Аят о запрете выщипывания бровей

Аят о запрете выщипывания бровей thumbnail

Можно ли женщине выщипывать брови?

В Коране приводятся слова Дьявола, смысл которых следующий:

«Все усилия приложу, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться]; возбужу в них [пробужу] несбыточные желания (буду тешить надеждами) [сделаю все, чтобы они забыли о том, что жизнь может в любой момент закончиться и что затем последует возмездие и ответ за поступки]; прикажу им, и будут они резать уши жертвенным животным [выполнять жертвенные и иные ритуалы для своих идолов и богов]; буду приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]». Кто берет себе в покровители Дьявола (Сатану) вместо Аллаха (Бога, Господа) [отвергая тем самым Творца, отстраняясь от Него], тот, без сомнения, [как ни крути, все равно] окажется в явном проигрыше» (Св. Коран, 4:119).

«…Буду приказывать им, и они изменят творение Божье». Здесь также имеются в виду изменения, затрагивающие внешний облик человека в тех случаях, когда нет на то острой жизненной необходимости или однозначных медицинских показаний, рекомендаций. Если же они имеются (острая необходимость, настойчивые медрекомендации или иная весомая причина), тогда возможны исключения, канонические послабления. В обычных ситуациях выщипывать брови, изменяя тем самым их форму, запрещено (харам)[1]. Выщипывать можно лишь выходящие из общего ряда отдельные волоски, что не меняет форму, а придает аккуратности.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки[2]), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других[3] (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов[4]), прихорашиваясь тем самым[5]. Они изменяют данное им Богом творение»[6].

Правда ли, что мусульманке нельзя выщипывать брови? У меня есть слабая надежда на то, что это касается мужчин. Диана.

Правда. На этот счет есть достоверный хадис. Исключением могут быть только отдельно растущие большие волосинки, вносящие беспорядок во внешний вид.

Я знаю, что выщипывать брови — харам. А что делать, если они у меня слишком густые? Знаете, это придает неухоженный вид.

Хотелось бы узнать по поводу корректирования бровей.

Придать ухоженный вид канонически разрешается[7]. Необходимо уловить ту грань, при которой ваши брови будут аккуратны, но их форма не изменится.

От вас я узнала, что выщипывать брови — харам. Я очень жалею, что начала заниматься этим несколько лет назад, но, к сожалению, не могу прекратить, так как, если я перестану выщипывать брови, они уже не примут естественный вид (сейчас они очень тонкие) и будут выглядеть просто неэстетично. Я понимаю, что сама виновата, но как быть в данной ситуации?

Как быть? Не усложнять себе жизнь. Поступайте в соответствии с теми обстоятельствами, в которых вы оказались.

Вы пишете, что брови выщипывать запрещено. А недавно я прочитала в Интернете, что девушке после замужества можно выщипывать «нижнюю часть» бровей под основной массой, не меняя их формы. Правда ли это? Г.

Выщипывание лишних крупных или отдельно растущих волосинок возможно.

Как быть, если моя жена сделала татуаж себе на бровях и выщипывала их до того, как мы полностью приняли Ислам. А теперь если их не выщипывать, брови выглядят ужасно, так как есть четкие линии татуажа. E., 26 лет.

Учитывая смысл регламентирующего этот вопрос хадиса, постарайтесь найти некий оптимальный и реалистичный вариант между тем, что было, что стало, и тем, что вам следует делать впредь, сохраняя красоту лица и не игнорируя запрета.

О других темах, связанных с женской красотой читайте в следующих материалах:

– гигиена и уход за собой,

– удаление волос на теле,

– солнечные ванны.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467–469.

[2] В хадисе использовано слово, которое подразумевает повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.

[3] Устранение не свойственной женщинам растительности на лице возможно. Это может касаться, например, появившихся вдруг усов или бороды в результате гормонального сбоя.

[4] Лечение зубов или исправление прикуса к данному запрету не имеют никакого отношения. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 107. Лечиться и быть здоровым нужно и важно, о чем настоятельно говорится в других достоверных хадисах.

[5] В древности у некоторых народов пожилые женщины делали себе такие процедуры на старости лет, преследуя цели некоего омоложения лица и внешнего вида.

Читайте также:  Боль в глазнице под бровью

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.

Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.

[7] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 480, 481, а также т. 2. С. 344.

Источник

Выщипывание бровей запрещено по хадису, но не по Корану? 

Вопрос: Много говорят о запрете на выщипывание бровей мусульманками. Основываются на хадисе от Бухари. Причина в том, что Аллах запрещает мусульманкам изменять внешность, причем выщипывание бровей сравнивается с нанесением татуировки. Но, ведь, прокалывать уши или стричь волосы – это тоже является своего рода изменением мусульманкой своей внешности… Меня беспокоит этот вопрос, в котором я пока не вижу веских оснований и логики. Надеюсь на ваш ответ с обоснованиями и ссылками на Коран. 

Ответ: Мы проштудировали информацию в интернете по этому вопросу и пришли к тому, что бóльшая часть читателей, которые задают этот вопрос специалистам (богословам), в основном это женщины. И многие женщины просто обескуражены полученными ответами. Потому, что все специалисты отвечают по известному хадису (а не по Корану) и говорят однозначно, что «выщипывать брови запрещено Посланником». Но никто из этих специалистов не подумал о том, что Посланник не мог от себя установить такой запрет. Повторим еще раз. Посланник говорит только по ниспосланию и от себя, в обход Слова Аллаха, он ничего ни запретного, ни дозволительного сказать не может (см.: 53/3-4).

А еще специалисты порицают того мужчину, который, якобы, заставляет свою жену выщипывать брови, чтобы показаться привлекательной для него. Простите, но в этих словах специалистов мы не находим правды. Ибо женская природа, в независимости от желаний мужа, заставляет женщину быть красивой и ухоженной. Подчеркнем еще раз, женщины хотят выглядить красиво по своей природе! И не только для своих мужей, как это утверждают специалисты-богословы.

А за то, что женщина вынуждается со стороны мужа на такие действия, специалисты говорят, что греха на ней нет, но мужчина понесет за это наказание. Мы не согласны с такой точкой зрения. Объясним почему.

От Ибн Масуда передается следующий хадис: 

«Однажды Абдулла ибн Масуд сказал: «Да проклянет Аллах татуировщиц и тех, кому делают татуировки, и тех которые просят, чтобы им выщипали брови, и тех кто выщипывает брови для других, а также тех, кто занимается прореживанием зубов для красоты и изменяют творение Аллаха».

Эти слова дошли до одной женщины из Бани Асд, которую звали Умму Якуб. Она пришла и сказала: «До меня дошло, что ты проклинаешь тех и тех?!».

Абдулла ибн Масуд сказал: «А почему бы мне не проклинать тех, кого проклял Посланник Аллаха, и тех, о ком сказано в Коране?!».

«Я прочитала от корки до корки (Коран) и не нашла там ничего, о чем ты говоришь», – сказала женщина.

Ибн Масуд сказал: «Если бы ты читала, то нашла бы. А разве не читала ты слова: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании».

«Конечно читала», – ответила женщина.

Абдулла ибн Масуд сказал: «Так вот, он это запретил» (см.: аль-Бухари, 4604 (5943).

Как видим, женщина, возразив, сказала: «Я прочитала от корки до корки и не нашла там ничего, о чем ты говоришь». Это удивило ее. Потому, что она знала, что такого в Коране нет. И она не слышала такого от Посланника. А еще, Посланник не мог сказать такое, ибо он говорит по ниспосланию (Корану). Вот по этим причинам она и возразила Ибн Масуду… 

Ибн Масуд знал Коран лучше всех. А аят, в котором говорится: «Берите же то, что дал вам Посланник и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании», – вообще не является аргументом по приведенному хадису… Возникает вопрос, как Ибн Масуд, который прекрасно знал Коран, мог говорить о том, что это высказал Посланник?!

Читайте также:  Кто к бровям моим прирос

А еще женщина возразила потому, что это было против культуры и понимания эстетического для своего времени. Здесь мы не говорим о татуировках и обтачивании зубов. Это совсем другая тема. Речь идет о выщипывании волос на бровях (и на лице). Женщины в любом обществе и при любой культуре, в том числе и в наше время, считают для себя необходимым приведение своих бровей в соответствие с эстетическими представлениями своего времени.

Вообще-то в хадисе говорится не о том, что брови нельзя выщипывать, там говорится о другом. В те времена эстетические принципы были таковы, что женщины полностью удаляли волосяной покров бровей, а на их месте делали татуировку, иммитирующую брови. Запретным является именно это воздействие на брови. Ведь не секрет, что во многих элитных салонах красоты женщины предпочитают делать эпиляцию бровей и на их месте делать татуировку бровей. Женщинам кажется, что это красиво, но оказывается, что это еще и неблагоприятно для здоровья. Ибо у бровей есть своя функция. Они защищают глаза. Но в определенных случаях при опереации на лице брови полежат стрижке. Это совсем другой вопрос…

В аяте (4/119) говорится еще о том, что шайтан призывает к изменению творения Аллаха. И в том месте, где об этом говорится, используется выражение «хальк» (اللّهِ خَلْقَ فَلَيُغَيِّرُنَّ). Это выражение сравнимо с выражением «фитрат» (اللَّهِ فِطْرَةَ) (см.: 30/30)…

Обратим внимание на весь аят. Аллах говорит так:

«Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха. Кто сделал шайтана своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток» (4/119).

В аяте говорится о скотине…

Древние люди гадали и верили различным заклинаниям и предрешениям. А для своих пророчеств использовали животных, и в качестве исполнения заклинаний они отрезали им уши, хвосты, закалывали их перед своими жертвенниками и идолами, проделывали различные обряды на них…

Указывая на связь этих действий с шайтаном, Аллах направляет внимание людей на то, что следует делать им в соответствии с его предписаниями…

Теги: выщипывание бровей запрещено по хадису, но не по Корану.

Опубликовано 26.02.2015

Источник

  • 08.05.2017 (изменено: 07.05.2020)

Многим мусульманским девушкам знаком хадис о том, что Всевышний разгневался на тех, кто пытается придать своему лицу привлекательность путём такой косметической процедуры, как выщипывание бровей: «Аллах проклял женщин, наносящих татуировку, и тех, кого татуируют, женщин, выщипывающих брови, и тех, кому их выщипывают, и женщин, подпиливающих зубы и изменяющих творение Аллаха» (Бухари и Муслим).

Этот запрет обескураживает многих, ведь данная процедура наведения красоты прижилась по всему миру и стала неотъемлемой частью ухода за собой. Между тем, вмешательство человека во внешний облик творения Самого Создателя считается элементом козней шайтана, который поклялся сбивать с пути рабов Всевышнего:

«Аллах проклял его, и он сказал: «Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха». Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток» (4:118-119)

Однако мусульманские богословы придерживаются разных позиций относительно дозволенности придания формы бровям (в том числе, например, подрисовывания) либо их подрезания.

Сторонники полного запрета опираются на следующий хадис Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), который приводит, в частности, ан-Навави: «Аллах проклял женщин, которые наносят татуировки себе на тело, носят парики и выщипывают себе брови, и тех, кто искусственно расширяет промежутки между зубами». Другая группа учёных выступает за разрешение некоторых видов изменения форм бровей. В приведённых выше хадисах, уверены они, запрет относится непосредственно лишь к выщипыванию бровей, поскольку такие действия в прямом смысле искажают творения Создателя. Поэтому с их точки зрения придание бровям формы в случаях, когда они неаккуратные, подрезывание чересчур длинных либо густых бровей считается лишь улучшением божьего творения. Ведь Господь желает, чтобы мусульмане были чистоплотными и опрятными. И на это есть прямое указание в Благородной сунне: «Поистине, Аллах – Красивый, и Он любит красоту» (хадис передали Муслим, Ахмад и Тирмизи).

brovii.jpg

В оригинале рассматриваемых в этой статье хадисов используется арабское слово «намс», которое переводится именно как «выщипывание (бровей)». И Милость миров Мухаммад (с.г.в.) отнёс к вмешательству творения Всевышнего, т.е. к греховному деянию, только такую косметическую процедуру. И связано это с тем, что в эпоху джахилии (т.е. в доисламский период невежества) свои брови выщипывали только проститутки. В те времена женщины полностью удаляли волосяной покров с бровей. Сегодня это снова стало в моде среди некоторых представительниц прекрасной половины человечества: женщины удаляют данные им от природы брови и делают имитирующий татуаж, сбрасывая со счетов тот факт, что это негативно сказывается на их здоровье, ведь брови защищают наши глаза. Исламские учёные единодушны в одном: разрешено удалять волосяной покров между бровями и на других частях лица, если это обезображивает внешний вид девушек или не свойственно их изначальной природе (например, усы и волосы, растущие на подбородке). Не возбраняется также удалять волоски, которые вырастают за пределами естественной формы бровей и придают женщине, тем самым, неопрятный, отталкивающий вид. В любом случае, вмешательство в натуральный человеческий облик, считают богословы, должно быть обосновано, а не вызвано собственной прихотью или следованием моде. К ограничениям относительно изменения формы бровей в исламе относится и запрет на их татуаж, а также на применение накладных ресниц. Всё это признаётся изменением творений Аллаха. Мнение факихов на запрет данных действий едино.

Читайте также:  Болит глаз и под бровью

Источник

Сообщается от Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; которые распиливают зубы для красоты и изменяют творение Всевышнего Аллаха!» аль-Бухари 5931, Муслим 2125.
Это самый главный хадис в вопросе запрещения удаления волос.
Ученые говорили, что запрет удаления бровей в этом хадисе касается как мужчин, так и женщин, по-скольку смысл запрета в изменении творения Аллаха. А именно женщины упоминаются в хадисе по той причине, что они чаще всего это делают.
Слова: «которые выщипывают брови и которым выщипывают брови» звучат так: «ан-Намисат уаль-мутанамисат»
В хадисе употребляется слово «ан-намс», в определении которого ученые разошлись, что и послужило причиной разногласий в этом вопросе.

Первое мнение состоит в том, что речь идет об удалении волос именно с бровей. Так говорил имам Абу Дауд в своем сборнике, после упоминания приведенного выше хадиса. Он говорил: «Намиса — эта та, которая удаляет брови». И этому мнению отдали предпочтение ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. И по этой причине они дозволяли удалять даже волосы между бровей, опираясь на то, что запрет пришел только на удаление именно бровей! См. «Фатауа аль-Ляджна» 5/197.
Второе мнение заключается в том, что под словом «ан-намс» речь идет об удалении волос со всего лица, а не только бровей!
Имам Ибн аль-Асир сказал: «Намиса — это та, которая удаляет волосы с лица». См. «ан-Нихая» 5/185.
И это также мнение многих знатоков арабского языка и имама Ибн Джарира.
Третье мнение состоит в том, что «ан-намс» — это удаление волос со всего тела, как об этом говорил Фауруз Абади. См. «аль-Къамусуль-мухит» 633.
И этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани, который считал, что женщинам не дозволено даже удалять бороду с лица.
Узнав обо всем сказанном и вернувшись к тому вопросу, в котором среди ученых нет разногласий, ос-тается то, что запрещено женщинам выщипывать брови и бриться на лысо! Ведь довода нет в разногласии, а ученые разошлись в определении слова ан-намс.
Ученые постоянного комитета говорили: “Удаление женщиной волос с тела, относится изначально к требуемой от нее вещи, поскольку в этом приукрашивания себя для мужа. И нет никакого доказательства, запрещающего это, кроме запрета на ан-намс, что является удалением волос с бровей!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 17/130.

Имамы маликитского мазхаба говорили: «Женщина может удалять все волосы, удаление которых делают ее краше, и она обязана оставлять те волосы, которые делают ее краше. И по этой причине женщинам запрещено бриться на лысо!» См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 18/100.

Но исключением является выщипывание бровей, на что указывает упомянутый хадис! Однако шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что если у женщины сильно густые брови, что они даже спадают на глаза, по причине чего это утруждает женщину, она может подравнивать и подстричь слегка брови. См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 3/866.

Имам ан-Науауи сказал: «Удалять волосы с лица женщинам запрещено, если только речь идет не о бороде или усах. Их удаление не запрещено, более того, мы считаем это желательным!» См. “Шарх Са-хих Муслим” 14/106.

Это не порицается по той причине, что Аллах изначально создал женщин без бороды, а наличие у ка-кой-либо женщины бороды, является исключением и ее недостатком, а недостатки по шариату дозволено удалять, если только нет на это явного запрета, и не является необходимостью проявления терпения и стойкости перед испытанием!

Хотел бы подытожить эту тему тем, как разъяснил этот вопрос шейх Ибн ‘Усаймин, и этому мнению отдал предпочтение также Салих аль-Мунаджид.

Оно заключается в следующем:

Шариат разделил волосы на три категории:

1. То, что запрещено трогать, как борода мужчины, бритье на лысо женщинами и выщипывание бровей.

2. То, что шариат повелел удалять, а это волосы на лобке и подмышками, как на это указывают достоверные хадисы.

3. То, относительно чего шариат умолчал. Отношение к таким типам волос зависит от выбора самого человека, если он желает, то может их оставить, а если нет, удалить. См. «Фатауа маратиль-муслима» 3/879.
Но следует также отметить, что если скажем, в удалении женщиной волос на ногах из-за красоты для мужа есть польза, то такой поступок для мужчины не будет иметь такой мудрости.

Уа-Ллаху а’лям.

Источник