2 пальца от брови устав
«Зимой и летом одним цветом»… Так говорили не только о вечнозеленом дереве, но и о военной форме в СССР. Ведь по сравнению с экипировкой американского солдата, у которого ее было не менее десяти фасонов, согласно Уставу, советскому воину позволялось менять в своем обмундировании лишь головной убор, белье да портянки. С летних на зимние.
Впрочем, даже в Советской Армии находились модники, которые не желали мириться с однообразием. Казалось бы, ну откуда взяться в армии какой-либо моде? Выдали такую же, как у всех, форму на складе – вот и носи, пока не отслужишь. Но нет, солдату ничто человеческое не чуждо. И мириться с таким однообразием защитники Отечества не желали. В 70-80-х годах стройные ряды Советской Армии начал массово косить неведомый доселе вирус военной моды.
Два пальца от бровей
Экипировка советского солдата – это вообще-то притча во языцех. Кто только не пинал наши высшие командные и тыловые органы, принимавшие на вооружение армии те или иные предметы снаряжения, экипировки и повседневного быта! Начнем с головных уборов. Манера ношения этого и любых других предметов армейского гардероба негласно регламентировалась сроком службы того или иного солдата. У старослужащих шапка должна была находиться где-то в районе «дедушкиной» макушки, а у «салабонов» – на расстоянии двух пальцев от бровей. Уходящим на дембель зимняя шапка «отбивалась» – выглаживалась, зауживалась, ушивалась и вытягивалась так, что становилась почти квадратной и очень высокой. Для этого мокрую ушанку натягивали на какую-нибудь форму, например, на стопку книг (в основном, Маркса – Энгельса, потому что они были в каждой части), и оставляли на несколько дней сушиться в каптерке (или гладили через вафельное полотенце). Кокарды иногда гнулись так, что чуть ли не складывались вдвое – металлические хлебные колосья почти сходились за красной звездой. Некоторые командиры (или «дедушки», если согнуть кокарду осмеливался «салабон») исправляли такую «неуставщину» кулаком по солдатской голове.
1975 год. Еще не дед, поэтому и козырек на фуражке как лопата
Я служил на советско-иранской границе, где летом вместо пилотки военнослужащие носили панаму. И этот вид головных уборов имел свой «апгрейд». В том виде, в котором ее положено носить по Уставу, она неважно выглядела на даже самой правильной голове. Но после доработки и заламывания на шляпе головной убор выглядел очень уж по-модному. А козырек фуражки отпарывали и пришивали новый, намного меньшего размера.
8 мая 1975 года, третий месяц на заставе “Каушут”. Панаму разрешалось носить только так, и не иначе
Модная хлорка
Главным атрибутом зимних «дембелей» была шинель. Настоящим шиком считалась особая ворсистость шинели, которая достигалась с помощью металлической щетки. Шинельное сукно расчесывалось ею до состояния мохерового пальто. Еще одним ярким атрибутом солдатского гардероба советских времен являлся, казалось бы, ерундовый подворотничок. Подшивание последнего к гимнастерке было обязательным ежедневным ритуалом армейского бытия. Для этого у каждого бойца имелся некоторый запас белого подшивного материала. «Духи» и «слоны» пришивали подворотничок, сложенный из двух-трех слоев «подшивы». К «дембелю» же подвортник толстел, становился настолько многослойным, что его уж никак иначе, как «матрасом», не называли. Мне как-то довелось видеть, как в учебке один рядовой, который не успевал подшиться перед построением, умудрился следы грязи на старом подворотничке замазать зубной пастой. Представляете, как у него потом чесалась шея?
Повседневное «хэбэ» некоторые бойцы модернизировали с помощью… хлорки. Вываренная до белизны форма, мол, наряднее и создает впечатление, что ее хозяин не один месяц провел вне казармы, пропитывая своим потом гимнастерку и отстирывая ее после дочиста. А тем, кто служил на жарком юге страны, не надо было и этого делать – постиранные гимнастерки сразу же выцветали под лучами палящего солнца. Кстати, манера ношения х/б также регламентировалась сроком службы. Одно из основных отличий «духов» от «черпаков» и прочих тотемов – способ заправки гимнастерки за ремень. Делать аккуратную складочку сзади негласные правила разрешали только более служивым воинам. Лишь старослужащие могли позволить себе «нагладить стрелку», чаще всего на спине гимнастерки – по уровню лопаток от плеча до плеча.
У развернутого знамени в/ч 2088. 26 сентября 1976 года
«Носить ремень на яй..х»
Неотъемлемая часть солдатского обмундирования – ремень. Армейским щеголям «по сроку» службы полагалось носить не традиционные для советских сухопутных войск жесткие синтетические ремни, а более мягкие кожаные. Последние по Уставу полагались только матросам и солдатам, проходящим службу за границей. Бляха на таком ремне выгибалась под стать кокарде на головном уборе и слепила своим блеском. Вот здесь все должно было быть по словам командира: «Чтоб бляха блестела, как у кота я..а!» А достигался такой эффект благодаря суконке и пасте ГОА (в обиходе – паста гойя). Главное же направление ременной моды состояло в том, что каждые полгода бойцу позволялось (разумеется, неформально) носить ремень чуть посвободнее, чем в предыдущий период службы. Например, «духам» приходилось затягивать пояс так, чтобы под него нельзя было просунуть более двух пальцев. У «дедушек» же между ремнем и животом запросто бы поместились несколько кулаков. И, как говорится, слов из песни не выбросишь, тем более из армейской – это называлось «носить ремень на яй…х».
Зверев с Юдашкиным нервно курят в сторонке
Возвращаться домой полагалось дембелям красиво, поэтому в преддверии демобилизации советские воины колдовали долгими ночами в каптерке или комнате отдыха над своей парадной формой. Дембельский костюм порой принимал такие формы и виды, что Зверев с Юдашкиным нервно курят в сторонке, завидуя счастливым обладателям этого наряда. Кстати, все делалось терпеливыми, пугливыми и осторожными руками бойцов молодого пополнения. Если во время повседневной службы желание выделиться проявлялось в виде отдельных элементов формы, то носители долгожданного статуса «ДМБ» изощрялись уже по полной программе. Среди изобилия значков на кителе на нем не хватало разве что «Золотой звезды» Героя Советского Союза. Помню, как мой товарищ, несший службу в наряде РСП (роты сопровождения поездов) увидел в вагоне дембеля-«шурупа» (так называли всех солдат с черными погонами – прим. автора), у которого на груди красовался юбилейный знак КСАПО (Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа). На вопрос, откуда награда, тот бесхитростно ответил: «Вручили за задержание нарушителя границы»… Естественно, не обходилось без аксельбанта – из парашютных строп с настоящим патроном в качестве подвески. Все это великолепие подпоясывалось белым парадным ремнем. На ногах – сапоги с укороченными до невозможности голенищами и набитым каблуком повыше. Особые эстеты подбивали каблуки вставками из победита (сверла по бетону) – чтоб искры летели.
Ефрейтор Бондаренко с иконостасом знаков и значков, а также неуставными ефрейторскими лычками на погонах
По дороге домой встречные патрули закрывали на эту красоту глаза далеко не всегда – в военных комендатурах тогда висели стенды с наглядными примерами, что не должен носить советский солдат, и патруль вполне мог содрать все его дембельские «причиндалы» и «неуставняк».
Уезжая на дембель, я на зеленые погоны с фибровыми вставками наклеил золотистую ефрейторскую лычку, но сами понимаете, что ее ширина соответствовала званию старшего сержанта. Поэтому, когда на железнодорожном вокзале в Днепропетровске меня окликнул военный патруль: «Товарищ старший сержант, предъявите документы!», я сначала не среагировал на приказ, подумав, что это обращаются не ко мне, но, быстро сообразив, показал военный билет. Хорошо, что попался патруль, который «пожалел» дембеля…
Дембельская форма, в которой я уехал домой в январе 1977 года
Многое еще чего делалось для того, чтобы затратить месяцы работы на эту дивную помесь солдатского и гусарского наряда для своего торжественного возвращения в мирную жизнь, чтобы потом дома повесить дембельскую форму в шкаф и никогда ее больше не надевать. Но ведь на такую обвешанную «орденами» грудь раньше толпами вешались девчонки – служить-то в армии было престижно…
В.Куленко
Источник
По одной из версий это пошло со средних веков: воинское приветствие – рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Или же они поднимали забрало чтобы показать свои мирные намерения.
По другой версии традиция современного военного приветствия берет начало на острове Великобритания. Во многих армиях мира младшие чины приветствовали старших, снимая шляпу, так было и в британской армии, однако к XVIII—XIX векам головные уборы солдат стали столь громоздкими, что это приветствие свелось к простому касанию козырька. Известное нам приветствие оформилось в 1745 году в полку Колдстрим — элитном гвардейском подразделении личной охраны английской королевы.
В полковом уставе гвардейцев записали: «Личному составу приказано не поднимать шляпы, когда они проходят мимо офицера или обращаются к нему, но лишь прижимать руки к шляпе и кланяться». В 1762 году устав уже шотландских гвардейцев уточняет: «Так как ничто так не обезображивает головной убор и не загрязняет шнуровки, как снятие шляпы, личному составу на будущее приказано только коротким жестом поднимать к шляпе ладонь при проходе мимо офицера». Подобное новшество вызвало определенное сопротивление, но, как видим, все-таки прижилось.
При этом большое значение придается тому, что при военном приветствии голову не наклоняют и не опускают глаз, это означает, что военнослужащие разных рангов — свободные люди, служащие одному государству. К середине XIX века военное приветствие в Великобритании претерпело новые изменения: поднесенная к головному убору (точнее, к правой брови) рука обращена ладонью вовне. Эта традиция существует по сей день.
В США руку выносят чуть вперед, как бы закрывая глаза от солнца, а ладонь смотрит в землю. На американский жест повлияли традиции британского ВМФ: еще во времена парусных кораблей моряки использовали смолу и деготь для заделки щелей в деревянных частях корабля, чтобы они не пропускали морскую воду. Руки при этом защищали белыми перчатками, но показывать грязную ладонь было недостойно, поэтому на флоте рука приветствия развернулась на 90 градусов вниз. Так же салютуют военные во Франции.
В царской России военные салютовали двумя пальцами (эта традиция осталась до сих пор в Польше), а в советской и современной российской армии честь отдают уже всей ладонью, обращенной вниз, причем средний палец смотрит в висок.
Кстати, подчеркнём деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше ритуал назывался «отдание воинской чести», то сегодня российский воинский устав как бы возвращает нас к требованиям благородных рыцарей: «душу — богу, жизнь — отечеству, сердце — даме, честь — никому!» (как говорят автор этого высказывания Л.Г. Корнилов ?). Теперь этот ритуал называется «воинское приветствие»
Согласно устава Вооруженных сил Российской Федерации все военнослужащие при встрече или обгоне обязаны приветствовать друг друга при этом должны строго соблюдать правила отдания воинского приветствия установленные строевым уставом ВС РФ.
Воинское приветствие это воплощение уважения, сплоченности, товарищества, проявление культуры.
Источник
По одной из версий это пошло со средних веков: воинское приветствие – рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Или же они поднимали забрало чтобы показать свои мирные намерения.
По другой версии традиция современного военного приветствия берет начало на острове Великобритания. Во многих армиях мира младшие чины приветствовали старших, снимая шляпу, так было и в британской армии, однако к XVIII—XIX векам головные уборы солдат стали столь громоздкими, что это приветствие свелось к простому касанию козырька. Известное нам приветствие оформилось в 1745 году в полку Колдстрим — элитном гвардейском подразделении личной охраны английской королевы.
В полковом уставе гвардейцев записали: «Личному составу приказано не поднимать шляпы, когда они проходят мимо офицера или обращаются к нему, но лишь прижимать руки к шляпе и кланяться». В 1762 году устав уже шотландских гвардейцев уточняет: «Так как ничто так не обезображивает головной убор и не загрязняет шнуровки, как снятие шляпы, личному составу на будущее приказано только коротким жестом поднимать к шляпе ладонь при проходе мимо офицера». Подобное новшество вызвало определенное сопротивление, но, как видим, все-таки прижилось.
При этом большое значение придается тому, что при военном приветствии голову не наклоняют и не опускают глаз, это означает, что военнослужащие разных рангов — свободные люди, служащие одному государству. К середине XIX века военное приветствие в Великобритании претерпело новые изменения: поднесенная к головному убору (точнее, к правой брови) рука обращена ладонью вовне. Эта традиция существует по сей день.
В США руку выносят чуть вперед, как бы закрывая глаза от солнца, а ладонь смотрит в землю. На американский жест повлияли традиции британского ВМФ: еще во времена парусных кораблей моряки использовали смолу и деготь для заделки щелей в деревянных частях корабля, чтобы они не пропускали морскую воду. Руки при этом защищали белыми перчатками, но показывать грязную ладонь было недостойно, поэтому на флоте рука приветствия развернулась на 90 градусов вниз. Так же салютуют военные во Франции.
В царской России военные салютовали двумя пальцами (эта традиция осталась до сих пор в Польше), а в советской и современной российской армии честь отдают уже всей ладонью, обращенной вниз, причем средний палец смотрит в висок.
Кстати, подчеркнём деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше ритуал назывался «отдание воинской чести», то сегодня российский воинский устав как бы возвращает нас к требованиям благородных рыцарей: «душу — богу, жизнь — отечеству, сердце — даме, честь — никому!» (как говорят автор этого высказывания Л.Г. Корнилов ?). Теперь этот ритуал называется «воинское приветствие»
Согласно устава Вооруженных сил Российской Федерации все военнослужащие при встрече или обгоне обязаны приветствовать друг друга при этом должны строго соблюдать правила отдания воинского приветствия установленные строевым уставом ВС РФ.
Воинское приветствие это воплощение уважения, сплоченности, товарищества, проявление культуры.
Есть и такие, кто считает, что обычай отдавать воинскую честь в армиях мира связан с именем знаменитого пирата Френсиса Дрейка. (ВОТ ТУТ можете подробнее почитать про историю пиратства и в частности про ДРЕЙКА).
Это конечно же больше шуточная версия, но все же 🙂
«Я ОСЛЕПЛЁН!»
Совершив в 1577-1580 гг. кругосветное плавание, Дрейк направил королеве Елизавете письмо с описанием своих подвигов. Заинтересовавшись личностью пирата, а ещё больше награбленными им сокровищами, королева посетила судно Дрейка. Когда она поднималась на борт, Дрейк, делая вид, что ослеплён её красотой (по свидетельству современников, Елизавета была на редкость уродлива), заслонил глаза ладонью.
С тех пор в английском флоте этот жест якобы стали применять для отдания чести…
СЛЕВА ИЛИ СПРАВА?
Может, оно и так, но, скорее всего, это просто красивая легенда, хотя у неё и немало сторонников. Однако давайте посмотрим, не влечёт ли необходимость отдавать честь свои неудобства.
Согласно этикету мужчина должен идти слева от женщины, так как место справа считается почётным. Если женщина берёт военнослужащего под руку, он должен быть от неё справа, чтобы иметь возможность для воинского приветствия. Лет 200-300 назад мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом — для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался идти слева от своей дамы.
Вообще мужчине правильно идти слева, потому что люди у нас чаще расходятся вправо, и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом вас, а не вашу спутницу. Этому правилу не подчиняются только военные, когда они в форме. Чтобы отдать воинское приветствие и не задеть при этом локтем спутницу, правая рука у солдата или офицера должна быть свободна. Поэтому им удобнее идти справа, а не слева.
К ПУСТОЙ ГОЛОВЕ РУКУ НЕ ПРИКЛАДЫВАЮТ?
В российской армии честь отдают только в головном уборе, а вот в американской… В Америке же честь отдают не «к пустой голове», а в любом случае. Все дело в истории. Надо учитывать, что в США сохранились в основном традиции армии Северян (как победителей), которая создавалась из добровольцев, часто одетых, вначале, в обычную одежду и не имевших строевых привычек. Отсюда и отдание чести без военной формы и головного убора, которого подчас просто не было. Соответственно, когда появилась форма, честь отдавалась прикладыванием руки к голове уже независимо от наличия головного убора.
Менялись времена, менялись нравы
Офицеры или солдаты, носившие шпагу или саблю, неважно — конные или пешие, отдавали честь поднятием оружия, приближая рукоятку к губам, затем отводили оружие вправо и вниз. Эта форма приветствия берёт начало в Средние века и связана с религией, когда рыцарь целовал рукоятку шпаги, что символизировало христианский крест. Потом это стало традицией при принятии клятвы.
Поднимать руку в приветствии вместо того, чтобы снимать шляпу, имело практическое значение. Поскольку солдаты поджигали фитили мушкетов, их руки пачкались сажей. А грязными руками снимать головной убор значило привести его в негодность. Поэтому к концу XVIII века честь стали отдавать простым поднятием руки.
В имперский период отдание чести включало не только поднесение руки к головному убору, но и разнообразные поклоны, реверансы и прочие элементы, в зависимости от чина встреченного и от места встречи.
[источники]
источники
https://www.vokrugsveta.ru/quiz/558/
https://clubs.ya.ru/4611686018427415374/replies.xml?item_no=1052
Давайте вспомним еще что нибудь Из истории ходуль или например недавно собирал Традиции смены почетных караулов. А вот интересная История кортика
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – https://infoglaz.ru/?p=36852
Источник
С помощью невербальных сигналов (жестов и движений тела оппонента) мы можем получить информацию о том, как к нам относится собеседник. Этот пункт в искусстве СИ играет одну из самых главных ролей, но почему? Ответ на это прост и понятен, всё искусство СИ строится на анализе и построении нужной тактики после собранной информации, так что стоит уделить этому особое внимание.
Собеседник заинтересован в диалоге
Если рассказ увлек собеседника, то он подсознательно будет подавать тело в вашу сторону, чтобы быть ближе к источнику информации. Заинтересованность слушателя так же обнаруживается в отсутствии жестикуляции. Искренне восхищённый вашими речами собеседник будет полностью сосредоточен на вас, пытаясь не создавать лишнего шума. Такой человек в большинстве случаев будет пристально смотреть на вас, замерев всем телом. Его брови могут быть немного приподняты, а глаза — расширены. Ещё заинтересованность можно вычислить по такому жесту: Подперание рукой подбородка, охватив ладонью щеку и поставив указательный палец на висок.
Как выявить покорность оппонента?
Человек, признающий твое полное превосходство, слегка опустит голову и будет любоваться собственными ботинками. А чтобы не выдать свое рабское самоощущение, подчиненный постарается показать, что он раскован, с помощью повторяющихся однотипных действий. Например, периодическим закидыванием руки на затылок. Так же покорность и пассивность оппонента можно определить по занятому им пространству. Если человек не уверен или готов подчиняться, то он будет занимать меньше места. Например этот человек станет горбатиться, сложит ноги вместе, сядет как можно дальше от манипулятора.
Собеседник врёт, как определить?
О том, что собеседник пытается что-то недоговорить или соврать, расскажут его неумелые жесты. Прежде всего, лжец начнет активно теребить в руках какие-то посторонние предметы: зубочистку, салфетку, ручку и так далее. Однако стоит помнить, что этот признак лжи не работает, если для повседневного поведения подозреваемого характерны такие манипуляции. Человек будет избегать взгляда глаза в глаза. А еще – время от времени отворачивать голову влево. Вообще, ложь в речи человека нужно определять отнюдь не по почесыванию носа. Ложь определяется прежде всего по “отклонениям” от нормальных жестов и характерных тонкостей построения речи.
Сексуальное влечение оппонента
- Женщины:
Признак первый – сложенные крест-накрест ноги. При этом колено верхней ноги указывает на объект желания, то есть на тебя. Во-вторых, девушка может играть с обувью (например, вертеть полуснятой туфлей). В-третьих, она поправляет прическу и одежду, и это при том, что на самом деле поправлять ничего не нужно. Так же здесь можно выделить смену позы на стуле. Женщина начинает “ёрзать”, если мужчина ей понравился
- Мужчины:
Зрительный контакт. Любой мужчина будет “подглядывать” в сторону объекта сексуального интереса. Мужчины мало чем отличаются от женщин тем, что и мужчины начинают всячески поправлять прическу, закатывать рукава, проверять дыхание на свежесть при появлении интересного объекта. Также мужчина может цеплять ремень в области живота большим пальцем, направлять ступни в сторону женщины
Как выявить утомленность и отсутствие интереса у вашего собеседника?
Незаинтересованный человек будет посматривать в разные стороны, совершать многочисленные движения, посматривать на телефон. Чем меньше движений совершает собеседник в разговоре с вами, тем более он вами заинтересован. Человек демонстрирует своё неприятие ситуации также направлением взгляда. Если он посматривает на дверь, ему скучно или ваша компания для него не особо приятна. О желании уйти также свидетельствует направленность тела и ног к выходу. Человек, который не хочет вас слушать, будет “потирать” лоб круговыми движениями, почесывать шею и как можно быстрее захочет закончить разговор, отвлекая вас на что-то другое.
Как выявить недоверие собеседника?
Если собеседник тебе недоверяет, то он скрестит ноги, будет теребить мочку уха и всячески отвлекаться от твоих слов. Если руки собеседника переплетены перед лицом, то они сигнализируют о неоправданных ожиданиях и попытке скрыть свое негативное отношение. Это объяснение так же применимо к скрещенным рукам, находящимся на столе. Человек, сильно сомневающийся в истинности ваших слов, скорее всего будет пытаться избегать прямого контакта глаз. Не составивший определённого мнения в отношении ваших слов собеседник будет повторять некие монотонные движения вроде почёсывания головы, поднесения рук к лицу, пожатия плечами. В такой ситуации он действительно сомневается и у вас ещё есть шанс склонить его к своей точке зрения. Если человек дотрагивается до рта, то он, скорее всего, уже не доверяет вам. Он сомневается в вашей искренности, и переубедить его будет довольно непросто.
Мимика
Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.
Эмоции выражаются в мимике таким образом:
- Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
- Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
- Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
- Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
- Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.
Визуальный контакт
Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.
Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:
- Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
- Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
- Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
- Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
- Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.
При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.
Интонация и тембр голоса
Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.
- Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
- Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
- Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
- Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
- Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.
Жесты и позы
Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.
Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе. Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.
- Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
- Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
- Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
- Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
- Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
- Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
- Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
- Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
- Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;
Видео о невербальных средствах общения:
Межличностное пространство
Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:
- Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
- Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
- Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
- Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.
Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.
Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.
Научитесь распознавать ложь
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
- слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
- ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
- «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
- запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
- «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
- визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
- подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
- скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
- высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
- согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
- скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
- быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
- быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
- более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
- любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
- частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми
Источник