей бы остались, только тонкие полоски. [пользователь заблокирован] 9 лет назад нет. Вполне возможно. Бровями союзна – значит сросшиеся брови. Я сам славянин и у меня брови сросшиеся. По линии матери все русские и по линии отца. Дело в том, что все зависит от генетики. Именно гены определяют цвет глаз, форму носа, цвет волос и так далее… Поэтому как выглядит внешне человек не обязательно будет иметь отношение к национальности или рассе Помощни к 3 года назад Просто во времена Грозного к бровям другое отношение было. Тогда считали, что если брови большие, то человек крепкий и здоровый. Это сейчас хилых девиц любят – а тогда все наоборот было. Так что “союзные брови” – это те, которые срослись (ну или почти). Сейчас о таких говорят “монобровь”. Илта более года назад Бровями союзна – это по сути комплимент женщине раньше был. Такие брови широкие, примерно с палец толщиной, ровные, имеют почти идеальную форму, ни одна из бровей не вздернута. Если у девушки или женщины была одна из бровей вздернута, то считали, что дама имеет непростой характер и по сути дрянной нрав. Еще союзна, если брови сросшиеся между собой. Такое сейчас не модно. Nikolai Sosiura 7 лет назад Если говорят, что “бровями союзна” – то это ничто иное, как то что красавица имеет пышные сросшиеся брови. В наше время и мужик с такими бровями в диковину, а если женщину увидим – устрашимся. Но в былые времена видать это красило женщину, потому и употребляли словосочетание при похвальбе лика женского. Может быть, Булгаков просто не рассчитывал, что читатели так глубоко будут интересоваться смыслом этого выражения)), и употребил его просто ради красоты текста. А, может быть, в те древние времена других комплиментов бровям девушек не делали :), и такой комплимент просто означал, что брови красивые. moreljuba 4 года назад “Бровями союзна” – это собственно говоря комплимент. “Союзные” брови – это значит сросшиеся густые брови, для славян это был одним из основных признаков красоты. Поэтому и в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” употребляется это словосочетание как комплимент. Бровями союзна – ничто иное, как объединение двух бровей, правой и левой над переносицей. Не знаю почему такие брови в старые времена считались красивыми, скорее всего какая-нибудь знатная дама имела такие брови, а от неё уже пошла мода на всю Русь… Знаете ответ? |
Источник