Афонины брови камень в чусовом
Гостеприимная стоянка
Для тех кто присоединился к нашему путешествию сейчас, начало здесь.
Продолжение рассказа о сплаве не очень молодых, но дюже целеустремленных.
День четвертый. Состоялось уже три ночёвки на реке Чусовой.
Пройдено за вечер 8 июля и два полных дня 9 и 10 июля – 55 километров.
Мы ещё не поняли, что не надо так активно грести, нужно спокойно, с толком и расстановкой осматривать окрестности, давать себе отдых, чаще устраивать дневные стоянки.
Привычка – страшная сила, как работали без остановки, так и погребли.
А вокруг красота немыслимая!
Итак, продолжим. Попрощались с гостеприимной стоянкой. Утро солнечное, настроение прекрасное!
Слева камень Паклин, впереди перекат.
Порожек за камнем Паклин наутро показался совсем детским, и мы его задорно перескочили. Что значит настрой! Накануне перед Паклиным сели прямо посередине порога на камень, но это от усталости.
Держаться надо было правее, прямо под берегом есть проход, поток там быстрее, но без препятствий.
Впереди урочище Романова. Красивейшее место на Чусовой. Постоять бы там днем! Но мы только тронулись, разогнались и сходить на берег не хотелось. Любовались на ходу.
Урочище Романова, очень красивое место, жаль фото против солнца.
Бывшая деревня Романова расположена на правом берегу реки. Здесь речка Романовка впадает в Чусовую на противоположном берегу от урочища, и до XIX века место называлась Романов Лог.
В окрестностях урочища расположен Романов камень.
Первое упоминание о поселении относится к 1711 году. Первые дома были рубленые без единого гвоздя. В деревне была возведена церковь Георгия Победоносца.
В советское время работал колхоз, была своя школа.
В 1967 году деревня ликвидирована как «неперспективная».
Интересна история места.
Обычно деревни на Чусовой расположены вдоль устья речушек, впадающих в неё. Это обусловлено строительством плотин, пристаней, лесопилок. Жизнь кипела вокруг них, они кормили народ.
В Романовом логу деревня располагалась напротив устья речки Романовки, на противоположном, крутом берегу.
С этого места прекрасный обзор Чусовой вдоль и против течения. Чуть ниже лога – брод через Чусовую. Просматривается даль в верховья от Илима и вниз до Усть-Утки, есть возможность маневра через реку.
Очень уж место хорошо для сооружения охранного форпоста на Реке.
Есть данные, что деревня основана «беломестными казаками».
В.Н. Татищев уточнял, что беломестными казаками “называются те, которые имеют земли наследственные, но никаких податей не платят, токмо служат. Они своих земель продавать не могут, разве между собою“. Т.е. люди, живущие на белых, свободных от налогов землях.
Деревня Романова была заставой, которую поставил приказчик Краснопольской слободы Иван Романов на правом берегу Чусовой.
Земли были выделены под заставу служивым людям, для защиты реки и караванов от набегов башкир и беглых крестьян. Времена были разбойничьи, лихие. В 1709 году башкиры почти стёрли сулёмские деревни с лица земли, поубивали людей, сожгли дома и церкви.
Между Романовым логом и Сулёмом стояли первые уральские таможни, в их числе заставы на Русской дороге, просуществовали до 1763 года, они собирали с проезжих внутренние таможенные пошлины. Речка, впадающая поблизости в реку Сулём, до сих пор называется Таможенка, а проще – Таможка (Тамошка).
Справа, между выходом Романова камня, родники.
Камень Романов
Места здесь пустынные и раздольные. Течение реки быстрое и пристать к берегу можно только действуя быстро и решительно. На высоких, размытых рекой берегах, колонии ласточек-береговушек.
Гнёзда ласточек-береговушек
Отмели караулят хищные птицы, охотясь на грызунов, подчищающих стоянки за туристами.
И хищные птицы
Между камнями Афонины Брови и Толстик, что по правому берегу, хороший родник. Группы останавливаются здесь набрать воды и прогуляться по берегу.
Камень Афонины брови
Камень Толстик
После камня Толстик перед устьем речки Каменки находится широкая отмель перед «Васькиной горой». Там мы остановились на обед. Замечательное место, правда в жаркий день там пекло, деревьев нет, укрыться негде. В этом месте выход плитняка калканской и красной яшмы, попадаются куски розового кварцита.
Продолжение
Спасибо что дочитали!
Карту с отметками стоянок выложу по окончании путешествия.
Делитесь Вашими впечатлениями о Чусовой и её окрестностях.
Вы в какое время года здесь бывали?
Источник
28.01.2016 23:22:16
Десять лет назад был создан Природный Парк “Река Чусовая”, протянувшийся вдоль этой реки от окрестностей Староуткинска до границы Свердловской области у камня Самаринского. Его сотрудники разработали для туристов интересные водные, пешие, лыжные и велосипедные экскурсии. Можно путешествовать по Природному Парку и придумывать свои маршруты.
Была пора золотой осени, в которую мне посчастливилось посетить старинное село Сулём. В 7 км от устья реки Сулём на правом берегу Чусовой я очутился на месте деревни Романовой, близ Романова камня. Мне захотелось пройти по старой дороге, которая соединяла деревню Романову с пристанью Усть-Утка и деревней Баронской, основанной Строгановыми в 1579 году близ устья Утки Межевой. Тот путь вёл мимо камня Афонины Брови. Появился шанс своими глазами увидеть это чудо природы.
Шитиковы острова
Деревня Романова, возможно, была одной из застав, которые приказчик Краснопольской слободы Иван Романов ставил для защиты Русской дороги в 1670-1680 годах. Русская дорога (она же Старо-Шайтанский тракт) была проложена из Верхотурья по рекам Утка Межевая и Сулём до Чусовой. Дальше путники отправлялись вниз по Чусовой “в Русь”, к полноводной Каме. Путь от села Сулём до деревни Баронской был проложен по правому берегу Чусовой через деревню Романову. Сейчас на той дороге никого не встретишь, кроме рыбаков или охотников. Теперь из села Сулём проще добраться на машине по просёлочному тракту до шоссе Нижний Тагил – Усть-Утка.
Утром, поднявшись от стоянки к старой дороге, я оглянулся. Чусовая в низине была не видна, но угадывалась по белому молоку тумана, который кто-то пролил на склоны горы Старухи. Дорога пошла по кромке леса и вскоре пересекла маленькую и чистую речку Галёвку. Назвали её так, скорее всего, из-за галечного дна. После брода мой путь лежал вниз, по лугам в долину Чусовой.
К концу сентября травы побурели и сникли рыжей гривой. На их фоне ярко выделялась изумрудная трава-мурава, росшая прямо на дороге. Это помогало найти путь на луговинах, когда казалось, что вот-вот след древнего тракта потеряется из виду. По бокам от зеленой “ковровой дорожки” краснели сочные и спелые ягоды шиповника. Шиповник – друг туриста, который не раз спасал меня от жажды, голода и усталости в многодневных переходах.
Петляя по заболоченным местам, колея вывела меня на берега красавицы Чусовой. Справа от дороги чернели зияющими дырами небольшие лесные озёра. Возможно, это следы старого русла либо затопленные “копанки” рудознатцев.
Чусовая прекрасна в любое время года. Она особенной красоты суровой зимой и удивительна летом. А в золотую осень ей можно любоваться даже в ненастье. Передо мной раскинулся широкий плёс. Вдалеке виднелись макушки травы на Шитиковых островах, которые делят здесь русло реки на три части. Острова на вид заметно уменьшились.
В этом дождливом году до осени стояла большая вода, летом уровень и течение воды напоминали вешнее половодье, чего на Чусовой уже не случалось очень давно. Для прохождения гружёных металлом 180-тонных барок такое мелководье было чревато посадкой на мель. На мелких речках грузы издавна догадались перевозить на небольших беспалубных судёнышках – шитиках. Например, железо с Кусьинского и Бисерского заводов сплавляли на шитиках по Койве до устья на Чусовой, где потом его перегружали на чусовские барки. Так и здесь, у островов барки частично разгружали для снижения осадки, перевозя железо по мелководью шитиками. Название островов сплавщицкое, с подсказкой лоцманам.
До чего же были изобретательны наши предки, умевшие сделать и “сшить” всё, что надо из прутьев ли, лыка, иль сыромятных ремней. Хоть корзины, мебель, хоть лапти связать – всё вперед. Так и лодки-шитики “вязали”, сшивая части корпуса ремнями. Если не было ремней, тогда сшивали борты “виней” – прутьями можжевельника и ели. Получались лёгкие лодки длиной до 10 метров, шириной до 4 метров. Что-то общее было у них с вязаными бортами и крышами на лодках-илимках. Поэтому, наверное, личинки ручейника до сих пор зовут шитиками за их способность строить из подручного материала самые разные “домики”, которые потом дают жизнь луговой бабочке.
Зимняя деревня
По левому берегу Чусовой близ Шитиковых островов виднеются склоны горных кряжей. По логу меж гор к реке сбегает горный ручей, который так и прозвали – Ручей. За островами чуть ниже есть брод на левый берег с дорогой по руслу Ручья. Этот путь по левому берегу уходит на север к вершинам, чтобы опуститься с гор через пару километров к другому броду – у камня Могильный, близ пристани Усть-Утка. Я выбрал правую развилку дороги и двинулся по берегу дальше.
Через километр от Шитиковых островов плёс заканчивается широкой галечной косой на правом берегу. Отличное место для отдыха, настоящий чусовской “пляж”! За ним Река Теснин входит в крутой перебор под склоном горы, нависшим над левым берегом. Там у воды заметен небольшой утёс, сложенный из наклонных пластов горных пород – камень Зимняк (Зимник). Интересное название, притом русское. Откуда оно?
Река Чусовая своими глухоманями, в которых “водит” леший, а компас бешено крутит стрелку на вершинах камней, где коряги стонут и поют жалобные песни, у любого туриста неизбежно развивает как “соображение”, так и воображение. В камне Зимняк я увидел хищную птицу с крючкастым клювом, которая сидела боком ко мне, сложив могучие крылья-пласты. Есть такая птица зимняк. Это мохноногий канюк, обитающий в тундрах и лесотундрах, который гнездится на уступах скал или возвышенных участках тундры. Многие камни на Чусовой зовутся птичьими именами – Балабан, Журавлики и Воробьи, Лебяжий и Кукушкин. Однако, эти канюки встречаются, в основном, в горах Охотского побережья и Камчатки. Рассмотрим другие версии.
На Чусовой остались названия-топонимы от древних хозяев – предков коми и тюркоязычных племён, позже – от пришедших племён манси (вогулов). Но есть и русские названия, которые давали первые поселенцы и сплавщики. Например, камень могли назвать так из-за зимнего санного пути (зимника). В этом месте другая часть Романовской дороги, по правой развилке у Шитиковых островов, приводит к ещё одной переправе на левый берег Чусовой. Это место вряд ли подходит для брода, но для зимнего переезда по льду – вполне. Сюда, к съезду с крутого берега, ранее была прорублена по лесу от деревни Романовой широкая дорога. После переправы за камнем Зимник она шла по левому берегу опять же до камня Могильного и деревни Баронской. Теперь от зимнего пути остался большой прогал, поросший лесом.
Но всё же зимняк (зимник) – старое русское слово, изначально означавшее зимовку людей. Интересно, что так же звалась другая, уже исчезнувшая деревня Зимняк, основанная в 1770 году близ Кына. Её луговина находится на Бабенском плёсе за камнем Востряк.
Первыми русскими поселенцами на Чусовой были люди, пришедшие с Северной Руси и Поморья. В костромских говорах избушку-землянку, служащую первым жилищем поселенцам, называли “зименкой”. Зимняками названы несколько деревень в Вологодской области.
Не факт, что в этом месте было именно русское поселение, возможно, что и вогульское. Ведь иногда зимниками русские звали зимние становища “инородцев”.
Окрестные виды на излучине у камня Зимняк просто божественные! В тот день на синеющем осеннем небосклоне появились хлопья небольших белых облачков – и чудно было, будто вправду снег летит! Было ощущение предвестья дыхания зимы. Заглядевшись на эту красоту, я и не заметил, как дошёл до цели – загадочного камушка Афонины Брови.
А был ли мальчик?
Меня давно “терзали смутные сомненья” в том, что в эпоху составления карт для массового туризма по Чусовой и “великого переименования” её бойцов название этого камня указали верно.
Легенда о неизвестном сплавщике Афоне и его бровях выглядит несостоятельной. Династии чусовских сплавщиков известны. За камнем Афонины Брови после острова Толстик высится камень Васькина Гора, и про Ваську, лучшего бурлака с Межевой Утки, я знаю (описан в очерке Мамина-Сибиряка “В камнях”). Про Афоню ничего не знаю. А ведь народное признание надо чем-то заслужить. Чем?
Сплавщики могли отойти от прагматичных лоцманских названий и отметить красоту и необычность камня. Представьте себе караван из 300 барок, да по 40 мужиков в каждой, который дни и ночи напролёт идёт по Чусовой вниз, от родного дома к Каме. Вряд ли ватаги рослых подгубщиков мечтали в суровом походе о мужской красоте. Скорее о женской. Её точно недоставало. “Бровями” на барках называли даже специальный изогнутый брус, по которому скользил якорный канат. Чьи изогнутые брови будоражили воображение одичавших мужиков? Девичьи, конечно.
Да и деревенские девушки были неравнодушны к сплавщикам. Караванный вал в чусовских селениях был настоящей феерией, сказкой. На огромных водяных гребнях неслись красавицы-барки. Первыми пролетали “черноносые” с Ревдинского завода, за ними летели по волнам остальные – под сине-зелёными флагами с Полевского завода, под зелёно-жёлтыми флагами шли барки Сысертского завода, под жёлтыми флагами – с Шайтанского завода…
На палубах стояли подгубщики, уральские чудо-богатыри. В подгубщики брали ребят гренадёрского сложения, чтобы они могли управляться с тяжеленными поносными и потесями. Рост Василия Балабурды, например, был с русскую сажень (2 метра 16 см). По сравнению с обычными пареньками это были инопланетяне, могучие аватары.
Девушки встречали караваны судов на берегах у пристаней, махая сплавщикам платочками. Барки останавливались на короткий отдых и тогда:
“… очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор” (А.С. Пушкин)
Девушки в надежде провожали барки в дальний путь. А вдруг кто приметит да по возвращению найдёт. Как звали “приметных” девушек?
Охоня или огонь-девка
Было и на Урале старинное девичье “имячко” Охоня. Слово охоня или охонь появилось в результате древнейших диалектных явлений, когда стали различаться южные и северные наречия русского языка. Южане на месте взрывного [г] произносили щелевой звук [х]: холова, дороха. “Охоня, охонь” означало огонь, слово употреблялось и для личных имён. Например, в реестре Войска Запорожского упоминается с таким именем казак Дядьковского куреня – Охоня Федор (1756 г.).
На Урале девушек “с характером”, зачастую “бедовых” звали Охонями, и прозвище им было – “огонь-девка”. Зачастую судьба заставляла их быть сильными. Коли улыбнётся тебе “чернобровая” – рублём подарит, а “зыркнет” – как огнём обожгёт. Как тут не приметить?
Такой была Танюшка, дочь Данилы-Мастера в “Малахитовой шкатулке” П.П. Бажова: “Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит”. Не случайно Павел Бажов упоминает “нездешнюю” красоту Памятки, у которой “…волосы как ночь, а глаза зелёные”. “Огневой” характер чаще встречался у дочерей вольной степи.
В журнале “Русская мысль” в 1892 году вышла в свет повесть Д.Н. Мамина-Сибиряка “Охонины брови”. В ней уральский художник и запечатлел такую смелую степную красавицу Охоню, чей взгляд из-под “союзных” бровей поразил сердце беломестного казака Белоуса, сидевшего в “нижней клети усторожской судной избы”. Вот как выглядела бедовая охонюшка, боевая “отецкая дочь”:
“Охоня присела к окошечку на корточки и тоже всплакнула, когда увидела исхудалое и пожелтевшее лицо старика отца. Это была среднего роста девушка с загорелым и румяным лицом. Туго заплетенная чёрная коса ползла по спине змеёй. На скуластом лице Охони … всего замечательнее были густые, чёрные, сросшиеся брови – союзные, как говорили в старину. Такие брови росли, по народному поверью, только у счастливых людей. Одета она была во всё домашнее, как простая деревенская девка”.
У села Никитинского, недалеко от слияния Исети с рекой Синарой, есть высокий береговой мыс. Два смыкающихся изгиба коренного берега реки Синара (высотой до 15 метров) зовут … Охонины Брови! И это не случайное совпадение.
Мамин-Сибиряк часто бывал на реке Исети, ведь в селе Покровском жил его родной дед Матвей Петрович Мамин. Поблизости, в селе Троицком (бывшая деревня Истокская) начинали свою карьеру священнослужители Мамины – предки писателя. На дороге в Багарякскую слободу, там, где она от Исети поворачивала к деревне Истокской, появилась потом деревня Маминская. Дмитрий Наркисович передал реальную историю Охони, которую он узнал, полагаю, от своих предков.
Он же описал и путешествие по Чусовой в очерке “В Камнях”, которое начиналось от пристани в устье Межевой Утки. От него вверх по Чусовой до Васькиной Горы и Зимняка – рукой подать. Не исключаю, что доселе безымянный камень с дивными каменными дугами назвал точно так же, Охониными Бровями, никто иной, как Мамин-Сибиряк, уроженец Висимо-Шайтанска. Так история степной девушки с Исети воплотилась в камне на Чусовой.
Осталось на поглядеть на камень Брови – так ли похож на брови Охонюшки?
Камень Афонины Брови на Чусовой
Бросив Романовскую дорогу, я забрался на вершины невысоких (10-15 метров), но длинных скал. Меня встретил девственный Царь-Лес.
Перебираясь от лога к логу через буреломы, я ступал по мягчайшему ковру из мхов, украшенному увядшими нитями хвоща. Там и сям попадались пеньки и поваленные деревья со следами пиршества бобров. Кстати, один из веломаршрутов Природного Парка “Река Чусовая” так и называется – “В гости к бобру”.
Если Вы доберётесь до Илимского урочища, то на берегах Илима у бобровых нор сможете понаблюдать за кормёжкой и строительной деятельностью этих смышлёных и осторожных животных. Правда, выходят они в сумерки, и Вам придётся запастись терпением и тёплыми вещами, чтобы дождаться их и не спугнуть. На Чусовой вообще “гостишь” у всего Леса. Я осторожно спустился под каменные дуги, поросшие багровыми соцветиями кровохлёбки. Над рекой пролетела серая цапля.
Добравшись по узкой береговой кромке до последних утёсов каменной гряды, я увидел Брови – мелкие синклинальные складки, которые образовали множество причудливо изогнутых дуг, “расчёсанных” от 15-метровой “переносицы”.
Река подмыла основание камня и вогнутая полусфера только усиливала сходство с переносицей у лба. “Союзные” дуги расходились под большой аркой. Над ней, будто попавшая в глаз ресничка, свисала поваленная ветром пихта.
Афонины Брови – ботанический и геологический памятник природы.
Геолог Б.П. Марковский в 1946 году на этих скалах выделил и описал мировой эталон осадочных пород среднего девона. Слои осадочных пород такого же возраста и периода сравнивают и на Урале и во всём мире именно со слоями и дугами Афониных Бровей!
Я был поражён, насколько порой тонкими и длинными оказались каменные “девичьи бровки”. Они столь же уникальны своими дугами горных пластов, как и боец Дужной, камень Романов. Попадались меж дугами и пустоты, в которых могли селиться береговушки. Последние сомнения отпали – они точно не “Афонины”! Это брови Охони…
Но что теперь поделаешь, если в XX веке во все карты и путеводители внесли новое название – Афонины Брови. Привязка эталона пород среднего девона сделана именно к такому географическому названию, и “поменять его обратно” уже не получится. Так же и камень Кукушкин навсегда останется теперь Каменским, а Воробьёв – Слободским, Коньи Уши останутся Кораблями и т.д. Это Вам не улицы переименовывать!
За официальным названием на карте на память для меня останется образ девушки красоты “нездешней”. И взгляд Охони, готовый вспыхнуть огнём из-под чёрных “союзных” бровей.
P.S. Чуоси несла свои воды дальше, к острову Толстик. На золотые шапки леса опускался вечер. Но уходить из этого волшебного места не хотелось. На прощанье Лес сделал мне воистину царский подарок. На одной из темно-синих каменных глыб, поросших пушистым мхом, я обнаружил редкостное и шикарное соцветие гриба Пельтигеры. Чусовая не перестаёт удивлять.
Материалы, использованные при подготовке статьи:
1. Путеводитель Природного Парка “Река Чусовая”. Под ред. М.Ю. Фёдорова и др., 2014 год
2. Путеводитель-лоция “Река Чусовая”. УКК, 2010 год
3. Материалы сайта о реке Чусовой, https://rekachusovaya.ru
4. А.В. Иванов. “Message: Чусовая”, 2007 год
5. П.П. Бажов. “Малахитовая шкатулка. Уральские сказы”. Свердловск, 1967 год
6. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть “Охонины брови” в сборнике “Повести и рассказы разных лет”. М., 1983 год
Автор текста: Михаил Латышев
Автор фото: МИхаил Латышев
Источник