А ты все так же лес да поле да плат узорный до бровей

А.А.Блок. Россия.

Стихотворение создано в 1908 году и входит в блоковский сборник стихов о Родине (1916). Как и большинство стихотворений Блока этого периода, оно написано любимым размером поэта – ямбом с перекрестной рифмовкой.

Особенности жанра

Стихотворение представляет собой проникновенное обращение к Родине в обрамлении путевой зарисовки, то есть сплав двух лирических жанров: признание в любви (обращение к России как к своей возлюбленной) и краткий путевой пейзаж, зарисовка.

Направление

Блок принадлежал к направлению символизма. Поэтому Россия в его стихотворении предстает в образе русской девушки. Она бедна, печальна, но прекрасна. Она поет (“твои мне песни ветровые”), она плачет (“как слезы первые любви”), она, как предчувствует поэт, отдаст свою красу чародею.

Образ России в стихотворении

Начинается произведение как путевая заметка, зарисовка впечатления от дороги: «три стертых треплются шлеи», то есть бежит тройка лошадей, и это, видимо, напоминает поэту о юных, более безмятежных в политическом смысле годах его жизни, когда он так же держал путь по сельским неровным дорогам, и Россия казалось спокойной, в воздухе еще не веяло революцией…

Но «годы золотые» — это и аллюзия на первую половину 19 века, на «золотой век» русской поэзии. В любом случае мы видим уверенность поэта в том, что с давних пор ничего не изменилось: все так же «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Старая изношенная упряжка для лошадей, плохая колея – все это быстро и точно передает образ России, которая была нищей как в «годы золотые», так остается ею и сейчас. Что же тогда придает очарования этой стране? С ней, с родиной, связаны все лучшие чувства лирического героя. Об этом мы узнаем из второй строфы:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

От избытка чувств автор повторяет название страны: «Россия, нищая Россия!» Он не боится такого повтора, в его искреннем стихе он вовсе не кажется пустым или банальным. С этим настойчивым повтором лирический герой обращается непосредственно к самой стране.

Так со второй строфы стихотворение превращается из путевой зарисовки в живой, эмоциональный разговор с ней, со своей возлюбленной, которая сумела породить в поэте первые слезы любви. Эта страна пробудила душу поэта к настоящему чувству, и более того — к осознанию своей миссии – воспевать любимое существо. Именно поэтому Россия так дорога поэту. Она для него не просто родина (место рождения, место для жизни, которое можно и поменять). Она – необходимый, живой образ, неразрывно связанный теперь с душой и с самим смыслом жизни. И поэтому уже неважно, «серые» ли у нее избы, «расхлябанные» ли колеи, «глухие» ли песни. Она всегда будет самой прекрасной несмотря ни на что.

С третьей строфы заявлено слияние судьбы поэта с судьбой России:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…(метафора)
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

“И крест свой бережно несу…”- метафора и символ одновременно. Творчество поэта и его преданность Родине – это его жизненный крест, его предназначение.

Почему поэт «не умеет» жалеть свою родину? Потому что он восхищается ею, а это взаимоисключающие чувства. Поэт полностью принял на себя ее крест, он несет его вместе с ней. И именно этот крест дает ему отныне осознание полноты своей жизни.

Читайте также:  Как оформлять брови тенями для бровей

Несение креста не вызывает у автора ассоциации с жалостью, здесь есть скорее религиозная вера в воскресение после любой гибели, любой самой позорной казни. В этом смысле строки автора – абсолютно пророческие. Россия будет обманута, отдаст свою «разбойную красу», погибнет, но воскреснет.

Очень интересный эпитет употребляет автор для описания образа России – «разбойная». Это аллюзия на революционное, бунтарское начало в родине, начиная с «разбойника» Емельяна Пугачева и заканчивая деятелями Революции. Народное слово «краса» вместо литературного «красота» тоже характерно для Блока, этот прием делает образ России максимально простым, крестьянским.

И в то же время «разбойная краса» явно противопоставлена «серым» избам. Расписные спицы, «плат узорный» – дополняют образ нищей страны яркими красками. Возникает контрастный образ России: это не только серость изб, это и блестящий мгновенный взгляд «разбойной красы»… А черты ее прекрасны:

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Стихотворение выражает пророческую веру в огромную мощь и жизнеспособность своей страны:

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как в конце его автор возвращается к начальной теме путевой зарисовки:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Парадоксальность идеи стихотворения в том, что все самое печальное в русской действительности — нищета, плохие дороги («расхлябанные колеи»), «глухая» песня, которая наполнена «тоской острожной» (то есть грустная песня о каторге) — становится основой для любви к ней и для вдохновения поэта ( И невозможное возможно, Дорога долгая легка).

Лермонтов тоже любил Россию «странною любовью» (Люблю Россию я, но странною любовью), то есть любил в ней не великое, не победы, а вещи простые и ничем не примечательные, а порой и говорящие о нищете («избу, покрытую соломой») или о других народных язвах («говор пьяных мужичков»).

У Блока та же идея доведена до крайности. Россия, по его мнению, стоит на опасном пути, будет отдана «чародею»-обманщику, но никакие беды и проблемы не затуманят ее особенной красоты. В этом состоит идея стихотворения.

Источник

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Анализ стихотворения «Россия» Александра Блока

А. Блок – своеобразный поэт со своим особым взглядом на мир. Его убеждения на протяжении всей жизни часто менялись, но неизменным оставалось одно – любовь к своей стране. В 1908 г. он написал стихотворение «Родина», в котором есть предчувствие надвигающихся ужасов революции и гражданской войны.

Читайте также:  Орифлейм тени для бровей как пользоваться

Блок относится к России без показного патриотизма и лживого приукрашивания действительности. Его отношение подобно взглядам другого знаменитого поэта и писателя – И. А. Бунина. Блок прекрасно понимает отсталость и низкий уровень развития России. На протяжении веков основной производительной силой остается малограмотное крестьянство. Цивилизация затрагивает лишь крупные города. На бескрайних российских просторах по-прежнему – «расхлябанные колеи».

Все же поэту бесконечно дорога «нищая Россия», представляющая собой огромное множество серых деревень. В ее патриархальности и неспособности к изменениям Блок видит залог устойчивости. Крепкие традиции, мешающие модернизации страны, позволяют сохранить целостность государства. Автор признает, что России в целом присущи врожденные черты русского простого народа: доброта и доверчивость. В стихотворении возникает собирательный образ России – простая русская женщина, которая обладает особой красотой и привлекательностью. Ее легко обмануть какому-нибудь «чародею», что уже не раз случалось в истории.

Но благодаря врожденному инстинкту к самосохранению Россия всегда возрождалась и собиралась с новыми силами. Поэт уверен, что стране еще не раз предстоит стать жертвой обмана, который со временем станет лишь очередной слезой в широкой реке. На удивление врагам раздавленная Россия вновь восстает в своем великом облике. Мысль автора можно считать пророческой, учитывая последующие события.

Стихотворение представляет собой философское размышление автора о судьбе своей Родины. Оно написано в форме обращения лирического героя к России. Выразительные средства подчеркивают незавидное положение страны: эпитеты («нищая», «серые»), сравнения («как слезы»). Многоточия усиливают важность размышления, его бесконечность.

В целом стихотворение «Родина» заканчивается оптимистическим выводом – «Невозможное возможно». Блок уверен, что из всех испытаний, в которые будет повергнута Россия внешними и внутренними врагами, она с честью сумеет выйти. Слабость и бедность – лишь чисто внешние показатели. В глубине страны таятся огромные силы и несгибаемый народный дух, опирающийся на многовековую историю и культуру.

  • Следующий стих → Александр Блок — Русь
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога

Читать стих поэта Александр Блок — Россия на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

4

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Вздымается конская грива…

За ветром взывают мечи…»

5

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск, и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Читайте также:  Клещ у собаки на бровей

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

1908

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первыя любви!

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну, что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

1908

«Вот он, ветер…»

Вот он, ветер,

Звенящий тоскою острожной,

Над бескрайною топью

Огонь невозможный,

Распростершийся призрак

Ветлы придорожной…

Вот, что ты мне сулила:

Могила.

Осенний день

Идем по жнивью, не спеша,

С тобою, друг мой скромный,

И изливается душа,

Как в сельской церкви темной.

Осенний день высок и тих,

Лишь слышно – ворон глухо

Зовет товарищей своих,

Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым,

И долго под овином

Мы взором пристальным следим

За летом журавлиным…

Летят, летят косым углом,

Вожак звенит и плачет…

О чем звенит, о чем, о чем?

Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костер в лугу далеком…

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

1 января 1909

«Не уходи. Побудь со мною…»

Не уходи. Побудь со мною,

Я так давно тебя люблю.

Дым от костра струею сизой

Струится в сумрак, в сумрак дня.

Лишь бархат алый алой ризой,

Лишь свет зари – покрыл меня.

Все, все обман, седым туманом

Ползет печаль угрюмых мест.

И ель крестом, крестом багряным

Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,

Помедли здесь, побудь со мной.

Забудь, забудь о страшном мире,

Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,

Как в свет зари вползает дым.

Я огражу тебя оградой —

Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой —

Кольцом живым, кольцом из рук.

И нам, как дым, струиться надо

Седым туманом – в алый круг.

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в Бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог, да столбов верстовых…

Лодки, да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла…

Соколов, лебедей в степь распустила ты —

Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

1910

Источник